Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 10. Экологические основы природопользования
по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Профиль: технический
Трудоемкость
Из них аудиторной
нагрузки
В том числе:
Лекций
Контрольных работ
Практических занятий
Форма промежуточной
аттестации
36 часов
36 часов
19 часов
2 часа
13 часов
Дифференцированный
зачет – 2 часа
Составитель программы: Аксёнова Л.В.
п. Локня
2022
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «ОП.10
Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО) 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Псковской области «Локнянский
сельскохозяйственный техникум» (ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный
техникум) п. Локня Псковской области
Разработчики:
Аксёнова Любовь Викторовна – преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБПОУ ПО Локнянский сельскохозяйственный техникум»
Оглавление
1. Пояснительная записка. ……………………………………………………4 - 5
2. Содержание общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» ………………………………………………………………6 - 7
3. Тематический план общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»
…………………………………………………………… 8 -12
2
4. Материально-техническое обеспечение преподавания общепрофессиональной учебной
дисциплины «Экологические основы природопользования»……………………… 13 5. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования» …………………………………… 14 - 16
1.
Пояснительная записка.
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» разработана на основании требований Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Приказ Минобрнауки России от
09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020))
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и читается на третьем курсе обучения.
3
Планируемые результаты изучения общепрофессиональной учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования» :
В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
студент должен
уметь:
1) анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
2) анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
3) выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых
отходов;
4) определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
5) оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
знать:
1) виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
2) задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные
территории Российской Федерации;
3) основные источники и масштабы образования отходов производства;
4) основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы
предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод,
принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков
производств;
5) правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
6) принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды,
экологического контроля и экологического регулирования;
7) принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и
охраны окружающей среды.
Изучение общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» закладывает теоретические основы освоения общих (ОК) и
профессиональных (ПК) компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
4
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля:
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ
Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с
требованиями технологической документации:
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем
автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов.
2. Содержание общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические
основы природопользования»
Введение – 2 часа.
Содержание темы: Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии –
взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и
практической деятельности людей. История развития экологии. Методы, используемые в
экологических исследованиях. Значение экологии в освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
5
Раздел 1. Основы экологии – 8 часов
Тема 1.1. Экологические системы – 3 часа
Содержание темы: Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Среда обитания и
экологические факторы. Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы.
Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и
превращение энергии в экосистеме. Агроэкосистемы.
Практическое занятие №1 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, воды, фосфора,
азота»
Тема 1.2. Среда обитания человека и экологическая безопасность – 5 часов
Содержание темы: Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная
среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности.. Шум и
вибрация в городских условиях и влияние их на здоровье городского человека. Экологические
проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское
хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского
хозяйства. Схемы агроэкосистемы
Практическое занятие №2 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы».
Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 16 часов
Тема 2.1. Концепция устойчивого развития – 4 часа
Содержание темы: Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение
экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Способы решения
экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их
взаимодействие и взаимовлияние. Экономический след и индекс человеческого развития.
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Тема 2.2. Природные ресурсы и их рациональное использование – 12 часов
Содержание темы: Классификация природных ресурсов. Использование и охрана атмосферы:
строение и газовый состав, влияние деятельности человека, загрязнение атмосферы, последствия
загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы, меры по предотвращению загрязнения и
охране атмосферного воздуха, мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов: природная вода и её распространение,
круговорот воды в природе, роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей, истощение
и загрязнение водных ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники загрязнений,
мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды. Использование и охрана недр:
полезные ископаемые и их распространение, использование недр человеком, исчерпаемость
минеральных ресурсов, основные направления рационального использования и охраны недр.
Использование и охрана земельных ресурсов: почва, её состав и строение, хозяйственное
значение почв. Деградация почв и мелиоративные мероприятия, экологический мониторинг.
Рациональное использование и охрана растительности и животного мира: роль растений и
животных в природе и жизни человека, их участие в круговороте веществ и энергии в природе;
лес, как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана растительности лугов и пастбищ;
использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений; воздействие человека на
животных; охрана важнейших групп животных. Охрана ландшафтов: классификация
ландшафтов, рекреационные территории и их охрана.
