1 Рабочая программа учебного предмета по выбору УПВ.03У Биология по профессии СПО 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Профиль: технический Трудоемкость Из них аудиторной нагрузки В том числе: Уроков Практических занятий Самостоятельной работы Форма промежуточной аттестации 315 часов 210 часов 162 часа 46 часов 105 часов Дифференцированный зачет – 2 часа Составитель программы: Аксёнова Л.В. 2021 год 2 Оглавление 1. Пояснительная записка ………………………………………………... 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «УПВ.03У Биология» ………………………………………………………………..4 3. Содержание учебного предмета «УПВ.03У Биология» …………12 4. Тематический план учебного предмета «УПВ.03У Биология» …….. 17 5. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «УПВ.03У Биология»……………………………………………….. …….32 6. Контроль и оценка освоения учебного предмета «УПВ.03У Биология» …34 3 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «УПВ.03У Биология» разработана на основании требований ФГОС СОО для реализации образовательной программы 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Учебный предмет «УПВ.03У Биология» входит в общеобразовательный цикл, подцикл: учебные предметы по выбору и читается на втором курсе (78 часов) и на третьем курсе обучения (132 часа) Организация разработчик: ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Разработчик: Аксёнова Л.В., преподаватель естественных наук общеобразовательного цикла, высшая категория 4 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «УПВ.03У Биология» В результате изучения учебного предмета «УПВ.03У Биология» студент должен сформировать следующие результаты Предметные: Требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать: Требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: ПР1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях; ПР2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований; ПР3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; ПР4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата; ПР5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. 5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований. 5 Личностные: Код Формулировка из ФГОС СОО ЛР 1 - российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР 4 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ЛР 5 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Уточненный личностный результат для учебного предмета «УПВ.03У Биология» - сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, осознание значимость науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира - познавательный интерес к биологии - готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ЛР 6 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; ЛР 7 - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; ЛР 9 - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР - эстетическое отношение к миру, включая 10 эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения ЛР 11 - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, - навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности (групповая деятельность) - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию - осознание важности получения знаний - эстетическое восприятие объектов природы 6 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; ЛР 12 - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; ЛР 14 - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью; - способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде - готовность к практической деятельности экологической направленности: исследованию природы, занятием сельскохозяйственным трудом, художественно-эстетическому отражению природы, участию в природоохранной деятельности - принятие ответственности за свои действия по отношению к природе 7 Метапредметные: Код Формулировка из ФГОС СОО Адаптированны е к биологии метапредметны е результаты Универсальны е учебны е действия (УУД) МР 1 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; МР 2 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты (групповые занятия) Познавательные: - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; Регулятивные: - оценивать соответствие результата цели и условиям; Познавательные: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - эффективно запоминать и систематизировать информацию Коммуникативные: - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии 8 с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; МР 3 - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - владение навыками познавательной, учебноисследовательской; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Познавательные: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; - эффективно запоминать и систематизировать информацию 9 МР 4 - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Познавательные: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; - эффективно запоминать и систематизировать информацию Регулятивные: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; 10 - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии - оценивать соответствие результата цели и условиям; МР 5 МР 8 МР 9 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; Познавательные: - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; Коммуникативные: - умение высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых Регулятивные: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; Коммуникативные: - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 11 и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии - осуществлять рефлексию и коррекцию результатов своей деятельности - умение анализировать результаты своей работы на уроке - оценивать соответствие результата цели и условиям; 12 3.