Рабочая программа ОП 04. Основы электротехники

Приложение № 4 к ОПОП
по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»

Рабочая программа дисциплины
ОП04. Основы электротехники
по профессии
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Трудоемкость дисциплины 55 часов
Из них аудиторной нагрузки 40 часов
В т.ч.
Лекций
Практических занятий

28
10

Дифференцированный
зачет

2

Самостоятельной работы -15 час.
Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет
Составитель программы Мельгина Н.М.

п.Локня - 2021г

Программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего
профессионального образования (далее СПО) входящей в состав укрупненной
группы профессий 35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство по направлению
подготовки СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ 35.01.11 Мастер
сельскохозяйственного производства

Организация-разработчик: ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный
техникум»
Разработчики:
Юров Александр Петрович, заместитель директора по учебно- производственной
работе ГБПО ПО Локнянский сельскохозяйственный техникум»
Мельгина Надежда Михайловна, преподаватель физики и электротехники
ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум»

Содержание
Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

5

3. Условие реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины

13

1. Паспорт программы учебной дисциплины Основы электротехники
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы профессиональной подготовки квалифицированных
рабочих, служащих (ППКРС)в соответствии с ФГОС по профессии СПО входящей в
состав укрупнённой группы профессий: 35.00.00. Сельское, лесное и рыбное
хозяйство, по направлению подготовки СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
НАУКИ 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
обучении рабочей профессии 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина
относится
к
группе
общепрофессиональных
дисциплин
общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны уметь:
-Читать принципиальные электрические и монтажные схемы;
-Рассчитывать параметры электрических схем;
-Собирать электрические схемы;
-Пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
-Проводить сращивание, спайку, изоляцию проводов и контролировать качество
выполняемых работ.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:
-Электротехническую терминологию;
-Основные законы электротехники;
-Типы электрических схем;
- Методы расчета электрических схем;
-Основные элементы электрических схем;
-Принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных
приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
-Схемы электроснабжения;
- Основные правила эксплуатации оборудования;
-Способы экономии электроэнергии;
-Основные электротехнические материалы;
-Правила сращивания, спайки, изоляции проводов.

Изучение дисциплины ОП.04. " Основы электротехники " готовит к освоению
общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных
машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

ПК 2.1.Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и
оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и
ремонта.
ПК 2.2 Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов,
самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных
устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных
ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за
различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности.
ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования
на
животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 3.3. Оказывать помощь
ветеринарным
специалистам в лечении и
обработкесельскохозяйственных животных.
ПК3.4. Участвовать в
проведении
дезинфекции помещений на
животноводческихкомплексах и механизированных фермах.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и
механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и
механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".
ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК4.4. Устранять
мелкие
неисправности,
возникающие во время
эксплуатациитранспортных средств.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузкой обучающегося 55 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки 40 часов ;
Самостоятельной работы обучающихся 15 часов .

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Кол-во часов
Максимальная учебная нагрузка
55
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
40
в том числе:
Лабораторно практические занятия
12
Дифферинцированный зачёт
2
Самостоятельная работы обучающихся (всего)
15
в том числе:
Индивидуальные практические занятия.
Примерная тематика внеаудиторной
самостоятельной работы:
-систематическая проработка конспектов занятий,
учебной и специальной литературы (по вопросам к
параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем)
-оформление практических работ и подготовка их к
сдаче
-подготовка к решению тестовых заданий
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Электротехника
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)

Объем
часов

1

2

3

Раздел 1
Электрические и
магнитные цепи

Уровень
освоения
4

23
Содержание учебного материала

Тема 1.1
Электрические цепи
постоянного тока.

1.

Понятие об электрической цепи, электрическом токе, напряжении,
электродвижущей силе. Элементы, схемы электрических цепей постоянного тока и
их классификация.

2. Законы Ома и Кирхгофа для цепей постоянного тока. Задача расчёта цепей.
Лабораторно – практические работы
1. Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и
методами электрических измерний
2. Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным соединением
приёмников электрической энергии

4

2

3. Линейная электрическая цепь постоянного тока при смешанном соединении
приёмников электрической энергии
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов
занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к лабораторнопрактическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: решение задач на расчёт цепи:
по заданной схеме и значениям параметров рассчитать неизвестные токи и напряжение

3

2

ветвей.
Содержание учебного материала
2

Тема 1. 2.
1
Магнитные цепи.
Электромагнитная
индукция.

