Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» ОДОБРЕНА педагогическим советом (протокол № 6 от 28.06.2021) Советом обучающихся (протокол № 10 от 28.06.2021) Родительским комитетом (протокол № 5 от 27.06.2021) УТВЕРЖДЕНА приказом директора № 175 от 29.06.2021 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ по профессии 46.01.03 Делопроизводитель на 2021 – 2025 годы п. Локня - 2021 г. Рабочая программа воспитания по специальности 46.01.03 «Делопроизводитель» (по отраслям) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области « Локнянский сельскохозяйственный техникум». Рабочая программа воспитания разработана в соответствии Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – ФЗ304); распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. № 539. Авторы-составители: Вересова Н.Е.- педагог- организатор ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум»; Аксенова Л.В. – председатель МК общеобразовательных дисциплин; Васильева Л.Е.- мастер производственного обучения; Левченкова Л.А.- социальный педагог СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ РАЗДЕЛ II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. РАЗДЕЛ V. ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МОДЕЛЬ ОТГРАНИЗАЦИИ РАБОТЫ. РАЗДЕЛ VI.УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ РАЗДЕЛ VII. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. РАЗДЕЛ VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЗДЕЛ IX. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ РАЗДЕЛ I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. Название Содержан ие Наименован Рабочая программа воспитания специальности 38.02.04. ие программы «Коммерция» Настоящая программа разработана на основе Основания следующих нормативных правовых документов: для разработки Конституция Российской Федерации; программы Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – ФЗ-304); распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 034700.03 Цель программ ы Сроки реализац ии программ ы Исполните ли программ ы Делопроизводитель (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 639) Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих на практике на базе основного общего образования в очной форме – 2 года 10 месяцев Директор, заместитель директора УР, заместитель директора по УПР, педагог- организатор, курирующий воспитательную работу, руководители групп, преподаватели, социальный педагог, члены Совета обучающихся, представители родительского комитета, представители организаций – работодателей, органы профилактики., культурнопросветительские. Спортивные, общественные организации, органы власти РАЗДЕЛ II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа воспитания является приложением к основной программе среднего профессионального образования – программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция» Разработана в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, стратегий развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 №2945-р), ), примерной программой воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения пообщему образованию (утв. Протоколом заседания УМО по общему образованию Министерства просвещения России № 2/20 от 02.06.2020 г.). Программа воспитания, направлена на решение проблем гармоничного вхождения выпускников техникума в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа воспитания (далее Программа) демонстрирует, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности. В центре Программы находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС СПО, формирование у них системных знаний о будущей специальности. Одним из результатов реализации Программы является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в современном обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально- значимой деятельности. Программа показывает систему работы с обучающимися в Техникуме . Развитие системы воспитательной работы является объективной необходимостью в современной действительности. РАЗДЕЛ III . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3.1. Особенности организации воспитательного процесса в техникуме. Процесс воспитания в техникуме основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающихся, соблюдения конфиденциальности информации об обучающихся и их семье, приоритета безопасности обучающихся при нахождении в Колледже; - создание в техникуме психологически комфортной среды для каждого обучающегося, его родителя (законного представителя) и сотрудника, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в техникуме мероприятий, объединяющих обучающихся и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация совместной деятельности обучающихся и преподавателей как предмета совместной заботы взрослых и обучающихся; - системность и целесообразность воспитания как условие его эффективности. Основными традициями воспитания в техникуме является следующее: - организация и проведение общетехникумовских мероприятий, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов совместной деятельности педагогов и обучающихся; в проведении общетехникумовских мероприятий отсутствует соревновательность между учебными группами, поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; - педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках учебных групп, кружков, студий, секций и иных объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; 3.2. Цель и задачи воспитательной работы в техникуме. Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, Отечество, человек, мир, знания, культура, здоровье, природа) формулируется общая цель воспитания в техникуме обучающихся, проявляющееся: – личностное развитие - в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); - в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); - в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений в реальной жизни (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Цель программы воспитания – обеспечение профессионально-личностного становления обучающихся и достижение ими общих компетентностей, как качество воспитательного процесса, создание условий для саморазвития обучающегося, и его успешной социализации. Задачи: • формирование у обучающихся техникума целостного мировоззрения, российской идентичности, уважение к своей семье, родному городу, обществу, государству, принятым в обществе ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию; • формирование политической и гражданской культуры; нравственности на основе общечеловеческих ценностей: правосознания, национальной и религиозной толерантности; • развитие личности обучающегося, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде; • развитие предпринимательских компетенций; • совершенствование работы по сохранности контингента студенческих групп, в том числе организация работы с группой риска; • развитие способностей у обучающихся к самоопределению, саморазвитию, объединений; самореализации с помощью творческих • внедрение новых средств и технологий в воспитательный процесс, укрепление и развитие материальной базы для организации воспитательной деятельности; • формирование у обучающихся Колледжа умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности; • развитие ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о нуждающихся в помощи; • просвещение обучающихся в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни, морально-волевая подготовка