Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Электротехника
Трудоемкость дисциплины 46 часов
Из них аудиторной нагрузки 46часов
В т.ч.
Лекций
Лабораторно-практических
Практических занятий
Дифференцированный
зачет
26
4
14
2
Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет
Составитель программы: Мельгина Н.М.
2021 г.
1
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"
Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020)
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800)
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. Электротехника»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер
по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Учебная дисциплина «Электротехника» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и
профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
3
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
3.4.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и
механизмов автомобиля:
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных
систем автомобилей.
3.4.2. Осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно
требованиям нормативно-технической документации:
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.
3.4.3. Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации:
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и
электронных систем автомобилей.
1.2.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01. - ОК 10.
ПК 1.2., ПК 2.2., ПК
3.2.
-измерять параметры
электрических цепей
автомобилей;
-пользоваться измерительными приборами.
-устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования автомобилей;
-устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и
электронных систем;
-меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.
4
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем учебной дисциплины
46
Самостоятельная работа1
–
в том числе:
теоретическое обучение
28
практические занятия
2
Лабораторно-практические занятия
14
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
1
2
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с
требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и содержанием учебной дисциплины (междисциплинарного курса).
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1
.Электрические и
магнитные цепи
1.Введение
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент
программы
3
4
26
Содержание учебного материала
1.1
Электротехника: понятие, цель изучения, задачи, содержание.
История развития электротехники.
1.2
Тема 1.
Электрические цепи постоянного тока
Объем в часах
2
Меры безопасности: индивидуальные средства защиты,
заземление, зануление, защита от статического электричества.
Содержание учебного материала
Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения,
1.1
Закон Ома для участка цепи, работа и мощность.
Электрические цепи: понятие, классификация, условное изоб1.2
ражение, элементы, условные обозначения, методы расчёта
Источники тока: типы, характеристики, единицы измерения,
1.3 способы соединения, Закон Ома для полной цепи .Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения.
6
Лабораторные работы
6
2
1. Расчёт электрической цепи. Падение напряжения в линиях передач.
7
ПК 1.2
ПК 2.2.ПК.3.2
ОК 01- 07,
09-10
ПК 1.2
ПК 2.2
ОК 01- 07,
09-10
2. Сложные электрические схемы: Понятия, закон Кирхгофа, Методы
контурных токов.
2
Общие сведения об электроизмерительных приборах. Измерение
силы тока, напряжения, мощности, сопротивления
3. Изучение линейной электрической цепи с паралельным и последовательным соединением..
Тема 2.Электрические цепи
переменного тока
Тема 3.
Магнитные цепи
Содержание учебного материала
Тема4.Электромагнитная
2
Понятие электрических цепей переменного тока. Активные и
реактивные элементы. Векторные диаграммы. Мощность пе2.1
ременного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности.
Лабораторные работы
1.Трёхфазные электрические цепи: понятие, получение, соединение генератора и потребителей звездой и треугольником.Исследование трёхфазной цепи.
Практическое занятие
1.Расчёт неразветвлённых электрических цепей переменного тока
Содержание учебного материала
3.1 Магнитные цепи постоянного тока: понятие, характеристики, единицы измерения, Магнитные свойства вещества: классификация,
строение, характеристики, единицы измерения, электрические
измерения.
3.2
2
2
ПК 1.2
ОК 01- 07,09-10
ПК 1.2 ПК 2.2
ПК 3.2
ОК 01- 07,
09-10
2
4
ПК 1.2 ПК 2.2
ПК 3.2
ОК 01- 07.
09-10
2
ПК 1.2 ПК 2.2
Законы магнитной цепи, Расчёт магнитных цепей, Магнитное
поле: понятие, сила Ампера.
Содержание учебного материала
8
индукция
ПК 3.2
ОК 01- 07.
09-10
Электромагнитная индукция: опыт Фарадея, использование явле4.1 ния в электротехники. Вихревые токи. ЭДС самоиндукции. Изучение явлений Электромагнитной индукции.
Раздел2.Электротехнические
устройства.