Содержание учебного предмета «УПВ.03У Биология» Введение (8 часов) Содержание темы: Биология как наука. Краткая история развития биологии. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Систематика и классификация. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Входной срез знаний Практическое занятие №1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов» (2 часа) Демонстрации Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы. Раздел 1. Учение о клетке (50 часов) Тема 1.1. Клетка — структурная я функциональная единица живых организмов – 4 часа Содержание темы: Цитология – наука о клетке. Краткая история изучения клетки. Современная клеточная теория строения организмов. Проверочная тестовая работа. Тема 1.2. Химическая организация клетки – 12 часов Содержание темы: Материальное единство окружающего мира и химическая организация клетки. Биологическое значение химических элементов. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Вода и минеральные соли и их роль в клетке. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, аденозинтрифосфорная кислота и их роль в клетке. Витамины и их классификация. Проверочная тестовая работа. Практическое занятие № 2 «Нуклеиновые кислоты. Решение цитологических задач» (2 часа) Тема 1.3. Строение и функции клетки – 12 часов Содержание темы: Прокариотические клетки: строение и обмен веществ прокариот, образование спор, размножение. Эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Проверочная тестовая работа. Практическое занятие № 3 «Микроскопия. Устройство светового микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Техника безопасности при работе с микроскопом. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» (2 часа) Практическое занятие №4 «Строение эукариотической клетки. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Основные части и органоиды клетки, их функции» (2 часа) Практическое занятие №5 «Сходство и различие в строении клеток растений. животных, грибов и прокариот» (2 часа) Тема 1.4. Вирусы – 4 часа Содержание темы: Вирусы как неклеточная форма жизни. История открытия, особенности строения и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД, короновирусная инфекция и др.). Проверочная тестовая работа. Практическое занятие №6 «Короновирусная инфекция. Изготовление листовок о мерах профилактики инфекционного заболевания» (2 часа) Тема 1.5. Питание клетки – 2 часа Содержание темы: Способы питания клетки. Автотрофы и гетеротрофы и их виды. Тема 1.6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке – 8 часов Содержание темы: Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Энергетический обмен в клетке. Диссимиляция. Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный, кислородный. 13 Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза: световая, темновая. Фотосистемы. Проверочная тестовая работа. Практическое занятие №7 «Биосинтез белка. Решение цитологических задач» (2 часа) Тема 1.7. Жизненный цикл клетки – 8 часов Содержание темы: Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Фазы митоза. Цитокинез. Практическое занятие №8 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах» (2 часа) Контрольная работа №1 Демонстрации Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Фотосинтез Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз. Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие (20 часов) Тема 2.1. Размножение организмов – 6 часов Содержание темы: Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Проверочная тестовая работа. Практическое занятие №9 «Способы вегетативного размножения у растений» (2 часа) Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма - 14 часов Содержание темы: Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Проверочная тестовая работа. Практическое занятие № 10 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» (2 часа) Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Практическое занятие №11 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии» (2 часа) Контрольная работа №2 Демонстрации Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных. Практическое занятия Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. 14 Раздел 3. Основы генетики и селекции (40 часов) Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости – 26 часов Содержание темы: Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Проверочная тестовая работа Практическое занятие №12 «Решение генетических задач» (4 часа) Практическое занятие № 13 «Анализ фенотипической изменчивости» (2 часа) Практическое занятие № 14 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой» (2 часа) Тема 3.2. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 14 часов Содержание темы: Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Проверочная тестовая работа. Контрольная работа №3 Демонстрации Моногибридное и дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение (36 часов) Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле – 4 часа Содержание темы: Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Проверочная тестовая работа. Тема 4.2. История развития эволюционных идей – 8 часов Содержание темы: Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Проверочная тестовая работа. Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция – 24 часа Содержание темы: Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Приспособления организмов. Стадии видообразования. Аллопатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. 15 часа) Практическое занятие № 15 «Сравнение видов по морфологическому критерию» (2 Практическое занятие № 16 «Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)» (2 часа) Контрольная работа №4 Демонстрации Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Раздел 5. Происхождение человека (10 часов) Тема 5.1.Антропогенез – 12 часов Содержание темы: Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. Практическое занятие №17 «Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека» (2 часа) Контрольная работа №5 Демонстрации Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы. Раздел 6. Основы экологии (40 часов) Тема 6.1. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой – 22 часа Содержание темы: Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Практическое занятие №18 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе» (2 часа) Практическое занятие № 19 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)» (2 часа) Практическое занятие № 20 «Решение экологических задач» (2 часа) Тема 6.2. Биосфера — глобальная экосистема – 6 часов Содержание темы: Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Проверочная тестовая работа. Практическое занятие № 21 «Изучение изменений круговорота углерода в процессе эволюции биосферы» (2 часа) Тема 6.3. Биосфера и человек – 12 часов Содержание темы: Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Практическое занятие № 22 «Оценка антропогенных изменений в природе» (2 часа) Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. 16 Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России. Раздел 7. Бионика (4 часа) Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики – Содержание темы: Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Практическое занятие №23 «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных» (2 часа) Дифференцированный зачет - 2 часа Демонстрации Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике. 17 4. Тематический план учебного предмета «УПВ.03У Биология» Ур Содержание учебного материала. Введение – 8 часов + 2 часа самостоятельной работы 1-2 Комбинированный урок: Биология как наука. Краткая история развития. Тестирование 2 3 Комбинированный урок: Признаки живых организмов. Тестирование 4 5 6 7-8 Кр Ср 1 1 Комбинированный урок: Уровни организации живой природы. Тестирование 1 О.и. стр.6-14 2 Комбинированный урок: Значение биологии при освоении профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» Беседа по профориентации «Мой выбор» Урок контроля знаний: Входной срез знаний 1 О.и. стр.6-14, конспект 1 Вариант задания 2 Инструктивная карта 2 1 Практическое занятие № 1 Использование различных методов при изучении биологических объектов Раздел 1. Учение о клетке – 50 часов 910 Пз Урове нь освоен ия Основной источник: В.Б. Захаров, Н.И. Романова, Е.Т. Захарова Биология (10-11 классы), М, «Русское слово», 2021, стр.6-14 О.и. стр.6-14 Внеаудиторная самостоятельная работа: эссе «Я и природа» Тема 1.1. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов(4 + 2) Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Цитология. Краткая история изучения клетки 2 1 2 33 2 14 3 22 О.и. стр.56-59 1 ЛР ЛР1 ЛР4, ЛР5, ЛР9, ЛР10 ЛР4, ЛР5, ЛР9, ЛР10 ЛР14 ЛР4, ЛР5, ЛР9 ЛР10, ЛР14 ЛР4, ЛР9 18 Ур Содержание учебного материала. 11 Комбинированный урок: Современная клеточная теория строения организмов. 12 Урок развивающего контроля: Проверочная тестовая работа Пз 1314 Урок-лекция: Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Ср 1 Урове нь освоен ия 2 ЛР4, ЛР9 Вариант задания 2 ЛР4, ЛР9 ЛР5 О.и. стр.17-19 2 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Вода – основа жизни» ЛР О.и. стр.56-59 2 2 ЛР4, ЛР9 2 1516 Урок-лекция: Органические вещества: углеводы, жиры, 2 О.и. стр.25-27 2 ЛР4, ЛР9 1718 Комбинированный урок: Белки и их функции в клетке. Ферменты. 2 О.и. стр.19-25 2 ЛР4, ЛР9 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Качественные реакции на белки» 1920 Комбинированный урок: Нуклеиновые кислоты: виды, особенности строения, функции. 2122 Практическое занятие № 2 «Нуклеиновые кислоты. Решение цитологических задач» 23 Комбинированный урок: Аденозинтрифосфорная кислота. 24 Комбинированный урок: Витамины и их классификация. Проверочная тестовая работа Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Особенности строения молекулы ДНК. Криминалистика» 2 2 2526 Комбинированный урок: Строение прокариотических клеток. Тестирование ЛР5, ЛР9 О.