обучающихся; • привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек; • формирование художественного и эстетического вкуса обучающихся; • формирование у обучающихся устойчивой мотивации к учению и самообразованию; • поддержание и формирование новых традиций Колледжа, в том числе организация и проведение традиционных праздников, соревнований по различным направлениям; • организация учебной и внеурочной деятельности в целях создания условий для развития личности обучающихся, привития общей культуры, навыков профессионализма и профессиональной культуры; • организация эффективной работы органов самоуправления; • развитие правовой грамотности и правосознания у обучающихся; • профилактика правонарушений среди обучающихся, связанных с незаконным потреблением наркотиков, психоактивных веществ; правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и обеспечения профилактики правонарушений в области безопасности дорожного движения; • профилактика террористических и экстремистских проявлений, снижение уровня асоциальных явлений среди обучающихся Колледжа; • формирование положительной мотивации на участие в социально значимых сферах деятельности, способствующих становлению гражданственности, политической и правовой культуры; • развитие сотрудничества обучающихся и преподавателей, родителей обучающихся; • развитие сотрудничества с правоохранительными органами, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. 3.3. Анализ условий организации воспитательной работы в техникуме. ВОЗМОЖНО СТИ -Адресное повышение квалификации педагогических кадров в области воспитания, в том числе с использованием дистанционного обучения. -Расширение связей с общественностью, социальными партнерами техникума. -Развитие информационной сети в техникуме, широкое применение цифровых образовательных ресурсов в воспитательной работе. -Введение разнообразных педагогических технологий, форм и методов воспитательной работы. -Возможность самовоспитания и самокоррекции посредством активизации работы Студенческого самоуправления. -Диагностика воспитанности обучающихся. -Широкий спектр возможностей молодежной политики Псковской области, насыщенная событийная инфраструктура молодежных мероприятий, студенческих акций, событий, добровольческих волонтерских форумов на уровне региона. УГРОЗЫ -Краткосрочность системного СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ -Профессиональное образовательное учреждение региона, имеющее большой опыт воспитания и развития молодежи. -Наличие сложившейся системы воспитательной работы, обеспечивающей целенаправленность, последовательность, технологичность воспитательных мероприятий. -Стабильный коллектив квалифицированных педагогических работников техникума, обладающих широкими профессиональными и личностными качествами. -Наличие активов учебных групп, Студенческого самоуправления. -Наличие актового , спортивного зала, библиотеки, музейных комнат библиотеки, классов ЦОС , доступ к Интернетресурсам. -Наличие социальных партнеров. -Использование активных форм и методов воспитания. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ -Низкая степень социальной активности воспитательного воздействия, обусловленная временем получения профессионального образования; -Личностная несфорированность, инфантилизм, правовой нигилизм, выраженная подверженность внешним негативным влияниям обучающихся, обусловленные их социально-возрастными характеристиками; обучающихся; - Низкий уровень сформированности ЗУН, отсутствие опыта участия во внеурочной деятельности; - Отсутствие готовности проявлять инициативу, низкий уровень самостоятельности обучающихся. -Отсутствие молодых педагогических кадров; -Отсутствие достаточного контроля со стороны родителей (законных представителей); - Влияние сети Интернет на личность обучающихся -Недостаточные темпы обновления материальнотехнической базы воспитательной деятельности техникума -Отсутствие в штате педагога- психолога; - Недостаточно развитая культурно- творческая и спортивная инфраструктура поселка. - Отсутствие педагогов дополнительного образования Вывод: для повышения эффективности воспитательного процесса техникуме необходимо: 1) совершенствовать структуру системой в техникуме; управления в воспитательной 2) повышать квалификацию педагогических работников по воспитательной работе и внедрять современные формы и методы работы с обучающимися; 3) расширять круг внешних увеличивать взаимодействие; социальных партнеров и 4) использовать новые формы и методы повышения самостоятельности, способности к саморазвитию обучающихся 5) развивать социальную активность обучающихся посредством расширения направлений воспитательной работы и применения активных форм работы в рамках волонтерского движения.. 6) использовать дистанционно, мероприятиях. возможности участия онлайн в во всероссийских, обучающихся региональных 3.4. Личностные результаты реализации Программы воспитания. Рабочая программавоспитания ориентирована на становление следующих личностных характеристик обучающегося: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности , открытости. экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным т девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально- опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного « цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. ЛР 9 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно- мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Выполняющий профессиональные навыки в сфере организации и проведении коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях в качестве менеджера по продажам с учетом специфики субъекта Российской Федерации Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда Осознающий состояние социально-экономического и ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 культурноисторического развития потенциала Псковской области и содействующий его развитию Демонстрирующий готовность к участию в инновационной деятельности Псковского региона Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Выполняющий трудовые функции в сфере делопроизводство, работы в архивах, кадрового делопроизводства. Способность к самообразованию и профессиональному развитию по выбранной специальности ЛР 19 ЛР 20 ЛР 21 Умение грамотно использовать профессиональную документацию Готовность поддерживать партнерские отношения с коллегами, работать в команде, конструктивно выстраивать взаимодействие в профессиональной деятельности. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной специальности, эффективно владеющий общими и профессиональными компетенциями Владеющий знаниями и навыками для успешной адаптации и социализации в обществе. Занимающий активную гражданскую и патриотическую позицию, проявляющий общественную активность. Ориентированный на здоровый образ жизни и правомерное поведение. Обладающий навыками организации собственной деятельности, критическим мышлением, навыками поиска информации, самостоятельного принятия решений, самоорганизации. ЛР 22 ЛР 23 ЛР 24 ЛР 25 ЛР 26 ЛР 27 ЛР 28 3.5. Планируемые ходе личностные результаты в реализации образовательной программы. Наименование профессионального модуля, учебной дисциплины. ОУП.01 Русский язык ОУП.02 Литература ОУП.03 Иностранный язык ОУП.04 У Математика ОУП. 05 У История ОУП. 06 Физическая культура ОУП.07 Основы безопасности жизнедеятельности ОУП.08 Астрономия УПВ.01 Родной язык/Родная литература УПВ.02 География УПВ.03 Обществознание ДУП.01 Ведение в профессию ПОО.02 Информатика и Код личностных результатов , достигаемых в ходе реализации программы воспитания. ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР 12, ЛР 17 ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР 12, ЛР 17 ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР 12, ЛР 17 ЛР13-ЛР 15, ЛР18-ЛР 25 ЛР1-ЛР 5, ЛР 15 ЛР 9 ЛР 7 ЛР13-ЛР 15, ЛР18-ЛР ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР 12, ЛР 17 ЛР13-ЛР 15, ЛР18-ЛР 25 ЛР1-ЛР 5, ЛР 15 ЛР 23,ЛР 4 информационные технологии ПОО.04 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности. ПОО.05 Основы права ПОО.06 Основы экономики ПОО.07 Основы экологии ЛР 21 ЛР 23, ЛР1-ЛР 5, ЛР 15 ЛР 21 ЛР 10, ЛР 16 ПОО.08 основы естественных наукфизика ПОО.08 Основы естественных наук химия ПОО.08 Основы естественных наукбиология ОП.01 Деловая культура ОП.02 Архивное дело ОП.03 Основы делопроизводства ОП.04 Организационная техника ОП.05 Основы редактирования ЛР13-ЛР 15, ЛР18-ЛР 25 ОП.06 Безопасность жизнедеятельности Оп.07 Компьютерное делопроизводство ПМ.01 Документационное обеспечение деятельности организации МДК.01.01 Документационное обеспечение деятельности организации МДК 01.02 Кадровое делопроизводство УП.01.01 Учебная практика УП.01.02 Учебная практика ПП.01.01 Производственная практика ЛР 7 ЛР13-ЛР 15, ЛР18-ЛР 25 ЛР13-ЛР 15, ЛР18-ЛР 25, ЛР 10,ЛР 16 ЛР 23 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 ЛР 13-ЛР 24 3.6. Критерии оценки личностных результатов. Демонстрация интереса к будущей профессии. Оценка собственного продвижения, личностного развития. Анкетирование на тему: «Отношение к будущей профессии» Участие в конкурсах профессионального мастерства, технического творчества, в движении «Абилимпикс», в работе профессиональных кружков. Грамоты, дипломы, сертификаты за участие. Анализ продуктов деятельности (проектов, творческих работ и т.п.) Диагностическое тестирование, методика «Самооценка» Грамоты, благодарности, сертификаты Диагностическое тестирование «Упорство в достижении цели» Грамоты, Положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов Ответственность за результат учебной деятельности и подготовке к профессиональной деятельности благодарности, сертификаты Наблюдение.Анкетированиедля оценки уровня учебной мотивации Н Лускановой Наблюдение. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А .Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой Наблюдение. Своевременное выполнение лабораторных, практических работ и т.д. Проявление трудовой активности. Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях, декадах профессиональных дисциплин, региональных чемпионатах « Молодые профессионалы» Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики. Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе. Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа Сформированность гражданской позиции. Анализ успеваемости и посещаемости. Учет результатов экзаменационных сессий Наблюдение. Характеристика с мест прохождения производственной практики, анализ участия в общественно- полезном труде. Грамоты, благодарности, сертификаты, приказы, фотоотчеты Наблюдение. Фиксация наличия или отсутствия конфликтов. Опросы, анкетирование « Межличностное взаимодействие». Наблюдение. Тест «Уровень конфликтности личности». Характеристика с мест прохождения производственной практики, собеседование с педагогами. Тест «Ты гражданином быть обязан» Наблюдение, участие в мероприятиях гражданской направленности, общественной работе, волонтерском движении, шефской помощи. Наблюдение. Собеседование. Анкетирование. Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества. Проявление правовой Анализ наличия или активности и навыков отсутствия правонарушений у правомерного поведения, обучающихся. Наличие или уважения к Закону; отсутствие постановки на профилактический учѐт в органах системы профилактики. Наблюдение, собеседование, Участие в общественной жизни техникума, волонтерском деятельности, органах студенческого самоуправления, в молодежных объединениях Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, Природным богатствам России и мира Демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся анкетирование. Наблюдение. Анкетирование « Общественная активность», участие в конкурсах « Студент года», « Лучшая группа года» Участие в волонтерском движении. Анализ продуктов деятельности (проектов, творческих работ и т.п.) Грамоты, сертификаты и др. за участие Участие в экологических акциях, мероприятиях по охране природы, мероприятиях экологического направлении воспитания Наличие или отсутствие вредных привычек. Посещениеспортивных секций, клубов спортивной направленности. Участие в спортивных соревнованиях, в здоровье сберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях, конкурсах, акциях (фото, видео отчеты, статьи, грамоты, сертификаты и т.п.) наблюдение, Проявление культуры Опросы, анкетирование потребления информации, «Интернет- безопасность», « умений и навыков пользования Конструктивное и этичное поведение в компьютерной техникой, навыков отбора и социальных сетях». критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве 3.7. Общие компетенции при реализации Программы воспитания. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. 4.1. Воспитывающая среда. Воспитывающая среда реализуется в соответствии со следующими направлениями: формирование позитивных, общественно необходимых и личностно значимых качеств личности; организация многообразной и разносторонней деятельности обучающихся в целях формирования здоровой, нравственной и толерантной личности; обучение подростков социально важным навыкам, организация здорового образа жизни; формирование необходимых, многосторонних и основанных на общечеловеческих ценностях отношений к окружающему миру, обществу, природе, людям, труду, науке, культуре; формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности; психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение обучающегося на протяжении всего периода обучения. 4.2. Принципы организации воспитательной работы. В основе принципов организации воспитательной работы лежит единство, целостность, взаимосвязь учебного и внеучебного процессов. Основными принципами организации деятельности в Колледже являются: воспитательной - научность подходов в определении целей и задач воспитания, в единстве учебной и внеучебной воспитательной работы; - преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта воспитательной работы, сохранение и развитие традиций техникума; - инициатива и самостоятельность воспитательного процесса; каждого из участников - открытость воспитательной системы; - полноценная и равноправная информированность участников и организаторов воспитательного процесса; - активное использование событийного подхода; - толерантное отношение к различным культурам, убеждениям; - опора на базовые потребности личности (здоровье, социальная защищенность, психологический комфорт, наличие условий для самореализации). Реализация задач воспитательной работы осуществляется через: разработку и выполнение тематических, комплексных программ; планирование работы на уровне учебной группы, техникума; организацию массовых мероприятий с обучающимися, направленных на индивидуальное развитие, нормативноправового обеспечения организаторов воспитательной деятельности, ежегодную оценку качества и эффективности организации воспитательной работы. 