Тема 1.3.
Электрические цепи
переменного тока.

Магнитное поле: основные понятия и величины. Классификация, элементы и
характеристики магнитных цепей. Основные законы магнитных цепей.

Закон электромагнитной индукции. Закон Ленца. Эдс самоиндукции и
индуктивность катушки. ЭДС взаимоиндукии. Вихревые токи.
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов
занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к лабораторнопрактическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Свойства магнитомягких и магнитотвёрдых материалов.
Применение магнитных материалов в технике.
Использование явления электромагнитной индукции в электрических устройствах.
Применение вихревых токов в промышленности.
Содержание учебного материала
1. Основные понятия и характеристики. Идеальные элементы цепи переменного тока.
Синусоидные токи.
2. Трёхфазный ток в цепи переменного тока. Соединения фаз источника «звездой» и
«треугольником».
Лабораторно-практические работы
1. Трёхфазная электрическая цепь при реактивной нагрузке однофазных приёмников,
соединённых «звездой».
2. Трёхфазная электрическая цепь при активной нагрузке однофазных приёмников,
соединённых «треугольником»
3. Последовательное соединение индуктивной катушки и конденсатора при
синусоидальных напряжениях и токах.
4. Параллельное соединение индуктивной катушки и конденсатора при
синусоидальных напряжениях и токах
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов
занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к лабораторнопрактическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

4

2

2

4

2
2

2

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Мощность в цепях синусоидального тока.
2. Последовательный и параллельный резонанс в электрических цепях.

Раздел2.
Электротехнические
устройства

22
Содержание учебного материала

Тема 2.1.
Электроизмерительные
приборы и
электротехнические
измерения

1
2.

Общие сведения об электрических устройствах. Виды и методы электрических
измерений. Основные характеристики и классификация электроизмерительных
приборов.
Принципы измерения напряжения, силы тока, мощности и сопротивления

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов
занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к лабораторнопрактическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Области применения цифровых измерительных приборов.
2. Основные особенности электронных аналоговых приборов и области их применения.

4

2

2

Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Трансформаторы

1. Устройства и принципы действия трансформаторов КПД трансформаторов.
2. Автотрансформаторы. Трёхфазные трансформаторы. Измерительные
трансформаторы.
Лабораторно-практические работы
1. Однофазный трансформатор

4

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов
занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к лабораторнопрактическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Нагруженный трансформатор.
2. Анализ работы, схема замещения, измерение параметров.
Тема 2.3. Электрические
машины

Содержание учебного материала
1. Назначение и классификация электрических машин. Генераторы и двигатели
постоянного тока.
Лабораторно-практические работы
1. Генератор постоянного тока.
2. Двигатель постоянного тока.
3. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов
занятий, учебной и специальной технической литературы, подготовка к лабораторнопрактическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Индивидуальные задания:
Подготовить рефераты (презентации) по темам : «Электрические машины посторянного
тока», «Электрические аппараты»..

Раздел3.
Электротермия
Тема 3.1.
Монтаж электрических
цепей

4

2

2

2

8
Содержание учебного материала
1 Процесс сращивания и пайки проводов. Электрические проводки. Соединение
однопроволочных алюминевых жил пайкой двойной скрутки с жёлобом.
Соединение и ответвление мендных жил пропаянной скруткой;
2 Электрические сети промышленных предприятий. Воздушные линии. Кабельные
линии. Внутренние электричяеские сети.Выбор сетей, проводов, кабелей. Защитное
заземление, зануление.
Лабораторно - практические работы
1 Соединение, ответвление и оконцевание алюминевых жил пайкой.