Тема 5.Электрические приСодержание учебного материала
боры и электротехнические
Характеристики электроизмерительных приборов: название, наизмерения
5.1 значение, включение в цепь, верхний предел, цена деления, класс
точности, система и принцип её действия.
Нелинейные элементы промышленной электроники. Приборы на
5.2
основе полупроводников п- и р-типа.
Тема 6.
Содержание учебного материала
Электротехнические машиОбщие сведения об электрических машинах. Назначение и
ны
6.1 конструкция трансформатора. Основные соотношения в однофазном трансформаторе.
Внешняя характеристика трансформатора. Трёхфазние транс6.2
форматоры и специального назначения.
Общие сведения об асинхронных машинах. Характеристики
асинхронного двигателя. Пуск и регулирование частоты вращения
6.3
асинхронного двигателя. Однофазные и универсальные асинхронные двигатели
Общие сведения об синхронных машинах. Особенности работы
6.4 синхронной машины в режиме двигателя. Машины постоянного
тока
18
4
ПК 1.2 ПК 2.2
ПК 3.2
ОК 01- 07.
09-10
4
ПК 1.2
ПК 2.2
ПК 3.2
ОК 01- 07,
09-10
Лабораторные работы
6
2. Изучение работы: «Трансформатора»
2
3. Изучение работы: «Машин переменного тока»
2
ПК 1.2
ПК 2.2
ПК 3.2
9
4. Изучение работы «Машины постоянного тока»
Тема7.Полупроводниковые
приборы.
2
4
Содержание учебного материала
7.1 Диоды. Виды диодов
7.2
Полярные и биполярные транзисторы. Применение транзисторов,
Понятие о тиристорах и микросхемах
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет
2
Всего
46
10
ОК 01- 07,
09-10
ПК 1.2
ПК 2.2
ПК 3.2
ОК 01- 07,
09-10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехника», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект плакатов «Общая электротехника»,
- модели электрических машин,
- персональные компьютеры,
- - учебные фильмы на DVD носителе,
- DVD-проигрыватель,
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Электротехника : учебник для начального профессионального образования / П.А.Бутырин, О.В.Толгеев, Ф.Н.Шакирзянов; по ред. П.А.Бутырина – 4 –е изд. Стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2019. – 272с.
2. Лабораторно-практические работы по электротехниеке :Учеб. Пособие для нач. проф.
образования /Владимир Михайлович Прошин.- М.: Издательский центр «Академия»,
2019.- 192с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.http://nashol.com/2015101786950/elektrotehnika-proshin-v-%CE%BC-2013.html
2.http://nashol.com/2015101786948/elektrotehnika-martinova-i-o-2015.html/
3.http://nashol.com/2015020282122/elektrotehnika-blohin-a-v-2014.html
Интернет-ресурсы:
1.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r18686/Metodel3.pdf
2.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21723/afonin.pdf
3.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r59696/stup407.pdf
3.2.3. Дополнительные источники
Туревский, И. С. Электрооборудование автомобилей: учебное пособие /И. С. Туревский, В.Б. Соков, Ю.Н. Калинин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. -368 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
- методы расчета и измерения
основных параметров электрических, магнитных и электронных
цепей;
- компоненты автомобильных
электронных устройств;
- методы электрических измерений;
- устройства и принципы действия электрических машин
уметь:
- пользоваться электроизмерительными приборами;
- производить проверку электронных и электрических элементов
автомобиля;
- производить подбор элементов
электрических цепей и электронных схем
Критерии оценки
Демонстрировать знания
основных методов расчета
и измерения параметров
электрических, магнитных
и электронных цепей;
- номенклатуру компонентов автомобильных электронных устройств;
- методов электрических
измерений;
- устройства и принципов
действия электрических
машин
Производить измерения с
целью проверки состояния
электронных и электрических элементов автомобиля
с применением электроизмерительных приборов;
Осуществлять подбор
элементов электрических и
электронных схем в соответствии с заданными параметрами.
12
Формы и методы оценки
Тестирование
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при выполнении и защите практических и лабораторных работ, тестирования и
итогового зачёта