Практические занятия:
№3 «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».
№4 «Рациональное использование и охрана растительности и животного мира».
№5 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы»
6
№6 «Составление таблицы основных загрязнителей окружающей среды, их классификация
и источники»
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 8 часов
Тема 3.1. Организация рационального природопользования и охраны природы в России - 2
часа
Содержание темы: Функции и методы государственного экологического управления.
Государственная политика и управление в области экологии. Экологическое законодательство
России. Государственное управление сельскохозяйственным природопользованием.
Экологический контроль.
Практическое занятие № 7 «Изучение правовых основ защиты окружающей среды»
Тема 3.2. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и
охраны природы – 3 часа
Содержание темы: Краткая история международного природоохранного движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных
организаций в охране природы.
Практическое занятие №8 « Международные организации по охране природы»
Тема 3.3. Эколого-природоохранное образование – 3 часа
Содержание темы: Образование в интересах устойчивого развития. Правовые основы
экологического образования в России. Экологическое образование в школе. Экологоприродоохранное образование в учреждениях среднего профессионального образования.
Практическое занятие №9 «Особо охраняемые территории Псковской области»
Дифференцированный зачет – 2 часа
7
3.Тематический план учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
Введение – 2 часа
12
Лекция: Введение.
Тема 1.2. Среда
обитания человека и
экологическая
безопасность – 5
часов
3-4
Лекция: Экологические системы.
Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера.
Среда обитания и экологические факторы. Закономерности
воздействия факторов среды на живые организмы. Ярусность
растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Агроэкосистемы.
5
Практическое занятие №1 «Составление схем
круговорота углерода, кислорода, воды, фосфора, азота»
6
Лекция: Окружающая человека среда и её компоненты.
Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и
искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам
окружающей человека среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Лекция: Городская среда.
Особенности городской среды. Городская квартира и требования
к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских
условиях и влияние их на здоровье городского человека.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в
7
Л
Пз
2
0
0
5
2
1
2
1
Информацион
ное
обеспечение
Контр.р
Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии –
взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании
современной картины мира и практической деятельности людей.
История развития экологии. Методы, используемые в
экологических исследованиях. Значение экологии в освоении
профессий и специальностей среднего профессионального
образования.
Раздел 1. Основы экологии – 8 часов
Тема 1.1.
Экологические
системы – 3 часа
Количество часов
Уров
ень
освое
ния
ОК, ПК, З,
У
О.и. стр.5
Д.и. стр. 6-30,
конспект
1
У2, ОК3,
ОК7,
Стр.
2
У1, У4,
ОК2,ОК3,О
К4
3
1
2
У2, З3,
ОК2,ОК3,О
К4
1
2
У2, З3,
ОК2,ОК3,О
К4, ОК7
8
Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
8
9
10
1112
1314
Тема 2.2. Природные
ресурсы и их
рациональное
15
Л
городе
Практическое занятие №2 Описание жилища человека, как
искусственной экосистемы.
Лекция: Сельская среда.
Особенности среды обитания человека в условиях сельской
местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Схемы агроэкосистемы
Контрольная работа
Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 16 часов
Тема 2.1. Концепция
устойчивого
развития – 4 часа
Количество часов
Пз
Контр.р
1
1
1
9
Лекция: Концепция устойчивого развития.
Возникновение концепции устойчивого развития.
Возникновение экологических понятий «устойчивость» и
«устойчивое развитие». Способы решения экологических
проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический
способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.
Экономический след и индекс человеческого развития.
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты». Экологический след.
Практическое занятие №3 « Решение экологических задач на
устойчивость и развитие».
Практико-ориентированное занятие
2
Лекция: Классификация природных ресурсов. Использование и
охрана атмосферы.