4.3. Формы организации воспитательной работы. Формы воспитательной работы с обучающимися - учебные занятия (лекции, конкурсы и прочее); семинары, дискуссии. диспуты, культурно-массовые внеучебные мероприятия; и культурно-просветительские - спортивно-массовые мероприятия; - творческие объединения; - деятельность органов студенческого самоуправления, вовлечённых в организацию учебной, бытовой и досуговой деятельности обучающихся; - волонтерская и добровольческая деятельность; - тренинги, деловые игры, консультативный прием; - научно-практические конференции, семинары-совещания; - опросы, анкетирование, социологическиеисследования среди обучающихся; - психолого-педагогическое консультирование; - иные формы, вызываемые к жизни в ходе решения выдвигаемых ею проблем. Процесс воспитательной работы во внеучебной деятельности для ее участников предусматривает: - формирование самоуправления заседаниях органов и студенческого участие в Совета обучающихся; - формирование традиций техникума (организация и проведение мероприятий, вручение дипломов, награждений победителей и др.); - содействие повышению эффективности учебного процесса (экскурсии, творческие встречи и др.); - участие в общественной деятельности (проведение акций, организация и проведение праздников, посвященных знаменательным датам России, и т.п.); - развитие художественного творчества (организация выставок, конкурсов, посещение музеев и др.); организация научно-исследовательской работы обучающихся (организация научных конференций, участие в региональных, районных конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.); - формирование здорового образа обучающихся (организация спортивных секций и соревнований и др.); - жизни организация вторичной занятости обучающихся (встреч с представителями работодателя и др.); - организация досуговых концерты, и т.п.); мероприятий (фестивали, конкурсы, - участие в благоустройстве техникума (субботники, уборка и благоустройство закрепленных за учебной группой помещений и пр.); - содействие решению социальных проблем обучающихся (участие в назначении обучающихся на социальные стипендии, оказании материальной поддержки нуждающимся обучающимся и пр.); - информационное обеспечение (информационных стендов учебных аудиториях и фойе техникума, Интернет-сайта и др.). 4.4. Основные направления воспитательной работы. Направления воспитательной работы техникума Содержание рабочей программы воспитания отражается через содержание направлений воспитательной работы. Модули программы воспитательной работы. В рамках Программы воспитания и социализации реализуются следующие модули: Модуль 1. Профессионально-личностное и бизнесориентирующее воспитание. Модуль 2. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание. Модуль 3. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание. Модуль 4. Физическое воспитание и воспитание здорового образа жизни. Модуль 5. Экологическое воспитание. Модуль 6. Студенческое самоуправление. Модуль 7. Профилактика правонарушений. в № Основные модули Личностные результаты 1. Модуль 1. «Профессиональноличностное воспитание» (достижение личностных результатов при освоении ППССЗ, развитие научного мировоззрения, культуры научного исследования, развитие профессиональных качеств и предпочтений) ЛР 4, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 ЛР 25 2. Модуль 2. «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание» (формирование гражданственности, правовой культуры, чувства патриотизма, готовности служить Отечеству, развитие социально значимых качеств личности и самостоятельного опыта общественной деятельности) ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 5, ЛР 6, ЛР 13, ЛР 26 3. Модуль 3. «Духовнонравственное и культурноэстетическое воспитание» (развитие нравственных качеств личности, антикоррупционного мировоззрения, культуры поведения, бережного отношения к культурному наследию, эстетического воспитания, развития творческого потенциала личности и опыта самостоятельной творческой деятельности, развитие толерантности, взаимного уважения и уважения к старшим) Модуль 4. «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» (воспитание здорового и безопасного образа жизни, развитие физической культуры личности) Модуль 5. «Экологическое воспитание» (формирование экологической культуры личности, бережного отношения и сохранения окружающей среды) ЛР 5, ЛР 7, ЛР 8, ЛР 12, ЛР 11 Модуль 6. «Студенческое самоуправление» (формирование у ЛР 2, ЛР 23, ЛР 26 4. 5. 6. ЛР 9, ЛР 27 ЛР 10 обучающихся лидерских качества, высокой личностной ответственности за результат деятельности, готовность к свободному и социальнозначимому выбору) 7. Модуль 7. Профилактика правонарушений. ЛР 2, ЛР 3, ЛР 13 4.5. МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. Модуль 1. Профессионально-личностное и бизнесориентирующее воспитание. Цель: Создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, направленных на развитие социальной и профессиональной мобильности, непрерывного профессионального роста, обеспечивающего конкурентоспособность выпускников образовательной организации на рынке труда, их эффективной самореализации в современных социально-экономических условиях. Задачи: - Актуализировать профессиональную мотивацию, уверенную профессиональную ориентацию обучающихся. - Формировать компетенции эффективной коммуникации с учетом особенностей социального и культурного контекста. - Обеспечить возможности многоуровневого, конструктивного взаимодействия обучающихся в социуме. - Формировать компетенции поиска способов решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. - Развивать творческий потенциал обучающихся и повышать их деловую активность. - Создать в образовательном процессе условия для стимулирования предпринимательской активности и формирования предпринимательской позиции обучающихся. Результаты: Увеличение доли обучающихся участвующих в конкурсах, конференциях различных уровней, на базе ПОО СПО, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли обучающихся участвующих в трудовой деятельности, профориентации школьников, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли обучающихся участвующих в мероприятиях по развитию карьеры и предпринимательства, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли педагогических работников, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации на темы деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества, от общего числа педагогических работников. - Заключение договоров, соглашений с учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ, традиционных религиозных организаций для совершенствования системы воспитания семьи, обучающихся, работников техникум. Модуль 2. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание. Цель: Совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся патриотического сознания, гражданских компетенций личности, верности традициям техникума, готовности к выполнению профессиональных обязанностей. Задачи: - Улучшить механизм, обеспечивающего совершенствование системы патриотического воспитания студентов техникума; - Организовать широкое привлечение преподавателей и мастеров п/о к участию в патриотическом воспитании студентов; - Воспитывать патриотические чувства и сознание студентов на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - Развивать формы и методы патриотического воспитания на основе новых информационных технологий; Обеспечить широкое вовлечение студентов в мероприятия патриотического воспитания; - Содействовать развитию творческого потенциала студентов в сфере патриотического воспитания; - Снизить уровня правонарушений и вредных привычек студентов средствами патриотического воспитания; - Разработать механизмы, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий; - Реализовать системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности. - Формировать у обучающихся российскую гражданскую идентичность, гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. -Формировать у обучающихся патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству. - Развивать у обучающихся уважение к государственным устоям России, сознательное отношение к правопорядку, правилам безопасного поведения в обществе, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, историческим символам и памятникам Отечества. - Формировать антикоррупционное мировоззрение. - Развивать правовую и политическую культуру обучающихся, мотивацию к активному и ответственному участию в общественной жизни страны, края, техникума, через организацию добровольческой и волонтерской деятельности. Результаты: - Увеличение доли обучающихся получающих психологопедагогическую поддержку и социализацию, защиту прав и соблюдение законных интересов обучающегося, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли педагогических работников, использующих в образовательных программах воспитательный потенциал при разработке и актуализации рабочих учебных программ, использующих актуальные темы в программах, мотивирующие студентов на формирование финансовой грамотности, правовой грамотности, негативного отношения к терроризму, экстремизму, коррупции, от общего числа педагогических работников. Увеличение доли обучающихся, участвующих в работе волонтерского движения от общего числа обучающихся. - Увеличение доли обучающихся, участвующих в военномассовых мероприятиях, от общего числа обучающихся. - Уменьшение доли обучающихся, состоящих на профилактических учетах различного вида, от общего количества обучающихся. Модуль 3. Духовно-нравственное и культурноэстетическое воспитание. Цель: Создание условий для развития творчески активности личности обучающихся в рамках духовно-нравственного и культурно-эстетического воспитания. Задачи: - Формировать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способность к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - Приобщить обучающихся к ценностям культуры, формировать чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России, развивать культуру межнационального общения. - Воспитывать эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений, развивать творческий потенциал и творческую активность Результаты: - Увеличение количества и качества культурно - творческих событий, мероприятий различных уровней, посвященных государственным праздникам, памятным и юбилейным датам страны и техникума и др. - Увеличение доли обучающихся, участвующих во внеурочной деятельности (кружки, секции, дополнительное образование), от общего числа обучающихся. - Увеличение доли обучающихся, участвующих в международных, всероссийских, региональных районных конкурсах, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли обучающихся и сотрудников техникума, пользующихся библиотекой, от общего числа обучающихся. - Уменьшение количества студентов состоящих на различного рода учетах и формирования у студентов позитивных жизненных ориентиров и планов, оказание им помощи в выработке социально оправданных моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных (в ходе бесед, обучающих семинаров, тренингов, проводимых представителями общественных организаций, инспекторами ПДН полиции и др.). Модуль 4. Физическое воспитание и воспитание здорового образа жизни. Цель: Формирование ценностного отношения к сохранению, профилактике и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании, в здоровом образе жизни, активной трудовой деятельности. Задачи: - разработка и проведение мероприятий по здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения с использованием современных информационных технологий; - разработка и проведение профилактических и пропагандистских мероприятий, способствующих отказу от вредных привычек среди студентов; - внедрение в деятельность техникума комплекса мероприятий, направленных на поддержку молодежных инициатив по формированию и пропаганде здорового образа жизни среди студентов и преподавателей; - внедрение в учебно-воспитательный процесс механизмов формирования ценностного отношения к здоровью, культуры здорового образа жизни, мотивации к активному сохранению и укреплению личного и общественного здоровья. -совершенствование учебно-методической базы, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни; -развитие спортивно-оздоровительной базы и условий формирования здорового образа жизни средствами физической культуры; -эффективное использование и оптимизация имеющихся ресурсов. Результаты : - Увеличение доли обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, от общего числа обучающихся. - Увеличение количества спортивных секций по различным видам спорта. - Увеличение доли обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли обучающихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли обучающихся, имеющих навыки оказания первой помощи, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли педагогических работников, использующих в образовательной деятельности здоровье сберегающие технологии, от общего числа педагогических работников. - Увеличение объема знаний студентов в области правил охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и дорожного движения, поведения на воде , оказания первой помощи при несчастном случае, правил поведения на каникулах. - Снижение доли обучающихся, пропускающих занятия по медицинским показаниям от общего числа обучающихся. Модуль 5. Экологическое воспитание. Цель: Создание условий для формирования экологического мировоззрения у обучающихся. Задачи: - Развивать у обучающихся экологическую культуру, бережное отношения к природе, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природы и социальной среды. - Воспитывать чувство ответственности за разумное природопользование, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии, способствовать приобретению опыта эколого-направленной деятельности. Результаты: - Увеличение числа проектов экологической направленности, реализуемых в техникуме. - Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в проектах экологической направленности, от общего числа обучающихся. - Увеличение доли педагогических работников, использующих в программах ОПОП темы по экологической культуре, от общего числа педагогических работников. Модуль 6. Развитие студенческого самоуправления. Цель: создать условия для развития творческих, индивидуальных способностей личности подростка, формирование человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью. Задачи: -Создание системы студенческого самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося. -Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей. -Представление обучающимся реальной возможности вместе педагогами участвовать в управлении техникума (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс). - Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. - Привлечение обучающихся к управленческой, организаторской, воспитательной работе в студенческом и трудовом коллективе. - Обучение органов студенческого самоуправления активным формам работы со