Рабочая программа учебного предмета ОУП. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК По профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Трудоемкость - 126 часов Из них аудиторной нагрузки – 84 часа в т.ч Уроков - 68 Практических занятий –16 Самостоятельная работа - 42 Форма промежуточной аттестации: экзамен Базовый уровень Составитель программы: Жукова Е.И. п. Локня, 2021 год 1 Оглавление 1. Пояснительная записка.................................................................................................................. 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОУП. 01 Русский язык и литература. Русский язык»........................................................... Ошибка! Закладка не определена. 3. Содержание учебного предмета «ОУП.01 Русский язык и литература. Русский язык»……10 4. Тематический план учебного предмета «ОУП.01 Русский язык и литература. Русский язык» .................................................................................................................................................. 18 5. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «ОУП.01 Русский язык и литература. Русский язык».......................................... Ошибка! Закладка не определена.28 6. Контроль и оценка освоения учебного предмета «ОУП.01 Русский язык и литература. Русский язык» ................................................................................................................................... 30 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «ОУП. 01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» разработана на основании требований ФГОС СОО для реализации образовательной программы 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Учебный предмет «ОУП. 01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» входит в общеобразовательный цикл, подцикл: общие учебные предметы и читается на первом и втором курсах обучения. Организация разработчик: ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Разработчик: Жукова Е.И., преподаватель русского языка и литературы, соответствие квалификации. 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОУП. 01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО: Общие компетенции (ОК) ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. Личностные результаты (ЛР) Метапредметные результаты (МР) Предметные результаты (ПР) готовность к Овладение - уметь создавать саморазвитию, универсальными устные самостоятельности коммуникативными монологические и и диалогические действиями: высказывания самоопределению; различных типов и б) совместная жанров; овладение деятельность: навыками учебноисследовательской, понимать и - употреблять проектной и использовать языковые средства в социальной соответствии с преимущества речевой ситуацией деятельности командной и (объем устных индивидуальной монологических работы; высказываний – не менее 100 слов, принимать цели объем совместной диалогического деятельности, высказывания – не организовывать и менее 7- 8 реплик); координировать действия по ее - уметь выступать достижению: публично, составлять план представлять действий, распределять роли результаты учебноисследовательской и с учетом мнений проектной участников, деятельности; обсуждать использовать результаты совместной работы; образовательные информационнокоммуникационные координировать и выполнять работу в инструменты и ресурсы для условиях решения учебных реального, задач; виртуального и комбинированного - сформировать взаимодействия; представления об аспектах культуры осуществлять 4 позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; - уметь применять г) принятие себя и знание норм современного других людей: русского принимать мотивы литературного языка и аргументы других в речевой практике, людей при анализе корректировать устные и результатов письменные деятельности; высказывания; обобщать знания об признавать свое основных правилах право и право орфографии и других людей на пунктуации, уметь ошибки; применять правила орфографии и развивать пунктуации в способность практике письма; понимать мир с позиции другого -уметь работать со человека словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социальнокультурной, учебнонаучной, официально деловой сферах общения, в повседневном 5 общении, интернеткоммуникации ОК В области Овладение сформировать 05. Осуществлять эстетического универсальными представления о устную и коммуникативными функциях русского воспитания: письменную языка в действиями: коммуникацию на эстетическое современном мире государственном отношение к миру, а) общение: (государственный языке Российской включая этику язык Российской Федерации с Федерации, язык быта, научного и осуществлять учетом межнационального технического коммуникации во особенностей творчества, спорта, всех сферах жизни; общения, один из социального и мировых языков); о труда и культурного русском языке как общественных распознавать контекста. духовноневербальные отношений; средства общения, нравственной и понимать значение культурной способность ценности воспринимать социальных многонационального навыков, различные виды народа России; о искусства, распознавать взаимосвязи языка и предпосылки традиции и культуры, языка и творчество своего конфликтных истории, языка и и других народов, ситуаций и личности; об ощущать смягчать отражении в эмоциональное конфликты; русском языке воздействие традиционных развернуто и искусства; российских логично излагать убежденность в свою точку зрения духовнонравственных значимости для с использованием личности и языковых средств. ценностей; общества -сформировать отечественного и ценностное мирового отношение к искусства, русскому языку; этнических культурных сформировать традиций и знаний о признаках народного текста, его творчеств; структуре, видах информации в готовность к тексте; самовыражению в разных видах уметь понимать, искусства, анализировать и стремление комментировать проявлять качества основную и творческой дополнительную, личности; явную и скрытую (подтекстовую) 6 информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. наличие мотивации к обучению и личностному развитию; Овладение универсальными