Рабочая программа ОП 02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

Приложение № 2
к ОПОП 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»

Рабочая программа дисциплины
ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных
работ
по профессии
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Трудоемкость дисциплины 66 часов
Из них аудиторной нагрузки 44часов
В т.ч.
Лекций
Практических занятий

20
22

Дифференцированный 2
зачет
Самостоятельной работы -22час.
Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет

Составитель программы Антонова Г.Ф.

п. Локня - 2021

1

Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
2. Содержание и тематический план дисциплины «Основы материаловедения
и технология общеслесарных работ» .................................................................. 7
3. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины ........... 15
4. Контроль и оценка освоения дисциплины ..................................................... 17

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения и
технология общеслесарных работ является основной образовательной
программой в соответствии с ФГО С по профессии ППКРС 35.01.11 Мастер
сельскохозяйственного производства утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации Приказ Минобрнауки России от
02.08.2013года. Приказ №855
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл и читается на
первом курсе обучения.
При изучении дисциплины предусматривается использование активных и
интерактивных форм проведения занятий, электронных образовательных
ресурсов в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития
общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Планируемые результаты изучения дисциплины ОП.01. «Основы
материаловедения и технология общеслесарных работ»
В результате изучения дисциплины ОП.01. «Основы материаловедения и
технология общеслесарных работ» студент
должен уметь:
выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и
сплавов;У1
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку,
опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание
отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; У2
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов; У3
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и
неметаллических материалов З1;
- особенности строение металлов и сплавов З2 ;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов, о
технологии их производства З3;
- виды обработки металлов и сплавов З4;
- виды слесарных работ З5;
- правила выбора и применения инструментов З6;
- последовательность слесарных операций З7;
- приемы выполнения общеслесарных работ З8;
- требования к качеству обработки деталей З9;
- виды износа деталей и узлов З10;
-свойства смазочных материалов З11;
Изучение дисциплины «Основы материаловедения и технология
общеслесарных работ» готовит к освоению общих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
3

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов,
сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах
технического обслуживания.
ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и
передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей
тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и
навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с
заменой отдельных частей и деталей.
ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и
уходу за различными половозрастными группами животных разных
направлений продуктивности.
ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического
оборудования на животноводческих комплексах и механизированных
фермах.
ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и
обработке сельскохозяйственных животных.
ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на
животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в
пути следования.
ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время
эксплуатации транспортных средств.

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология
общеслесарных работ»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы
материаловедения

44

Тема 1. Металловедение

30

1.1.Понятие о металлических
материалах. Свойство металлов
и сплавов.

Содержание учебного материала
Введение. Роль материалов в современной техники. Определение и классификация
металлов. Строение металлов. Физические, химические, механические, технологические
и эксплуатационные свойства металлов. Основные типы деформаций.

1

Практические занятия

1

2

Определение физических свойств металлов

1.2
Понятие
и
характеристика сплавов.

Самостоятельная работа обучающихся.
Использование физических свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.
общая Содержание учебного материала
Характеристика и виды сплавов. Железоуглеродистые сплавы. Влияние химических
элементов на свойства железо углеродистых сплавов.
Практические занятия

2
1

2

1

Изучение диаграммы состояния системы «железо-цементит»
Самостоятельная работа обучающихся
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы?
Применение основных свойств и сплавов в сельскохозяйственном производстве.

2

5

1.3.Чугуны и стали.

Содержание учебного материала
Классификация чугунов. Белый, литейный, ковкий, высокопрочный и специальные
чугуны. Классификация сталей. Углеродистые конструкционные и инструментальные
стали. Легированные конструкционные и инструментальные стали. Высокопрочные
стали. Углеродистые и легированные стали специального назначения.
Практические занятия
Сравнительная оценка структуры чугунов по фотографиям.
Расшифровка марок сталей и чугунов.
Самостоятельная работа обучающихся
Расшифровка маркировки чугунов сталей по назначению, химическому составу и
качеству.
Содержание учебного материала
Основы термической обработки металлов и сплавов. Отжиг и нормализация. Закалка и
отпуск. Химико – термическая обработка.
Практические занятия
Сравнительная оценка структуры сталей до и после термической обработки по
фотографиям.
Самостоятельная работа обучающихся
Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по
сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.
Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

3

цветные Содержание учебного материала
Классификация твердых сплавов. Литые и спеченные твердые сплавы. Общие сведения о
цветных металлах и сплавах. Медь, алюминий, магний, титан, олово свинец, цинк и
сплавы на их основе.

2

Практические занятия
Сравнительная оценка структуры сплавов цветных металлов по фотографиям.
Самостоятельная работа обучающихся
Цветные металлы и сплавы. Расшифровка марок сплавов.
,

2

1.4.Термическая обработка.

1.5.Твердые
и
металлы и их сплавы.

Тема 2. Неметаллические
материалы.

2.1.Твердые неметалличес-кие

Содержание учебного материала
Классификация неметаллических материалов. Пластмассы, термопласты, слоис-тые
пластмассы, резина. Абразивные материалы.

2

3
4
2

2

1
2

1

4
14
1

2

6

материалы

2.2.Горюче
материалы.

–

Практические занятия

1

Составление таблиц абразивной способности абразивных материалов
Самостоятельная работа обучающихся
Классификация неметаллических материалов Пластмасс, абразивных материалов
Составление рефератов на тему «неметаллические материалы»

4

смазочные Содержание учебного материала
Смазочные материалы и технические жидкости. Автомобильное топливо.
Практические занятия

Контрольная работа

Определение топлив и смазочных материалов по внешнему виду, маркеровкам.
Составление классификации горючесмазочных материалов.
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными
преподавателем). Классификация смазочных материалов.
Итоговая работа по темам раздела 1.