студентами. В результате выполнения планируется получить следующие результаты: - Развитие и сплочение ученических коллективов. - Формирование чувства товарищества и взаимопомощи. - Овладение обучающимися навыками организаторской работы. - Формирование культуры деловых взаимоотношений. - Развитие навыков публичных выступлений. - Формирование умения конструктивно решать возникающие проблемы. - Самораскрытие и самореализация личности подростков. -Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место. - Формирование готовности участвовать в различных проектах. - Активное участие в организации жизнедеятельности техникума. - Осознание обучающимися своих прав и обязанностей. - Повышение привлекательности учреждений профессионального образования для социального окружения Модуль 7. Цель - создание условий эффективной совместной деятельности всех субъектов образовательного учреждения для оказания социальной, психолого-педагогической помощи студентам в формировании правомерной модели поведения. Задачи: - создание единой системы профилактики правонарушений; - предупреждение правонарушений, асоциального поведения, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому среди студентов; - снижение количества правонарушений среди студентов техникума; - развитие и укрепление межведомственного сотрудничества в борьбе с правонарушениями и организацией профилактической работы. - создание нормативной базы, регламентирующей контроль правонарушений; - привлечение студентов в различные виды общественнополезной деятельности и создание условий для развития личности, успешной адаптации и социализации; - пропаганда здорового образа жизни среди студентов. Результаты: - снижение количества правонарушений студентами на территории техникума и вне его; - обеспечение правового регулирования профилактики правонарушений нормативной базой; - вовлечение в организацию деятельности по профилактике структурных подразделений, а также студенческих общественных организаций; - повышение правовой грамотности студентов образовательного учреждения. Система оценки эффективности реализации программы включает в себя: количественные показатели: - количество правонарушений, совершенных студентами, как на территории техникума, так и за его пределами; - количество мероприятий, реализованных в рамках программы; - оценка студентами уровня специальной профилактической работы, проводимой в группах; качественные показатели: - уровень правовой грамотности студентов; - уровень нормативно-правового обеспечения профилактической работы: уровень взаимодействия техникума с межведомственными структурами по вопросам профилактики. РАЗДЕЛ V. ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МОДЕЛЬ ОТГРАНИЗАЦИИ РАБОТЫ. Субъектами воспитательного процесса выступают: - Педагогические и руководящие работники образовательной организации; - Обучающиеся, в том числе их объединения и органы самоуправления (Совет обучающихся); - Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Применяемые технологии взаимодействия основываются на системном подходе к воспитанию, предусматривают создание доброжелательных отношений между всеми субъектами воспитательного процесса и являются основой для положительных личных и деловых отношений. В ходе реализации рабочей программы осуществляется взаимодействие между всеми субъектами воспитательного процесса - Руководящими работниками образовательной организации и педагогическими работниками, - Руководящими работниками образовательной организации и обучающимися. - Руководящими работниками образовательной организации родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, - Педагогическими работниками и педагогическими работниками - Педагогическими работниками и обучающимися. -Педагогическими работниками и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. - Обучающимися и обучающимися. - Обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Также субъектами воспитательного процесса могут быть представители профессионального сообщества (партнеры, работодатели) при их активном участии в воспитательной работе образовательной организации. Для реализации задач воспитания используются разные технологии взаимодействия, в том числе: сохранение и преумножение традиций, коллективные дела и «соревновательность», взаимодействие между младшими и старшими и другие. Модель организации работы учитывает взаимодействие обучающихся при проведении мероприятий на разных уровнях: на уровне одного студента - индивидуальная работа с одним обучающимся, в том числе профессиональной направленности; на уровне учебной группы или микрогруппы - мероприятия для одной учебной группы (или микрогруппы внутри учебной группы) в том числе профессиональной направленности, на уровне разных учебных курсов в рамках одной профессии/специальности - мероприятия для одной профессии, специальности или учебной группы, в том числе профессиональной направленности, на уровне образовательной организации - мероприятия для всех специальностей, профессий, на уровне района - районные мероприятия; на уровне региона- региональные мероприятия , конкурсы, акции, олимпиады, чемпионаты. При любом взаимодействии с обучающимися одну из существенных позиций в работе занимает профессиональная составляющая. В ходе применения разных технологий взаимодействия и сотрудничества и моделей организации работы между субъектами осуществляется взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Ведущим в воспитательной работе является эмоциональный компонент взаимодействия, при котором значительные эмоционально-энергетические затраты на взаимодействие субъектов должны всегда оставаться позитивными. РАЗДЕЛ VI.УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Реализация рабочей программы воспитания предполагает комплексное взаимодействие педагогических, руководящих и иных работников техникума, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Воспитательные мероприятия (в том числе, виртуальные экскурсии, семинары и т.п.) проводятся с применением дистанционных образовательных технологий, при этом обеспечивается свободный доступ каждого обучающегося к электронной информационно-образовательной среде техникума и к электронным ресурсам. Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание условий для осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в контексте реализации образовательной программы. Для реализации рабочей программы воспитания инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. 6.