Приложение № 9 к ОПОП 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Профиль: технологический Трудоемкость дисциплины - 44 Из них аудиторной нагрузки -32 часа В т.ч. Лекций 19 Практических занятий 6 Лабораторных занятий Дифференцированный зачет 5 2 Самостоятельной работы -12час. Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет Составитель программы: Аксёнова Л.В. п. Локня - 2021 Оглавление 1. Пояснительная записка …………………………………………………… 2. Содержание учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» ………………………………………………………………………… 3. Тематический план учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» ……………………………………………………………………….. 4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены»…………………………………... 5. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» …………………………………………………………………. 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» разработана на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 855 с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2015 г) Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и читается на четвертом курсе обучения. Планируемые результаты изучения учебной дисциплины«ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» : В результате изучения учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» студент должен знать: - санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др. (1) - правила личной гигиены работников (2) - нормы гигиены труда (3) - классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения (4) - правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений (5) - основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения (6) - санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции (7) уметь: - соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии (1) - применять необходимые методы и средства защиты (2) - готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств (3) - дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др. (4) - проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам (5) Изучение дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» закладывает теоретические основы для освоения общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности. ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных. ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 3 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 4 2. Содержание учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» Введение Содержание темы: Основные понятия: микробиология, гигиена, санитария. Предмет, цели и задачи курса. Внутрипредметные и межпредметные связи. История возникновения и развития микробиологии, санитарии, гигиены. Значение знаний по предмету для повышения качества продукции и культуры обслуживания в животноводческих предприятиях Раздел 1. Основы микробиологии Тема 1.1. Морфология микроорганизмов Содержание темы: Классификация микробов. Характеристика основных групп микробов: бактерий, плесневых грибков, дрожжей, вирусов. Их величина, форма, особенностей строения, размножения. Распространение микробов в природе, их роль в природе и жизни человека. Воздействие микробов на животных и продукты. Практическое занятие №1 «Оснащение микробиологической лаборатории и использование ее оборудования» Лабораторное занятие №2 «Устройство микроскопа и правила работы с ним. Микроскопирование бактерий, грибов и дрожжей» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы: «Виды порчи основных животноводческих продуктов» Тема 1.2. Физиология микроорганизмов Физиология микробов: химический состав микробной клетки, питание и дыхание микробов. Основные факторы, влияющие на жизнедеятельность микробов: температура, влажность, повышенная концентрация веществ, реакция среды. Действие на микробы света, излучений, химических веществ, биологических факторов. Микробиологические основы хранения животноводческих продуктов в охлажденном виде. Влияние тепловой обработки пищевых продуктов на их микрофлору. Лабораторное занятие №2 «Проведение микробиологического исследования смывов с рук, оборудования, инвентаря и оценка полученных результатов» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Презентация на тему: «Источники микробиологического загрязнения в животноводческом производстве и пути их устранения» Тема 1.3. Экология микроорганизмов Микрофлора почвы, воды и воздуха. Микрофлора молока и молочных продуктов. Тема 1.4. Пищевые заболевания и их профилактика Понятие о патогенных микробах. Пищевые инфекции. Понятие об инфекции, пути проникновения микробов в организм человека. Бациллоносительство. Защитные