ПОЛОЖЕНИЕ о текущем контроле и промежуточной аттестации

Государственное бюджетное профессиональное
образовательной учреждение Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»

Согласовано
на Совете техникума
06.05.2014 года

Утверждено
Приказом № 79 от 06.05.2014 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет порядок и содержание текущего контроля
знаний и промежуточной аттестации обучающихся ГБПОУ ПО «Локнянский с/х
техникум»
1.2. Положение разработано в соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012 № 273
«Об образовании в РФ», Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования», Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
среднего
профессионального
образования (ФГОС ППКРС), Уставом ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум» Система
текущего и промежуточного контроля качества обучения обучающихся
предусматривает решение следующих задач:
- оценка качества освоения обучающимися основной профессиональной
образовательной программы СПО;
- аттестация обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным
требованиям
соответствующей
основной
профессиональной
образовательной программы СПО;
- широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;
- организация
самостоятельной работы обучающихся с учетом их
индивидуальных способностей;
- поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в
управлении качеством обучения обучающихся на уровне преподавателя, методических
объединений, техникума.
1.3. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация является основным
механизмом оценки качества подготовки обучающихся (согласно требованиям ФГОС) и
формой контроля учебной работы обучающихся.
1.4. Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных
направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся.
Предметом оценивания являются знания, умения, компетенции обучающихся
техникума.
1.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по учебным
дисциплинам, профессиональным модулям в сроки, предусмотренные учебными
планами техникума и календарными графиками.
1.6. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной
аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
1.7. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующей ФГОС (текущая и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения
и освоенные компетенции, разрабатываемые образовательным учреждением
самостоятельно.
2. Текущий контроль знаний обучающихся техникума

по образовательным программам среднего профессионального образования
2.1. Текущий контроль знаний (успеваемости) проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Методы текущего контроля выбираются
преподавателем и мастером производственного обучения исходя из специфики учебной
дисциплины, профессионального модуля.
2.2. Текущий контроль знаний может иметь следующие виды:
- устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;
2

работ;

- проверка выполнения письменных домашних заданий и расчетно-графических

- проверка выполнения письменных заданий, практических и расчетнографических работ;
- защита лабораторных и практических работ;
- срезовые контрольные работы (контрольные срезы);
- обязательные контрольные работы;
- тестирование;
- контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
- отчеты по учебной и производственной практике.
Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются
самостоятельно преподавателями, мастерами производственного обучения и учебной
частью техникума.
2.3. Виды и примерные сроки проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся устанавливаются рабочей учебной программой дисциплины,
профессионального модуля.
2.4. В начале учебного года или семестра преподаватель, по своему усмотрению,
проводит входной контроль знаний обучающихся, приобретённых на предшествующем
этапе обучения
2.5. Обобщение результатов текущего контроля знаний проводится согласно
плана внутритехникумовского контроля. Результаты предоставляются в учебную часть
классными руководителями учебных групп.
2.6. Данные текущего контроля должны использоваться учебной частью,
преподавателями для обеспечения эффективной учебной работы обучающихся,
своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного
материала, совершенствования методики преподавания учебных дисциплин и
профессиональных модулей
2.7. Подготовка и проведение текущего контроля знаний и умений.
2.7.1. Для проведения текущего контроля на учебных занятиях преподаватель
использует различные методы и средства, обеспечивающие объективность
оценки знаний и умений: -устный опрос; -фронтальный опрос; -индивидуальный
опрос; -диктанты предметные и технические; -письменный, тестовый; самостоятельная работа; -викторина, деловая игра; -решение задач; -сочинения и
рефераты и т. д..
Результаты текущего контроля на учебных занятиях оцениваются по
пятибалльной системе и заносятся в учебные журналы в колонке за соответствующий
день проведения текущего контроля.
2.7.2 Содержание, темы, количество лабораторных работ и практических занятий
фиксируется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2.7.3 Практические занятия и лабораторные работы проводятся в пределах
времени, определенных учебной рабочей программой по дисциплине или
профессиональному модулю.
Оценки за выполненные работы выставляются по пятибалльной системе или в
форме зачета на отдельной странице (для практических и лабораторных работ) учебного
журнала и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
При получении неудовлетворительной оценки или невыполнения работ по
причине отсутствия на уроке обучающиеся обязаны выполнить лабораторные и
практические работы на дополнительных занятиях в сроки, устанавливаемые
преподавателем.
2.7.4 Обязательные контрольные работы
Количество
обязательных
контрольных
работ
по
дисциплине
и
междисциплинарному курсу определяется рабочим учебным планом или программой
профессионального модуля.
В ПТП преподавателей указываются количество
3

