Приложение № 3 к ОПОП 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Рабочая программа дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений По профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Трудоемкость дисциплины 60 часов Из них аудиторной нагрузки 40часов В т.ч. Лекций Практических занятий 16 22 Дифференцированный зачет 2 Самостоятельной работы -20час. Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет Составитель программы Антонова Г.Ф. п. Локня - 2021 1 Оглавление 1. Пояснительная записка .................................................................................... 4 2. Содержание дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений …» ...................................................................................................... 5 3. Тематический план дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений …» ................................................................................. 9 4. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины ...........13 5. Контроль и оценка освоения дисциплины .....................................................14 2 1. Пояснительная записка Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство по направлению подготовки СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл и читается на первом курсе обучения. Планируемые результаты изучения дисциплины ОП.03. "Техническая механика с основами технических измерений": в результате изучения дисциплины ОП.03. "Техническая механика с основами технических измерений" студент должнен уметь: читать кинематические схемы У1; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц У2; производить расчет прочности несложных деталей и узлов У3; подсчитывать передаточное число У4; пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом У5; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики З1; типы кинематических пар З2; характер соединения деталей и сборочных единиц З3; принцип взаимозаменяемости З4; основные сборочные единицы и детали З5; типы соединений деталей и машин З6; виды движений и преобразующие движения механизмы З7; виды передач З8; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах З9; передаточное отношение и число З10; требования к допускам и посадкам З11; принципы технических измерений З12; общие сведения о средствах измерения и их классификацию З13. Изучение дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» готовит к освоению общих и профессиональных компетенций: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 3 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 4.4.Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. 4 2. Содержание дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» Раздел 1. Детали машин Тема 1.1 Основные положения Основные понятия. Современные тенденции в развитии машиностроения. Требования к машинам и их деталям. Основные критерии работоспособности деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Практические занятия: Определение состояния деталей по критериям работоспособности. Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 1.2 Общие сведения о передачах Вращательное движение и его роль в механизмах и машинах. Назначение передач в машинах и их классификация. Основные силовые и кинематические соотношения в передачах. Передаточное число. Практические занятия: Расчёт передаточного числа различных передач Самостоятельная работа обучающихся подготовить сообщение на тему: Зубчатые передачи Тема 1.3 Зубчатые передачи Общие сведения о зубчатых передачах: достоинства, недостатки, область применения. Классификация зубчатых передач. Основные теории зубчатого зацепления. Краткие сведения об изготовлений зубчатых колес. Материалы и конструкции зубчатых колес. Виды повреждения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач. Основные геометрические соотношения Практические занятия: Определение конструктивных элементов различных зубчатых передач Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 1.4 Червячные передачи Общие сведения о червячных передачах: достоинства, недостатки, область применения, материалы червяков и червячных колес. Понятие о червячных передачах со смещением. Конструктивные элементы передачи. Практические занятия: Определение конструктивных элементов червячной передачи Самостоятельная работа обучающихся подготовить презентацию на тему: Червячные передачи Тема 1.5 Фрикционные передачи Общие сведения. Классификация фрикционных передач. Достоинства, недостатки и применение фрикционных передач. КПД передачи. Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. 