силы организма. Понятие об иммунитете. Пути попадания микробов в пищевые продукты. Пищевые инфекции: дизентерия, холера, брюшной тиф, гепатит А. Зоонозы: бруцеллез, сибирская язва, ящур. Характеристика возбудителей, источники и пути заражения, особенности профилактики. Пищевые отравления. Понятие о пищевых отравлениях, их классификация, общие признаки, первая помощь, меры профилактики. Характеристика микробных пищевых отравлений: токсикоинфекций, интоксикаций, микотоксикозов. Пищевые отравления немикробного происхождения, их характеристика. Гельминтозы: характеристика гельминтов, способы заражения, меры профилактики. Практическое занятие №2 «Анализ материалов расследования пищевых отравлений (соблюдение санитарно-гигиенических требований в условиях производства)» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта по теме: «Гельминты и гельминтозы, их профилактика» Раздел 2. Гигиена и санитария предприятий животноводческого производства 5 Тема 2.1. Личная гигиена работников животноводческой промышленности Личная гигиена, производственная гигиена, гигиена труда. Значение личной гигиены работников предприятий животноводства. Гигиена полости рта, гигиена рук. Производственный маникюр. Санитарная одежда, правила пользования и хранения. Требования к внешнему виду оператора животноводческих ферм. Медицинский контроль работников предприятий . Личная медицинская книжка. Сроки проведения медицинского обследования. Перечень болезней, препятствующих работе на животноводческих предприятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Гигиена труда оператора животноводческого предприятия» Тема 2.2. Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности Санитарные требования к устройству предприятий , оборудованию, инвентарю, таре и их содержанию. Значение санитарии и гигиены в работе предприятий животноводческого производства. Требования к устройству предприятий : выбор места, устройство территории. Санитарно-гигиенические требования к планировке и отделке производственных, складских помещений. Гигиенические требования к освещению и вентиляции. Санитарные требования к содержанию предприятий . Правила уборки помещений, требования к уборочному инвентарю. Санитарные требования к материалу, идущему на изготовление оборудования, инвентаря, посуды, тары. Понятие о маркировке оборудования, инвентаря, ее гигиеническая необходимость. Санитарные требования к содержанию оборудования, инвентаря, посуды, тары: очистка, мытье, дезинфицирование и хранение. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Моющие и дезинфицирующие средства. Понятие: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Способы и методы дезинфекции. Дезинфицирующие средства, их характеристика, правила применения. Дезинсекция, дератизация, методы их проведения. Значение этих мероприятий в профилактике пищевых заболеваний. Моющие средства: классификация, характеристика, способы приготовления растворов. Применение и хранение растворов Практическое занятие №3 «Проведение санитарной обработки оборудования, инвентаря. Приготовление растворов моющих и дезинфицирующих средств» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» Тема 2.3. Санитарно-гигиенические требования к продукции. Санитарные требования к транспортировке, приемке, хранению животноводческих продуктов. Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов . Правила перевозки продуктов. Санитарный паспорт на транспортные средства. Санитарные требования к приемке продовольственного сырья. Санитарные требования к складским помещениям и их содержанию. Правила и сроки хранения скоропортящихся продуктов. Микробиологические исследования животноводческой продукции и оценка полученных результатов Санитарно-пищевое законодательство. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы санитарии и гигиены. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Сообщение по теме «Виды транспорта для перевозки сельскохозяйственной продукции и кормов для животных и требования к нему» Презентация на тему: «Задачи государственного и ведомственного санитарного надзора» Дифференцированный зачет – 2 часа 6 Тематический план учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Введение 1-2 Лекция: Введение. Цели и задачи курса Основные понятия: микробиология, гигиена, санитария. Предмет, цели и задачи курса. Внутрипредметные и межпредметные связи. История возникновения и развития микробиологии, санитарии, гигиены. Значение знаний по предмету для повышения качества продукции и культуры обслуживания в животноводческих предприятиях РАЗДЕЛ 1. Основы микробиологии – 16 часов Тема 1.1. Морфология микроорганизмов – 6 часов Тема 1.2. Физиология микроорганизмов – 4 часа Лекция: Классификация микроорганизмов. Характеристика основных групп микробов. Бактерии, плесневые грибки, дрожжи, вирусы. Их величина, форма, особенностей строения, размножения. Распространение микробов в природе, их роль в природе и жизни человека. Воздействие микробов на животных и продукты. 