Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 10. Экологические основы природопользования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Профиль: технический Трудоемкость Из них аудиторной нагрузки В том числе: Лекций Контрольных работ Практических занятий Форма промежуточной аттестации 36 часов 36 часов 19 часов 2 часа 13 часов Дифференцированный зачет – 2 часа Составитель программы: Аксёнова Л.В. п. Локня 2022 Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «ОП.10 Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» (ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум) п. Локня Псковской области Разработчики: Аксёнова Любовь Викторовна – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ПО Локнянский сельскохозяйственный техникум» Оглавление 1. Пояснительная записка. ……………………………………………………4 - 5 2. Содержание общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» ………………………………………………………………6 - 7 3. Тематический план общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» …………………………………………………………… 8 -12 2 4. Материально-техническое обеспечение преподавания общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»……………………… 13 5. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» …………………………………… 14 - 16 1. Пояснительная записка. Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020)) Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и читается на третьем курсе обучения. 3 Планируемые результаты изучения общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» : В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» студент должен уметь: 1) анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; 2) анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; 3) выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; 4) определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; 5) оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; знать: 1) виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; 2) задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; 3) основные источники и масштабы образования отходов производства; 4) основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; 5) правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; 6) принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; 7) принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. Изучение общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» закладывает теоретические основы освоения общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об 4 изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля: ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей. ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей. ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий. ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации: ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов. 2. Содержание общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Введение – 2 часа. Содержание темы: Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии – взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и практической деятельности людей. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. 5 Раздел 1. Основы экологии – 8 часов Тема 1.1. Экологические системы – 3 часа Содержание темы: Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Среда обитания и экологические факторы. Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Агроэкосистемы. Практическое занятие №1 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, воды, фосфора, азота» Тема 1.2. Среда обитания человека и экологическая безопасность – 5 часов Содержание темы: Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности.. Шум и вибрация в городских условиях и влияние их на здоровье городского человека. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Схемы агроэкосистемы Практическое занятие №2 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы». Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 16 часов Тема 2.1. Концепция устойчивого развития – 4 часа Содержание темы: Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экономический след и индекс человеческого развития. Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след. Тема 2.2. Природные ресурсы и их рациональное использование – 12 часов Содержание темы: Классификация природных ресурсов. Использование и охрана атмосферы: строение и газовый состав, влияние деятельности человека, загрязнение атмосферы, последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы, меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха, мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов: природная вода и её распространение, круговорот воды в природе, роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей, истощение и загрязнение водных ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники загрязнений, мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды. Использование и охрана недр: полезные ископаемые и их распространение, использование недр человеком, исчерпаемость минеральных ресурсов, основные направления рационального использования и охраны недр. Использование и охрана земельных ресурсов: почва, её состав и строение, хозяйственное значение почв. Деградация почв и мелиоративные мероприятия, экологический мониторинг. Рациональное использование и охрана растительности и животного мира: роль растений и животных в природе и жизни человека, их участие в круговороте веществ и энергии в природе; лес, как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана растительности лугов и пастбищ; использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений; воздействие человека на животных; охрана важнейших групп животных. Охрана ландшафтов: классификация ландшафтов, рекреационные территории и их охрана. Практические занятия: №3 «Решение экологических задач на устойчивость и развитие». №4 «Рациональное использование и охрана растительности и животного мира». №5 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы» 6 №6 «Составление таблицы основных загрязнителей окружающей среды, их классификация и источники» Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 8 часов Тема 3.1. Организация рационального природопользования и охраны природы в России - 2 часа Содержание темы: Функции и методы государственного экологического управления. Государственная политика и управление в области экологии. Экологическое законодательство России. Государственное управление сельскохозяйственным природопользованием. Экологический контроль. Практическое занятие № 7 «Изучение правовых основ защиты окружающей среды» Тема 3.2. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы – 3 часа Содержание темы: Краткая история международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. Практическое занятие №8 « Международные организации по охране природы» Тема 3.3. Эколого-природоохранное образование – 3 часа Содержание темы: Образование в интересах устойчивого развития. Правовые основы экологического образования в России. Экологическое образование в школе. Экологоприродоохранное образование в учреждениях среднего профессионального образования. Практическое занятие №9 «Особо охраняемые территории Псковской области» Дифференцированный зачет – 2 часа 7 3.Тематический план учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Наименование разделов и тем, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Введение – 2 часа 12 Лекция: Введение. Тема 1.2. Среда обитания человека и экологическая безопасность – 5 часов 3-4 Лекция: Экологические системы. Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Среда обитания и экологические факторы. Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Агроэкосистемы. 5 Практическое занятие №1 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, воды, фосфора, азота» 6 Лекция: Окружающая человека среда и её компоненты. Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Лекция: Городская среда. Особенности городской среды. Городская квартира и требования к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях и влияние их на здоровье городского человека. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в 7 Л Пз 2 0 0 5 2 1 2 1 Информацион ное обеспечение Контр.р Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии – взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и практической деятельности людей. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Раздел 1. Основы экологии – 8 часов Тема 1.1. Экологические системы – 3 часа Количество часов Уров ень освое ния ОК, ПК, З, У О.и. стр.5 Д.и. стр. 6-30, конспект 1 У2, ОК3, ОК7, Стр. 2 У1, У4, ОК2,ОК3,О К4 3 1 2 У2, З3, ОК2,ОК3,О К4 1 2 У2, З3, ОК2,ОК3,О К4, ОК7 8 Наименование разделов и тем, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. 8 9 10 1112 1314 Тема 2.2. Природные ресурсы и их рациональное 15 Л городе Практическое занятие №2 Описание жилища человека, как искусственной экосистемы. Лекция: Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Схемы агроэкосистемы Контрольная работа Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 16 часов Тема 2.1. Концепция устойчивого развития – 4 часа Количество часов Пз Контр.р 1 1 1 9 Лекция: Концепция устойчивого развития. Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экономический след и индекс человеческого развития. Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты». Экологический след. Практическое занятие №3 « Решение экологических задач на устойчивость и развитие». Практико-ориентированное занятие 2 Лекция: Классификация природных ресурсов. Использование и охрана атмосферы. Строение и газовый состав, влияние деятельности человека, 1 6 2 Информацион ное обеспечение Уров ень освое ния ОК, ПК, З, У 2 ОК6, ОК2, ОК4, З2, У2 2 З2, З3, З4, ОК1, ОК5 3 1 2 ОК2, ОК3, ОК4, З3, У2, ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 3 ОК6, ОК2, ОК4, З2, У2, ОК3 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 У1, У2, З1, ОК2, ОК4, ПК1.1ПК1.5, 2 9 Наименование разделов и тем, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. использование – 12 часов 16 загрязнение атмосферы, последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы, меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха, мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы. Лекция: Рациональное использование и охрана водных ресурсов Количество часов Л Пз Контр.р Информацион ное обеспечение Уров ень освое ния ПК3.1ПК3.5 1 2 У2, З1, ОК1-4 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 2 2 2 2 У2, З1, ОК1-4, ОК8 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 У2, З1, ОК1-4, ОК5, ОК8, Природная вода и её распространение, круговорот воды в природе, роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей, истощение и загрязнение водных ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники загрязнений, мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды. 1718 Лекция: Использование и охрана недр 1920 Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов 21 22 Полезные ископаемые и их распространение, использование недр человеком, исчерпаемость минеральных ресурсов, основные направления рационального использования и охраны недр. Почва, её состав и строение, хозяйственное значение почв. Деградация почв и мелиоративные мероприятия, экологический мониторинг. Практическое занятие№4 « Рациональное использование и охрана растительности и животного мира» Роль растений и животных в природе и жизни человека, их участие в круговороте веществ и энергии в природе; лес, как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана растительности лугов и пастбищ; использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений; воздействие человека на животных; охрана важнейших групп животных. Лекция: Охрана ландшафтов ОК, ПК, З, У 1 1 2 ОК6, ОК2, ОК4, З2, У2, ОК3 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 2 У2, З1, 10 Наименование разделов и тем, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Количество часов Л Пз Контр.р Информацион ное обеспечение Уров ень освое ния Классификация ландшафтов, рекреационные территории и их охрана. 23 Практическое занятие №5 «Сравнительное описание 1 3 2 3 естественных природных систем и агроэкостистемы» 2425 26 Практическое занятие №6 «Составление таблицы основных загрязнителей окружающей среды, их классификация и источники» Практико-ориентированное занятие Контрольная работа Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 8 часов Тема 3.1. Организация рационального природопользования и охраны природы в России - 2 часа Тема 3.2. Международное сотрудничество в области 27 Лекция: Функции и методы государственного экологического управления. Государственная политика и управление в области экологии. Экологическое законодательство России. Государственное управление сельскохозяйственным природопользованием. Экологический контроль. 