Рабочая программа ОП 10. Экологические основы природопользования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 10. Экологические основы природопользования
по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Профиль: технический

Трудоемкость
Из них аудиторной
нагрузки
В том числе:
Лекций
Контрольных работ
Практических занятий
Форма промежуточной
аттестации

36 часов
36 часов
19 часов
2 часа
13 часов
Дифференцированный
зачет – 2 часа

Составитель программы: Аксёнова Л.В.
п. Локня
2022

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «ОП.10
Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО) 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Псковской области «Локнянский
сельскохозяйственный техникум» (ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный
техникум) п. Локня Псковской области

Разработчики:
Аксёнова Любовь Викторовна – преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБПОУ ПО Локнянский сельскохозяйственный техникум»

Оглавление
1. Пояснительная записка. ……………………………………………………4 - 5
2. Содержание общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» ………………………………………………………………6 - 7
3. Тематический план общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»

…………………………………………………………… 8 -12
2

4. Материально-техническое обеспечение преподавания общепрофессиональной учебной
дисциплины «Экологические основы природопользования»……………………… 13 5. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования» …………………………………… 14 - 16

1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» разработана на основании требований Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Приказ Минобрнауки России от
09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020))
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и читается на третьем курсе обучения.
3

Планируемые результаты изучения общепрофессиональной учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования» :
В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
студент должен
уметь:
1) анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
2) анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
3) выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых
отходов;
4) определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
5) оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
знать:
1) виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
2) задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные
территории Российской Федерации;
3) основные источники и масштабы образования отходов производства;
4) основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы
предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод,
принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков
производств;
5) правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
6) принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды,
экологического контроля и экологического регулирования;
7) принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и
охраны окружающей среды.
Изучение общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» закладывает теоретические основы освоения общих (ОК) и
профессиональных (ПК) компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
4

изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля:
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ
Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с
требованиями технологической документации:
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем
автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов.

2. Содержание общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические
основы природопользования»
Введение – 2 часа.
Содержание темы: Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии –
взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и
практической деятельности людей. История развития экологии. Методы, используемые в
экологических исследованиях. Значение экологии в освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
5

Раздел 1. Основы экологии – 8 часов
Тема 1.1. Экологические системы – 3 часа
Содержание темы: Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Среда обитания и
экологические факторы. Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы.
Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и
превращение энергии в экосистеме. Агроэкосистемы.
Практическое занятие №1 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, воды, фосфора,
азота»
Тема 1.2. Среда обитания человека и экологическая безопасность – 5 часов
Содержание темы: Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная
среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности.. Шум и
вибрация в городских условиях и влияние их на здоровье городского человека. Экологические
проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское
хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского
хозяйства. Схемы агроэкосистемы
Практическое занятие №2 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы».
Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 16 часов
Тема 2.1. Концепция устойчивого развития – 4 часа
Содержание темы: Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение
экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Способы решения
экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их
взаимодействие и взаимовлияние. Экономический след и индекс человеческого развития.
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Тема 2.2. Природные ресурсы и их рациональное использование – 12 часов
Содержание темы: Классификация природных ресурсов. Использование и охрана атмосферы:
строение и газовый состав, влияние деятельности человека, загрязнение атмосферы, последствия
загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы, меры по предотвращению загрязнения и
охране атмосферного воздуха, мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов: природная вода и её распространение,
круговорот воды в природе, роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей, истощение
и загрязнение водных ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники загрязнений,
мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды. Использование и охрана недр:
полезные ископаемые и их распространение, использование недр человеком, исчерпаемость
минеральных ресурсов, основные направления рационального использования и охраны недр.
Использование и охрана земельных ресурсов: почва, её состав и строение, хозяйственное
значение почв. Деградация почв и мелиоративные мероприятия, экологический мониторинг.
Рациональное использование и охрана растительности и животного мира: роль растений и
животных в природе и жизни человека, их участие в круговороте веществ и энергии в природе;
лес, как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана растительности лугов и пастбищ;
использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений; воздействие человека на
животных; охрана важнейших групп животных. Охрана ландшафтов: классификация
ландшафтов, рекреационные территории и их охрана.
Практические занятия:
№3 «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».
№4 «Рациональное использование и охрана растительности и животного мира».
№5 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы»
6

