Рабочая программа УПВ. 01 Родная литература

Государственное бюджетное образовательное профессиональное учреждение
Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум»

Рабочая программа учебного предмета
УПВ. 01 Родная литература
По профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Трудоёмкость – 58 часов
Из них аудиторной нагрузки – 58 часов
в т.ч.
Уроков –50 часов
Практических занятий – 8 часов
Самостоятельной работы – 0 часов
Форма промежуточной аттестации –
дифференцированный зачёт

Составитель программы – Е. И. Жукова
п. Локня, 2022

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………

3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета УПВ. 01 «Родная

литература» ……………………………………………………………………….

4

3. Содержание и тематическое планирование учебного и предмета

УПВ. 01 «Родная литература» ……………………………………………………

7

4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета

УПВ. 01 «Родная литература» …………………………………………………….

11

5. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета УПВ. 01 «Родная

литература» ………………………………………………………………………… 13

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета УПВ. 01 «Родная литература» разработана на основании требований ФГОС СОО для реализации образовательной программы 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Учебный предмет УПВ. 01 «Родная литература» входит в общеобразо2

вательный цикл, подцикл «Учебный предмет по выбору» и читается на третьем курсе обучения.
Организация разработчик: ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум»
Разработчик: Жукова Е.И., преподаватель русского языка и литературы,
соответствие квалификации.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
УПВ. 01 «Родная литература»
Освоение содержания учебного предмета «Родная литература» обеспечивает
достижение студентами следующих планируемых результатов в соответствии с ФГОС СОО:
1. Личностные результаты
3

Наименование личностных результатов согласно ФГОС СОО

Адаптация планируемых личностных
результатов к учебному предмету «Родная
литература»
Л1-сформированность мировоззрения, соответ- сформированность мировоззрения, соот-ветствующего современному уровню
ствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, осно- развития науки и общественной практики,
ванного на диалоге культур, а также различных основанного на диалоге культур
форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
Л2 -сформированность основ саморазвития и готовность и способность к самостоятельной,
самовоспитания в соответствии с
творческой и ответственной деятельности
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Л3 -толерантное сознание и поведение в поли- толерантное сознание и поведение в покультурном мире, готовность и способность ве- ликультурном мире
сти диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения
Л4 -готовность и способность к образованию, в сознательное отношение к непрерывному
том числе самообразованию, на протяжении образованию как условию успешной професвсей жизни; сознательное отношение к непре- сиональной и общественной деятельности
рывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности
Л5 -эстетическое отношение к миру
эстетическое отношение к миру
Л6-совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов
Л7 -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.)

совершенствование духовно-нравственных
качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов
использование для решения познавательных
и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий,
интернет-ресурсов
и др.)

2. Метапредметные результаты
Наименование метапредметных результатов
согласно ФГОС СОО

Адаптация планируемых личностных
результатов к учебному предмету «Родная
литература»
умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельно-

М1 - умение понимать проблему, выдвигать
гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы
М2 - умение самостоятельно организовывать
собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов
М3 - умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
М4 - владение навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятель4

ности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания

сти, навыками разрешения проблем

3. Предметные результаты.
Требования к предметным результатам освоения базового учебного предмета
«Родная литература» должны отражать:
ПРб.1-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
ПРб.2-владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование,
чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
ПРб.3-сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
ПРб.4- сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых
понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
ПРб.5- сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
ПРб.6- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
ПРб.7- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
ПРб.8- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
ПРб.9- сформированность понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
ПРб.10- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
5

ПРб.11- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции
4. Универсальные учебные действия.
Регулятивные
-самостоятельно
обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- выдвигать версии решения
проблемы,
осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели
- составлять (индивидуально
или в группе) план решения
проблемы
- работая по плану, сверять
свои действия с целью и,
при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
- в диалоге с преподавателем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки
- принимать и сохранять
цель и учебную задачу
-высказывать свои предположения
относительно
способа решения учебной
задачи; в сотрудничестве с
преподавателем
находить
варианты решения учебной
задачи
-выполнять учебные действия в устной, письменной
речи

Познавательные
- анализировать, сравнивать,
классифицировать
и
обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение,
классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных
логических операций

Коммуникативные
- уметь использовать язык
во всех сферах общения

- строить логическое рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей
- создавать схематические
модели с выделением существенных
характеристик
объекта

- оформлять свои мысли в
устной и письменной форме
(на уровне предложения или
небольшого текста)
- принимать участие в
диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать,
выслушивать собеседника,
стремиться понять его точку
зрения и др.)
- признавать существование
различных точек зрения;
воспринимать другое мнение и позицию
- формулировать собственное мнение и аргументировать его
- строить монологическое
высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи

- составлять тезисы, различные виды планов (простых,
сложных и т.п.)
- преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать
её достоверность.