5-6 Практическое занятие №1 «Оснащение микробиологической лаборатории и использование ее оборудования» 7-8 Лабораторное занятие №1 «Устройство микроскопа и правила работы с ним. Микроскопирование бактерий, грибов и дрожжей» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: .Заполнение таблицы: «Виды порчи основных животноводческих продуктов» 9Лекция: Физиология микроорганизмов. 10 химический состав микробной клетки, питание и дыхание микробов. Основные факторы, влияющие на жизнедеятельность микробов: температура, влажность, повышенная концентрация веществ, реакция среды. Действие на микробы света, излучений, химических веществ, биологических факторов. Количество часов 3. Информационное обеспечение В том числе ЛР Лк 2 2 21 8 Пз Лр Ср О.и. Заерко В.И., Веревкина М.Н., Светлакова Е.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в сельскохозяйственном производстве, М, «Академия», 2019. 250 стр. Стр.6 – 11. конспект 4 4 ЛР18 ЛР16 ОК1 5 Ои стр.13-40 3-4 ЛР14 ОК 2 ОК 5 Инструктивная карта ЛР20 ЛР13 ЛР14 У5, ОК7, ОК4, ОК6 Использование виртуальной лаборатории http://www.virtulab.net/ ЛР20 ЛР13 ЛР14 ЛР10 ЛР14 ЛР16 У5, ОК7, ОК4, ОК6 З7, ОК2, ОК3, ОК5 ОК 2 ОК 5 2 2 2 2 Ои стр.41-67 2 ОК, ПК ЛР14 7 Содержание учебного материала. Тема 1.3. Экология микроорганизмов – 2 часа Тема 1.4. Пищевые заболевания и их профилактика – 4 часа Микробиологические основы хранения животноводческих продуктов в охлажденном виде. Влияние тепловой обработки пищевых продуктов на их микрофлору 11- Лабораторное занятие №2 «Проведение 12 микробиологического исследования смывов с рук, оборудования, инвентаря и оценка полученных результатов» Самостоятельная работа обучающихся Презентация на тему: «Источники микробиологического загрязнения в животноводческом производстве и пути их устранения» 13- Лекция: Микрофлора почвы, воды и воздуха. 14 Микрофлора молока и молочных продуктов. 15 16 Лекция: Пищевые инфекции. Понятие об иммунитете. Понятие о патогенных микробах. Понятие об инфекции, пути проникновения микробов в организм человека. Бациллоносительство. Защитные силы организма. Понятие об иммунитете. Пути попадания микробов в пищевые продукты. Пищевые инфекции: дизентерия, холера, брюшной тиф, гепатит А. Зоонозы: бруцеллез, сибирская язва, ящур. Характеристика возбудителей, источники и пути заражения, особенности профилактики. Лекция: Пищевые отравления. Понятие о пищевых отравлениях, их классификация, общие признаки, первая помощь, меры профилактики. Характеристика микробных пищевых отравлений: токсикоинфекций, интоксикаций, микотоксикозов. Пищевые отравления немикробного происхождения, их характеристика. Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Информационное обеспечение В том числе Лк Пз Лр ЛР ОК, ПК ЛР20 ЛР13 ЛР14 У5, ОК2, ОК3, ОК4, ОК7 У5 Ср Использование виртуальной лаборатории http://www.virtulab.net/ 2 ЛР10 ЛР14 ЛР16 2 ЛР14 2 1 О.и. стр.82-110 Конспект Лр14 З6, ОК4. ОК7 ПК3.3 1 Конспект ЛР14 З6, ОК4. ОК7 ПК3.3 8 Содержание учебного материала. Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. ЛР Лк Практическое занятие №2 «Анализ материалов расследования пищевых отравлений (соблюдение санитарно-гигиенических требований в условиях производства)» Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта по теме: «Гельминты и гельминтозы, их профилактика» 1718 РАЗДЕЛ 2. Гигиена и санитария предприятий животноводческого Информационное обеспечение В том числе Пз Лр Ср Инструктивная карта 2 ЛР20 ЛР13 ЛР14 У2 ПК3.3 ЛР20 ЛР13 ЛР14 ОК4, ОК3 ПК3.3 Конспект . СанПин 1.1.1058-01 ЛР14 З1-3, У1 ОК1, ОК 2 ОК3 Нормативно-правовые источники ЛР20 ЛР13 ЛР14 У1, ОК4, ОК3 1 19 9 2 ОК, ПК 1 7 производства – 12 часов Тема 2.1. Личная гигиена работников животноводческой промышленности – 2 часа Лекция: Личная гигиена работников животноводческой промышленности. Личная гигиена, производственная гигиена, гигиена труда. Значение личной гигиены работников предприятий животноводства. Гигиена полости рта, гигиена рук. Производственный маникюр. Санитарная одежда, правила пользования и хранения. Требования к внешнему виду оператора животноводческих ферм. Медицинский контроль работников предприятий . Личная медицинская книжка. Сроки проведения медицинского обследования. Перечень болезней, препятствующих работе на животноводческих предприятиях. Тестирование Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Гигиена труда оператора животноводческого предприятия» 1920 2 2 9 Содержание учебного материала. Тема 2.2. Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности – 6 часов Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности. Санитарные требования к устройству предприятий , оборудованию, инвентарю, таре и их содержанию. Значение санитарии и гигиены в работе предприятий животноводческого производства. Требования к устройству предприятий : выбор места, устройство территории. Санитарно-гигиенические требования к планировке и отделке производственных, складских помещений. Гигиенические требования к освещению и вентиляции. Санитарные требования к содержанию предприятий . Правила уборки помещений, требования к уборочному инвентарю. Санитарные требования к материалу, идущему на изготовление оборудования, инвентаря, посуды, тары. Понятие о маркировке оборудования, инвентаря, ее гигиеническая необходимость. Санитарные требования к содержанию оборудования, инвентаря, посуды, тары: очистка, мытье, дезинфицирование и хранение. Тестирование 23-24 Лекция: Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Моющие и дезинфицирующие средства. Понятие: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Способы и методы дезинфекции. Дезинфицирующие средства, их характеристика, правила применения. Дезинсекция, дератизация, методы их проведения. Значение этих мероприятий в профилактике пищевых заболеваний. Моющие средства: классификация, характеристика, способы приготовления растворов. Применение и хранение растворов. Тестирование 25-26 Практическое занятие №3 «Проведение санитарной обработки оборудования, инвентаря. Приготовление растворов моющих и дезинфицирующих средств» Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» 21-22 Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Информационное обеспечение В том числе ЛР Лк Пз Лр ОК, ПК Ср 2 2 2 2 Ои стр. 111-132, СанПин 1.1.1058-01 ЛР14 З1, У1, ОК 2 ОК4 ОК 5 ОК7, ПК3.1, ПК3.2 Конспект, СанПин 1.1.1058-01 ЛР10, ЛР14 З4, З5, У2, У3, У4, ПК3.4 Инструктивная карта ЛР14 У3, ПК3.4 Нормативно-правовые источники ЛР14 ЛР19 У1, ОК 1ОК5 10 Содержание учебного материала. Тема 2.3. Санитарногигиенические требования к продукции – 4 часа 27 28 Количество часов Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Лекция: Санитарные требования к транспортировке, приемке, хранению животноводческих продуктов. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. Правила перевозки продуктов. Санитарный паспорт на транспортные средства. Санитарные требования к приемке продовольственного сырья. Санитарные требования к складским помещениям и их содержанию. Правила и сроки хранения скоропортящихся продуктов. Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение по теме «Виды транспорта для перевозки сельскохозяйственной продукции и кормов для животных и требования к нему» 29 Лекция: Законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы санитарии и гигиены. Лабораторное занятие №3: Микробиологические 30 исследования животноводческой продукции и оценка полученных результатов Самостоятельная работа обучающихся Презентация на тему: «Задачи государственного и ведомственного санитарного надзора» 31- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ 32 ИТОГО Информационное обеспечение В том числе ЛР Лк Пз Лр ОК, ПК Ср Ои стр.176-183, СанПин 1.1.1058-01 .СанПиН 2.3.2.13.24-01 ЛР14 1 1 Ои стр.163-176, СанПин 1.1.1058-01 ЛР14 Конспект, нормативноправовые источники Инструктивная карта СанПиН 2.3.2. 1324 –03 ЛР14 Нормативно-правовые источники ЛР14 ОК 2 ОК 5, ПК3.1, ПК3.2 ОК 2 ОК 4, ОК8 ПК3.1, ПК3.2 ПК4.1ПК4.6 2 1 1 1 ЛР19 ОК 2-ОК 5 У5, ОК 2-ОК 5. ПК3.1, ПК3.2 ОК 2-ОК 5, ОК7 2 44 19 6 5 12 Лк – лекции Пз – практические занятия Лр – лабораторная работа С.р. – самостоятельная работа 11 4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета, лаборатории микробиологии санитарии и гигиены. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: парты, стулья, доска, рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, монитор с соответствующим программным обеспечением. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: – микроскопы; – термостаты; – сушильный шкаф; – технические весы; – стерилизаторы. Посуда: пробирки, колбы, мерные цилиндры, чашки Петри. Приспособления: бактериологические петли, препаровальные иглы, шпатели, пипетки, предметные и покровные стекла. Комплект учебно–методической документации. Средства контроля (тестовые задания, контрольные работы). Наглядные пособия: –плакаты, таблицы, схемы, фотографии, карточки, логические структуры; 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Заерко В.