и. стр.27-31 2 2 Инструктивная карта конспект 2 1 конспект 2 4 2 2 ЛР4, ЛР9 ЛР5 1 Внеаудиторная самостоятельная работа: Решение цитологических задач Тема 1.3. Строение и функции клетки (12 + 4) Кр 1 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Современные методы исследования клетки» Тема 1.2. Химическая организация клетки (12 +8) Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. ЛР4, ЛР9 ЛР4, ЛР9 ЛР9 ЛР9, ЛР7 О.и. стр.32-36 2 ЛР4, ЛР9 19 Ур Содержание учебного материала. 2728 Комбинированный урок: Строение эукариотических клеток. Тестирование Практическое занятие №3 «Микроскопия. Устройство светового микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Техника безопасности при работе с микроскопом. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Практическое занятие №4 «Строение эукариотической 31клетки. Наблюдение клеток растений и животных под 32 микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Основные части и органоиды клетки, их функции» Практическое занятие №5 «Сходство и различие в 3334 строении клеток растений. животных, грибов и прокариот» 35 Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений. Урок развивающего контроля: Проверочная тестовая 36 работа Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить кроссворд по теме «Клетка» 37Комбинированный урок: Вирусы. Проверочная тестовая 38 работа 39Практическое занятие №6 «Короновирусная инфекция» 40 Изготовление листовок о мерах профилактики инфекционного заболевания (групповая работа) Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Вирусные заболевания» Пз Кр Ср 2 2930 Тема 1.4. Вирусы (4 + 2) Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Урове нь освоен ия ЛР О.и. стр.36-50 2 ЛР4, ЛР9 2 Инструктивная карта 3 ЛР5, ЛР9 2 Инструктивная карта 3 ЛР5, ЛР9 2 Инструктивная карта 3 ЛР5 2 ЛР7 1 1 Вариант задания 4 2 2 ЛР5 О.и. стр.59-63 2 Инструктивная карта 3 ЛР4, ЛР9 ЛР5 ЛР9 2 Тема 1.5. Питание клетки (2) 4142 Комбинированный урок : Способы питания клетки 2 конспект 2 ЛР4, ЛР9 Тема 1.6. Обмен веществ в клетке (8 часов + 2) 43 Урок-лекция: Обмен веществ 1 конспект 2 44 Урок-лекция: Пластический обмен. Биосинтез белка 1 О.и. стр.64-68 1 4546 Практическое занятие №7 «Биосинтез белка. Решение цитологических задач» Инструктивная карта 3 ЛР4, ЛР9 ЛР4, ЛР9 ЛР5 2 20 Ур Содержание учебного материала. 4748 4950 Тема 1.7. Жизненный цикл клетки (8 + 2) Урок-лекция: Пластический обмен. Фотосинтез. Проверочная тестовая работа Урок-лекция: Энергетический обмен веществ. Стадии энергетического обмена, место и условия протекания. Синтез АТФ. Проверочная тестовая работа Внеаудиторная самостоятельная работа: Сообщение по теме "Значение фотосинтеза для хозяйственной деятельности человека", 51Урок освоения новых знаний: Жизненный цикл клетки. 52 Митоз. 5354 Практическое занятие №8 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах» 5556 Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений по разделу «Учение о клетке» 57Контрольная работа №1 58 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение по теме «Интересные факты о делении клетки» Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов – 20 часов Тема 2.1. Размножение организмов (6 + 2) 59Комбинированный урок: Половое и бесполое размножение. 60 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Партеногенез» 61Урок-лекция: Мейоз 62 6364 Практическое занятие №9 «Способы вегетативного размножения у растений» Внеаудиторная самостоятельная работа: Сообщение по теме «Особенности оплодотворения у растений» Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Пз Кр Ср Урове нь освоен ия 2 О.и. стр.71-7 5 1 2 О.и. стр.68-71 2 2 2 2 Инструктивная карта ЛР4, ЛР9 ЛР5 2 ЛР4, ЛР9 2 Вариант задания 2 14 ЛР4, ЛР9 ЛР4, ЛР9 ЛР9, ЛР6 О.и. стр.50-55 2 ЛР 4 2 ЛР6 15 2 О.и. стр.76-83 2 ЛР4, ЛР9 О.и. стр.83-88 2 ЛР4, ЛР9 2 2 2 Инструктивная карта 2 ЛР5 ЛР9 21 Ур Содержание учебного материала. Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (14 + 6) 6566 Урок-лекция: Эмбриональное развитие организма 6768 Практическое занятие № 10 « Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Пз Кр Внеаудиторная самостоятельная работа: кроссворд по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 75Обобщение и повторение материала по разделу 76 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие» 77Контрольная работа№2 78 Ср 2 О.и. стр.93-97 2 Урове нь освоен ия 2 Инструктивная карта Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Влияние алкоголя, наркотиков и никотина на развитие зародыша» 69Комбинированный урок: Постэмбриональное развитие. 70 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Постэмбриональное развитие человека» 71Урок-лекция: Индивидуальное развитие человека. 74 Лекция-презентация «Чудо рождения жизни» Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. ЛР ЛР4, ЛР9 ЛР5 4 2 О.и. стр.97-100 2 ЛР4, ЛР9 конспект 2 ЛР4, ЛР9, ЛР11, ЛР12 ЛР5 3 ЛР7 4 4 3 2 2 Вариант задания 2 2 курс – 78 часов (из них теоретических уроков - 52 часа, практических занятий – 20 часов, контрольных работ - 6, ) самостоятельной работы – 39 часов Раздел 3. Основы генетики и селекции – 40 часов Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости (28 часов + 7980 Урок лекция: Генетика как наука. Генетическая терминология и символика Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Вклад русских ученых в развитие генетики» 30 8 2 28 2 О.