обязательных контрольных работ, содержание и сроки их проведения. Время,
выделяемое на проведение обязательной контрольной работы - один час.
Уровень освоения материала обучающимся должен соответствовать
прописанным знаниям и умениям в рабочей программе учебной дисциплины или
междисциплинарного курса.
Оценки за контрольные работы выставляются по пятибалльной системе в журнал
и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающегося. При получении
неудовлетворительной оценки за обязательную контрольную работу обучающемуся в
пределах текущего семестра и в сроки, устанавливаемые преподавателем, но не более
одной недели, предлагается выполнить новый вариант контрольной работы.
2.7.5 Срезовые контрольные работы
Срезовые контрольные работы (административные) проводятся для определения
остаточных знаний. Проведение, которых организуется под руководством заместителя
директора по учебной работе.
Варианты срезовых контрольных работ
разрабатываются
ведущими
преподавателями, обсуждаются на заседаниях методических объединений и
утверждаются заместителем директора по учебной работе. Оценки за срезовую
контрольную работу выставляются в журнале колонкой. Выполнение нового варианта
срезовой контрольной работы при получении обучающимся неудовлетворительной
оценки не допускается.
2.7.6 Самостоятельная работа обучающихся
В рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля
определяются формы и методы контроля результатов самостоятельной работы
обучающегося.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в
пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и
профессиональному модулю.
2.7.7 Практика по получению первичных профессиональных навыков (учебная)
Рабочая программа прохождения учебной практики по получению первичных
профессиональных навыков разрабатывается мастерами п/о на основании примерной
программы, рассматривается и принимается методическими объединениями,
утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе. В
соответствии с ФГОС учебная практика включается в программу профессионального
модуля.
Учебная практика проводится в пределах времени, отведенного на практику
согласно рабочему учебному плану. В период прохождения учебной практики
предусматривается текущий контроль выполнения индивидуальных заданий и уровень
освоения обучающимся приемов работы.
По итогам практики по получению первичных профессиональных навыков
(учебной) выставляется оценка по пятибалльной системе и оформляется
аттестационный лист на каждого обучающегося. Оценка выставляется мастером
производственного обучения (руководителем практики) на отдельной странице
учебного журнала и заносится в зачетную книжку обучающегося.
3. Промежуточная аттестация обучающихся техникума по ФГОС ППКРС
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в
формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном техникумом.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающегося за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:
- экзамен по отдельной дисциплине;
- комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
- зачет;
4

- дифференцированный зачет;
- курсовая работа;
3.2. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются техникумом

самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими
учебными планами, календарными графиками.
3.3. ФГОС в части государственных требований к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по профессии/специальности предусматривает объем
времени, отводимый на промежуточную аттестацию и устанавливает верхний предел
числа экзаменов, проводимых в учебном году, - не более 8 экзаменов. Количество
экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся по очной форме
получения образования не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество
зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической
культуре.
3.4. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося и ее корректировку и проводится с целью определения:
- соответствия уровня и качества подготовки специалиста ФГОС СПО в части
Государственных требований;
- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду
дисциплин;
- сформированности умений применять полученные теоретические знания при
решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
- наличия умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.
3.5. Планирование промежуточной аттестации
3.5.1. Рабочий
учебный
план,
разработанный
учебным
заведением
самостоятельно, устанавливает количество и наименование дисциплин для
промежуточной аттестации в форме экзамена, комплексного экзамена по двум или
нескольким дисциплинам, контрольной работы по отдельной дисциплине, зачета по
отдельной дисциплине, курсовой работы.
3.5.2. На промежуточную аттестацию в форме экзаменов отводится не более 2
недель (72 часов) в семестр, если в семестре не предусмотрена промежуточная
аттестация в форме экзамена, то данная неделя переносится на следующий семестр.
Если учебные дисциплины и/или
профессиональные модули изучаются
концентрировано,
рекомендуется
проводить
промежуточную
аттестацию
непосредственно после завершения их освоения. При рассредоточенном изучении
учебных дисциплин и/или профессиональных модулей допустимо сгруппировать 2
экзамена в рамках одной календарной недели, при этом следует предусмотреть не менее
2 дней между ними. Это время может быть использовано на самостоятельную
подготовку к экзаменам или на проведение консультаций.
3.5.3. Учебные дисциплины и профессиональные модули, в т.ч. введенные за счет
часов вариативной части ОПОП, являются обязательными для аттестации элементами
ОПОП, их освоение должно завершаться одной из возможных форм промежуточной
аттестации (для общепрофессиональных дисциплин, дисциплин циклов ОГСЭ и ЕН,
профессиональных модулей возможны дополнительные промежуточные аттестации по
усмотрению образовательного учреждения).
3.3.4. Промежуточная аттестация по составным элементам программы
профессионального модуля: по междисциплинарным курсам - дифференцированный
зачет или экзамен, по учебной и производственной практике - дифференцированный
зачет проводится по усмотрению образовательного учреждения при соблюдении
ограничений на количество экзаменов и зачетов в учебном году. Не рекомендуется
проводить промежуточную аттестацию по составным элементам профессионального
модуля (МДК или учебной и производственной практике), если объем обязательной
аудиторной нагрузки по ним составляет менее 32 часов. Если модуль содержит
несколько МДК, по выбору образовательного учреждения возможно проведение
комплексного экзамена или дифференцированного зачета по всем МДК в составе этого
5

