Государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» на базе основного общего образования с получения среднего общего образования Квалификации: Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ; Водитель автомобиля. Форма подготовки - очная Нормативный срок обучения -3года 10 месяцев п.Локня - 2021 Рабочая образовательная программа (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) 110800.01. Мастер сельскохозяйственного производства (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 855), входит в состав укрупненной группы профессий 35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство по направлению подготовки СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Разработчики: Юров Александр Петрович- Заместитель директора по УПР ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум» Фёдорова Нина Михайловна – председатель методической комиссии ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум» Журихин Александр Александрович - мастер производственного обучения 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Нормативная правовая основа разработки профессиональной образовательной программы (далее - программа) составляют: − Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); − Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 110800.01. Мастер сельскохозяйственного производства, (приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 855 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства" Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. С изменениями и дополнениями от: 9 апреля 2015 г.) − Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (С изменениями и дополнениями от:14 мая 2014 г., 18 ноября 2015 г., 25 ноября 2016 г., 3 декабря 2019 г., 20 января 2021 г.); − Приказ Министерства просвещения РФ № 762 от 24.08.2023 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями на 20 декабря 2022 года); − Приказ Министерство просвещения Российской Федерации N 800 от 8 ноября 2021 г. «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Министерство просвещения российской федерации N 885/390 от 5 августа 2020 года «О практической подготовке обучающихся»(с изменениями на 18 ноября 2020 года). − Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. N 438). Требования к поступающим Лица, поступающие на обучение по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства должны иметь основное общее или среднее общее образование. 1.2. Нормативный срок освоения программы: . Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1. Таблица 1 Наименование квалификации Нормативный по Общероссийскому срок освоения ОПОП Образовательная (профессий классификатору профессий рабочих, при очной форме база приема должностей служащих и тарифных получения 1 разрядов) (ОК 016-94) образования 3 год 10мес.2 на базе основного Оператор животноводческих комплексов общего образования и механизированных ферм Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Водитель автомобиля 1.1. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессиональногообразования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, составляет 199 недель из расчета: Теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) в том числе: 107 нед. Учебная практика и производственная практика (практическая подготовка) Промежуточная аттестация 48нед. Государственная итоговая аттестация Каникулярное время 2нед. 35 нед. 7 нед. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и результаты освоения программы 2.1 Область и объекты профессиональной деятельности 2.1.1 Область профессиональной деятельности выпускника: - выполнение механизированных работ в растениеводстве и животноводстве, 2. техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения. 2.1.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника: тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины; прицепные и навесные устройства; оборудование животноводческих ферм и комплексов; механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения; автомобили категорий "В" и "С"; инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования; технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования. технологические процессы в растениеводстве и животноводстве; сельскохозяйственные животные и растения; сырье и продукция растениеводства и животноводства. Виды профессиональной деятельности и компетенции выпускника Обучающийся по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства готовится к следующим видам профессиональной деятельности: 2.2 ВПД.1 Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур. ВПД 2. Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ВПД 3. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования. ВПД 4. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров. 2.2.1. Выпускник, освоивший ППКРС СПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 2.2.1.1. Выпускник, освоивший ППКРС СПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ВПД.1 Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур. ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства. ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве. ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. ВПД.2 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования. ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов. ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их. ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование. ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. ВПД.3 Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности. ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных. ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ВПД.4 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров ПК 4.1. Управлять автомобилями категорий "В" и "С". ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы. ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно- транспортного происшествия. Оценка качества подготовки Оценка качества освоения программы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, включает текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. 2.3.1 Текущий контроль знаний, промежуточная проводится образовательным учреждением по результатам освоения программ учебных дисциплин: ОП.01. Основы инженерной графики ОП.02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ, ОП.03. Техническая механика с основами технических измерений, ОП.04. Основы электротехники ОП.05. Основы агрономии, ОП.06. Основы зоотехнии , ОП.07. Экономические и правовые основы производственной деятельности, ОП.08. Экологические основы природопользования, ОП.09. Основы микробиологии, санитарии и гигиены, ОП.10. Безопасность жизнедеятельности, профессиональных модулей ПМ.01Выполнение механизированных работ в растениеводстве , ПМ.02Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования , ПМ.03Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах , ПМ.04Транспортировка грузов и перевозка пассажиров . Формы и условия проведения текущего контроля знаний и итоговой аттестации по профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущейпрофессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели. 2.3.2 Государственная итоговая аттестация ( далее ГИА) включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию профессионального модуля. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой ГИА. Программа ГИА, содержащая формы, условия проведения и защиты выпускной квалификационной работы, разрабатывается аттестационными (квалификационными) комиссиями и утверждается руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения обучающихся за полгода до ГИА.. К ГИА допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами аттестационной комиссии проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных компетенций в соответствии с критериями, утвержденными образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Членами аттестационной комиссии по медиане оценок освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций определяется интегральная оценка качества освоения 2.3. ППКРС по профессии. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и получившим положительную оценку на аттестации, образовательные учреждения выдают документы установленного образца. 4. Материально- техническое обеспечение реализации ППКРС ППКРС обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация ППКРС обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Образовательная организация при реализации ППКРС, должна располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально- техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Для реализации программы ППКРС имеется следующий Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: инженерной графики; материаловедения; технической механики; агрономии; зоотехнии; экологических основ природопользования; управления транспортным средством и безопасности движения; безопасности жизнедеятельности и охраны труда. Лаборатории: технических измерений; электротехники; механизации сельскохозяйственных работ; тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин; оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм; автомобилей; микробиологии, санитарии и гигиены; технологии производства продукции растениеводства; технологии производства продукции животноводства. Мастерские: слесарная мастерская; пункт технического обслуживания. Тренажеры, тренажерные комплексы: тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством. Полигоны: учебно-производственное хозяйство; автодром, трактородром; гараж с учебными автомобилями категорий "В" и "С". Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. Реализация ППКРС должна обеспечивать выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; Кадровое обеспечение реализации ППКРС Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.