5 Практические занятия: Определение конструктивных элементов фрикционных передачи Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 1.6 Ременные передачи Ременные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки применение. Детали ременных передач: приводные ремни, шкивы, натяжные устройства. Сравнительные характеристики передач с плоскими, клиновыми и поликлиновыми ремнями. Силы и напряжения в ветвях ремня. Силы действующие на валы и подшипники. Скольжение ремня на шкивах. Передаточное число и КПД передачи. Практические занятия: Определение передаточного числа и КПД ремённой передачи Самостоятельная работа обучающихся Полготовить сообщение: Сравнительная характеристика передач с плоскими, клиновыми и поликлиновыми ремнями Тема 1.7 Цепные передачи Цепные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки, область применения. Детали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства. Основные геометрические соотношения в передачах. Силы действующие в цепной передаче. Практические занятия: Определение сил, действующих в цепных передачах Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 1.8 Редукторы. Вариаторы Устройство, принцип действия и работа редукторов и вариаторов. Область применения, способы фиксации валов в редукторах. Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию: Редукторы. Вариаторы. Их применение в сх технике Тема 1.9 Оси, валы и соединения Валы , оси их назначение, конструкция, материалы. Расчет валов и осей на прочность и жесткость. Конструктивные и технологические способы повышения выносливости валов. Типы шпоночных и шлицевых соединений и их сравнительная характеристика. Расчет соединений призматическими и сегментными шпонками. Практические занятия: Выполнение расчёта валов и осей на прочность и жёсткость. Расчёт шпоночных соединений Самостоятельная работа обучающихся 6 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 1.10 Подшипники и муфты Подшипники скольжения: назначение, типы, область применения. Подшипники качения: устройство, сравнительная характеристика подшипников качения и скольжения. Классификация подшипников качения и обзор основных типов. Муфты, их назначение и классификация, краткие сведения о выборе и расчете муфты. Практические занятия: Составление классификации подшипников по их номерам. Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 1.11 Резьбовые соединения Общие сведения, классификация резьб. Геометрические параметры резьбы. Основные типы резьб. Способы изготовления резьб. Конструктивные формы резьбовых соединений, стандартные крепежные изделия. Способы стопорения резьбовых соединений. Практические занятия: Определение параметров различных резьбовых соединений Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 1.12. Заклепочные и сварочные соединения Общие сведения о заклепочных и сварочных соединениях. Классификация заклепочных и сварочных соединений. Область применения. Сравнительная характеристика заклепочных соединений с другими видами неразъемных соединений. Практические занятия: Сравнительная характеристика заклепочных соединений с другими видами неразъемных соединений. Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Раздел 2. Основы технических измерений Тема 2.1. Общие сведения о размерах и сопряжениях в машиностроении. Понятие о неизбежности возникновения погрешности при изготовлении деталей и сборке машин. Виды погрешностей. Номинальный размер, действительный размер, действительное отклонение, предельный размер, предельное отклонение, допуск размера, поле допуска. Размеры сопрягаемые и несопрягаемые. Наибольший и наименьший зазор и натяг. Допуск посадки. 7 Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение: размеры и сопряжения в машиностроении Тема 2.2. Допуски и посадки сопряжений Понятие о системе допусков и посадок. Система вала и система отверстия. Точность обработки. Посадки предпочтительного применения в ЕСДП СЭВ и их обозначение. Примеры применения различных посадок в зависимости от работы деталей сопряжения. Таблица предельных отклонений размеров. Пользование таблицами. Практические занятия: Определение допуска и посадки в сопряжениях деталей Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 2.3. Шероховатость поверхности Шероховатость поверхности. Параметры, определяющие микрогеометрию поверхности по ГОСТ. Обозначение шероховатости. Влияние шероховатости на эксплуатационные свойства деталей. Практические занятия: Определение класса шероховатости по их обозначениям Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Тема 2.4. Средства для измерения линейных размеров Меры и их роль в обеспечении единства измерения в машиностроении. Универсальные средства для измерения линейных размеров. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубомер, штангенрейсмус. Устройство нониуса штангенинструмента. Измерительная головка с механической передачей: индикатор часового типа и др.. Измерение отклонений методами: на просвет и на краску. Щупы. Средства контроля и измерения шероховатости поверхности. Практические занятия. Измерение размеров и отклонений формы вала штангенциркулем и микрометром. Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем). Подготовка к дифференцированному зачёту. Дифференцированный зачёт 8 3. Тематический план дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений» № п.п. 1 Тема занятия Раздел 1. Детали машин Лекция Основные положения Практическое занятие №1: Определение состояния деталей по критериям работоспособности Формируемые умения У1-У3, Знания: З1-З6 Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов и учебника по теме «Основные положения» 3 Лекция Общие сведения о передачах Количе ство часов 42 В том числе ЛК 12 1 2 Практические занятия№2: Расчёт передаточного числа различных передач Формируемые умения У1-У4, знания З1-З9 Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение на тему: Зубчатые передачи 5 Лекция Зубчатые передачи С.Р. 13 1 1 ОК1 ОК2 ОК4 ОК7 ОК1 ОК2 ОК4 ОК7 1 1 1 ПК1.3 ПК2.1 ОК1 ОК2 ОК4 ОК7 ОК1 ОК4 ОК1 ОК4 1 1 ПК1.3 ПК2.1 ПК4.3-4.4. ОК1 ОК2 ОК4 ОК7 1 6 ОК1 ОК1 ОК2 ОК4 ОК7 1 4 Практические занятия№3 Определение конструктивных элементов различных зубчатых передач Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме: Опрделение вида червяка по конструктивным особенностям. 7 Лекция Червячные передачи ПЗ 17 Формируемые ОК, ПК ОК ПК ОК2 ОК7 ОК2 ОК7 ОК2 ОК3 ОК4 ОК7 ПК1.3 ПК2.1 ПК4.3-4.4. ПК1.3 ПК2.1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК7 9 8 Практические занятия№4 Определение конструктивных элементов червячной передачи Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа. Подготовить презентацию на тему: Червячные передачи 9 Лекция фрикционные передачи Практические занятия.№5 Определение конструктивных элементов фрикционных передачи Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы 11 Лекция Ременные передачи 12-13 Практические занятия№6 Определение передаточного числа и КПД ремённой передачи Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа. Полготовить сообщение: Сравнительная характеристика передач с плоскими, клиновыми и поликлиновыми ремнями 14 Лекция Цепные передачи 15-16 Практические занятия№7 Определение сил, действующих в цепных передачах Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы 17 Лекция Редукторы. Вариаторы Самостоятельная работа. Подготовить презентацию: Редукторы. Вариаторы. Их применение в сх технике 18 Лекция Оси, валы и соединения 1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК7 1 1 10 1 1 1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК ОК3 ОК4 ОК7 ОК3 ОК4 ОК7 ПК1.3 ПК2.1 ПК4.3-4.4. ОК3 ОК4 ОК7 ОК1-7 ОК1-7 2 2 1 ПК1.3 ПК2.1 ПК1.3 ПК2.1 ОК1-7 ОК1-7 2 ОК1-7 ПК1.3 ПК2.1 ПК3.2 1 1 1 ОК1-7 1 ОК1-7 10 19-20 Практические занятия№8 Выполнение расчёта валов и осей на прочность и жёсткость. Расчёт шпоночных соединений Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме: Материалы валов и осей. 21 Лекция Подшипники и муфты 22-23 Практические занятия№9 Составление классификации подшипников по их номерам Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы 24 Лекция Резьбовые соединения 25-26 Практические занятия№10 Определение параметров различных резьбовых соединений Формируемые умения У1-У4 знания З1-З9 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы 27 Лекция Заклепочные и сварочные соединения 28-29 Практические занятия№11 Сравнительная характеристика заклепочных соединений с другими видами неразъемных соединений. Формируемые умения У1-У4 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Раздел 2 Основы технических измерений 30 Лекция Общие сведения о размерах и сопряжениях в машиностроении Самостоятельная работа. Подготовить сообщение: размеры и сопряжения в машиностроении 31 Лекция Допуски и посадки сопряжений ОК1-7 2 1 1 ОК1-7 ОК1-7 ОК1-7 2 1 1 ОК1-7 ОК1-7 1 1 ОК1-7 ОК1-7 1 1 5 7 ПК2.1 ПК2.2 ПК3.1 ПК4.3-4.4. ОК1-7 2 4 1 ПК1.3 ПК2.1 ПК3.2 ПК4.3-4.4. ОК1-7 2 16 ПК1.3 ПК2.1 ПК3.2 ПК1.3ПК2. 1 ПК3.2 ПК4.3-4.4. ОК1-7 ОК1-7 1 ОК1-7 11 32-33 Практические занятия №12Определение допуска и посадки в сопряжениях деталей формируемые умения У1-У4 знания З11 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Виды подвижных и неподвижных посадок 34 Лекция Шероховатость поверхности 35 Практические занятия №13Определение класса шероховатости по их обозначениям формируемые умения У1-У4 знания З1 - З13 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к дифференцированному зачету 36 Лекция Средства для измерения линейных размеров 37-38 Практические занятия №14Измерение размеров и отклонений формы вала штангенциркулем и микрометром. Формируемые умения знания У5, З10-13) 39-40 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего ОК1-7 2 1 1 5 1 2 ОК1-7 16 22 20 ПК1.3 ПК2.1 ПК3.2 ОК1-7 ОК1-7 ОК1-7 2 60 ОК1-7 ОК1-7 ОК1-7 1 ПК2.1 ПК3.2 ПК4.3-4.4. ПК1.3 ПК2.1 ПК3.2 ПК1.3 ПК2.1-2.2. ПК3.2 ПК4.3-4.4. лк – лекции пз – практические занятия ср – самостоятельная работа 12 4. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины Для изучения дисциплины необходимо наличие кабинета «Техническая механика» Оборудование кабинета: -посадочные места по количеству обучающихся; -рабочее место преподавателя; -учебно-наглядные пособия по дисциплине «Техническая механика с основами технических измерений»; -комплект рабочих инструментов; -комплект измерительных инструментов; --измерительный и разметочный инструмент, Информационное обеспечение Основная литература 1. Вереина Л.И «Техническая механика с основами технических измерений» Москва изд.ц.Академия Москва 2018г. 2. Зайцев С.А Толстов А.Н «Технические измерения» изд.ц.Академия 2018 Дополнительная литература. 1.Техническая Механика. Учебник и Практикум · Автор: Гребенкин В. 2019 · 2.Техническая механика. Учебник • Эрдеди А. и др.. Изд: Академия 2021 Дидактические пособия и справочные издания 1. Багдасарова Т.А. «Допуски и технические измерения Контрольные материалы» учебное пособие Академия Москва 2017г. 2. Жуков В.А. «Детали машин и основы конструирования» учебное пособие ИНФРА Москва 2018г. Электронные образовательные ресурсы 1. Федеральный портал образовательных ресурсов. / www.edu.ru – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/5/mc/oknpo/mi/36/p/page.html 2.Техническая механика http://edu.vgasu.vm.ru/SiteDirectory/TJOP/DocLib 3.Интернет- ресурс «Техническая механика». Форма доступа: ru.wikipedia.org 13 Требования к педагогическим работникам Реализация программы по дисциплине должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года 5. Контроль и оценка освоения дисциплины Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле( в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств, методические рекомендации и указания к выполнению практических занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям) Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями, каждое из них оценивается у каждого студента В качестве форм текущего контроля используются: • Тестирование • Письменные работы • Опросы на занятиях • Устные ответы студентов • Результаты выполнения самостоятельной работы • Результаты выполнения практических занятий Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в соответствии с фондом оценочных средств и состоит из теоретической части и комплексного практического задания Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: - читать кинематические схемы У1; -Практическое занятие №2,6 - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет 14 - проводить сборочно - разборочные работы в -Практическое занятие №1 -3 соответствии с характером соединений -Результаты выполнения деталей и сборочных единиц У2; внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет производить расчет прочности несложных -Практическое занятие № 7; 8; деталей и узлов У3; - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет подсчитывать передаточное число У4; -Практическое занятие № 2; 6; - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет пользоваться контрольно-измерительными -Практические занятия приборами и инструментом У5; №10;12;13; 14 - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет Знать: - виды машин и механизмов, принцип -устный опрос, действия, кинематические и динамические -фронтальный опрос| характеристики З1; -тестирование - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет -типы кинематических пар З2; Индивидуальный опрос тестирование характер соединения деталей и сборочных фронтальный опрос| единиц З3; тестирование | принцип взаимозаменяемости З4; -устный опрос, -фронтальный опрос| -тестирование - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет основные сборочные единицы и детали З5; -устный опрос, -фронтальный опрос| -тестирование -Дифференцированный зачет 15 типы соединений деталей и машин З6; -устный опрос, -фронтальный опрос| -тестирование - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет виды движений и преобразующие движения -тестирование механизмы З7; - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет виды передач, их устройство, назначение, -устный опрос, преимущества и недостатки, условные -фронтальный опрос| обозначения на схемах З8; -Дифференцированный зачет передаточное отношение и число З9; -устный опрос, - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет - требования к допускам и посадкам З10; -устный опрос, -фронтальный опрос| -тестирование принципы технических измерений З11; -устный опрос, -фронтальный опрос - общие сведения о средствах измерения и их -устный опрос, классификацию З12; -фронтальный опрос| -тестирование - Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы учащегося -Дифференцированный зачет 16