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы Рабочая программа воспитания, разработана на основе: - Конституции Российской Федерации; - Конвенции ООН о правах ребенка; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р; - Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Федерального Закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 31.07.2020); - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; - Федерального закона 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 48.01.03 « Делопроизводитель» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413; - Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021); - Федерального закона от некоммерческих организациях»; 12.01.1996 № 7-ФЗ «О - Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; - Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; - Перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.04.2018 № ПР-580, п.1а; - Перечня поручений Президента Российской Федерации от 29.12.2016 № ПР-2582, п.2б; - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.21 №37 об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта «Образование»; - Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.01.2020 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 113 «Об утверждении Типового положения об учебно- методических объединениях в системе среднего профессионального образования»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (с изменениями на 09.04.2015); - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 441 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464"; 1. - Национальный проект «Образование» - Национальный проект «Культура» -Стратегия противодействия экстремизму в РФ на период до 2025 г., утверждённая Президентом РФ от 28.11.2014 № 2753 -Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в РФ до 2025 г. -Региональный проект «Успех каждого ребёнка в Псковской области» -Региональный проект «Цифровая образовательная среда Псковской области» -Региональный проект «Новые возможности для каждого» -Региональный проект «Молодые профессионалы Псковской области» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) - Устав ГБПОУ ПО « Локнянский сельскохозяйственный техникум»; - Положение о правилах внутреннего распорядка для обучающихся ГБПОУ ПО « Локнянский сельскохозяйственный техникум»; - Положение о воспитательной работе; - Положение о применении студентам мер дисциплинарного воздействия; - Положение о психолого- педагогическом консилиуме; - Положение о классном руководителе; - Положение о Совете обучающихся; -Положение о Совете профилактики; - Положение об общежитии; - Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса; - Положение о попечительском совете; - Положение о родительском комитете; - Положение о Службе содействия трудоустройству выпускников; - Положение об организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением; - Положение о учете отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся; 6.2. Кадровое обеспечение воспитательной работы Для реализации рабочей программы воспитания техникум укомплектован квалифицированными специалистами. Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим директора техникума, который несёт ответственность за организацию воспитательной работы в профессиональной образовательной организации, заместителя директора по УР, педагога- организатора, непосредственно курирующего данное направление, , социального педагога, руководителя физического воспитания, воспитателей общежития, руководителей групп, преподавателей. Функционал работников регламентируется требованиями профессиональных стандартов. Наименование должности Кол-во штатн ых едини ц Директор техникума 1 Заместитель директора по учебной работе Педагог- организатор 1 Социальный педагог 1 Педагог-психолог 1 1 Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса Контроль за организацией воспитательной работы в профессиональной образовательной организации Координация деятельности по реализации Программы воспитания Координация деятельности по реализации Программы воспитания Социальная помощь и поддержка обучающихся Психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса Преподаватель 2 0 Руководители учебной группы 4 Реализация воспитательной составляющей (дескрипторов) на учебном занятии Осуществление воспитательной, диагностической, адаптационно- ( классный руководитель, мастер п/о) Преподаватель ОБЖ Руководители физического воспитания Воспитатель общежития Библиотекарь 1 2 4 социализирующей, информационномотивационной, консультационной функции Осуществление воспитательной, диагностической и информационномотивационной функции. Осуществление воспитательной, диагностической и информационномотивационной функции. Осуществление воспитательной, диагностической, адаптационносоциализирующей, информационномотивационной, консультационной функции во внеучебное время Осуществление воспитательной, диагностической, адаптационносоциализирующей, информационномотивационной, консультационной функции во внеучебное время Для реализации рабочей программы воспитания привлекаются как преподаватели и сотрудники техникума, так и иные лица, обеспечивающие прохождения производственных практик, подготовку к чемпионатам « Молодые профессионалы», «Абилимпикс», проведение мероприятий на условиях договоров гражданско-правового характера, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Направление воспитательн ой работ ы 1 Профессиональное . и бизнесориентированное 2 Гражданско. правовое и патриотическое. 3 Духовно. нравственное культурноэстетическое Социальные партнеры Предприятия, учреждения и организации Локнянского, Бежаницкого, Новосокольнического, Пушкиногорского, Новоржевского районов, администрации районов Администрации Локнянского, Бежаницкого, Новосокольнического, Пушкиногорского, Новоржевского и других районов, администрации волостей, Совет ветеранов, патриотические клубы и объединения районов, школы районов, краеведческие музеи Администрации Локнянского, и Бежаницкого, Новосокольнического, Пушкиногорского, Новоржевского и других районов, КДО Локнняского района, Центр дополнительного образования п.Локня, 4 Физкультурно. оздоровительное и воспитание ЗОЖ районная библиотека школы районов, органы опеки и попечительства, Комитет по делам молодежи, культуре и спорту, школы районов, Центр профилактики г. Великие Луки. 5 Студенческое . самоуправление 6 Экологическое . 7 Профилактика . правонарушений Комитет по делам молодежи, культуре и спорту Администрация Локнняского района, администрация поселения Локня, Администрация Полистовского заповедника, комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Органы полиции Локнянского, Бежаницкого, Новосокольнического, Пушкиногорского, Новоржевского и других районов, КДН и ЗП районов, органы опеки и попечительства, ФСНОН г. Великие Луки 6.3. Информационное обеспечение воспитательной работы Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, интернетресурсами и специализированным оборудованием. Информационное обеспечение воспитательной работы в техникуме направлено на: - информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой деятельности; - информационную и методическую поддержку воспитательной работы; - планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения; -мониторинг воспитательной работы; - дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности); - дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы. Информационное обеспечение воспитательной работы включает: комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедийные проекторы, плазменные панели и др.). В техникуме обеспечен доступ к информационным системам и информационным сетям. Предусмотрены возможности предоставления студентам доступа к сети Интернет: в кабинетах информатики, компьютерных классах, библиотеке, актовом зале, а также во всех учебных аудиториях, что позволяет использовать ИКТ и ресурсы сети Интернет на любом учебном занятии и воспитательном мероприятии. Также действуют точки Wi-Fi, расположенные в учебных корпусах и общежитии на разных этажах зданий. Интернет- доступ через беспроводную сеть защищен паролем. Работа студентов в сети Интернет осуществляется в присутствии преподавателя, либо иного ответственного сотрудника техникума. С целью качественной подготовки специалистов, реально владеющих современными технологиями, установлены лицензионные программные пакеты и программное обеспечение, распространяемое на условиях свободного лицензионного договора: «Microsoft Office», «Компас3D», «FreeCad», «Autodesk AutoCad», «Blender», учебная версия «1С:Предприятие», «1С Колледж», симуляторы, электронные учебно-методические комплексы. Обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам, к цифровым копиям печатных изданий, имеется доступ к электронно-библиотечным системам «Юрайт», к электронным учебным изданиям, управляемых СЭО. 6.4. Материально-техническое обеспечение воспитательной работы. Техникум располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение указанных в рабочей программе воспитания мероприятий. Основными условиями реализации рабочей программы воспитания являются соблюдение безопасности, выполнение противопожарных правил, санитарных норм и требований. Для проведения воспитательной работы техникум располагает следующими ресурсами: библиотека с выходом в Интернет, актовый зал, спортивные залы со спортивным оборудованием, тренажёрный зал, специальные помещения для работы кружков, секций, клубов, с необходимым для занятий материально-техническим обеспечением (оборудование, инвентарь и т.