№6 «Составление таблицы основных загрязнителей окружающей среды, их классификация
и источники»
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 8 часов
Тема 3.1. Организация рационального природопользования и охраны природы в России - 2
часа
Содержание темы: Функции и методы государственного экологического управления.
Государственная политика и управление в области экологии. Экологическое законодательство
России. Государственное управление сельскохозяйственным природопользованием.
Экологический контроль.
Практическое занятие № 7 «Изучение правовых основ защиты окружающей среды»
Тема 3.2. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и
охраны природы – 3 часа
Содержание темы: Краткая история международного природоохранного движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных
организаций в охране природы.
Практическое занятие №8 « Международные организации по охране природы»
Тема 3.3. Эколого-природоохранное образование – 3 часа
Содержание темы: Образование в интересах устойчивого развития. Правовые основы
экологического образования в России. Экологическое образование в школе. Экологоприродоохранное образование в учреждениях среднего профессионального образования.
Практическое занятие №9 «Особо охраняемые территории Псковской области»
Дифференцированный зачет – 2 часа

7

3.Тематический план учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Введение – 2 часа

12

Лекция: Введение.

Тема 1.2. Среда
обитания человека и
экологическая
безопасность – 5
часов

3-4

Лекция: Экологические системы.
Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера.
Среда обитания и экологические факторы. Закономерности
воздействия факторов среды на живые организмы. Ярусность
растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Агроэкосистемы.

5

Практическое занятие №1 «Составление схем
круговорота углерода, кислорода, воды, фосфора, азота»

6

Лекция: Окружающая человека среда и её компоненты.
Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и
искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам
окружающей человека среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Лекция: Городская среда.
Особенности городской среды. Городская квартира и требования
к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских
условиях и влияние их на здоровье городского человека.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в

7

Л

Пз

2

0

0

5

2

1

2

1

Информацион
ное
обеспечение

Контр.р

Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии –
взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании
современной картины мира и практической деятельности людей.
История развития экологии. Методы, используемые в
экологических исследованиях. Значение экологии в освоении
профессий и специальностей среднего профессионального
образования.

Раздел 1. Основы экологии – 8 часов
Тема 1.1.
Экологические
системы – 3 часа

Количество часов

Уров
ень
освое
ния

ОК, ПК, З,
У

О.и. стр.5
Д.и. стр. 6-30,
конспект

1

У2, ОК3,
ОК7,

Стр.

2

У1, У4,
ОК2,ОК3,О
К4

3

1

2

У2, З3,
ОК2,ОК3,О
К4

1

2

У2, З3,
ОК2,ОК3,О
К4, ОК7

8

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

8
9

10

1112

1314

Тема 2.2. Природные
ресурсы и их
рациональное

15

Л

городе
Практическое занятие №2 Описание жилища человека, как
искусственной экосистемы.
Лекция: Сельская среда.
Особенности среды обитания человека в условиях сельской
местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Схемы агроэкосистемы
Контрольная работа

Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 16 часов
Тема 2.1. Концепция
устойчивого
развития – 4 часа

Количество часов
Пз

Контр.р

1
1

1

9

Лекция: Концепция устойчивого развития.
Возникновение концепции устойчивого развития.
Возникновение экологических понятий «устойчивость» и
«устойчивое развитие». Способы решения экологических
проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический
способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.
Экономический след и индекс человеческого развития.
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты». Экологический след.
Практическое занятие №3 « Решение экологических задач на
устойчивость и развитие».
Практико-ориентированное занятие

2

Лекция: Классификация природных ресурсов. Использование и
охрана атмосферы.
Строение и газовый состав, влияние деятельности человека,

1

6

2

Информацион
ное
обеспечение

Уров
ень
освое
ния

ОК, ПК, З,
У

2

ОК6, ОК2,
ОК4, З2, У2

2

З2, З3, З4,
ОК1, ОК5

3

1
2

ОК2, ОК3,
ОК4, З3,
У2, ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5

3

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
У1, У2, З1,
ОК2, ОК4,
ПК1.1ПК1.5,

