к ОПОП Приложение № 18 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА производственной практики ПП 02. Выполнение слесарных работ по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования По профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» Разработал Жученков Ю.И.-мастер п.о. п. Локня - 2021 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы производственной практики ………..........… 3 2. Структура и содержание производственной практики ......….…… 7 3. Условия реализации программы производственной практики ..........11 4. Контроль и оценка результатов освоения производственной практики ………………………… 11 2 1.Паспорт программы производственной практики 1.1. Цели и задачи производственной практики Рабочая программа производственной практики ПП02. Выполнение слесарных работ по техническому обслуживванию и ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (в дальнейшем «программа практики») разработана на основании требований ФГОС по профессии 35.01.11 «Мастер с/х производства» (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 855), Положения о практической подготовке обучающихся (приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 885/390), рабочей программы ПМ.02. «Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования» Программа практики направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессионального модуля ПМ02. «Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования» по виду профессиональной деятельности: Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования. Программа практики способствует подготовке обучающегося к самостоятельной трудовой деятельности в организациях различных организационно правовых форм., а также к выполнению выпускной квалификационной работы Производственная практика обучающихся является завершающим этапом и проводится после освоения ПМ.02. «Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования» и сдачи обучающимися всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных программой модуля ПМ02. 1.2.Место производственной практики в структуре ППКРС Производственная практика ПП 02. Выполнение слесарных работ по техническому обслуживванию и ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования проводится в рамках профессионального модуля ПМ 02. после прохождения междисциплинарного курса и учебной практики: 3 - МДК.02.01 Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования - УП02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования 1.3.Трудоемкость и сроки проведения практики Трудоемкость практики ПП 02. в рамках освоения профессионального модуля ПМ 02. «Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования» - 216 часов. Производственная практика ПП 02. проводится концентрированно на четвертом курсе в соответствии графиком учебного процесса. 1.4. Требования к результатам освоения практики. В результате прохождения практики обучающийся должен: иметь практический опыт: - выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; уметь: - пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольноизмерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; - выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях; - осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин; - проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники; - выполнять работы с соблюдением требований безопасности; - соблюдать экологическую безопасность производства; В результате освоения программы производственной практики у обучающегося формируются общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции: Код Наименование результата обучения ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для 4 ОК 5 ОК 6. ОК 7. ОК 8 ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5. ПК 2.6 эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. По окончании практики студент сдаёт отчет в соответствии с содержанием индивидуального задания, по форме, установленной образовательным учреждением среднего профессионального образования и аттестационный лист, установленной формы. Индивидуальное задание на практику разрабатываются в соответствии с тематическим планом. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта. 1.5. Контроль работы обучающихся и отчётность. 5 По итогам производственной практики обучающиеся представляют отчёт по практике с выполненным индивидуальным заданием и аттестационный лист (отзыв, производственную характеристику) от руководителя практики от предприятия. Текущий контроль прохождения практики осуществляется на основании плана – графика проверок и контроля за выполнением тематического плана производственной практики. Итогом производственной практики является зачёт, который выставляется руководителем практики от учебного заведения с учётом аттестационного листа и оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимся в период прохождения практики. Обучающиеся, не выполнившие план производственной практики, не допускаются к государственной (итоговой) аттестации. 6 2. Структура и содержание производственной практики 2.1. Объем производственной практики и виды учебной работы Рабочая программа практики рассчитана на прохождение студентами практики в объеме 216 часов. Вид работ, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку ПМ 02.ПП 02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования Всего В том числе: Оформление документации и сдача отчётов о прохождении практики и аттестация Выполнение обязанностей практиканта по выполнению заданий производственной практики по данному виду профессиональной деятельности Итоговая аттестация по практике (дифференцированный зачёт) Количество часов (недель) 216 (6 недель) 6 часов 204часа 6 часов 2.2. Тематический план и содержание производственной практики Наименование разделов, тем, выполнение обязанностей дублёров инженернотехнических работников 1 Виды работ производственной практики Объем часов 2 ПМ 02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования Тема 1 Ознакомление с предприятием В результате обучающийся должен уметь: - пользоваться нормативно-технической и технологической документацией - выполнять работы с соблюдением требований 3 216 часов 6 час 7 Тема 2. Разборка, сборка, дефектовка узлов и агрегатов сельскохозяйственны х машин Тема 3. Выполнение ремонтных работ сельскохозяйственны х машин и оборудования безопасности; - соблюдать экологическую безопасность производства; Виды работ: 1.Ознакомление с режимом работы предприятия, с организацией труда и внутреннего распорядка. 2.