Строение и газовый состав, влияние деятельности человека,
1
6
2
Информацион
ное
обеспечение
Уров
ень
освое
ния
ОК, ПК, З,
У
2
ОК6, ОК2,
ОК4, З2, У2
2
З2, З3, З4,
ОК1, ОК5
3
1
2
ОК2, ОК3,
ОК4, З3,
У2, ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
3
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
У1, У2, З1,
ОК2, ОК4,
ПК1.1ПК1.5,
2
9
Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
использование – 12
часов
16
загрязнение атмосферы, последствия загрязнения и нарушения
газового баланса атмосферы, меры по предотвращению
загрязнения и охране атмосферного воздуха, мониторинг
качества и степени загрязнения атмосферы.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов
Количество часов
Л
Пз
Контр.р
Информацион
ное
обеспечение
Уров
ень
освое
ния
ПК3.1ПК3.5
1
2
У2, З1,
ОК1-4
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
2
2
2
2
У2, З1,
ОК1-4, ОК8
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
У2, З1,
ОК1-4,
ОК5, ОК8,
Природная вода и её распространение, круговорот воды в
природе, роль воды в природе и хозяйственной
деятельности людей, истощение и загрязнение водных
ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники
загрязнений, мониторинг водных ресурсов, качества и
загрязнения воды.
1718
Лекция: Использование и охрана недр
1920
Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов
21
22
Полезные ископаемые и их распространение,
использование недр человеком, исчерпаемость
минеральных ресурсов, основные направления
рационального использования и охраны недр.
Почва, её состав и строение, хозяйственное значение почв.
Деградация почв и мелиоративные мероприятия,
экологический мониторинг.
Практическое занятие№4 « Рациональное использование и
охрана растительности и животного мира»
Роль растений и животных в природе и жизни человека, их
участие в круговороте веществ и энергии в природе; лес,
как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана
растительности лугов и пастбищ; использование и охрана
хозяйственно ценных и редких видов растений;
воздействие человека на животных; охрана важнейших
групп животных.
Лекция: Охрана ландшафтов
ОК, ПК, З,
У
1
1
2
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
2
У2, З1,
10
Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
Количество часов
Л
Пз
Контр.р
Информацион
ное
обеспечение
Уров
ень
освое
ния
Классификация ландшафтов, рекреационные территории и
их охрана.
23
Практическое занятие №5 «Сравнительное описание
1
3
2
3
естественных природных систем и агроэкостистемы»
2425
26
Практическое занятие №6 «Составление таблицы основных
загрязнителей окружающей среды, их классификация и
источники»
Практико-ориентированное занятие
Контрольная работа
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 8 часов
Тема 3.1.
Организация
рационального
природопользования
и охраны природы в
России - 2 часа
Тема 3.2.
Международное
сотрудничество в
области
27
Лекция: Функции и методы государственного экологического
управления.
Государственная политика и управление в области экологии.
Экологическое законодательство России. Государственное
управление сельскохозяйственным природопользованием.
Экологический контроль.
28
Практическое занятие №7 « Изучение правовых основ
защиты окружающей среды»
29
Лекция: Краткая история международного природоохранного
движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные
соглашения. Роль международных организаций в охране
1
3
5
1
1
1
ОК, ПК, З,
У
ОК1-4,
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
2
0
2
У1, У2, З3,
З4, ОК1-4,
ОК7
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
2
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК7,
ОК3
З3, У1
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1-
1
11
Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Количество часов
Содержание учебного материала.
рационального
природопользования
и охраны природы –
3 часа
Тема 3.3 Экологоприродоохранное
образование – 3 часа
Л
Пз
Контр.р
Информацион
ное
обеспечение
Уров
ень
освое
ния
ПК3.5
природы.
3031
Практическое занятие №8 « Международные организации по
охране природы»
32
Лекция: Эколого-природоохранное образование
Образование в интересах устойчивого развития. Правовые
основы экологического образования в России. Экологическое
образование в школе. Эколого-природоохранное образование в
учреждениях среднего профессионального образования.
Практическое занятие №9 «Особо охраняемые территории
Псковской области»
3334
3536
ОК, ПК, З,
У
2
1
2
1
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
2
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
2
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
Дифференцированный зачет – 2 часа
Итого
36 часов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
12
4.
Материально-техническое обеспечение преподавания
общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы общепрофессиональной учебной дисциплины требует
наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением.