4

2

2 Апробация способов соединения, ответвления и оконцевания медных жил.
3 Определение необходимого сечения проводов и потерь напряжения в проводах.
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов
занятий, учебной и специальной технической литературы

2

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составить реферат (презентацию) « Энергосберегающие технологии».
Составить конспект с вычерчиванием схем «Монтаж электрических сетей.»
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2
Всего

55

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета
«Электротехники».
Оборудование учебного кабинета:
Посадочных мест по количеству обучающихся в группах.
Рабочее место преподавателя
Комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»
Комплект графических плакатов
Комплект графических альбомов
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Основные источники:
1. Электротехника : учебник для начального профессионального
образования / П.А.Бутырин, О.В.Толгеев, Ф.Н.Шакирзянов; по ред.
П.А.Бутырина – 4 –е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
20017. – 272с.
2. Лабораторно-практические работы по электротехниеке :Учеб. Пособие
для нач. проф. образования /Владимир Михайлович Прошин.- М.:
Издательский центр «Академия», 20018.- 192с.
3. Электротехника: Рабочая тетрадь для нач. пролф. Образования. -2- изд.
Стереотип.- М.:ИРПО; Изд. Центр «Академия»,2018.-96с.
Дополнительные источники:
1. Задачник по электротехнике: Учеб. Пособие для нач. проф. образования:
/П.Н. Новиков, В.Я. кауфман, О.В. Толчеев и др.- М.: Издательский центр
«Академия», 2017- 336 с.:ил.
2. Контрольные материалы по электротехнике. Учебное полсобие для
начального профессионального образования. Издательство Академия-Цетр.
Издательство «Академия». 2017.
Интернет –ресурсы.
1.http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/paragraph8/the ory.html
(cайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного
тока»).
2.http://elib.ispu/ru/library/elektro1/index/htm (сайт содержит электронный
учебник по курсу «Общая электротехника»).
3.http://ftemk.mpei.ac/ru//elpro/ (cайт содержит электронный справочник по
направлению «Электротехника, электромеханика, и электротехнологии»).

4.http://www.toe/stf/mrsu/ru//demoversia/book/index.htm
(cайт
содержит
электронный учебник по курсу «Электоротехника и схемотехника»).
5.http://www.eltray/com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в
первый раз»).
6.http://www.edu/ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе устных бесед, в процессе проведения
практических занятий и лабораторных работ, а также выполнение
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения. Освоенные
умения, усвоенные знания
Умения:
Читать принципиальные,
электрические и монтажные схемы

Нормы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Наблюдение и оценка выполнения
лабораторных работ
Дифференцированный зачет
Рассчитывать параметры
Наблюдение и оценка выполнения
электрических схем
лабораторных работ
Дифференцированный зачет
Собирать электрические схемы
Наблюдения и оценка выполнения
лабораторных работ
Пользоваться
Наблюдение и оценка выполнения
электроизмерительными приборами и лабораторных работ
приспособлениями
Дифференцированный зачет
Проводить сращивание, спайку и
Наблюдение и оценка выполнения
изоляцию проводов и контролировать лабораторных работ
качество выполняемых работ
Знания:
Электрической терминологии
Тестирование, устный
(письменный) опрос
Дифференцированный зачет
Основных законов электротехники
Тестирование, устный
(письменный) опрос,
решение задач
Дифференцированный зачет
Типов электрических схем
Тестирование, устный
(письменный) опрос
Дифференцированный зачет
Методов расчета электрических схем Тестирование, устный
(письменный) опрос,
решение задач

Правил графического изображения
элементов электрических схем
Основных элементов электрических
схем
Схем электроснабжения
Принцип действия, устройство,
основные характеристики
электроизмерительных приборов,
электрических машин, аппаратуры
управления и защиты
Основных правил эксплуатации
оборудования и способов экономии
электроэнергии
Основные электротехнические
материалы.
Правила сращивания, спайки и
изоляции проводов

Тестирование, устный
(письменный) опрос, Наблюдение
и оценка выполнения
лабораторных работ
Тестирование, устный
(письменный) опрос
Тестирование, устный
(письменный) опрос
Дифференцированный зачет
Тестирование, устный
(письменный) опрос.
Наблюдение и оценка
выполнения лабораторных работ
Дифференцированный зачет
Тестирование, устный
(письменный) опрос,
решение задач
Дифференцированный зачет
Тестирование, устный
(письменный) опрос,
решение задач,
Наблюдение и оценка выполнения
лабораторных работ
Дифференцированный зачет


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».