модуля. При этом рекомендуется учитывать результаты текущих форм контроля по
каждому из МДК, использовать рейтинговые и/или накопительные системы
оценивания.
Вывод о том, что освоен или не освоен профессиональный модуль,
определяется по результатам средней оценки, входящей в профессиональный модуль
МДК.
3.6. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной
дисциплине
3.6.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольной работы
по отдельной дисциплине, объем контрольной работы самостоятельно разрабатываются
предметно- цикловыми комиссиями. Зачет, дифференцированный зачет и контрольная
работа проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.
3.6.2. При проведении зачета уровень подготовки обучающегося фиксируется в
журнале словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета уровень
подготовки обучающегося оценивается в баллах; 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3
(«удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), что фиксируется в журнале и
зачетной книжке (кроме «неудовлеторительно»). Оценка дифференцированного зачета
является окончательной оценкой по учебной дисциплине за данный семестр.
3.7. Подготовка к экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум
или нескольким дисциплинам
3.7.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных
графиком учебного процесса рабочего учебного плана. На каждую экзаменационную
сессию составляется утверждаемое директором техникума расписание экзаменов,
которое доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за две
недели до начала сессии.
3.7.2. К экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или
нескольким дисциплинам допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все
лабораторные работы и практические задания, курсовые работы по данной дисциплине
или дисциплинам.
3.7.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной
группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами
должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в
первый день экзаменационной сессии.
3.7.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы
учебной дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и
темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых
теоретических знаний.
Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на
экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на
методических цикловых комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной
работе не позднее, чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических
задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач,
необходимых для составления экзаменационных билетов.
На основе разработанного и объявленного обучающимся перечня вопросов и
практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются
экзаменационные билеты, содержание которых до обучающихся не доводится. Вопросы
и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны
быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть
применены тестовые задания.
3.7.5. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или
смешанная) устанавливается техникумом в начале соответствующего семестра и
доводится до сведения обучающихся.
3.7.6. Основные условия подготовки к экзамену:
6

- Техникум определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного
характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к
использованию на экзамене.
- В период подготовки к экзамену могут проводиться консультации по
экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на
консультации.
- К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
экзаменационные билеты (экзаменационные материалы); наглядные пособия,
материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники,
разрешенные к использованию на экзамене; экзаменационная ведомость.
3.8. Проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум
или нескольким дисциплинам
3.8.1. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На
выполнение задания по билету обучающемуся отводится не более 1 академического
часа.
3.8.2. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные
занятия по данной дисциплине в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена
предусматривается не более одной трети академического часа на каждого
обучающегося, на сдачу письменного экзамена - не более четырех часов на учебную
группу.
Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам принимается, как
правило, теми преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам в
экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более половины
академического часа на каждого обучающегося, на сдачу письменного экзамена - не
более трех часов на учебную группу.
3.8.3. В критерии оценки уровня подготовки обучающегося входят:
- уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной
программой по дисциплине (дисциплинам);
- умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении
практических
задач;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
3.8.4. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную
книжку обучающегося (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в
том числе и неудовлетворительные). Экзаменационная оценка по дисциплине за данный
семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего
контроля по дисциплине.
3.8.5. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по
которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения
оценки допускается повторная сдача не более одного экзамена или
дифференцированного зачета в семестр.
3.8.6. На последнем курсе обучения допускается повторная сдача не более двух
экзаменов или дифференцированных зачетов с целью повышения оценок по отдельным
учебным дисциплинам, изучавшимся на 1 - 4 курсах, в срок до выхода на
преддипломную практику или стажировку.
3.9 Обучающемуся, использующему в ходе экзамена неразрешенные источники и
средства для получения информации, выставляется неудовлетворительная оценка.
3.10. В случае неявки обучающегося на экзамен, преподавателем делается в
экзаменационной ведомости отметка «не явился».
3.11. С целью контроля, обмена опытом на экзамене могут присутствовать
администрация техникума, преподаватели. Присутствие на экзамене посторонних лиц
без разрешения директора техникума не допускается.
7