и. стр.108-113 4 2 ЛР4, ЛР9 ЛР1 22 Ур Содержание учебного материала. 14) 8182 Комбинированный урок: Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Оформление генетических задач. Пз 8586 8788 8990 9194 Комбинированный урок: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание Комбинированный урок: Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Закон Моргана. Решение задач (групповая работа) Комбинированный урок: Сцепленное с полом наследование. Половые хромосомы. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Решение задач Урок-лекция: Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Практическое занятие №11« Решение генетических задач» Урок-лекция: Наследственная изменчивость. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Ср О.и. стр.114-119 Урове нь освоен ия 2 2 ЛР ЛР4, ЛР9 ЛР4 2 О.и. стр.120-124 2 ЛР4, ЛР9 2 О.и. стр.124-130 2 2 О.и. стр.130-135 2 ЛР4, ЛР9, ЛР7 ЛР4, ЛР9 2 конспект 1 ЛР4, ЛР9 Инструктивная карта 3 ЛР5 4 Внеаудиторная самостоятельная работа: составление кроссворда по генетической терминологии 9596 Кр 2 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Жизнь и деятельность Г. Менделя» 8384 Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. 4 2 ЛР6 О.и. стр.137-141 2 ЛР4, ЛР9 23 Ур Содержание учебного материала. Пз Кр Ср Урове нь освоен ия ЛР 9798 Урок изучения нового материала: Виды мутаций. Классификации мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации; соматические и генеративные мутации; нейтральные, полезные и вредные мутации 2 О.и. стр.139-140 2 ЛР4, ЛР9 99100 101102 Комбинированный урок: Ненаследственная изменчивость 2 О.и. стр.135-137 2 Практическое занятие №12 « Анализ фенотипической изменчивости» 2 Инструктивная карта 3 ЛР4, ЛР9 ЛР5 103104 Практическое занятие № 13 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой» 2 Инструктивная карта 3 ЛР5 105106 Урок закрепления и применения знаний для решения генетических задач. Проверочная тестовая работа 1 ЛР6 ЛР7 2 Внеаудиторная самостоятельная работа: Сообщение по теме «Проблемы генетической безопасности» Тема 3.2. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (12 + 14) Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. 107108 Урок изучения нового материала: Селекция как наука. Предмет, задачи и методы селекции. История развития. Ученые-селекционеры. Порода, сорт, штамм. Беседа по теме «Новые породы животных и сорта культурных растений как залог успеха создания сельскохозяйственной продукции» 109- Урок- лекция: Селекция растений 110 Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Внеаудиторная самостоятельная работа: 1)Сообщение «Жизнь и научная деятельность Н.И. Вавилова» 2)Сообщение «Драматические страницы в истории развития генетики в России» 111- Урок-лекция: Селекция животных. 112 Особенности методов селекции животных. Отдаленная гибридизация. Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Генетически модифицированные организмы» 4 ЛР9 2 О.и. стр.142-147 2 ЛР4, ЛР9 2 О.и. стр.147-152 2 ЛР4, ЛР9 6 2 ЛР1 ЛР9 Конспект, стр.157159 4 2 ЛР4, ЛР9 ЛР4 24 Ур Содержание учебного материала. 113114 Урок-лекция: Биотехнология, её достижения и перспективы развития Генная и клеточная инженерия. Клонирование Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Клоны животных» 2 115116 2 Урок обобщение и повторения материала по теме «Основы генетики и селекции» 117- Контрольная работа №3 118 Внеаудиторная самостоятельная работа: Сообщение по теме «Успехи современной селекции» Пз Кр Ср О.и. стр.152-157 Урове нь освоен ия 2 Вариант задания ЛР! ЛР4, ЛР9 1 ЛР6 3 2 30 Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (6 + 6) 4 2 ЛР 2 2 Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение – 36 часов Тема 4.2. История развития эволюционных идей (6 + 4) Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. ЛР9 14 119 120 Урок-лекция: Гипотезы происхождения жизни на Земле. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Теория самозарождения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Теория А.И.Опарина 2 О.и. стр.225-230 2 ЛР4, ЛР9 121 122 Урок-яекция: Развитие жизни на Земле. Эры: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. 4 О.и. стр.230-247 2 ЛР4, ЛР9 Внеаудиторная самостоятельная работа: презентация «Расцвет рептилий в мезозое и причины исчезновения динозавров» 123 Урок-лекция: Развитие биологии в додарвиновский период. 124 Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. 6 2 ЛР10, ЛР9 О.и. стр.162-169 2 ЛР4, ЛР9 25 Ур Содержание учебного материала. 125 126 127 128 Комбинированный урок: Эволюционное учение Ч. Дарвина. Предпосылки учения. Основные положения. Значение. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Комбинированный урок: Основные движущие силы эволюции по Дарвину. Проверочная тестовая работа Пз 129 130 Урок-лекция: Концепция вида, его критерии. Определение вида. Критерии: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический 131 132 133 134 135 136 Практическое занятие № 15 «Сравнение видов по морфологическому критерию» Кр Ср Урове нь освоен ия ЛР 2 О.