к ОПОП
Приложение № 16
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»
Рабочая программа
МДК 02.01. Технология слесарных работ по ремонту и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
по профессии
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Трудоемкость дисциплины 100 часов
Из них аудиторной нагрузки 70часов
В т.ч.
Лекций
Лабораторных работ
38
30
Дифференцированный
зачет
2
Самостоятельной работы -30час.
Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет
Составитель программы Антонова Г.Ф.
п. Локня - 2021
Оглавление
1. Пояснительная записка.............................................................................................................3
2. Содержание и тематический план МДК02.01.« Технология слесарных работ по ремонту
и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования».................7
3. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины...............................14
4. Контроль и оценка освоения дисциплины............................................................................17
1. Пояснительная записка
Рабочая программа междисциплинарного курса « Технология слесарных
работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных
машин и оборудования» является частью основной образовательной
программой в соответствии с ФГОС по профессии ППКРС 35.01.11 Мастер
сельскохозяйственного производства утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации Приказ Минобрнауки России от
02.08.2013года. Приказ №855
МДК02.01.« Технология слесарных работ по ремонту и техническому
обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования» входит в ПМ
02. и читается на третьем курсе обучения.
При изучении МДК предусматривается использование активных и
интерактивных форм проведения занятий, электронных образовательных
ресурсов в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития
общих и профессиональных компетенций обучающихся.
В результате изучения междисциплинарного курса « Технология слесарных
работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных
машин и оборудования» обучающийся должнен
уметь:
пользоваться
документацией;
нормативно-технической
и
технологической
- проводить техническое обслуживание и текущий ремонт
сельскохозяйственной техники с применением современных контрольноизмерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;
- выявлять и устранять причины несложных неисправностей
сельскохозяйственной техники в производственных условиях;
- осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта
машин;
- проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной
техники;
- выполнять работы с соблюдением требований безопасности;
- соблюдать экологическую безопасность производства;
знать:
- виды нормативно-технической и технологической документации,
необходимой для выполнения производственных работ;
- правила применения современных контрольно- измерительных
приборов, инструментов и средств технического оснащения;
технологии
технического
обслуживания
сельскохозяйственных машин и оборудования;
и
ремонта
- общие положения контроля качества технического обслуживания и
ремонта машин;
- свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных
материалов и технических жидкостей;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной
санитарии и пожарной безопасности.
Изучение междисциплинарного курса « Технология слесарных работ по
ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и
оборудования» готовит к освоению общих и профессиональных компетенций:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2. 1. Выполнять
работы
по
техническому
обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи
стационарных
и
передвижных
средств
технического
обслуживания и ремонта.
ПК 2.2
Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и
деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных
машин, прицепных и навесных устройств, оборудования
животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных
частей и деталей.
ПК 2.3.
Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и
других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных
устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.
ПК 2.4.
Выявлять причины несложных неисправностей тракторов,
самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных
и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и
комплексов и устранять их.
ПК 5.
Проверять на точность и испытывать под нагрузкой
отремонтированные
сельскохозяйственные
машины
и
оборудование.
ПК 2. 6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению
сельскохозяйственных машин и оборудования.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7.
Организовать собственную деятельность с соблюдением
требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
для
2. Содержание и тематический план МДК02.01
Коды
профессиональны
х компетенций
Наименования разделов
профессионального
модуля*
1
ПК 2.1-2.6.
2
Раздел 1. Выполнение
слесарных работ по
ремонту и техническому
обслуживанию
сельскохозяйственных
машин и оборудования
Наименование разделов
*
Всег
о
часо
в
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная Самостоятельна
учебная нагрузка
я работа
обучающегося
обучающегося
Всего
,
часов
в т.ч.
лабораторны
е работы и
практически
е занятия,
часов
в т.ч.,
курсова
я работа
(проект)
,
часов
Всего,
часов
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
3
4
5
6
7
8
100
70
30
-
30
Практика
Производственна
Учебная
я (по профилю
,
специальности),**
часов
часов
9
-
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
10
-
Объем часов
Уровень
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 02. 01. Технология
слесарных работ по ремонту
и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
Тема 1.1
Общие вопросы
технического обслуживания
и ремонта
сельскохозяственных машин
ип тракторов.