2

9

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

использование – 12
часов
16

загрязнение атмосферы, последствия загрязнения и нарушения
газового баланса атмосферы, меры по предотвращению
загрязнения и охране атмосферного воздуха, мониторинг
качества и степени загрязнения атмосферы.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов

Количество часов
Л

Пз

Контр.р

Информацион
ное
обеспечение

Уров
ень
освое
ния

ПК3.1ПК3.5

1

2

У2, З1,
ОК1-4
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5

2

2

2

2

У2, З1,
ОК1-4, ОК8
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
У2, З1,
ОК1-4,
ОК5, ОК8,

Природная вода и её распространение, круговорот воды в
природе, роль воды в природе и хозяйственной
деятельности людей, истощение и загрязнение водных
ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники
загрязнений, мониторинг водных ресурсов, качества и
загрязнения воды.
1718

Лекция: Использование и охрана недр

1920

Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов

21

22

Полезные ископаемые и их распространение,
использование недр человеком, исчерпаемость
минеральных ресурсов, основные направления
рационального использования и охраны недр.
Почва, её состав и строение, хозяйственное значение почв.
Деградация почв и мелиоративные мероприятия,
экологический мониторинг.
Практическое занятие№4 « Рациональное использование и
охрана растительности и животного мира»
Роль растений и животных в природе и жизни человека, их
участие в круговороте веществ и энергии в природе; лес,
как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана
растительности лугов и пастбищ; использование и охрана
хозяйственно ценных и редких видов растений;
воздействие человека на животных; охрана важнейших
групп животных.
Лекция: Охрана ландшафтов

ОК, ПК, З,
У

1

1

2

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5

2

У2, З1,

10

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
Л

Пз

Контр.р

Информацион
ное
обеспечение

Уров
ень
освое
ния

Классификация ландшафтов, рекреационные территории и
их охрана.

23

Практическое занятие №5 «Сравнительное описание

1

3

2

3

естественных природных систем и агроэкостистемы»

2425

26

Практическое занятие №6 «Составление таблицы основных
загрязнителей окружающей среды, их классификация и
источники»
Практико-ориентированное занятие
Контрольная работа

Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 8 часов
Тема 3.1.
Организация
рационального
природопользования
и охраны природы в
России - 2 часа

Тема 3.2.
Международное
сотрудничество в
области

27

Лекция: Функции и методы государственного экологического
управления.
Государственная политика и управление в области экологии.
Экологическое законодательство России. Государственное
управление сельскохозяйственным природопользованием.
Экологический контроль.

28

Практическое занятие №7 « Изучение правовых основ
защиты окружающей среды»

29

Лекция: Краткая история международного природоохранного
движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные
соглашения. Роль международных организаций в охране

1

3

5

1

1

1

ОК, ПК, З,
У
ОК1-4,
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5

2

0
2

У1, У2, З3,
З4, ОК1-4,
ОК7
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5

2

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК7,
ОК3
З3, У1
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1-

1

11

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Количество часов

Содержание учебного материала.

рационального
природопользования
и охраны природы –
3 часа
Тема 3.3 Экологоприродоохранное
образование – 3 часа

Л

Пз

Контр.р

Информацион
ное
обеспечение

Уров
ень
освое
ния

ПК3.5

природы.
3031

Практическое занятие №8 « Международные организации по
охране природы»

32

Лекция: Эколого-природоохранное образование
Образование в интересах устойчивого развития. Правовые
основы экологического образования в России. Экологическое
образование в школе. Эколого-природоохранное образование в
учреждениях среднего профессионального образования.
Практическое занятие №9 «Особо охраняемые территории
Псковской области»