и. стр.169-181 2 ЛР4, ЛР9 2 О.и. стр.169-181 2 ЛР4, ЛР9 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение по теме «Вклад отечественных ученых в развитие эволюционных идей» Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция (24 + Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. 4 2 2 ЛР1 О.и. стр.187-192 2 ЛР4, ЛР9 Инструктивная карта 3 ЛР5 Комбинированный урок: Популяция – структурная единица вида и эволюции. 2 конспект 2 ЛР4, ЛР9 Комбинированный урок: Синтетическая теория эволюции. Современные представления о видообразовании. Симпатрическое и аллопатрическое видообразование (С.С.Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Урок-лекция: Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира 2 О.и. стр.192-196 2 ЛР4, ЛР9 2 О.и. стр.215-225 2 ЛР4, ЛР9 2 конспект 2 ЛР4, ЛР9 137 138 139 Комбинированный урок: типы эволюционных изменений (конвергенция, дивергенция, параллелизм). Проверочная 140 тестовая работа Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить сравнительную таблицу «Микроэволюция и макроэволюция» 2 ЛР9 26 Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Ур Содержание учебного материала. Пз Кр Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «Гомологичные и аналогичные органы» Ср Урове нь освоен ия 2 ЛР ЛР9 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 Урок-лекция: Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптации и дегенерации. 2 О.и. стр.210-215 2 ЛР4, ЛР9 Комбинированный урок: Биологический прогресс и биологический регресс 2 конспект 2 ЛР4, ЛР9 Инструктивная карта 3 ЛР5 конспект 2 ЛР4, ЛР9 1 ЛР6 ЛР7 153 154 Практическое занятие №16 «Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной» Комбинированный урок: Многообразие органического мира. Принципы систематики Урок обобщения и повторения материала по теме «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» Контрольная работа №4 2 2 2 2 Раздел 5. Происхождение человека – 10 часов 6 Тема 5.1. Антропогенез (10 + 4) Урок-лекция: Современные гипотезы о происхождении человека. Антропогенез и его закономерности. Движущие силы антропогенеза. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. речи. Происхождение человеческих рас Практическое занятие №17 « Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека» 2 Комбинированный урок: Основные этапы эволюции человека Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий 2 155 156 157 158 2 2 2 Вариант задания 3 О.и. стр.247-251 2 ЛР4, ЛР9 Инструктивная карта 3 ЛР5 О.и. стр.251-263 2 ЛР4, ЛР9 4 27 Ур Содержание учебного материала. труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас Внеаудиторная самостоятельная работа: кроссворд «Происхождение человека» 159 Урок-лекция: Человеческие расы. Происхождение человеческих рас, их внешние отличия и 160 причины. Критика расизма. Видовое единство человечества. Беседа «Терроризм. Нацизм. Экстремизм» 161 Контрольная работа №5 162 Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Пз Кр Ср Урове нь освоен ия 4 2 2 ЛР6 конспект 2 Вариант задания 3 Раздел 6. Основы экологии – 40 часов 30 Тема 6.1. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой (22 часа + 8) Урок-лекция: Экология как наука. Предмет экологии, задачи, методы. Развитие экологии 2 О.и. стр.265-267 2 Комбинированный урок: Организм и среда. Экологические факторы. Среда обитания организмов. Экологическая ниша. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Выполнить схему «Трофические цепочки в экосистемах: лес, пустыня, пресноводный пруд, море» 167 Комбинированный урок: Биотические связи. . Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: 168 конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Тестирование 169 Комбинированный урок: Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. 170 Демографические показатели. Плотность популяции. Рождаемость. Возрастная структура популяции. Динамика популяции. Колебания численности особей в популяции. 2 О.и. стр.265-276 3 163 164 165 166 10 0 ЛР ЛР4, ЛР9 16 4 ЛР4, ЛР9, ЛР14 ЛР4, ЛР9 ЛР9 2 О.и. стр.276-284 2 ЛР4, ЛР9 ЛР14 2 конспект 2 ЛР4, ЛР9 ЛР14 28 Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Ур Содержание учебного материала. Пз Кр Ср Урове нь освоен ия ЛР Факторы популяционной динамики 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 Тема 6.2. Биосфера – глобальная экосистема (6 + 4) 183 184 185 186 187 - Комбинированный урок:: Экологические сообщества. Структура сообщества. Понятие об экологических системах. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза. Комбинированный урок: Поток энергии и цепи питания. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Автотрофы. Гетеротрофы. Типы пищевых цепей. Круговороты веществ. Экологическая пирамида Комбинированный урок: Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Тестирование Комбинированный урок:: Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Городская и сельская среда 2 О.и. стр.284-291 2 ЛР4, ЛР9 ЛР14 2 О.и. стр.291-296 2 ЛР4, ЛР9 ЛР14 2 О.и. стр.296-301 2 2 О.и. стр.301-305 2 2 Инструктивная карта 3 ЛР4, ЛР9 ЛР14 ЛР4, ЛР9. ЛР10 ЛР11 ЛР14 ЛР5 2 Инструктивная карта 3 ЛР5 2 Инструктивная карта 3 ЛР5, ЛР14 2 О.и. стр.305-310 2 2 О.