- слушать собеседника и
понимать речь других

Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

6

в том числе:
практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УПВ. 01 «Родная литература»
(с учетом рабочей программы воспитания через формирование личностных результатов)
Содержание учебного предмета
Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки,
обусловленные историей России, ее культурой и традициями:

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности:
детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и
мир, личность и Высшие начала).

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в
жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы
морали и государственные законы; жизнь и идеология).

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Личность – история – современность (время природное и историческое;
роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.

7

Наименование
разделов и тем
1
Введение
Раздел 1.
Устное народное творчество
Раздел 2.
Древнерусская литература
Раздел 3.
Литература
русского Просвещения
XVIII века.
Раздел 4.
«Золотой век»
русской литературы

Номер
учебного занятия
2
1

Содержание учебного материала: темы учебных занятий, темы практических занятий, темы самостоятельной работы обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
3
Особенности русской литературы. Периодизация русской
литературы.

Объем
часов
4
1

Вид учебного занятия
5
лекция

Формируемые
ЛР, МР, ПР
6
ЛР 1,2,4,7
МР 1,3,4
ПРб. 2,6,9
ЛР 2,3,5,6
МР 1-4
ПРб. 1,2,3,6

2

Роды и жанры фольклора, классификация жанров

1

практическое
занятие

3

«Слово о полку Игореве» как художественный и исторический памятник культуры

1

лекция

ЛР 1,6,7
МР 1,4
ПРб. 5,11

4

Русское Просвещение и его национальные черты. Черты
классицизма и сентиментализма в русском Просвещении

1

лекция

ЛР 1,7
МР 1-4
ПРб.2,7,8,10

Лекция,
Практическое занятие

ЛР 1,4,7
МР 1,2,3
ПРб. 1,2,3,6
ЛР 1,4,7
МР 1,2,3
ПРб. 1,2,3,6
ЛР 1,5,7
МР 2,4
ПРб.6,7,10,11
ЛР 2,4
МР 2
ПР 2,7,9-11
ЛР 1,6,7
МР 3,4
ПРб.7,8,10,11
ЛР 1,7
МР 1-4
ПРб. 1,6,7,11
ЛР 1,7
МР 1-4
ПРб. 1,6,7,11

24

5

Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского

2
1+1

6

Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве
писателя (мотив дороги)

2

лекция

7

А. Н. Островский - создатель новой драмы

2

лекция

8

«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

2

практическое занятие

9

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки.

2

лекция

10

Тема любви в произведениях Н. С. Лескова

2

лекция

11

Проблема «положительно-прекрасного» человека в романе
«Идиот»

2

лекция

8

Самостоятельная работа (вид самостоятельной работы,
количество часов)

Раздел 5.
Литература 20
века

Раздел 6.
Литература
Псковского
края

12

«Мысль семейная» в произведениях Л. Н. Толстого

2

лекция

13

Драматургия А. П. Чехова

2

лекция

14

Традиции и новаторство в лирике Ф. И. Тютчева и
А. А. Фета

15

Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.