3.12. Хорошо успевающим обучающимся,
выполнившим лабораторные,
практические и курсовые работы по дисциплинам текущего семестра и не имеющим
задолженности по дисциплинам, невыносимым на экзаменационную сессию, может
быть разрешена сдача экзаменов досрочно с согласия экзаменатора, без освобождения
обучающихся от текущих учебных занятий. Досрочная сдача разрешается только при
наличии допуска заместителя директора по УР. Запись сдачи экзамена в зачетной
книжке и разрешении на сдачу экзамена фиксируется фактической датой сдачи. Все
разрешения собираются преподавателем, прикрепляются к экзаменационной ведомости
и сдаются преподавателем в учебную часть.
3.14. По практике по профилю профессии и преддипломной практике
проставляются дифференцированные зачеты руководителем практики.
3.15. Состав, содержание, оформление и защита отчета по практике по профилю
профессии и преддипломной практике
3.15.1 Состав, содержание и оформление отчета по практике
Отчет по практике является одной из основных форм контроля учебной работы
обучающихся.
Оформление обучающимся отчета по практике проводится с целью:
-систематизации и закрепления полученной информации по профессиональной
деятельности;
- углубления профессиональных знаний по профессии/специальности;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности,
организованности;
- подготовки к итоговой государственной аттестации.
Отчет по практике сдается обучающимся в сроки, определенные графиком
учебного процесса, в последний день практики.
Рабочая программа по практике разрабатывается мастерами п/о техникума,
рассматриваются и принимаются методическими комиссиями, утверждаются зам.
директора по учебно-производственной работе.
Состав, содержание и оформление отчета по практике определяется
методическими рекомендациями, разработанные техникумом.
3.15.2 Защита и хранение отчета по практике по профессии/специальности
Защита отчета по практике является обязательной и проводится за счет объема
времени, предусмотренного на проведение практики.
Отчет по практике оценивается по пятибалльной системе. Оценка выставляется с
учетом наблюдений за самостоятельной работой практиканта, выполнения
индивидуальных заданий и предварительной оценки руководителя практики от
организации.
Выполненные обучающимися отчеты хранятся 1 год в архиве.
3.16. Обучающиеся переводятся на следующий курс при наличии оценок не ниже
«удовлетворительно» по всем учебным дисциплинам данного курса и
дифференцированных зачетов по всем видам практики.
3.17 Экзаменационная сессия обучающемуся может быть продлена приказом
директора техникума при наличии уважительных причин:
а) болезнь, подтвержденная справкой лечебного учреждения;
б) иные непредвиденные и установленные обстоятельства, не позволившие
обучающемуся прибыть на экзамен.
3.18. Документы о болезни, другие документы, дающие право на академический
отпуск или продление экзаменационной сессии, должны быть представлены до или в
первые дни экзаменационной сессии. Если обучающийся сдавал экзамен и получил
неудовлетворительную оценку, документы о его болезни в дни, предшествующие
данному экзамену, не могут служить основанием для аннулирования
неудовлетворительной оценки.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку при второй пересдаче
экзамена, направляются на сдачу экзамена комисии, созданной приказом директора из
8

преподавателей и администрации техникума. Обучающиеся, не сдавшие экзамен
комиссии, приказом директора техникума отчисляются
3.19. Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку при второй
пересдаче экзамена, направляются на сдачу экзамена комиссии, созданной приказом
директора из преподавателей и администрации техникума. Обучающиеся, не сдавшие
экзамен комиссии, приказом директора техникума отчисляются.
3.20. Экзаменационные и зачетные ведомости и экзаменационные материалы
хранятся в учебной части.
3.21. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному
или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаются академической задолженностью.
3.22. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
3.23.
Образовательные организации, родители (законные представители)
несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся
общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия
обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за
своевременностью ее ликвидации.
3.24. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включаются время
болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по
беременности и родам.
3.25. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной
организацией создается комиссия.
3.26. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение
промежуточной аттестации.
3.27. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий
курс условно.
3.28. Обучающиеся
по основным профессиональным образовательным
программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по
добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

9


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».