п.). Наименования Кабинеты, используемые для учебной деятельности Кол-во Основные требования единиц 9 Проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся и соответствующим действующим санитарным и противопожарным Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет 1 правилам и нормам. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационнобиблиографического обслуживания: Актовый зал 1 научноисследовательская работа. Обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиои видеоматериалов, результатов творческой, научноисследовательской и проектной деятельности обучающихся Проведение культурного студенческого досуга и занятий художественным творчеством, оснащение обеспечивает техническое которого качественное воспроизведение фонограмм, звука, видеоизображений, а также световое оформление мероприятия; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений, досуга и общения обучающихся, группового просмотра кинои видеоматериалов, организации сценической работы, Спортивный зал 1 театрализованных представлений; для работы студенческого самоуправления. Ссистематическое органов проведение занятий физической культурой и спортом, проведения секционных спортивных занятий, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; выполнения нормативов комплекса ГТО; - наличие эффективной системы вентиляции; обеспечение пожарной безопасности - нормальная освещенность; - соответствие площади и высоты помещения действующим инженерным нормативам; Тренажерный зал 1 Кабинет социального педагога 1 соблюдение температурного режима, уровня влажности и шумового загрязнения; - наличие инвентаря и помещений для его хранения. Наличие спортивного оборудования и инвентаря Для работы психологопедагогических и социологических служб РАЗДЕЛ VII. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. № Критерии и показатели качества и эффективности Единица 2020измерени 2021 я реализации программы Количество Ед. воспитательных мероприятий, проводимых на уровне района, города, в которых участвовали обучающиеся учебной группы Доля обучающихся, % занимавшихся в течение учебного года в творческих кружках, студиях, клубах и т.п., от общей численности обучающихся в учебной группе ед. Количество спортивных и физкультурнооздоровительных секций,клубов и т.п. в образовательной организации, в которых могут бесплатно заниматься обучающиеся Доля обучающихся, % занимавшихся в течение учебного года в спортивных секциях, , от общей 20212022 20222023 численности обучающихся в учебной группе Доля обучающихся, % участвующих в работе студенческого совета, стипендиальной, дисциплинарной или других комиссиях, от общей численности обучающихся в учебной группе Доля обучающихся, % участвовавших в добровольном социально- психологическом тестировании на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, от общей численности обучающихся в учебной группе Доля обучающихся, не % пропустивших ни одного учебного занятия по неуважительной причине от общей численности обучающихся в учебной группе Средний балл освоения ОПОП по 1-5 итогам учебного года (по всем обучающимся учебной группы по результатам промежуточной аттестации, за зимнюю и летнюю сессии) Доля обучающихся, участвовавших в предметных олимпиадах от общей численности обучающихся в учебной группе Количество победителей, занявших 1, 2 или 3 место в предметных олимпиадах, из обучающихся учебной группы Количество участников, выступивших с докладами на научно-практических конференциях, из числа обучающихся в учебной группе Доля обучающихся, получающих повышенную стипендию по результатам летней сессии от общей численности обучающихся в учебной группе Доля обучающихся, получивших отметку «отлично» и положительный отзыв работодателя по преддипломной практике от общей численности обучающихся в учебной группе Доля обучающихся, участвующих в региональном 5 чел чел % % % чемпионате Ворлдскиллс, от общей численности обучающихся в учебной группе % Доля обучающихся, сдавших демонстрационный экзамен в ГИА на положительную оценку (отлично, xopoшo, удовлетворительно), от общей численности обучающихся в % учебной группе Доля обучающихся, % получивших награды, грамоты за участие в творческих конкурсах, фестивалях, иных мероприятиях различного уровня, от общей численности обучающихся в учебной группе Доля обучающихся, получивших % награды, грамоты за участие в спортивных соревнованиях, 1 10 и иных физкультурнооздоровительных мероприятиях различного уровня, от общей численности обучающихся в учебной группе Количество обучающихся Чел. учебной группы, состоящих на различных видах профилактического учета/контроля Чел. Количество обучающихся с выявленным фактом немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в учебной группе Чел. Количество правонарушений, совершенных обучающимися учебной группы за учебный год Количество Чел. обучающихся, совершивших суицид или погибших в ходе неправомерных действий («зацеперы» и др.) Количество Чел. обучающихся, получивших травмы при проведении воспитательных мероприятий ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воспитание – это процесс постоянного творческого поиска. Сегодня оно может и должно быть понято не как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и обучающихся в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Концепция должна служить основой для создания программы воспитательной деятельности на период обучения обучающихся, плана внеучебной деятельности Колледжа на учебный год, отдельных планов воспитательной работы в учебных группах. К важнейшим условиям реализации концепции воспитания в техникуме относятся: - ориентация на конкретный конечный результат воспитательных усилий; - опора на активность обучающихся; - эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений в воспитательном процессе, сочетание задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи; - наличие стремления субъектов воспитания к повышению эффективности воспитательного процесса. Концепция воспитательной работы техникума постоянно совершенствуется, предусматривается внесение корректив в Программу воспитания с учетом меняющихся приоритетов, изменения современной действительности обогащается за счет постоянного изучения, обобщения положительного опыта воспитательной работы с обучающимися и распространения этого опыта среди кураторов ( руководителей) групп.