Тема 1.2
Техническое обслуживание
сельскохозяйственных
машин и оборуджования.
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
освоения
2
3
70
Содержание
1 Введение.Организация слесарных работ.
Значение своевременного и качественного проведения технического
обслуживания и ремонта машин.
Ремонтно- ослуживающая база сельского хозяйства.
Виды и периодичяность ремонта машин.
Средства и оборудование для технического обслуживания и ремонта
машин.
2 Надёжность
машин
(тракторов,
комбайнов
и
сельскохозяйственных машин).
Основные понятия и определения. Оценочные показатели надёжности.
Виды трения, смазки и изнашивания деталей машин. Меры по
снижению изнашивания.
Повышение надёжности машин.
Виды повреждения и разрушения деталей и меры их предупреждения.
Предельное состояние машины иеё составных частей, допустимый
износ деталей.
Основные направления повышения надёжности тракторов и
сельскохозяйственных машин.
Содержание
1 Система технического обслуживания.
Основные понятия и определения.
Планово предупредительная система технического обслуживания и
ремонта.
Периодичность технического обслуживания (ТО).
2 Операции технического обслуживания №2 за тракторами и
комбайнами. Работы , выполняемые при проведении ТО-2
2
4
2
1
2
1
36
2
2
2
2
Тема 1.3
Технологии по ремонту
сельскохозяйственных
машин и оборудования.
гусеничного, колёсного трактора и комбайна.
3 Операции технического обслуживания №3 за тракторами и
комбайнами. Работы , выполняемые при проведении ТО-3
гусеничного, колёсного трактора.
Лабораторные работы
1 Техническое обслуживание №2- колёсного трактора
2 Техническое обслуживание №2- гусеничного трактора
3 Техническое обслуживание №3- гусеничного трактора
4 Техническое обслуживание №3- колёсного трактора
5 Техническое обслуживание №2- зерноуборочного комбайна.
Содержание
1 Технологический процесс ремонта. Понятие о производственном и
технологическом процессах ремонта машин и оборудования.
Технологические операции. Схема производственного процесса
ремонта сложной машины.
2 Подготовка машин к ремонту. Предремонтное дитагностирование.
Наружная очистка и мойка. Технология разборки машин и сборочных
единиц. Особенности разборки типичных соединений. .Оборудование
приспособления и инструменты, применяемые при разборке машин.
3 Очистка и дефектация деталей. Технология очистки деталей от
коррозии, нагара и других загрязнений. Оборудование и способы
очистки. Средства очистки. Определение качества очистки. Дефектация
соединений и деталей. Методы дефектации деталей.
4 Способы восстановления деталей. Классификация способов
восстановления деталей. Способы восстановления посадок.
5 Комплектование и сборка составных частей. Понятие о
комплектовании сборочных единиц машин. Особенности
комплектования. Селективный метод комплектования. Оформление
дефектовочно- комплектовочной документации. Подготовка деталей к
сборке. Сборка различных соединений. Герметизация стыковых
соединений.
6 Ремонт сельскохозяйственных машин и зерноуборочного комбайна.
Технология ремонта типовых деталей и сборочных единиц, рабочих
органов почвообрабатывающих машин. Ремонт агрегатов и сборочных
2
2
30
26
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
единиц зерноуборочного комбайна.
7 Ремонт механизмов двигателя. Ремонт кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов, блока и головки цилиндров.
8 Ремонт систем двигателя. Ремонт ситем охлаждения, смазки
двигателей. Проверка и ремонт приборов системы питания. Сборка,
обкаткаке и испытание двигателя.
9 Ремонт трансмиссии. Ремонт сцеления, коробок передач, карданных
валов, ведущих мостов.