учебными и познавательными действиями: В области ценности научного б) базовые исследовательские познания: действия: сформированность мировоззрения, владеть навыками соответствующего учебносовременному исследовательской уровню развития и проектной науки и деятельности, общественной навыками практики, разрешения основанного на проблем; диалоге культур, способствующего способность и осознанию своего готовность к места в самостоятельному поликультурном поиску методов решения мире; практических совершенствование задач, применению языковой и различных методов читательской познания; культуры как средства овладение видами 7 выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функциональносмысловых типов; тексты научного, публицистического, официально делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: взаимодействия между людьми и познания мира; деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и осознание ценности научной применению в различных учебных деятельности, ситуациях, в том готовность числе при создании осуществлять учебных и проектную и исследовательскую социальных деятельность проектов; индивидуально и в группе. формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой осуществлять целенаправленный принадлежности; сформированность поиск переноса средств и способов представлений о формах действия в профессиональную существования национального среду. русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официальноделовой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать 8 тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); - обобщить знания об изобразительновыразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета ОУД.01 Русский язык формируются профессиональные компетенции Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета: № Нагрузка обучающегося Номер семестра 1 2 3 4 5 6 7 8 п/п 1. ОУД.01 Русский язык Обязательная аудиторная работа Всего часов 70 Основное содержание 70 В том Теоретическое числе: обучение 68 (56+12) Лабораторные работы Практические занятия 16 (12+4) Профессионально ориентированное содержание 16 В том Теоретическое 12 9 числе: обучение Лабораторные работы Практические занятия 4 Промежуточная аттестация в форме (экзамен) 4 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК». Введение Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Практические занятия Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. 1. Язык и речь. Функциональные стили речи Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официальноделовой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. 10 Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. Практические занятия Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. Практические занятия Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики 3. Лексикология и фразеология 11 Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Практические занятия Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. 4. Морфемика, словообразование, орфография Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об 12 этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. Практические занятия Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. 5. Морфология и орфография Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен Морфологический существительных. разбор имени Правописание сложных существительного. существительных. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое 13 и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие страдательных как особая причастий. форма глагола. Правописание Образование суффиксов и действительных окончаний и причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 14 Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Практические занятия Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. 6. Синтаксис и пунктуация Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое 15 ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Осложнённое простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. 16 Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практические занятия Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. 17 4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОУП. 01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» Наименование разделов и тем 1 Раздел 1 Введение Тема 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. 2 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 3 Содержание учебного материала 1 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Объем часов Формируемые компетенции 4 2 2 5 1 ОК 05 1 ОК 04, ОК 05, Профессионально ориентированное содержание 2 2 Значение русского языка при освоении профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи Содержание учебного Тема 2.1 материала Язык и речь 3 1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. 4 2 Правильность, уместность употребления языковых 18 10 2 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09 1 ОК 04, ОК 05, Тема 2.2 Функциональные стили речи Самостоятельная работа. (6 часов) 5 6 Написать рецензию на прочитанную книгу средств, точность, выразительность. Основные требования к речи Содержание учебного материала 1 Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи. 2 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля речи. ОК 09 8 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09 1 ОК 04, ОК05 2 ОК 04, ОК 05, ОК 09 Профессионально ориентированное содержание 7-8 3 Официально-деловой стиль речи. Жанры официальноделового стиля речи. Анализ текстов профессиональной направленности 9 4 Публицистический стиль речи. Основы ораторского искусства. Основы ораторского искусства 1 ОК 04, ОК 05 10 5 Художественный стиль речи. 1 ОК 04, ОК 05 11 6 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09 12 7 Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09 Практические занятия 13 8 Пр.з.1. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Профессионально ориентированное содержание 19 14 9 Пр.з.2. Лингвостилистический анализ текста профессиональной направленности Раздел 3 Лексика и фразеология Содержание учебного Тема 3. 