Приложение № 2 к ОПОП 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Рабочая программа дисциплины ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Трудоемкость дисциплины 66 часов Из них аудиторной нагрузки 44часов В т.ч. Лекций Практических занятий 20 22 Дифференцированный 2 зачет Самостоятельной работы -22час. Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет Составитель программы Антонова Г.Ф. п. Локня - 2021 1 Оглавление 1. Пояснительная записка .................................................................................... 3 2. Содержание и тематический план дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» .................................................................. 7 3. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины ........... 15 4. Контроль и оценка освоения дисциплины ..................................................... 17 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения и технология общеслесарных работ является основной образовательной программой в соответствии с ФГО С по профессии ППКРС 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013года. Приказ №855 Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл и читается на первом курсе обучения. При изучении дисциплины предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий, электронных образовательных ресурсов в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Планируемые результаты изучения дисциплины ОП.01. «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» В результате изучения дисциплины ОП.01. «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» студент должен уметь: выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;У1 выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; У2 подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов; У3 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов З1; - особенности строение металлов и сплавов З2 ; - основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов, о технологии их производства З3; - виды обработки металлов и сплавов З4; - виды слесарных работ З5; - правила выбора и применения инструментов З6; - последовательность слесарных операций З7; - приемы выполнения общеслесарных работ З8; - требования к качеству обработки деталей З9; - виды износа деталей и узлов З10; -свойства смазочных материалов З11; Изучение дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» готовит к освоению общих компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 3 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности. ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных. ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. Основы материаловедения 44 Тема 1. Металловедение 30 1.1.Понятие о металлических материалах. Свойство металлов и сплавов. Содержание учебного материала Введение. Роль материалов в современной техники. Определение и классификация металлов. Строение металлов. Физические, химические, механические, технологические и эксплуатационные свойства металлов. Основные типы деформаций. 1 Практические занятия 1 2 Определение физических свойств металлов 1.2 Понятие и характеристика сплавов. Самостоятельная работа обучающихся. Использование физических свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике. общая Содержание учебного материала Характеристика и виды сплавов. Железоуглеродистые сплавы. Влияние химических элементов на свойства железо углеродистых сплавов. Практические занятия 2 1 2 1 Изучение диаграммы состояния системы «железо-цементит» Самостоятельная работа обучающихся Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Применение основных свойств и сплавов в сельскохозяйственном производстве. 2 5 1.3.Чугуны и стали. Содержание учебного материала Классификация чугунов. Белый, литейный, ковкий, высокопрочный и специальные чугуны. Классификация сталей. Углеродистые конструкционные и инструментальные стали. Легированные конструкционные и инструментальные стали. Высокопрочные стали. Углеродистые и легированные стали специального назначения. Практические занятия Сравнительная оценка структуры чугунов по фотографиям. Расшифровка марок сталей и чугунов. Самостоятельная работа обучающихся Расшифровка маркировки чугунов сталей по назначению, химическому составу и качеству. Содержание учебного материала Основы термической обработки металлов и сплавов. Отжиг и нормализация. Закалка и отпуск. Химико – термическая обработка. Практические занятия Сравнительная оценка структуры сталей до и после термической обработки по фотографиям. Самостоятельная работа обучающихся Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке. 3 цветные Содержание учебного материала Классификация твердых сплавов. Литые и спеченные твердые сплавы. Общие сведения о цветных металлах и сплавах. Медь, алюминий, магний, титан, олово свинец, цинк и сплавы на их основе. 2 Практические занятия Сравнительная оценка структуры сплавов цветных металлов по фотографиям. Самостоятельная работа обучающихся Цветные металлы и сплавы. Расшифровка марок сплавов. , 2 1.4.Термическая обработка. 1.5.Твердые и металлы и их сплавы. Тема 2. Неметаллические материалы. 2.1.Твердые неметалличес-кие Содержание учебного материала Классификация неметаллических материалов. Пластмассы, термопласты, слоис-тые пластмассы, резина. Абразивные материалы. 2 3 4 2 2 1 2 1 4 14 1 2 6 материалы 2.2.Горюче материалы. – Практические занятия 1 Составление таблиц абразивной способности абразивных материалов Самостоятельная работа обучающихся Классификация неметаллических материалов Пластмасс, абразивных материалов Составление рефератов на тему «неметаллические материалы» 4 смазочные Содержание учебного материала Смазочные материалы и технические жидкости. Автомобильное топливо. Практические занятия Контрольная работа Определение топлив и смазочных материалов по внешнему виду, маркеровкам. Составление классификации горючесмазочных материалов. Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Классификация смазочных материалов. Итоговая работа по темам раздела 1. Раздел 2. Технология общеслесарных работ Тема 1. Организация слесарных Содержание учебного материала Введение. Роль слесарного дела в проведении ремонтных работ. Правила техники работ безопасности при слесарных работах. Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места. Заточка инструмента. Практические занятия Изучение схем устройства поворотных тисков. Тема 2. Общеслесарные работы. Содержание учебного материала Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам). Требования к качеству обработки деталей. 1 2 2 4 1 20 1 2 1 8 2 7 Диференцированный зачёт Практические занятия Определение материалов, инструмента, последовательность и способы выполнения разметки. Определение длины заготовки при изготовлении изделия способом гибки. Выбор полотна ручной ножовки в зависимости от вида металла. Определение углов заточки инструмента для рубки металла. Выбор напильников для обработки различных материалов. Подбор сверла, смазывающе-охлаждающей жидкости для обработки различных металлов и сплавов сверлением. Выбор заклёпок и заклёпочных соединений. Выбор инструмента, флюсов и припоев для пайки . Итоговая работа по всему пройденному материалу. ВСЕГО 10 2 66 лк – лекции пз – практические занятия ср – самостоятельная работа 8 4. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины Для изучения дисциплины необходимо наличие кабинета «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»; - объемные модели металлической кристаллической решетки; - образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов); - образцы неметаллических материалов. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. Основные источники: 1. Солнцев, Ю.П. Материаловедение: учебник для вузов/ Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2018. – 288 с. 2. Фетисов, Г.П. Материаловедение и технология металлов: учебник/ Г.П. Фетисов. – М.: Инфра - М, 2017. – 624с. 3.Стуканов, В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие. Лабораторный практикум/ В.А. Стуканов – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2017. – 208 с. 1. 4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2017. – 272 Дополнительные источники: Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2015. – 30 шт. 2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Интернет-ресурсы: http\\www.morehod.ru http\\www.mariners.narod.ru http\\www.marinesft. narod.ru http\\www.netharbour.ru http\\www.moryak. biz.ru http\\www.marinesft. narod.ru http\\www. randewy.ru Электронный ресурс «Слесарные работы». Форма доступа :http://metalhandling.ru 9 Требования к педагогическим работникам Реализация программыпо специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года 5. Контроль и оценка освоения дисциплины • • • • • • Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле( в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств, методические рекомендации и указания к выполнению практических занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям) Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями, каждое из них оценивается у каждого студента В качестве форм текущего контроля используются: Тестирование Письменные работы Опросы на занятиях Устные ответы студентов Результаты выполнения самостоятельной работы Результаты выполнения практических занятий Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в соответствии с фондом оценочных средств и состоит из теоретической части и комплексного практического задания Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов; выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов; Знания: основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Наблюждение и оценка выполнения практических занятий, Наблюждение и оценка выполнения и практических занятий Оценка выполнения самомтоятельной индивидуальной работы. тестирование, устый опрос, оценка выполнения самостоятельной работы тестирование, устный опрос, выполнения практических контрольная работа. оценка занятий, 10 основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов, технологии их производства особенности строения металлов и сплавов, виды обработки металлов и сплавов тестирование, устный (письменный) контрольная работа опрос, тестирование, устный (письменный) опрос, контрольная работа, тестирование, устный (письменный) опрос, оценка выполнения самостоятельной работы, Наблюждение и оценка выполнения и практических занятий, , Виды слесарных работ тестирование, устный (письменный) опрос, оценка выполнения самостоятельной работы, Наблюждение и оценка выполнения и практических, контрольная работа виды износа деталей и узлов Устный (письменный)опрос, тестирование, анализ решения проблемных ситуаций Устный (письменный)опрос, тестирование, контрольная раблота Устный (письменный)опрос, тестирование, анализ решения проблемных ситуаций. Наблюждение и оценка выполнения и практических занятий,, Устный (письменный)опрос, тестирование, анализ решения проблемных ситуаций. Наблюждение и оценка выполнения и практических занятий,, Устный (письменный)опрос, тестирование, анализ решения проблемных ситуаций. Устный (письменный)опрос, тестирование, анализ решения проблемных ситуаций Наблюждение и оценка выполнения и практических занятий, свойства смазочных материалов правила выбора и применения инструментов последовательность слесарных операций приемы выполнения общеслесарных работ требования к качеству обработки деталей 11