Ознакомление с требованиями охраны труда, пожарной безопасности. 3. Ознакомление нормативно-технической и технологической документацией В результате выполнения производственных работ данного раздела обучающийся должен Иметь практический опыт: - выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; Уметь: - пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; - выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях; - выполнять работы с соблюдением требований безопасности; - соблюдать экологическую безопасность производства; Виды работ: Выполнение работ по разборке машин на сборочные единицы и детали. Разборка и дефектовка механизмов двигателей Выполнение работ по разборке машин на сборочные единицы и детали Разборка и сборка систем смазки, охлаждения, питания. Разборка и дефектация. Выполнение работ по разборке машин на сборочные единицы и детали . Разборка и сборка шасси. разборка и дефектация. Выполнение работ по разборке машин на сборочные единицы и детали. Разборка, сборка и дефектация деталей электрооборудования Выполнение работ по разборке, сборке сельскохозяйственных агрегатов на сборочные единицы и детали. Разборка. сборка и дефектовка деталей почвообрабатывающих. посевных , картофелеуборочных машин, машин для заготовки сена. Выполнение работ по разборке и сборке зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов на сборочные единицы и детали В результате выполнения производственных работ данного раздела обучающийся должен иметь практический опыт: - выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; Уметь: 60 60 8 Тема 4. Подготовка и постановка сельскохозяйственны х машин на хранение Тема 5. Выполнение работ по техническому обслуживанию сельскохозяйственны х машин - выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; - пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; - проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; - выполнять работы с соблюдением требований безопасности; - соблюдать экологическую безопасность производства; Виды работ: Ознакомление с технологией ремонта: двигателей, систем и механизмов тракторов и сельскохозяйственных машин Ремонт рабочих органов сельскохозяйственных машин: плугов, культиваторов, сеялок, граблей, косилок.других СХМ, имеющихся в наличии. Ремонт сцеплений, механизмов рулевых управлений колёсных и гусеничных тракторов. тормозов, рессор, аммортизаторов, автотракторных колёс . В результате выполнения производственных работ данного раздела обучающийся должен иметь практический опыт: - выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; Уметь: - пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; - проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники; - выполнять работы с соблюдением требований безопасности; - соблюдать экологическую безопасность производства; Виды работ: Подготовка и постановка на хранение машин для внесения удобрений и обработки почвы ( плуг, культиватор, бороны, лущильник) Подготовка и постановка на хранение машин для посева и посадки Подготовка и постановка на хранение машин для заготовки грубых и сочных кормов Постановка зерноуборочного комбайна на хранение. В результате выполнения производственных работ обучающийся должен иметь практический опыт: - выполнения работ по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники; Уметь: - пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; - проводить техническое обслуживание и текущий 30ч 48 9 ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения; - выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях; - осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин; - выполнять работы с соблюдением требований безопасности; - соблюдать экологическую безопасность производства; Виды работ: Выполнение профилактических осмотров тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов. Выявление и устранение несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их Выполнение работ по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. Оформление и сдача отчётов за практику ПП02. Дифференцированный зачёт Всего 6 часов 6 часов 216 часов (6недель) 10 3. Условия реализации программы практики 3.1. Общие требования к организации производственной практики. Согласно программы профессионального модуля ПМ 02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования производственная практика проходит на объектах сельскохозяйственного профиля после изучения модуля ПМ 02. концентрированно на четвертом курсе. Закрепление баз практик осуществляется администрацией техникума на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Содержание всех этапов производственной практики определяется рабочей программой производственной практики. Перед выходом обучающегося на практику, мастер производственного обучения: - знакомиться с производственным процессом и его спецификой на конкретных рабочих местах; - выявляет, где лучше организовать рабочие места для обеспечения выполнения программы производственной практики; - обследует и оценивает соответствие будущих рабочих мест требования техники безопасности. - заключает договор с работодателем. Издаётся приказ о направлении обучающихся на производственную практику. Производственная практика на предприятии проходит под руководством наставника, назначенного предприятием, согласно договора и мастера производственного обучения. Мастер производственного обучения следит за загрузкой обучающихся работой, согласно программы. На протяжении всей практики осуществляет методическое руководство и систематический контроль за прохождением практики. Обучающиеся при прохождении производственной практики в организациях обязаны: соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка; изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности. - выполнять задания, предусмотренные программой практики - вести дневник производственной практики. По результатам практики составляют отчёт в соответствии с программой практики с последующей защитой. К отчёту прилагается производственная характеристика с рекомендациями о присвоении соответствующей квалификации по профессиям, и подтверждающую оценку общих и профессиональных компетенций. 11 4. Контроль и оценка результатов освоения производственной практики. 4.1. Контроль работы обучающихся и отчётность. По итогам производственной практики обучающиеся представляют отчёт по практике с выполненным индивидуальным заданием и аттестационный лист (отзыв, производственную характеристику) от руководителя практики от предприятия. Текущий контроль прохождения практики осуществляется на основании плана – графика проверок и контроля за выполнением тематического плана производственной практики. Обучающиеся, не выполнившие план производственной практики, не допускаются к государственной (итоговой) аттестации. Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется мастером производственного обучения в процессе выполнения обучающимися работ на предприятии а также сдачи обучающимся отчета по практике и аттестационного листа. Аттестация по производственной практике проводится в форме дифференцированного зачета Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. Основные показатели оценки результата -Обоснованный выбор диагностического оборудования для определения технического состояния тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования при проведении технического обслуживания; - Правильность принятия решения по результатам определения технического состояния тракторов сельскохозяйственных машин и оборудования ; -Соблюдение техники безопасности при техническом обслуживании тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования; -под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники; Формы и методы контроля и оценки Наблюдение и оценка при выполнении работ на производственной практике, согласно технологических карт. Экспертная оценка отзывов работодателей по итогам прохождения производственной практики. Дифференцирован ный зачет 12 Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других -Знание видов и содержания технического обслуживания. - Самостоятельное и правильное выполнение операций плановопредупредительной системы технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования; -демонстрация навыков диагностики и устранение простейших неполадок и сбоев в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования. -Соблюдение техники безопасности при выполнении ремонта и технического обслуживании тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования; - Обоснованный выбор технологического оборудования и инструмента для проведения ремонта и технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования при проведении технического обслуживания; - Обоснованный выбор и своевременное проведение профилактических мер по предупреждению отказов деталей и узлов машин. - Находить рациональные пути выявления причин неисправностей тракторов и сельскохозяйственных машин и способов их устранения. - Самостоятельно устранять Наблюдение и оценка при выполнении работ на производственной практике, согласно технологических карт. Экспертная оценка отзывов работодателей по итогам прохождения производственной практики. Экспертная оценка при защите отчёта по практике. Дифференцирован ный зачет Наблюдение и оценка при выполнении работ на производственной практике, согласно технологических карт. Экспертная оценка отзывов работодателей по итогам прохождения производственной практики. Экспертная оценка при защите отчёта по практике. Дифференцирован ный зачет Наблюдение и оценка при выполнении работ на производственной практике, 13 сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их. несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин и оборудования Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. -Правильность выполнения работ по подготовке машины к хранению и установке их на хранение в соответствии с требованиями стандарта. - Обоснованный выбор оборудование для подготовки к хранению, постановке на хранение и снятию с хранения машин. - Правильность проведения работ по консервацию машин в соответствии с требованиями согласно технологии. согласно технологических карт. Экспертная оценка отзывов работодателей по итогам прохождения производственной практики. Дифференцирован ный зачет Наблюдение и оценка при выполнении работ на производственной практике, согласно технологических карт. Экспертная оценка отзывов работодателей по итогам прохождения производственной практики Дифференцирован ный зачет Формы и методы контроля и оценки результатов прохождения производственной практики должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Основные показатели оценки результата - Проявление интереса к внедрению в технологию сельскохозяйственного производства новой техники; - Наличие положительных отзывов по итогам производственной практики. - Правильный выбор способов решения профессиональных задач в области эксплуатации и технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования; Демонстрация правильной Формы и методы контроля и оценки Наблюдение и Экспертная оценка на производственной практике согласно отзывов работодателей Наблюдение и Экспертная оценка на производственной практике согласно отзывов работодателей 14 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. последовательности выполнения действий во время выполнения практических работ, заданий на производственной практике Адекватность оценки рабочей ситуации с поставленными целями и задачами через выбор соответствующего оборудования, инструментов, материалов и т.д.; самостоятельность текущего контроля и корректировка деятельности, в пределах своих компетенций, в соответствии с технологическими процессами выполнения сельскохозяйственных работ; полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременной выполненной работы - Оптимальный выбор значимой информации на основе анализа содержания; Широта использования различных источников, включая электронные; Работать в команде, эффективно -Успешность применения общаться с коллегами, коммуникационных способностей руководством, клиентами. в общении с сокурсниками, ИПР ОУ, работодателями в ходе производственной практики -Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности; Владение способами бесконтактного общения и саморегуляции в коллективе; соблюдение принципов профессиональной этики. Организовать собственную -Правильно организовывать и деятельность с соблюдением содержать рабочее место, требований охраны труда и согласно требованиям экологической безопасности. технологического процесса; -Соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии и гигиены труда во время освоения программы обучения . Наблюдение и Экспертная оценка на производственной практике согласно отзывов работодателей Наблюдение и Экспертная оценка на производственной практике согласно отзывов работодателей Наблюдение и Экспертная оценка на производственной практике согласно отзывов работодателей Наблюдение и Экспертная оценка на производственной практике согласно отзывов работодателей 15