10 Ремонт механизмов управления и ходовой части тракторов и
самоходных машин. Ремонт ходовой части гусеничных тракторов.
Ремонт колёс. Ремонт рулевых механизмов, тормозных систем,
гидронавесной системы тракторов.
Содержание
1 Хранение машин. Правила хранения сельскохозяйственных машин.
Организация, виды и способы хранения.
2 Межсезонное, кратковременное и длительное хранение в соответствии
Тема 1.4 Хранение
с ГОСТом..
сельскохозяйственных
3 Техническое обслуживание машин перед хранением. Подготовка
машин и оборудования
машин и оборудования к хранению.
4 Консервационные материалы. Техническое обслуживание в процессе
хранения. Оформление актов постановки машин на хранение. Снятие
машин с хранения
Дифференцированный зачёт по МДК 02.01.
Самостоятельная работа при изучении МДК02.01.
Составить таблицу переодичности технического обслуживания тракторов МТЗ-80 и ДТ-75МВ по количеству
израсходованного топлива 2ч
Cоставить таблицу выполняемых работ при проведении ТО№1 гусеничного и колесного трактора 2ч
Cоставить таблицу выполняемых работ при проведении ТО№2 гусеничного и колесного трактора 2ч
Cоставить таблицу выполняемых работ при проведении ТО№3 колесного и гусеничного тракторов 2ч
Составить таблицу дефектов деталей КШМ и ГРМ, их признаки, причины и методы устранения 2ч
Составить таблицу дефектов деталей систем охлаждения и смазки, топливной системы 2ч
Составить таблицу дефектов деталей трансмиссии, их признаки, причины и методы устранения 2ч
Составить таблицу дефектов деталей ходовой части и механизмов управления, их признаки, причины и
методы устранения 2ч
Составить таблицу дефектов приборов системы электрооборудования с указанием признаков, причин и
методов устранения. 4ч
4
2
2
2
4
2
2
4
4
1
1
1
2
2
2
2
1
2
30
2
- Составить таблицу способов восстановления деталей. 2ч
- Составить таблицу операций при постановке трактора и комбайна на длительное хранение.4ч
Подготовка к дифференцированному зачету 4ч
3. Материально-техническое обеспечение преподавания
дисциплины
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных
кабинетов «Материаловедения», «Технической механики»,
лабораторий –
Тракторов и сельскохозяйственных машин;
Технического обслуживания
Полигон:
гараж с учебными тракторами категории «В», «С», «D», «Е», «F».
Площадка для хранения сельскохозяйственных машин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-посадочные места по количеству учащихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект деталей, сборочные единицы и агрегаты;
-комплекты плакатов;
-учебная и методическая литература;
-техническая документация.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер преподавателя, комплект персональных
компьютеров для обучающихся с лицензионным программным обеспечением
для подготовки к сдаче экзамена в Гостехнадзоре, мультимедиа проектор.
Оборудование лаборатории «Тракторов
машин» и рабочих мест лаборатории:
и
сельскохозяйственных
Рабочие места по количеству обучающихся;
Агрегаты, сборочные единицы, механизмы: Комплектный двигатель
трактора, механизмы трансмиссии тракторов различных марок, ходовая часть
гусеничного и колёсного трактора, механизмы управления тракторами
(гусеничного и колёсного), гидравлическая навесная система тракторов;
система электрооборудования тракторов;
сборочные единицы и агрегаты : тормозной системы тракторов, рулевого
управления тракторов, ходовой части тракторов, гидравлической навесной
системы тракторов, систем двигателей тракторов, электрооборудования
тракторов.
Пусковые устройства тракторов,
Вспомогательное оборудование для разборки и сборки сборочных единиц и
агрегатов; приспособления и инструмент; инвентарь и мебель для хранения
обтирочного материала, спецодежды; противопожарный инвентарь;
Оснащённое рабочее место преподавателя.
Лаборатория «сельскохозяйственных машин укомплектовывается набором
машин, применяемых в данной сельскохозяйственной зоне.