и. стр.310-315 2 ЛР1 ЛР4, ЛР9 ЛР4, ЛР9 Практическое занятие № 18 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе» Практическое занятие №19 « Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)» Практическое занятие № 20 «Решение экологических задач» Урок-лекция: Биосфера – глобальная экосистема Основные этапы развития биосферы. Учение В.И. Вернадского Комбинированный урок: Состав и функции биосферы 29 Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Ур Содержание учебного материала. Пз Кр Ср Урове нь освоен ия ЛР 188 Тема 6.3. Биосфера и человек (12 + 8) 189 Практическое занятие № 21 «Изучение изменений круговорота углерод в процессе эволюции биосферы» 190 Внеурочная самостоятельная деятельность: Сообщение по теме «Жизнь и деятельность В.И. Вернадского» 191 Комбинированный урок: Влияние человека на эволюцию биосферы. Изменения в биосфере. Последствия 192 деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии – мастер сельскохозяйственного производства. 193 Урок-лекция: Человек и экологический кризис. Климатические изменения. Нарушения озонового слоя. 194 Загрязнения атмосферы. Состояние водных систем. Уничтожение лесов, почв. Проблемы энергетики. Цепные экологические реакции. 2 Инструктивная карта 3 4 ЛР5 ЛР1 2 О.и. стр.315-323 2 ЛР4, ЛР9 ЛР14 2 О.и. стр.323-330 2 ЛР14 195 196 Урок-лекция: Глобальные экологические проблемы и пути их решения Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. 2 конспект 2 ЛР14, ЛР12 197 198 Комбинированный урок: Особо охраняемые природные территории России и мира. Заповедники, заказники, национальные парки и др. 2 О.и. стр.330-335 2 ЛР14 ЛР9 конспект 2 ЛР14 Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение «История природоохранной деятельности в России» 199 200 Комбинированный урок: Охрана природы в Псковской области. Беседа «Мой вклад в охрану окружающей среды» 4 2 30 Информационное обеспечение Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Ур Содержание учебного материала. Пз Кр Ср Урове нь освоен ия ЛР Анкета «Мой экологический след» Конкурс листовок по охране окружающей среды 201 202 Практическое занятие № 22 «Оценка антропогенных изменений в природе» 2 Внеаудиторная самостоятельная работа: Сообщение «Экологические проблемы Псковской области» Раздел 7. Бионика Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Урок-лекция: Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. 205 Практическое занятие № 23 «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей 206 морфо-функциональных черт организации растений и животных» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Презентация «Тайны бионики» ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ - 2 час ИТОГО: 210 + 105 Обязательная нагрузка Внеаудиторная самостоятельная работа Ур - уроки Пз – практические занятия Кр – контрольная работа С.р. – самостоятельная работа 3 ЛР5 ЛР14 конспект 2 ЛР10 ЛР4 ЛР9 Инструктивная карта 3 ЛР5 4 2 203 204 Инструктивная карта 2 0 4 2 2 4 150 46 210 часов 105 часов 12 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 105 ЛР10 31 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством, изучение нового материала) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 32 5. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «УПВ.03У Биология» Для изучения учебного предмета необходимо наличие кабинета «Биология» Оборудование кабинета: 1) Основное оборудование: рабочее место преподавателя, рабочие места студентов по количеству студентов в группе, стол лабораторный демонстрационный 2) Технические средства: компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации), мультимедийное оборудование 3) Демонстрационное оборудование и приборы: комплект влажных препаратов демонстрационный, комплект гербариев демонстрационный, комплект коллекций демонстрационный, микроскоп демонстрационный, прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, лабораторная посуда (палочка стеклянная, зажим пробирочный, ложка для сжигания веществ, спиртовка лабораторная литая, штатив для пробирок, воронка лабораторная, колба коническая, пробирка, стакан, ступка фарфоровая с пестиком, цилиндр мерный и др.) 4) Набор таблиц по биологии Информационное обеспечение Основная литература 1. Захаров В.Б., Романова Н.И., Захарова Е.Т., под редакцией Криксунова Е.А. Биология 10-11. М: "Русское слово", 2020. - 352 с. Электронные образовательные ресурсы 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) 2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) 3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru) 4. Электронная библиотека (https://ibooks.ru) Электронные информационные ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. http://www.ebio.ru/index-1.html http://www.virtulab.net https://interneturok.ru/ http://bio.1september.ru/urok/ http://biology-online.ru/ http://www.cellbiol.ru/ http://learnbiology.narod.ru/ http://school.holm.ru/predmet/bio/ Требования к педагогическим работникам Реализация рабочей программы учебного предмета «УПВ.03У Биология» обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует преподаваемому предмету. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей 33 преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже 1 раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 34 6.