16

Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов

2
1+1

2
2
1+1

Лекция,
практическое занятие

ЛР 1,2,6,7
МР 3,4
ПРб. 9,11
ЛР 1,7
МР 1-4
ПРб.2,7,8,10
ЛР 4-6
МР-2,3
ПРб.1,2,3,5,8,11

лекция
лекция
практическое занятие

ЛР 1,5,7
МР 1-4
ПРб.2,7,9,10,11

ЛР 1,7
МР 1-4
ПРб.2,7,9,10,11
ЛР 1,2,7
МР 1-4
ПРб.1,2,6,7,9,11
ЛР 1,2,6
МР 1,2
ПРб.5,6,7,8,11
ЛР 1,2,4,6,7
МР-2,3
ПРб.2,3,5,8,9,11
ЛР 1,2,4,7
МР 1-4
ПРб.1-4,6,7,9-11
ЛР 1,2,7
МР 1-4
ПРб.2,7,9,10,11
ЛР 1-4,6,7
МР-2,3
ПРб.1,2,3,5,8,9, 11

10
17

Поэзия Серебряного века

1

лекция

18

Горький и новая волна романтизма в русской литературе

1

лекция

19

Литература революции и Гражданской войны (М.А..Шолохов, И.Э.Бабель, А.А.Фадеев)

2

лекция

20

Литература о Великой Отечественной войне

2

лекция

21

Особенности развития поэзии и прозы в 60-70 годы 20 века

1

лекция

22

Тема Родины в творчестве поэтов-«шестидесятников»

1

лекция

23

Литература последних десятилетий (Творчество Т.Толстой,
В.Пелевина)

2

лекция

18

24

Литература Псковского края: пути развития, своеобразие
9

2

лекция

ЛР 1,2,6

25

Предания, сказки Псковского края.

26

Фольклор Пушкиногорья

2

лекция
практическое
занятие
лекция

27

Семён Степанович Гейченко. Рассказы

2

лекция

2

лекция

2

лекция

28
29
30

31
32
33

2
1+1

Творчество В. Я. Курбатова. Курбатов и Пушкиногорье.
Лев Успенский и Локнянский район

2
1+1

Псковские поэты и писатели о войне

лекция

2

лекция

Дифференцированный зачёт

2

урок обобщения и
контроля знаний

Всего за курс

58

Литература и искусство в жизни Псковской области.

10

ЛР 1,3,6,7
МР 1-4
ПРб.1,2,4,5,6,9,11
ЛР 1,2,4,6,7
МР-2,3
ПРб.2,3,5,8,9,11
ЛР 1,2,4,6,7
МР-1,2,3
ПРб.2,3,5,8,9,10,11

Лекция,
практическое
занятие

2

Литературный Псков сегодня

МР 1,3,4
ПРб.3,6,7,9.10

ЛР 1-5
МР 1-3
ПРб.2,7,9,10,11
ЛР 1-7
МР 1-4
ПРб.2,6,7,9-11
ЛР 4,6,7
МР 2,3
ПРб.5,7,11

4. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного
предмета УПВ. 01 «Родная литература»
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, в котором
имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающегося.
Оборудование учебного кабинета:
• рабочие места для обучающихся и преподавателя, аудиторная доска
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением;
• устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки;
• проектор
Информационное обеспечение обучения
Для студентов
-Ерохина, Москвин, Пуряева: Литература. 11 класс. Учебник в 2-х частях. ООО Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ»; АО «Издательство «Просвещение», 2021
-Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. М., 2021
-Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. М., 2021
-Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2021
-Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие/под ред. Г. А. Обернихиной.- М., 2021
Для преподавателей
11

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (в действующей редакции).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников …» (с учетом внесенных изменений от 23.12.2020 № 766).

Требования к педагогическим работникам
Реализация рабочей программы учебного предмета «ОУП.02 Русский язык и литература. Литература»» обеспечивается педагогическими работниками образовательной
организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы
на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует преподаваемому
предмету.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо
высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации

образовательной

программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе, в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых связано с получаемой профессией, не реже 1 раза в
три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

12

5.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УПВ. 01 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА».
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Результаты обучения
личностные:
ЛР1,2,5,6,7
метапредметные:
МР 1,3,4

Наблюдение:
Экспертная оценка результатов деятельности
обучающихся в процессе освоения образовательной программы при работе в группе
(сформированность универсальных учебных
действий)
выполнение индивидуальных проектных заданий (сформированность универсальных учебных действий)
Анализ результатов своей практической работы
по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности)
Проверка конспектов лекций, самостоятельных
работ.
Проверочные работы по темам
Опрос по индивидуальным заданиям
Текущий контроль в форме: устного опроса; защиты практических заданий, творческих работ;
контрольных и тестовых заданий по темам учебной дисциплины.
Зачёт

• предметные:
ПРб.1-11

13

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».