Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. Электротехника Трудоемкость дисциплины 46 часов Из них аудиторной нагрузки 46часов В т.ч. Лекций Лабораторно-практических Практических занятий Дифференцированный зачет 26 4 14 2 Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет Составитель программы: Мельгина Н.М. 2021 г. 1 Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. Электротехника» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Учебная дисциплина «Электротехника» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. 3 ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 3.4.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля: ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей. 3.4.2. Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации: ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей. 3.4.3. Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации: ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01. - ОК 10. ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 3.2. -измерять параметры электрических цепей автомобилей; -пользоваться измерительными приборами. -устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования автомобилей; -устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем; -меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами. 4 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем учебной дисциплины 46 Самостоятельная работа1 – в том числе: теоретическое обучение 28 практические занятия 2 Лабораторно-практические занятия 14 Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет 1 2 Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и содержанием учебной дисциплины (междисциплинарного курса). 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1 .Электрические и магнитные цепи 1.Введение Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 3 4 26 Содержание учебного материала 1.1 Электротехника: понятие, цель изучения, задачи, содержание. История развития электротехники. 1.2 Тема 1. Электрические цепи постоянного тока Объем в часах 2 Меры безопасности: индивидуальные средства защиты, заземление, зануление, защита от статического электричества. Содержание учебного материала Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения, 1.1 Закон Ома для участка цепи, работа и мощность. Электрические цепи: понятие, классификация, условное изоб1.2 ражение, элементы, условные обозначения, методы расчёта Источники тока: типы, характеристики, единицы измерения, 1.3 способы соединения, Закон Ома для полной цепи .Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения. 6 Лабораторные работы 6 2 1. Расчёт электрической цепи. Падение напряжения в линиях передач. 7 ПК 1.2 ПК 2.2.ПК.3.2 ОК 01- 07, 09-10 ПК 1.2 ПК 2.2 ОК 01- 07, 09-10 2. Сложные электрические схемы: Понятия, закон Кирхгофа, Методы контурных токов. 2 Общие сведения об электроизмерительных приборах. Измерение силы тока, напряжения, мощности, сопротивления 3. Изучение линейной электрической цепи с паралельным и последовательным соединением.. Тема 2.Электрические цепи переменного тока Тема 3. Магнитные цепи Содержание учебного материала Тема4.Электромагнитная 2 Понятие электрических цепей переменного тока. Активные и реактивные элементы. Векторные диаграммы. Мощность пе2.1 ременного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности. Лабораторные работы 1.Трёхфазные электрические цепи: понятие, получение, соединение генератора и потребителей звездой и треугольником.Исследование трёхфазной цепи. Практическое занятие 1.Расчёт неразветвлённых электрических цепей переменного тока Содержание учебного материала 3.1 Магнитные цепи постоянного тока: понятие, характеристики, единицы измерения, Магнитные свойства вещества: классификация, строение, характеристики, единицы измерения, электрические измерения. 3.2 2 2 ПК 1.2 ОК 01- 07,09-10 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07, 09-10 2 4 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07. 09-10 2 ПК 1.2 ПК 2.2 Законы магнитной цепи, Расчёт магнитных цепей, Магнитное поле: понятие, сила Ампера. Содержание учебного материала 8 индукция ПК 3.2 ОК 01- 07. 09-10 Электромагнитная индукция: опыт Фарадея, использование явле4.1 ния в электротехники. Вихревые токи. ЭДС самоиндукции. Изучение явлений Электромагнитной индукции. Раздел2.Электротехнические устройства. Тема 5.Электрические приСодержание учебного материала боры и электротехнические Характеристики электроизмерительных приборов: название, наизмерения 5.1 значение, включение в цепь, верхний предел, цена деления, класс точности, система и принцип её действия. Нелинейные элементы промышленной электроники. Приборы на 5.2 основе полупроводников п- и р-типа. Тема 6. Содержание учебного материала Электротехнические машиОбщие сведения об электрических машинах. Назначение и ны 6.1 конструкция трансформатора. Основные соотношения в однофазном трансформаторе. Внешняя характеристика трансформатора. Трёхфазние транс6.2 форматоры и специального назначения. Общие сведения об асинхронных машинах. Характеристики асинхронного двигателя. Пуск и регулирование частоты вращения 6.3 асинхронного двигателя. Однофазные и универсальные асинхронные двигатели Общие сведения об синхронных машинах. Особенности работы 6.4 синхронной машины в режиме двигателя. Машины постоянного тока 18 4 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07. 09-10 4 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07, 09-10 Лабораторные работы 6 2. Изучение работы: «Трансформатора» 2 3. Изучение работы: «Машин переменного тока» 2 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 9 4. Изучение работы «Машины постоянного тока» Тема7.Полупроводниковые приборы. 2 4 Содержание учебного материала 7.1 Диоды. Виды диодов 7.2 Полярные и биполярные транзисторы. Применение транзисторов, Понятие о тиристорах и микросхемах Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет 2 Всего 46 10 ОК 01- 07, 09-10 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 ОК 01- 07, 09-10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Электротехника», оснащенный оборудованием: - посадочные места по количеству обучающихся, - рабочее место преподавателя, - комплект плакатов «Общая электротехника», - модели электрических машин, - персональные компьютеры, - - учебные фильмы на DVD носителе, - DVD-проигрыватель, - проектор. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Электротехника : учебник для начального профессионального образования / П.А.Бутырин, О.В.Толгеев, Ф.Н.Шакирзянов; по ред. П.А.Бутырина – 4 –е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272с. 2. Лабораторно-практические работы по электротехниеке :Учеб. Пособие для нач. проф. образования /Владимир Михайлович Прошин.- М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 192с. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1.http://nashol.com/2015101786950/elektrotehnika-proshin-v-%CE%BC-2013.html 2.http://nashol.com/2015101786948/elektrotehnika-martinova-i-o-2015.html/ 3.http://nashol.com/2015020282122/elektrotehnika-blohin-a-v-2014.html Интернет-ресурсы: 1.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf 2.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf 3.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf 3.2.3. Дополнительные источники Туревский, И. С. Электрооборудование автомобилей: учебное пособие /И. С. Туревский, В.Б. Соков, Ю.Н. Калинин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. -368 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения знать: - методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей; - компоненты автомобильных электронных устройств; - методы электрических измерений; - устройства и принципы действия электрических машин уметь: - пользоваться электроизмерительными приборами; - производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля; - производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем Критерии оценки Демонстрировать знания основных методов расчета и измерения параметров электрических, магнитных и электронных цепей; - номенклатуру компонентов автомобильных электронных устройств; - методов электрических измерений; - устройства и принципов действия электрических машин Производить измерения с целью проверки состояния электронных и электрических элементов автомобиля с применением электроизмерительных приборов; Осуществлять подбор элементов электрических и электронных схем в соответствии с заданными параметрами. 12 Формы и методы оценки Тестирование Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования и итогового зачёта