1 материала Лексическая система 15 1 Лексическая система русского русского языка языка. Основные лексические единицы. Самостоятельная 16 2 Лексика с точки зрения её работа. (6 часов) употребления. Фразеологизмы, их Изучить тему особенности, сфера «Фразеологические употребления, синонимы и грамматическая роль в антонимы» предложении 1 ОК 05, ОК 09 12 ОК 05, ОК 09 1 ОК 05, ОК 09 17- 3 Метафора, метонимия как 18 выразительные средства языка. 2 ОК 05, ОК 09 19- 4 Омонимы, синонимы, 20 антонимы, паронимы и их употребление 2 ОК 04, ОК 05 Профессионально ориентированное содержание 21 5 Активный и пассивный словарный запас. Терминологическая профессиональная лексика 1 ОК 04, ОК 05, 22 6 Контрольная работа. 1 ОК 05 Практические занятия Профессионально ориентированное содержание 23 7 Пр.з.3. Лексические и фразеологические словари. Составление словаря терминов профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09, 24 8 Пр.з.4. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. 9 Пр.з.5. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и 1 ОК 04, ОК 05 1 ОК 04, ОК 05 25 20 их исправление. Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного Тема 4.1 материала Фонетика. Орфоэпия 26 1 Фонетические единицы. Звук и фонема. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Открытый и закрытый слог. Орфоэпические нормы. Содержание учебного Тема 4.2 материала Графика. Профессионально ориентированное содержание Орфография 27 1 Фонетический разбор словтерминов, связанных с профессией «Мастер сельскохозяйственного производства» 28- 2 Правописание звонких и 29глухих согласных. 30 Правописание безударных гласных. Употребление Ъ и Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок 6 1 1 ОК 05, ОК 09 3 1 ОК 05 3 ОК 05, ОК 09 1 ОК 05, ОК 09, Профессионально ориентированное содержание 31 3 Выявление закономерностей функционирования фонетической системы языка в текстах профессиональной направленности Раздел 5. Морфемика. Словообразование. Орфография Содержание учебного Тема 5.1 материала Морфемика и Профессионально словообразование ориентированное содержание Самостоятельная работа. (6 часов) Повторить порядок фонетического и словообразовательного разбора слова. 32- 1 Понятие морфем как 33 значимой части слова. Многозначность морфем. Морфемный разбор словтерминов, связанных со специальностью. Профессионально ориентированное 21 4 3 2 ОК 05, ОК 09, содержание 34 2 Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ Содержание учебного Тема 5.2 материала Словообразование. 35- 1 Правописание чередующихся Орфография 36 гласных в корнях слов. Правописание ПРИ-/ПРЕ-. Правописание сложных слов Раздел 6 . Морфология и орфография Тема 6.1. Содержание учебного Самостоятельные материала части речи 37 1 Грамматические признаки слова. Знаменательные и Самостоятельная незнаменательные части и их работа. (6 часов) роль в построении текста. Имя существительное. Повторить порядок Лексико-грамматические морфологического разряды имен разбора различных существительных. Род, число, частей речи. падеж, склонение. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного 1 ОК 05, ОК 09, 2 2 ОК 05, ОК 09 21 12 1 ОК 05, ОК 09 38- 2 Имя прилагательное. 39 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного 2 ОК 05, ОК 09 40- 3 Контрольная работа 41 2 ОК 05, ОК 09 42 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09 4 Имя числительное. Лексикограмматические разряды имен числительных. Правописание и морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных 22 в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое с существительными разного рода. 43 5 Местоимение. Значение. Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор и правописание местоимений. Употребление местоимений в речи 1 ОК 05, ОК 09 44 6 Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. 1 ОК 05, ОК 09 45 7 Глагольные формы. Причастие и деепричастие 1 ОК 05, ОК 09 Профессионально ориентированное содержание Тема 6.2 Служебные части речи Самостоятельная работа. (6 часов) 46 8 Правописание глаголов – терминов, на тему «Техническое обслуживание сельскохозяйственной техники» 1 ОК 05, ОК 09, 47 9 Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. 1 ОК 05, ОК 09 48 10 Употребление наречий в речи. 1 ОК 04, ОК 05, 49 11 Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния словомонимов. Группы слов категории состоянии. Их функции в речи. Содержание учебного материала 50- 1 Предлог как часть речи. 51 Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие) от слов-омонимов. 1 ОК 05, ОК 09 23 9 2 ОК 05, ОК 09 Составить таблицу производных и непроизводных предлогов Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно. 52 2 Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от словомонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 1 ОК 05, ОК 09 53 3 Частица как часть речи. Правописание частиц. Употребление частиц в речи. 1 ОК 05, ОК 0 54- 4 Правописание частиц НЕ и 55 НИ с разными частями речи 2 ОК 04, ОК 05, ОК 09 56 1 ОК 05, ОК 09 5 Междометия и звукоподражательные слова. Правописание. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. Профессионально ориентированное содержание 57 6 Наблюдение над употреблением самостоятельных и служебных частей речи в текстах документации по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» 58 7 Контрольная работа. Раздел 7. Синтаксис и пунктуация Содержание учебного Тема 7.1 материала Простое предложение 59- 1 Словосочетание. Строение 60 словосочетания. Виды связи Самостоятельная слов в словосочетании нормы работа. (4 часа) построений. Синтаксический разбор словосочетаний. Составить таблицу Значение словосочетания в построении предложения 24 ОК 05, ОК 09 1 ОК 05, ОК 09, 1 25 16 ОК 05, ОК 09 2 ОК 05, ОК 09 Профессионально ориентированное содержание вводных слов Самостоятельная работа. (4 часа) 61 2 Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Работа с текстом профессиональной направленности 1 ОК 05, ОК 09, 62 3 Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. 1 ОК 05, ОК 09 1 ОК 05, ОК 09, Составить таблицу «Пунктуация при прямой речи» Профессионально ориентированное содержание 63 4 Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения. Составление предложений на тему «Текущий ремонт сельскохозяйственной техники» Практические занятия 1 Профессионально ориентированное содержание 64 5 Пр.