3334

3536

ОК, ПК, З,
У

2

1

2

1

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3

2

ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5

2

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3
ПК1.1ПК1.5,
ПК3.1ПК3.5

Дифференцированный зачет – 2 часа

Итого

36 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

12

4.
Материально-техническое обеспечение преподавания
общепрофессиональной учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы общепрофессиональной учебной дисциплины требует
наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением.
Учебная литература, комплект учебно-методической документации, плакаты,
модели.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники (О.и.):
1. Константинов
В.М.,
Челидзе
Ю.Б.
Экологические
основы
природопользования. - 19-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 2018. 236 с.
Дополнительные источники (Д.и.):
1. Манько О.М., Мешалкин А.В., Кривов С.И. Экологические основы
природопользования. - учебник изд. - М: Издательский центр "Академия",
2017. - 189 с.
Интернет-ресурсы:
1) http://ecoportal.ru/ ECOportal.ru Всероссийский экологический портал
2) http://www.ecoinform.ru/ ЭКОинформ
3) http://www.solidwaste.ru/ Твердые бытовые отходы
4) http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России».
5) ecologysite.ru - Нормативная документация по разделам от
«Эколоджисайт.ру»
4.3. Требования к педагогическим работникам
Реализация программы курса должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемого курса. Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для
преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального
учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения
получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.

13

5. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной
учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований. Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
- анализировать и прогнозировать
экологические последствия
различных видов производственной
деятельности

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Наблюдение и оценка выполнения практических работ и
тестовых заданий

Наблюдение и оценка выполнения и практических
- анализировать причины
возникновения экологических аварий работ,
и катастроф
Оценка выполнения самостоятельной индивидуальной
работы.
Оценка умения работы с учебником (составление
- выбирать методы, технологии и
аппараты утилизации газовых
конспектов, схем, таблиц)
выбросов, стоков, твердых отходов
Оценка выполнения и защиты письменных работ
- определять экологическую
пригодность выпускаемой продукции
Оценка и анализ выступлений, защиты презентаций,
- оценивать состояние экологии
окружающей среды на
тестирования
производственном объекте;
Должен знать:
- виды и классификацию природных тестирование, устный опрос, оценка выполнения
ресурсов, условия устойчивого
практических работ, контрольная работа
состояния экосистем
- задачи охраны окружающей
тестирование, устный (письменный) опрос, контрольная
среды, природоресурсный
работа
потенциал и охраняемые природные
территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы тестирование, устный (письменный) опрос, контрольная
образования отходов производства
работа,
- основные источники техногенного тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
воздействия на окружающую среду, выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
способы предотвращения и
оценка выполнения и практических работ,
улавливания выбросов, методы
очистки промышленных сточных
вод, принципы работы аппаратов
обезвреживания и очистки газовых
выбросов и стоков производств
- правовые основы, правила и нормы тестирование,

устный

(письменный)

опрос,

оценка
14

природопользования и экологической выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
безопасности
оценка выполнения и практических работ,
- принципы и методы рационального тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
природопользования, мониторинга выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
окружающей среды, экологического оценка выполнения и практических работ,
контроля и экологического
регулирования;
- принципы и правила
международного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды.

тестирование, устный (письменный) опрос, оценка
выполнения самостоятельной работы, Наблюдение и
оценка выполнения и практических работ,

ОК1

Лекция: Введение
Лекция: Сельская среда.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов
Лекция: Использование и охрана недр
Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов
Лекция: Охрана ландшафтов

ОК2

ОК3

Лекция: Экологические системы
Лекция: Окружающая человека среда и её компоненты.
Лекция: Городская среда
Лекция: Концепция устойчивого развития.
Лекция: Классификация природных ресурсов.
Использование и охрана атмосферы.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов
Лекция: Использование и охрана недр
Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов
Лекция: Охрана ландшафтов
На всех практических занятиях
На всех практических занятиях

ОК4

На всех занятиях

ОК5

На всех занятиях

ОК6

На всех практических занятиях

ОК7

Лекция: Классификация природных ресурсов.
Использование и охрана атмосферы.
Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов
Лекция: Использование и охрана недр
Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов
Лекция: Охрана ландшафтов
Лекция: Функции и методы государственного
экологического управления.
15

ОК9
ПК1.1 – ПК1.5, ПК3.1 – ПК3.5

Практическое занятие: Изучение правовых основ
защиты окружающей среды
На всех занятиях
- На всех лекционных занятиях по разделам «
Взаимодействие природы и общества», « Правовые и
социальные вопросы природопользования»,
- На практических занятиях по решению практикоориентированных задач (ПЗ №3, ПЗ №6)

16


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».