Приложение № 7 к ОПОП 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Рабочая программа дисциплины ОП 07. Экономические и правовые основы производственной деятельности по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Трудоемкость дисциплины - 55 часов Из них аудиторной нагрузки – 40 часов В т.ч. лекций 27 ч практических занятий 11 ч дифференцированный 2ч зачет самостоятельной работы – 15 ч Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет Составитель программы: Федорова Н.М. п. Локня - 2021 1 Оглавление 1. Пояснительная записка ................................................................................. 3 2. Содержание дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности» .................................................................... 5 3. Тематический план дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности» .................................................................... 7 4. Условия реализации дисциплины ......................................................... 11 5. Контроль и оценка освоения дисциплины ............................................... 13 2 1. Пояснительная записка 1.1. Область применения программы дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности» Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013 г. N855. 1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС. Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и читается на четвертом курсе обучения. Трудоемкость дисциплины 55 часов. Из них аудиторной нагрузки 40 часов При изучении дисциплины предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий, электронных образовательных ресурсов в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции; -применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; -защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства. знать: - основные принципы рыночной экономики; - понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг; - особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли; -организационно – правовые формы предприятий; - основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; - механизмы ценообразования; - формы оплаты труда. Изучение дисциплины ОП.07«Экономические и правовые основы производственной деятельности» готовит к освоению следующих общих и профессиональных компетенций: Код Наименование результата обучения 0К. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес 0К. 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем 0К. 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы 3 0К. 4 0К. 5 0К. 6 0К. 7 0К. 8 ПК 1.1 ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей трак торов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах. Управлять автомобилями категорий "B" и "C". ПК 4.2 Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. ПК 4.3 Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 4.4 Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств ПК 4.5 Работать с документацией установленной формы. ПК 4.6 Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно- транспортного происшествия. 4 2.Содержание дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 55 40 11 15 2 Содержание дисциплины ОП. 07 Экономические и правовые основы производственной деятельности Раздел 1. Экономические и правовые основы производственной деятельности Тема 1.1 Принципы рыночной экономики Понятие экономики и права. Цели, задачи и структура дисциплины, связь с другими дисциплинами. Основные направления социально-экономического развития России Производство как процесс создания полезного продукта. Факторы производства, их классификация. Производственные возможности общества и ограниченность ресурсов Основные понятия рыночной экономики. Рынок, понятие и виды, инфраструктура и конъюнктура рынка, элементы рыночного механизма (спрос и предложение, рыночные цены, конкуренция). Монополия, антимонопольное законодательство. Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение Самостоятельная работа обучающихся Изучение и анализ информации о состоянии рынка труда Российской федерации, тенденциях его развития. Тема 1.2. Предприятие (организация) как субъект хозяйствования Сущность предпринимательства, его виды. Субъекты предпринимательской деятельности, и их правовое положение Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу. Виды предпринимательских рисков и способы их предотвращения и минимизации. Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу Виды предпринимательских рисков и способы их предотвращения и минимизации. Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства). Признаки отрасли услуг, ее роль и значение в экономике страны. Понятие организации, краткая характеристика, классификация, цели и задачи деятельности. Ресурсы предприятий. Пути ресурсосбережения в организации. 5 Организационно-правовые формы предприятий, установленные ГК РФ, виды и особенности, достоинства и недостатки. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Практические занятия: -Организация и формирование различных видов сельхозпредприятий. Определение функций по уровням и организациям управления агропромышленного комплекса . - Определение организационно-правовых форм и видов коммерческих и некоммерческих организаций, особенностей правового регулирования их деятельности. (Решение ситуационных задач) - Расчет основных экономических показателей предприятий» (прибыль, выручка, постоянные и переменные издержки ) - Расчет основных экономических показателей предприятий» ( рентабельность , производительность предприятий) - Составление бизнес-плана Самостоятельная работа обучающихся 1. Изучение Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" 2. Составление компьютерных презентации по теме «Предпринимательство на современном этапе развития российской экономики», 3. «Ресурсы предприятий и пути их сбережения» Источники информации 1.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст: [по сост. на 1 мая. 2016 г.]. М.: Омега-Л, 2016. – 688с. – (кодексы Российской Федерации). 2.Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016г) Интернет-ресурсы: http:// www.Economi.gov. ru, http:// bibliotekar. ru Раздел 2. Основы трудового права и формы оплаты труда Тема 2.1. Основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения Основные понятия трудового законодательства. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда и трудовой распорядок. Материальная ответственность сторон трудового договора. Договор о материальной ответственности. Защита трудовых прав работников Практические занятия: -Порядок заключения, расторжения, изменения условий трудового договора - Определение материальной ответственности работодателей и работников. Решение ситуационных задач 6 Самостоятельная работа обучающихся Изучение и анализ Трудового кодекса РФ : -раздела 3, глава 10, -раздела 4, главы 15,16, -раздела 5, глава 17 -раздел 11, главы 37, 38, 39 Трудового кодекса РФ, - Решить ситуационные правовые задачи. Источники информации Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.: по состоянию на 26 апр. 2016 г.] – М.: Рид Групп, 2016. – 256 с. – (Законодательство России с комментариями к изменениям). 2016. – 256 с. – (Законодательство России с комментариями к изменениям). Тема 2.2. Механизм формирования и формы оплаты труда Политика государства в области оплаты труда. Механизм формирования оплаты труда по трудовому законодательству. Формы и системы заработной платы Формирование фонда оплаты труда в организации, определение средней заработной платы. Мотивация труда, виды и способы. Техническое нормирование труда. Гарантии и компенсации при оплате труда. Удержания из заработной платы, их виды. Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся Практические занятия: -Расчет заработной платы при различных формах оплаты труда -Решение ситуационных задач по вопросам защиты интересов трудящихся 7 3. Тематический план дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности» № п.п. 1-2 3-4 5-6 7-8 с.р №1 9-10 11-12 13 14 15 16 17 18 Тема занятия Раздел 1. Экономические и правовые основы производственной деятельности Тема 1.1. Принципы рыночной экономики . Лекция Основные направления социально-экономического развития России Основные понятия рыночной экономики Монополия и конкуренция Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение Изучение и анализ информации о состоянии рынка труда Российской федерации, тенденциях его развития. Тема 1.2. Предприятие (организация) как субъект хозяйствования Сущность предпринимательства, его виды. Субъекты предпринимательской деятельности Предпринимательские риски и способы их предотвращения и минимизации. Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства). Признаки отрасли услуг, ее роль и значение в экономике страны. Понятие организации (предприятий), ее характеристика, цели и задачи деятельности. Ресурсы предприятия и их рациональное использование Организационно-правовые формы предприятий в РФ. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Практическое занятие № 1 Организация и формирование различных видов сельхозпредприятий. Определение функций по уровням и организациям управления агропромышленного комплекса . Осваивание обучающимися умений: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции (У1); Практическое занятие №2 Определение организационно-правовых форм и видов коммерческих и некоммерческих организаций, особенностей правового регулирования их деятельности. (Решение ситуационных задач) Осваивание обучающимися умений: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции (У1); Количе В том числе ство лк пз ср часов 33 16 6 11 10 8 -2 2 2 2 2 23 8 2 2 1 2 6 1 1 1 9 Формируемые ОК, ПК ОК 1. ОК 6. ОК1-ОК4 ОК1-ОК7 ОК1-ОК7 ОК 4. ОК 5. ОК 4-ОК 7. ОК 3- ОК 7. ОК 4- ОК 7. ОК1-ОК7 ОК1-ОК7 ОК1-ОК7 1 ОК 2. ОК 3 ОК4 ОК7 П К 1.2. ПК1.3. ПК 3.1. ПК3.2.ПК4.5 1 ОК 2. ОК 3 ОК4 ОК7 ПК1.1-ПК1.3 ПК2.1-ПК2.4 8 -применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях (У2); 19 Практическое занятие №3 Расчет основных экономических показателей предприятий» (прибыль, выручка, постоянные и переменные издержки ) Осваивание обучающимися умений: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции (У1); -применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях (У2); 20 Практическое занятие №4 Расчет основных экономических показателей предприятий»( рентабельность , производительность предприятий) Осваивание обучающимися умений: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции (У1); -применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях (У2); 21-22 Практическое занятие № 5. Составление бизнес-плана Осваивание обучающимися умений: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции (У1); -применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях (У2); --защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства (У3). с.р - Изучение Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О развитии №2 малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - Составление компьютерных презентации по темам: «Предпринимательство на современном этапе развития российской экономики», «Ресурсы предприятий и пути их сбережения» Раздел 2. Основы трудового права и формы оплаты труда Тема 2.1. Основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения. 23 Основные понятия трудового законодательства. Правовое регулирование трудовых отношений. 24-25 Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда и трудовой распорядок. 26 Материальная ответственность сторон трудового договора. Договор о материальной ответственности. Защита трудовых прав работников 27-28 Практическое занятие №2 Порядок заключения, расторжения, изменения условий 1 ОК 2. ОК 3 ОК4 ОК7 ПК1.1-ПК1.3 ПК2.1-ПК2.4 ПК3.1-ПК3.4 ПК4.1-ПК4.6 1 ОК 2. ОК 3 ОК4 ОК7 ПК1.1-ПК1.3 ПК2.1-ПК2.4 ПК3.1-ПК3.4 ПК4.1-ПК4.6 ОК 2. ОК 3 ОК4 ОК7 ПК1.1-ПК1.3 ПК2.1-ПК2.4 ПК3.1-ПК3.4 2 ПК4.1-ПК4.6 9 20 11 11 4 1 5 3 2 1 4 4 ОК2,ОК 4. ОК 5. ОК 1. ОК 6. ОК 1. ОК 6. ОК 4-ОК 7. 2 ОК 3- ОК 7. 9 29 с.р №3 30-31 32-33 34-35 36 37 38 39-40 трудового договора -защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства (У3). Практическое занятие №4 Определение материальной ответственности работодателей и работников. Решение ситуационных задач -защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства (У3). Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Изучение и анализ Трудового кодекса РФ : -раздела 3, глава 10, -раздела 4, главы 15,16, - раздела 5, глава 17 - раздел 11, главы 37, 38, 39 -Решить ситуационные правовые задачи. Тема 2.2. Механизм формирования оплаты труда Формы и системы оплаты труда. Формирование фонда оплаты труда в организации Мотивация труда, виды и способы. Техническое нормирование труда Гарантии и компенсации при оплате труда. Удержания из заработной платы, их виды. Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся Практическое занятие № 6. Расчет заработной платы при различных формах оплаты труда Осваивание обучающимися умений: -ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции (У1); -применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях (У2); Практическое занятие № 7 Решение ситуационных задач по вопросам защиты интересов трудящихся Осваивание обучающимися умений -защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства (У3). Дифференцированный зачет Лк – лекции Пз – практические занятия Лз – лабораторные занятия С.р. – самостоятельная работа Итого 1 4 9 7 2 2 2 1 2 - 1 1 ОК 1. ОК 6. ОК 1. ОК 6. ОК 3- ОК 7. ОК 3- ОК 7. ОК 2. ОК 3 ПК 1.2. ОК 2. ОК 3 ПК 1.2. 2 55 ОК 4-ОК 7 ПК1.1ПК1.3 ПК2.1-ПК2.4 ПК3.1-ПК3.4 ПК4.1-ПК4.6. ОК 3- ОК 7. ОК1-ОК7 ПК1.1ПК1.3 ПК2.1-ПК2.4 ПК3.1-ПК3.4 27 11 15 ПК4.1-ПК4.6 10 4.Условия реализации программы дисциплины 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализация учебной дисциплины имеются учебные кабинеты: Экономика; Экономика отрасли. Информационные технологии в профессиональной деятельности Оборудование учебных кабинетов « Экономика» и «Экономика отрасли» - рабочее место преподавателя; - рабочие места по количеству обучающихся. - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. - комплект учебно-методической документации (учебники, карточки, задания, тесты); - - наглядные пособия (плакаты) Оборудование учебного кабинета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» — интерактивная доска; — рабочие места, оборудованные персональными компьютерами по числу обучающихся; 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов Основные источники: 1. В.Д. Грибов, Учебное пособие «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности (СПО) изд. Кнорус, 2018.-185стр. 2. А.И. Гомола, Экономика для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Учебное пособие / А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019 3. А.И. Гомола Экономика для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: практикум: учебное пособие / А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019 Дополнительные источники: 1. Волков, О. И. Экономика предприятия : учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 264 с. 2. Воробьева, И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для вузов / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 191 с. 3. . Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / Н.П. Котеролва. – 8-е изд., стер. – М.: Издателский центр «Академия», 2019. Нормативно-правовая база: -Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ (с изменениями в 2019г) 11 - Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст: [по сост. на 1 мая. 2016 г.]. М.: Омега-Л, 2016. – 688с. – (кодексы Российской Федерации). - Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016г) Интернет-ресурсы: Сайт «Финансовая грамота» http://fingramota.org/lichnyefinansy/investitsii-i-sberezheniya Сайт «Развитие бизнеса» http://www.devbusiness.ru Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации http:// www.akdi.ru. Эконмика: http:// www.Economi.gov. ru, http:// bibliotekar. ru 12 5. Контроль и оценка освоения дисциплины Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле( в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств, методические рекомендации и указания к выполнению практических занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям) Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями, каждое из них оценивается у каждого студента В качестве форм текущего контроля используются: • • • • • • Тестирование Письменные работы Фронтальный опрос Устные ответы студентов Результаты выполнения самостоятельной работы Результаты выполнения практических занятий Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета. Результаты обучения Формы и методы контроля иоценки (освоенные умения, усвоенные результатов обучения знания) Уметь: -ориентироваться в общих вопросах эко- -оценка освоенных умений в ходе номики производства сельскохозяйствыполнения практических работ; венной продукции; -проверка самостоятельной работы студентов -дифференцированный зачет - применять экономические и правовые -оценка освоенных умений в ходе знания в конкретных производственных выполнения практических работ; ситуациях; -проверка самостоятельной работы студентов -дифференцированный зачет -защищать свои трудовые права в рамках -оценка освоенных умений в ходе действующего законодательства. выполнения практических работ; -проверка самостоятельной работы студентов -дифференцированный зачет Знать: 13 - основные принципы рыночной экономики; понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли; - организационно – правовые формы предприятий основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; -механизмы ценообразования -формы оплаты труда -устные ответы - фронтальный опрос -тестирование -результаты выполнения самостоятельной работы -дифференцированный зачет -устные ответы - фронтальный опрос -тестирование -результаты выполнения самостоятельной работы -дифференцированный зачет -устные ответы - фронтальный опрос -тестирование -результаты выполнения самостоятельной работы -дифференцированный зачет -устные ответы - фронтальный опрос -тестирование -результаты выполнения самостоятельной работы -дифференцированный зачет -тестирование -результаты выполнения самостоятельной работы -устные ответы - фронтальный опрос -тестирование -результаты выполнения самостоятельной работы -дифференцированный зачет -устные ответы - фронтальный опрос -тестирование -результаты выполнения самостоятельной работы -дифференцированный зачет 14