з.6. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Создание текста профессиональной направленности 1 ОК 05, ОК 09 1 ОК 05, ОК 09 Профессионально ориентированное содержание 64 6 Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Составление текста инструкции «Соблюдение ТБ при ремонте электрических и электронных систем 25 современной с/х техники» 65 Тема 7.2 Сложное предложение Самостоятельная работа. (4 часа) 7 Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. 1 ОК 05, ОК 09 66- 8 Осложненное простое 67 предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. 2 ОК 05, ОК 09 68- 9 Предложения с 69 обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений 2 ОК 04, ОК 05, ОК 09 70- 10 Обособление дополнений. 71 Обособление обстоятельств. 2 ОК 05, ОК 09 72 11 Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. 1 ОК 05, ОК 09 73 12 Обособление уточняющих членов предложения 1 ОК 04, ОК 09 74 13 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Употребление вводных слов в речи. Знаки препинания при обращении 1 ОК 05, ОК 09 75 14 Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. 1 ОК 05, ОК 09 76 15 Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. 1 ОК 04, ОК 05, ОК 09, 77 16 Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. 9( Содержание учебного материала 78 1 Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление 1 ОК 05, ОК09 26 5 ОК 05, ОК 09 Составить таблицу «Сочинительные и подчинительные союзы в сложном предложении» их в речи. Профессионально ориентированное содержание 79- 2 Сложноподчиненное 80 предложение. Знаки препинания. Использование сложноподчиненных предложений в разных стилях речи. Наблюдение над использованием сложных конструкций в текстах профессиональной направленности 2 ОК 05, ОК 09, 81- 3 Бессоюзное сложное 82 предложение. Знаки препинания. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. 2 ОК 05, ОК 09 Профессионально ориентированное содержание 2 Практические занятия 83 84 4 Пр.з.7. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Анализ текстов профессиональной направленности 5 Пр.з.8. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Промежуточная аттестация (экзамен) ОК 05, 1 1 ОК 05, ОК 09 4 5. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «ОУП. 01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»» 27 Оборудование кабинета: Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы». Оборудование учебного кабинета: Посадочные места по количеству обучающихся; Рабочее место преподавателя; Комплект учебно-методической документации; Комплект учебно-наглядных пособий. Технические средства обучения: Компьютер с лицензионным программным обеспечением; Мультимедиапроектор Основные источники: 1.Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2019. Дополнительные источники: 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. 2.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование. – М., «Академия», 2016 . Гиндина И.М. Все правила русского языка – М.: АСТ: Астрель, 2010. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. М.: Эскимо, 2009. Лопатин В.В., Иванова О.Е., Сафонова Ю.А. Учебный орфографический словарь русского языка. М.: ЭКСМО, 2008. Львова С.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник задании. М.: ЭКСМО, 2009. Мизинина И. Универсальный словарь русского языка. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка. М.: ЭКСМО, 2009. Петкевич Л.А. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах. – М.: современная школа, 2010. 28 Пучкова Л.И. ЕГЭ-2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. Снарская С.М. Первый толковый БЭС, М.: Норинт», 2006. Информационное обеспечение обучения. Интернет-ресурсы. 1.www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). 2.www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка). 3.www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». 4.www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). 5.www. it-n. ru/communities. aspx ?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы). 6.www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). Требования к педагогическим работникам Реализация рабочей программы учебного предмета «ОУП.04 У Математика» обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует преподаваемому предмету. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе, в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых организация и проведение коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях не реже 1 раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 6. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета 29 ОУП.01 «Русский язык и литература. Русский язык» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формой промежуточной аттестации является итоговый экзамен. Результаты обучения (освоенные умения, Формы и методы контроля и оценки результатов обучения усвоенные знания) личностные: - воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; - понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; - осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - способность к речевому самоконтролю, оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. метапредметные: - владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; - владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; - применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; 30 подготовка рефератов, докладов; тестирование; работа со словарями; устный опрос; написание творческих работ подготовка рефератов, докладов; тестирование; работа со словарями; устный опрос - - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; предметные: - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; - сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; - владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; - владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; - сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; - способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. 31 подготовка рефератов, докладов; тестирование; работа со словарями; устный опрос; написание творческих работ 32