Основные источники:
1.Липатова А.Б. Техническое обслуживание и ремонт Узлов и
механизмов оборудования агрегатов и машин 2019г. М Академия
2.Покровский Б.С. Слесарно-сборочные работы 2019 М Академия
3.Синельников А.Ф. Выполнение слесарных работ по ремонту и
техническому обслуживанию с/х техники и оборудования2020г.М
Академия
Дополнительные источники:
1.Жарковский Б.И. Справочник молодого слесаря по контрольным и
измерительным приборам 2020 М Альянс
2. Курчаткин В.В., В.М.Тараторкин, А.Н.Батищев и др., Техническое
обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве: учебник для нач.
проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
измерительным приборам 2020 М Альянс
3. Покровский Б.С. Скакун .В.А. Слесарное Дело: Альбом плакатов
Интернет-ресурсы:
1. Интернет - ресурс: Организация и технология технического
обслуживания и ремонта СМД. Форма доступа :
revolution.allbest.ru/transpoit/00258198 0/html
2. Интернет - ресурс : Ремонт и техническое обслуживание агрегатов
электрооборудования. Форма доступа : books.tr200.ru
4. Контроль и оценка освоения дисциплины
Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле(
в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме
дифференцированного зачета
Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами
преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств,
методические рекомендации и указания к выполнению практических
занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям)
Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями,
каждое из них оценивается у каждого студента
В качестве форм текущего контроля используются:
Тестирование
Письменные работы
Опросы на занятиях
Устные ответы студентов
Результаты выполнения самостоятельной работы
Результаты выполнения практических занятий
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в
соответствии с фондом оценочных средств и состоит из теоретической части и
практического задания
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
пользоваться нормативно-техническойНаблюждение и оценка выполнения
практических занятий,
и технологической документацией;
проводить техническое обслуживание иНаиблюждение и оценка выполнения и
текущий ремонт сельскохозяйственнойпрактческих занятий
техники с применением современных Оценка выполнения самомтоятельной
индивидуальной работы.
контрольно-измерительных
приборов,
инструментов и средств технического
оснащения;
выявлять
и
устранять
причиныНаиблюждение и оценка выполнения
и
несложных
неисправностейпрактческих занятий
Оценка выполнения самомтоятельной
сельскохозяйственной
техники
виндивидуальной работы.
производственных условиях;
осуществлять
самоконтроль
поНаиблюждение и оценка выполнения и
выполнению техобслуживания и ремонтапрактческих занятий
Оценка выполнения самомтоятельной
машин;
индивидуальной работы.
проводить консервацию и сезонноеНаиблюждение и оценка выполнения
хранение сельскохозяйственной техники; практческих занятий
выполнять работы с
требований безопасности;
соблюдением
и
Оценка выполнения самомтоятельной
индивидуальной работы.
соблюдатьэкологическую безопасностьНаиблюждение и оценка выполнения
практческих занятий
производства;
и
Оценка выполнения самомтоятельной
индивидуальной работы.
Знания:
виды
нормативно-технической
и
технологической документации, необходимой
для выполнения производственных работ;
тестирование, устный опрос, оценка вопросы
дифференцированного зачета.
правила применения современных контрольноизмерительных приборов, инструментов и
средств технического оснащения;
тестирование, устный (письменный) опрос,
вопросы дифференцированного зачета.
Технологии технического обслуживания итестирование, устный (письменный) опрос,
ремонта
сельскохозяйственных
машин
иконтрольная работа, вопросы
дифференцированного зачета.
оборудования;
общие
положения
контроля
качества тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
выполнения самостоятельной работы,
технического обслуживания и ремонта машин;
Наблюждение и оценка выполнения и
практических занятий, ,
свойства, правила хранения и использования тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
выполнения самостоятельной работы,
топлива, смазочных материалов и технических
Наблюждение и оценка выполнения и
жидкостей;
практических, контрольная работа
правила и нормы охраны труда, техникиУстный (письменный)опрос, тестирование,
безопасности, производственной санитарии ианализ решения проблемных ситуаций
пожарной безопасности.