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «УПВ.03У Биология» Реализация программы учебного предмета «УПВ.03У Биология»» сопровождается текущей и промежуточной аттестацией. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в следующих формах: - практические занятия; - фронтальный и индивидуальный опрос; - выполнение письменного задания на занятии и самостоятельной работе; - тестирование; - решение биологических задач - выполнение контрольных работ. Периодичность текущей аттестации: не менее 1 оценки каждые 5 часов занятий. Порядок проведения текущей аттестации определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения занятий. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета, который проводится на последнем занятии за счет часов, отведённых на освоение учебного предмета. Планируемый результат ЛР1 ЛР4 ЛР5 ЛР6 ЛР7 ЛР9 ЛР10 Где проверяется Личностные результаты - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Введение. - Комбинированный урок: Селекция - Урок-лекция: Биосфера – глобальная экосистема (Вклад отечественных ученых в развитие биологии) - входной срез знаний - выполнение теста по теме «Вирусы» - на всех занятиях - на всех практических занятиях - Комбинированный урок: Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. - Комбинированный урок: Химическая организация клетки - Практическое занятие: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Организм и среда. Экологические факторы. - Групповая деятельность (Игра «Угадай») - Комбинированный урок: Структура экосистем. Круговорот веществ (составление цепей питания – работа в парах с последующей взаимопроверкой)) - на всех занятиях и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Введение. - Урок-лекция: Пластический обмен веществ. - Урок-лекция: Энергетический обмен веществ. - Комбинированный урок: Половое и бесполое размножение. Мейоз - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Организм и 35 среда. Экологические факторы. - Комбинированный урок: Структура экосистем. Круговорот веществ - Урок-лекция: Биосфера – глобальная экосистема ЛР11 ЛР12 ЛР14 МР1 МР2 - Урок-лекция: Вирусы - Комбинированный урок: Половое и бесполое размножение. Мейоз - Комбинированный урок: Этапы развития организма - Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Влияние алкоголя, наркотиков и табака на наследственность» - Урок-лекция: Хромосомная теория наследственности - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Изменчивость - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Организм и среда. Экологические факторы. - Комбинированный урок: Антропогенные изменения в Псковской области - Урок-лекция: Вирусы - Комбинированный урок: Половое и бесполое размножение. Мейоз - Комбинированный урок: Этапы развития организма - Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Влияние алкоголя, наркотиков и табака на наследственность» - Урок-лекция: Хромосомная теория наследственности - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Изменчивость - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Организм и среда. Экологические факторы. - Комбинированный урок: Антропогенные изменения в Псковской области - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Организм и среда. Экологические факторы. - Комбинированный урок: Антропогенные изменения в Псковской области - Комбинированный урок: Селекция Метапредметные результаты - на всех практических занятиях - Комбинированный урок: Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов. - Комбинированный урок: Химическая организация клетки - Комбинированный урок: Строение прокариотических и эукариотических клеток - Комбинированный урок: Жизненный цикл клетки. Митоз - Комбинированный урок: Половое и бесполое размножение. Мейоз - Комбинированный урок: Этапы развития организма - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Генетика как наука. Законы Менделя - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Изменчивость - Комбинированный урок: Доказательства эволюции органического мира - Комбинированный урок: Происхождение человека - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Организм и среда. Экологические факторы. 36 МР3 МР4 МР5 МР8 МР9 ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 ПР5 - Комбинированный урок: Структура экосистем. Круговорот веществ - Комбинированный урок: Антропогенные изменения в Псковской области - все самостоятельные работы, где требуется выступление по теме - на всех уроках - на всех уроках - на всех практических занятиях - все виды самостоятельных работ, где требуется выступление по теме - на всех уроках (особенно, где предусмотрена групповая работа) и практических занятиях - все виды самостоятельных работ, где требуется выступление по теме Предметные результаты - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Введение. - на всех уроках - на всех практических занятиях - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Введение. - на всех практических занятиях - умение решать цитологические задачи на уроках при изучении раздела «Клетка» - умение решать генетические задачи на уроках при изучении раздела «Организм» - умение решать экологические задачи на уроках при изучении раздела «Экосистемы» - на уроках при изучении раздела «Экосистемы»