И, Веревкина М.Н., Светлакова Е.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в сельскохозяйственном производстве. – учебное издание - М: академия, 2019. - 256 с 2. .Нормативно-правовые источники: 1.СанПиН 2.3.2.13.24-01 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» 2.СанПин 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий» 3.СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидимиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» 4.СанПиН 2.3.2. 1324 –03 Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы // База данных нормативной технической документации Интернет-ресурсы: 1. Федеральный портал образовательных ресурсов. 2. / www.edu.ru – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/5/mc/oknpo/mi/36/p/page.html 3. http://www.virtulab.net/ 12 4.3. Требования к педагогическим работникам Реализация программы курса должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого курса. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 13 5. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины «ОП.09 Основы микробиологии, санитарии и гигиены» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: Соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при работе на животноводческих предприятиях Применять необходимые методы и средства защиты Готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств Дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др. Проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам Формы и методы контроля и оценки результатов обучения - наблюдение и оценка на практических занятиях - Лекция: Личная гигиена работников животноводческой промышленности (тестирование) - Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности (тестирование) - защита реферата «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» - защита реферата на тему: «Гигиена труда оператора животноводческого предприятия» - защита отчета по практической работе №2 «Анализ материалов расследования пищевых отравлений (соблюдение санитарно-гигиенических требований в условиях производства)» - Лекция: Дезинфекция, дезинсекция, дератизация (тестирование) - Лекция: Дезинфекция, дезинсекция, дератизация (тестирование) - защита отчета по практическому занятию №3 «Проведение санитарной обработки оборудования, инвентаря. Приготовление растворов моющих и дезинфицирующих средств» - защита отчета по практическому занятию №3 «Проведение санитарной обработки оборудования, инвентаря. Приготовление растворов моющих и дезинфицирующих средств» - Лекция: Дезинфекция, дезинсекция, дератизация (тестирование - защита отчета по практической работе №1 «Оснащение микробиологической лаборатории и использование ее оборудования» - обсуждение результатов лабораторной работы №1 «Устройство микроскопа и правила работы с ним. Микроскопирование бактерий, грибов и дрожжей» - обсуждение результатов лабораторной работы №2 «Проведение микробиологического исследования смывов с рук, оборудования, инвентаря и оценка полученных результатов» - изучение теоретического материала по теме : Микробиологические исследования животноводческой продукции и оценка полученных результатов 14 Знать: - санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др. - правила личной гигиены работников - нормы гигиены труда - классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения - правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений - основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения - санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции - Лекция: Личная гигиена работников животноводческой промышленности (тестирование) - Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности (тестирование) защита электронных презентаций; защита рефератов защита рефератов; тестирование защита рефератов; выполнение индивидуальных исследовательских заданий; защита электронных презентаций тестирование; защита рефератов тестирование тестирование; выполнение индивидуальных исследовательских заданий. Общие компетенции ОК1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Лекция: Введение. Цели и задачи курса Лекция: Личная гигиена работников животноводческой промышленности. Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» ОК2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: .