Учебная литература, комплект учебно-методической документации, плакаты,
модели.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники (О.и.):
1. Константинов
В.М.,
Челидзе
Ю.Б.
Экологические
основы
природопользования. - 19-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 2018. 236 с.
Дополнительные источники (Д.и.):
1. Манько О.М., Мешалкин А.В., Кривов С.И. Экологические основы
природопользования. - учебник изд. - М: Издательский центр "Академия",
2017. - 189 с.
Интернет-ресурсы:
1) http://ecoportal.ru/ ECOportal.ru Всероссийский экологический портал
2) http://www.ecoinform.ru/ ЭКОинформ
3) http://www.solidwaste.ru/ Твердые бытовые отходы
4) http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России».
5) ecologysite.ru - Нормативная документация по разделам от
«Эколоджисайт.ру»
4.3. Требования к педагогическим работникам
Реализация программы курса должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого курса. Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для
преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального
учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения
получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.
13
5. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной
учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований. Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
- анализировать и прогнозировать
экологические последствия
различных видов производственной
деятельности
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Наблюдение и оценка выполнения практических работ и
тестовых заданий
Наблюдение и оценка выполнения и практических
- анализировать причины
возникновения экологических аварий работ,
и катастроф
Оценка выполнения самостоятельной индивидуальной
работы.
Оценка умения работы с учебником (составление
- выбирать методы, технологии и
аппараты утилизации газовых
конспектов, схем, таблиц)
выбросов, стоков, твердых отходов
Оценка выполнения и защиты письменных работ
- определять экологическую
пригодность выпускаемой продукции
Оценка и анализ выступлений, защиты презентаций,
- оценивать состояние экологии
окружающей среды на
тестирования
производственном объекте;
Должен знать:
- виды и классификацию природных тестирование, устный опрос, оценка выполнения
ресурсов, условия устойчивого
практических работ, контрольная работа
состояния экосистем
- задачи охраны окружающей
тестирование, устный (письменный) опрос, контрольная
среды, природоресурсный
работа
потенциал и охраняемые природные
территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы тестирование, устный (письменный) опрос, контрольная
образования отходов производства
работа,
- основные источники техногенного тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
воздействия на окружающую среду, выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
способы предотвращения и
оценка выполнения и практических работ,
улавливания выбросов, методы
очистки промышленных сточных
вод, принципы работы аппаратов
обезвреживания и очистки газовых
выбросов и стоков производств
- правовые основы, правила и нормы тестирование,
устный
(письменный)
опрос,
оценка
14
природопользования и экологической выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
безопасности
оценка выполнения и практических работ,
- принципы и методы рационального тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
природопользования, мониторинга выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
окружающей среды, экологического оценка выполнения и практических работ,
контроля и экологического
регулирования;
- принципы и правила
международного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды.
тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
оценка выполнения и практических работ,
ОК1
Лекция: Введение
Лекция: Сельская среда.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов
Лекция: Использование и охрана недр
Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов
Лекция: Охрана ландшафтов
ОК2
ОК3
Лекция: Экологические системы
Лекция: Окружающая человека среда и её компоненты.
Лекция: Городская среда
Лекция: Концепция устойчивого развития.
Лекция: Классификация природных ресурсов.
Использование и охрана атмосферы.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов
Лекция: Использование и охрана недр
Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов
Лекция: Охрана ландшафтов
На всех практических занятиях
На всех практических занятиях
ОК4
На всех занятиях
ОК5
На всех занятиях
ОК6
На всех практических занятиях
ОК7
Лекция: Классификация природных ресурсов.
Использование и охрана атмосферы.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов
Лекция: Использование и охрана недр
Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов
Лекция: Охрана ландшафтов
Лекция: Функции и методы государственного
экологического управления.
15
ОК9
ПК1.1 – ПК1.5, ПК3.1 – ПК3.5
Практическое занятие: Изучение правовых основ
защиты окружающей среды
На всех занятиях
- На всех лекционных занятиях по разделам «
Взаимодействие природы и общества», « Правовые и
социальные вопросы природопользования»,
- На практических занятиях по решению практикоориентированных задач (ПЗ №3, ПЗ №6)
16