Раздел 2. Технология
общеслесарных работ
Тема 1. Организация слесарных Содержание учебного материала
Введение. Роль слесарного дела в проведении ремонтных работ. Правила техники
работ
безопасности при слесарных работах. Организация рабочего места слесаря: устройство и
назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и
разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.
Заточка инструмента.
Практические занятия
Изучение схем устройства поворотных тисков.
Тема 2. Общеслесарные работы.
Содержание учебного материала
Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла,
опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание
отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в
т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками
применяемых материалов и требуемой формой изделия.
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам).
Требования к качеству обработки деталей.

1

2

2

4

1
20
1

2

1
8

2

7

Диференцированный зачёт

Практические занятия
Определение материалов, инструмента, последовательность и способы выполнения
разметки.
Определение длины заготовки при изготовлении изделия способом гибки.
Выбор полотна ручной ножовки в зависимости от вида металла.
Определение углов заточки инструмента для рубки металла.
Выбор напильников для обработки различных материалов.
Подбор сверла, смазывающе-охлаждающей жидкости для обработки различных
металлов и сплавов сверлением.
Выбор заклёпок и заклёпочных соединений.
Выбор инструмента, флюсов и припоев для пайки .
Итоговая работа по всему пройденному материалу.
ВСЕГО

10

2
66

лк – лекции
пз – практические занятия
ср – самостоятельная работа

8

4. Материально-техническое обеспечение преподавания
дисциплины

Для изучения дисциплины необходимо наличие кабинета «Основы материаловедения и
технология общеслесарных работ»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Основные источники:
1. Солнцев, Ю.П. Материаловедение: учебник для вузов/ Ю.П. Солнцев, Е.И.
Пряхин. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2018. – 288 с.
2. Фетисов, Г.П. Материаловедение и технология металлов: учебник/ Г.П. Фетисов.
– М.: Инфра - М, 2017. – 624с.
3.Стуканов, В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие.
Лабораторный практикум/ В.А. Стуканов – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2017. – 208 с.
1.
4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. –
М.: ОИЦ «Академия», 2017. – 272
Дополнительные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ
«Академия», 2015. – 30 шт.
2.
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
1.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Интернет-ресурсы:
http\\www.morehod.ru
http\\www.mariners.narod.ru
http\\www.marinesft. narod.ru
http\\www.netharbour.ru
http\\www.moryak. biz.ru
http\\www.marinesft. narod.ru
http\\www. randewy.ru
Электронный
ресурс «Слесарные работы». Форма доступа
:http://metalhandling.ru

9

Требования к педагогическим работникам
Реализация программыпо специальности должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за
освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1
раза в 3 года
5. Контроль и оценка освоения дисциплины

•
•
•
•
•
•

Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле( в ходе
проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме дифференцированного
зачета
Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами преподавателя,
входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств, методические рекомендации и
указания к выполнению практических занятий), а также проверочными заданиями к
учебным занятиям)
Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями, каждое из них
оценивается у каждого студента
В качестве форм текущего контроля используются:
Тестирование
Письменные работы
Опросы на занятиях
Устные ответы студентов
Результаты выполнения самостоятельной работы
Результаты выполнения практических занятий
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в
соответствии с фондом оценочных средств и состоит из теоретической части и
комплексного практического задания

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения:
выполнять производственные работы с учетом
характеристик металлов и сплавов;
выполнять общеслесарные работы: разметку,
рубку, правку, гибку, резку, опиливание,
шабрение металла, сверление, зенкование и
развертывание отверстий, клепку, пайку,
лужение и склеивание, нарезание резьбы;
подбирать материалы и выполнять смазку
деталей и узлов;
Знания:
основные виды конструкционных и сырьевых,
металлических и неметаллических материалов

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюждение и оценка выполнения
практических занятий,
Наблюждение и оценка выполнения и
практических занятий
Оценка выполнения самомтоятельной
индивидуальной работы.
тестирование, устый опрос, оценка
выполнения самостоятельной работы
тестирование,
устный
опрос,
выполнения
практических
контрольная работа.

оценка
занятий,
10

основные сведения о назначении и свойствах
металлов и их сплавов, технологии их
производства
особенности строения металлов и сплавов,
виды обработки металлов и сплавов

тестирование, устный (письменный)
контрольная работа

опрос,

тестирование, устный (письменный) опрос,
контрольная работа,
тестирование, устный (письменный) опрос,
оценка выполнения самостоятельной работы,
Наблюждение и оценка выполнения
и
практических занятий, ,

Виды слесарных работ

тестирование, устный (письменный) опрос,
оценка выполнения самостоятельной работы,
Наблюждение и оценка выполнения
и
практических, контрольная работа

виды износа деталей и узлов

Устный (письменный)опрос, тестирование,
анализ решения проблемных ситуаций
Устный (письменный)опрос, тестирование,
контрольная раблота
Устный (письменный)опрос, тестирование,
анализ решения проблемных ситуаций.
Наблюждение и оценка выполнения
и
практических занятий,,
Устный (письменный)опрос, тестирование,
анализ решения проблемных ситуаций.
Наблюждение и оценка выполнения
и
практических занятий,,
Устный (письменный)опрос, тестирование,
анализ решения проблемных ситуаций.
Устный (письменный)опрос, тестирование,
анализ
решения
проблемных ситуаций
Наблюждение и оценка выполнения
и
практических занятий,

свойства смазочных материалов
правила выбора и применения инструментов
последовательность слесарных операций

приемы выполнения общеслесарных работ

требования к качеству обработки деталей

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».