28 Практическое занятие №7 « Изучение правовых основ защиты окружающей среды» 29 Лекция: Краткая история международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране 1 3 5 1 1 1 ОК, ПК, З, У ОК1-4, ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 ОК6, ОК2, ОК4, З2, У2, ОК3 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 2 0 2 У1, У2, З3, З4, ОК1-4, ОК7 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 2 ОК6, ОК2, ОК4, З2, У2, ОК7, ОК3 З3, У1 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1- 1 11 Наименование разделов и тем, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Количество часов Содержание учебного материала. рационального природопользования и охраны природы – 3 часа Тема 3.3 Экологоприродоохранное образование – 3 часа Л Пз Контр.р Информацион ное обеспечение Уров ень освое ния ПК3.5 природы. 3031 Практическое занятие №8 « Международные организации по охране природы» 32 Лекция: Эколого-природоохранное образование Образование в интересах устойчивого развития. Правовые основы экологического образования в России. Экологическое образование в школе. Эколого-природоохранное образование в учреждениях среднего профессионального образования. Практическое занятие №9 «Особо охраняемые территории Псковской области» 3334 3536 ОК, ПК, З, У 2 1 2 1 ОК6, ОК2, ОК4, З2, У2, ОК3 2 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 2 ОК6, ОК2, ОК4, З2, У2, ОК3 ПК1.1ПК1.5, ПК3.1ПК3.5 Дифференцированный зачет – 2 часа Итого 36 часов Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 12 4. Материально-техническое обеспечение преподавания общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы общепрофессиональной учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»: Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением. Учебная литература, комплект учебно-методической документации, плакаты, модели. 4.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники (О.и.): 1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - 19-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 2018. 236 с. Дополнительные источники (Д.и.): 1. Манько О.М., Мешалкин А.В., Кривов С.И. Экологические основы природопользования. - учебник изд. - М: Издательский центр "Академия", 2017. - 189 с. Интернет-ресурсы: 1) http://ecoportal.ru/ ECOportal.ru Всероссийский экологический портал 2) http://www.ecoinform.ru/ ЭКОинформ 3) http://www.solidwaste.ru/ Твердые бытовые отходы 4) http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России». 5) ecologysite.ru - Нормативная документация по разделам от «Эколоджисайт.ру» 4.3. Требования к педагогическим работникам Реализация программы курса должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого курса. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 13 5. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Должен уметь: - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Наблюдение и оценка выполнения практических работ и тестовых заданий Наблюдение и оценка выполнения и практических - анализировать причины возникновения экологических аварий работ, и катастроф Оценка выполнения самостоятельной индивидуальной работы. Оценка умения работы с учебником (составление - выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых конспектов, схем, таблиц) выбросов, стоков, твердых отходов Оценка выполнения и защиты письменных работ - определять экологическую пригодность выпускаемой продукции Оценка и анализ выступлений, защиты презентаций, - оценивать состояние экологии окружающей среды на тестирования производственном объекте; Должен знать: - виды и классификацию природных тестирование, устный опрос, оценка выполнения ресурсов, условия устойчивого практических работ, контрольная работа состояния экосистем - задачи охраны окружающей тестирование, устный (письменный) опрос, контрольная среды, природоресурсный работа потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; - основные источники и масштабы тестирование, устный (письменный) опрос, контрольная образования отходов производства работа, - основные источники техногенного тестирование, устный (письменный) опрос, оценка воздействия на окружающую среду, выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и способы предотвращения и оценка выполнения и практических работ, улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств - правовые основы, правила и нормы тестирование, устный (письменный) опрос, оценка 14 природопользования и экологической выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и безопасности оценка выполнения и практических работ, - принципы и методы рационального тестирование, устный (письменный) опрос, оценка природопользования, мониторинга выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и окружающей среды, экологического оценка выполнения и практических работ, контроля и экологического регулирования; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. тестирование, устный (письменный) опрос, оценка выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и оценка выполнения и практических работ, ОК1 Лекция: Введение Лекция: Сельская среда. Лекция: Рациональное использование и охрана водных ресурсов Лекция: Использование и охрана недр Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов Лекция: Охрана ландшафтов ОК2 ОК3 Лекция: Экологические системы Лекция: Окружающая человека среда и её компоненты. Лекция: Городская среда Лекция: Концепция устойчивого развития. Лекция: Классификация природных ресурсов. Использование и охрана атмосферы. Лекция: Рациональное использование и охрана водных ресурсов Лекция: Использование и охрана недр Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов Лекция: Охрана ландшафтов На всех практических занятиях На всех практических занятиях ОК4 На всех занятиях ОК5 На всех занятиях ОК6 На всех практических занятиях ОК7 Лекция: Классификация природных ресурсов. Использование и охрана атмосферы. Лекция: Рациональное использование и охрана водных ресурсов Лекция: Использование и охрана недр Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов Лекция: Охрана ландшафтов Лекция: Функции и методы государственного экологического управления. 15 ОК9 ПК1.1 – ПК1.5, ПК3.1 – ПК3.5 Практическое занятие: Изучение правовых основ защиты окружающей среды На всех занятиях - На всех лекционных занятиях по разделам « Взаимодействие природы и общества», « Правовые и социальные вопросы природопользования», - На практических занятиях по решению практикоориентированных задач (ПЗ №3, ПЗ №6) 16