Заполнение таблицы: «Виды порчи основных животноводческих продуктов» Лабораторное занятие №2 «Проведение микробиологического исследования смывов с рук, оборудования, инвентаря и оценка полученных результатов» Лекция: Личная гигиена работников животноводческой промышленности. Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности. 15 ОК3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» Лекция: Санитарные требования к транспортировке, приемке, хранению животноводческих продуктов. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. Лекция: Законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы санитарии и гигиены. Лекция: Личная гигиена работников животноводческой промышленности. Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности. Самостоятельная работа обучающихся Лекция: Пищевые инфекции. Понятие об иммунитете. Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. Лекция: Законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы санитарии и гигиены. ОК5 Использовать информационно- Самостоятельная работа обучающихся коммуникационные технологии в Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования профессиональной деятельности. к производственным цехам» Лекция: Санитарные требования к транспортировке, приемке, хранению животноводческих продуктов. Лекция: Законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы санитарии и гигиены. ОК6 Работать в команде, эффективно Практическое занятие №1 «Оснащение общаться с коллегами, микробиологической лаборатории и использование ее руководством, клиентами. оборудования» Лабораторное занятие №1 «Устройство микроскопа и правила работы с ним. Микроскопирование бактерий, грибов и дрожжей» ОК7 Организовать собственную Практическое занятие №1 «Оснащение деятельность с соблюдением микробиологической лаборатории и использование ее требований охраны труда и оборудования» экологической безопасности. Лабораторное занятие №2 «Проведение микробиологического исследования смывов с рук, оборудования, инвентаря и оценка полученных результатов» Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности. Лекция: Законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы санитарии и гигиены. Самостоятельная работа обучающихся Презентация на тему: «Задачи государственного и 16 ведомственного санитарного надзора» Реферат на тему: «Санитарно-гигиенические требования к производственным цехам» ОК8 Исполнять воинскую Лекция: Законодательные и нормативные акты, обязанность , в том числе с регламентирующие вопросы санитарии и гигиены. применением полученных Самостоятельная работа обучающихся профессиональных знаний (для Презентация на тему: «Задачи государственного и юношей). ведомственного санитарного надзора» Профессиональные компетенции ПК3.1 Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности. ПК3.2 Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК3.3 Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных. ПК3.4 Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК4.1 Управлять автомобилями категорий "В" и "С". ПК4.2 Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. ПК4.3 Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности. Лекция: Санитарные требования к транспортировке, приемке, хранению животноводческих продуктов. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. Лекция: Микробиологические исследования животноводческой продукции и оценка полученных результатов Лекция: Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий животноводческой промышленности. Лекция: Санитарные требования к транспортировке, приемке, хранению животноводческих продуктов. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. Лекция: Микробиологические исследования животноводческой продукции и оценка полученных результатов Лекция: Пищевые инфекции. Понятие об иммунитете. Лекция: Пищевые отравления. Практическое занятие №2 «Анализ материалов расследования пищевых отравлений (соблюдение санитарно-гигиенических требований в условиях производства)» Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта по теме: «Гельминты и гельминтозы, их профилактика» Лекция: Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Практическое занятие №3 «Проведение санитарной обработки оборудования, инвентаря. Приготовление растворов моющих и дезинфицирующих средств» Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. 17 ПК4.4 Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. ПК4.5 Работать с документацией установленной формы. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. ПК4.6 Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия. Лекция: Санитарные требования к транспорту для перевозки продуктов. 18