Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»
Рабочая программа дисциплины
ОП.04 Техническое черчение
По профессии
23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Трудоемкость дисциплины 60 часов
Из них аудиторной нагрузки 60часов
В т.ч.
Лекций
Практических занятий
Дифференцированный
зачет
30
28
2
Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет
Составитель программы Антонова Г.Ф.
Локня, 2021
Оглавление
1. Пояснительная записка.......................................................................................3
2. Содержание дисциплины «Техническое черчение».........................................6
3. Тематический
план дисциплины Техническое черчение ».............................10
4. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины...........13
5. Контроль и оценка освоения дисциплины.......................................................15
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины Техническое черчение является
основной образовательной программой в соответствии с ФГОС по профессии
ППКРС 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от
17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800)
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл и читается на
первом курсе обучения.
Планируемые результаты изучения дисциплины ОП.04. " Техническое
черчение "
В результате изучения дисциплины ОП.04. " Техническое черчение " студент
должен уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты У1;
- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению,
натуре и простейшим разверткам У2;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей У3;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов У4;
- анализировать графический состав изображений У5;
- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном
чертеже (и эскизе) отдельного предмета У6;
- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции,
технические рисунки и наброски У7;
- выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться
ЕСКД и справочной литературой У8.
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен знать:
- приемы работы с чертежными инструментами З1;
- простейшие геометрические построения З2;
- приемы построения сопряжений З3;
- основные сведения о шрифте З4;
- правила выполнения чертежей З5;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций З6;
- принципы построения наглядных изображений З7;
- основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,
приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и
обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения
резьбы З8;
- выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений
деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей З9
Изучение дисциплины ОП.03. "Материаловедение" готовит к освоению
общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач
деятельности, применительно к различным контекстам.
профессиональной
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться
профессиональной документацией
государственном и иностранном языках.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
на
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое
электронных систем автомобилей.
состояние
электрических
и
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и
механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических
и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
2. Содержание дисциплины «Техническое черчение»
. Тема 1.1 «Основные правила оформлен чертежей»
Назначение и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами.
Роль и место дисциплины в процессе подготовки обучающегося к
профессиональной деятельности. Учебные пособия, чертежные приборы и
принадлежности
Форматы чертежей. Оформление чертежных листов. Масштабы
«Введение в учебную дисциплину»
Линии чертежа Линии, надписи на чертежах. Дополнение чертежа
специальными знаками. Шрифты. Обозначение материалов на чертежах
Тема 1. 2. «Геометрические построения
Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических
деталей. Построение параллельных прямых, взаимно-перпендикулярных
прямых. Деление отрезков и углов. Деление окружностей на части
3,4,5,6,8,12 частей
Сопряжения двух пересекающихся прямых линий. Сопряжение прямой
линии с окружностью. Сопряжение двух заданных окружностей. Построение
касательных к окружности. Техника и принципы нанесения размеров
Графическая работа №№3Деление окружностей и отрезков на равные части
Графическая работа №4 Сопряжения в черчении
Тема1.3 «Основные положения начертательной геометрии»
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное и косоугольное
проецирование.
Проецирование точки, отрезка прямой линии, предмета на одну, две и три
взаимно-перпендикулярные плоскости.
Прямоугольная изометрическая проекция. Фронтальная диметрическая
проекция
Аксонометрические построения окружностей
Графическая работа №5-6 Выполнение чертежа с образца детали с
нанесением размеров
Графическая работа №7 выполнение чертежа детали с аксонометрической
проекции
Графическая работа №8 Выполнение чертежа эскиза с образца детали
Тема 1.4 «Машиностроительное черчение»
Изображение. Основные положения и определения. Основные виды
получающиеся проецированием предмета на основные плоскости проекций.
Их связи относительно друг друга. Анализ геометрической формы
предметов. Порядок чтения и выполнения чертежей. Определение
необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного
изображения и масштаба. Нанесение размеров и их предельные размеры с
учетом формы предмета
Сечения. Штриховка и расположение сечения. Чтение чертежа с сечением
Разрезы. Простые, сложные и другие виды разрезов на чертежах
Резьбы и резьбовые изделия. Сборочные чертежи. Спецификация
Графическая работа №9 Вычерчивание разрезов
Графическая работа № 10 Вычерчивание сечений
Графическая работа №11 Вычерчивание резьбовых изделий
Графическая работа №12 Вычерчивание резьбового соединения
Графическая работа №13 Вычерчивание сборочного чертежа
Тема 1.5 «Чтение и выполнение схем»
Виды и типы схем. Правила выполнения схем. Гидравлические и
пневматические схемы. Кинематические схемы. Электрическиесхемы
Практическая работа № 14Вычерчивание кинематических схем
3.Тематический план дисциплины «Техническое черчение»
№
п.п.
Тема занятия
Количе
ство
часов
90
Формируемые
ОК, ПК
ЛК
ПЗ
ОК
28
30
ОК1
2
1
Тема1. основные правила оформления чертежей
Лекция Введение. Правила оформления чертежей
2
Лекция Линии чертежа У1,З1
2
3
Лекция Шрифты . У1,З1
2
4
Практическое занятие №1по теме « Линии чертежа. Чертеж «плоской»
детали».. У1,З1
Практическое занятие №2 по теме Шрифты чертёжные. У1,З1 З4
5
ПК
ОК1 ОК2
ОК4 ОК5
2
ОК1 ОК2
ОК4 ОК5
2
ОК1 ОК2
ОК4 ОК5
ПК1.3
ПК2.1
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6
ПК11-1..3
ПК2.1-
Тема 1.2 Геометрические построения
6
Лекция Геометрические построения З2
2
7
Лекция Сопряжения З3
2
8
Практическое занятие№3 графическая работа Деление окружностей и
отрезков на равные части З2
Практическое занятие№4 графическая работа Сопряжения в черчении З3
9
Тема 1.3 Основные положения начертательной геометрии
2
2
ОК4,ОК5,
ОК6
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
10
Лекция Прямоугольное проецирование У1-6 З5-7
2
11
Лекция Проецирование на взаимно-перпендикулярные плоскости. У1-6 З5-7
2
12
Лекция Аксонометрическиепроекции У1-7 З1-7
2
13
Практическое занятие №5 Графическая работа Выполнение чертежа с
образца детали с нанесением размеров У1-7 З1-7
4
14
Практическое занятие №6 Графическая работа Выполнение чертежа детали с
аксонометрической проекции У1-7 З1-7
2
15
Практическое занятие №7 Графическая работа Выполнение чертежа детали с
аксонометрической проекции У1-7 З1-7
16
Практическое занятие №8 Графическая работа Выполнение чертежа эскиза
У7 З9
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6
ОК4,ОК5,
ОК6
ОК4,ОК5,
ОК6
2
ОК4,ОК5,
ОК6
ПК1.1-133
ПК2.1ПК2.4
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
Тема 1.4 Машиностроительное черчение
17
Лекция Комплексный чертеж. У1-7 З1-7
18
Лекция Сечения РазрезыУ1-7 З1-8
19
Лекция Резьбы У1-7 З1-8
20
Лекция Сборочные чертежи У1-8 З1-9
21
Практическое занятие №9 Графическая работа Вычерчивание сеченийУ1-7
З1-8
2
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6
ПК3.1-3..2
ПК1.1
ПК2.1
ПК2.2
22
Практическое занятие №10 Графическая работа Вычерчивание разрезов У1-7
З1-8
2
ОК4,ОК5,
ОК6
23
Практическое занятие №11 Графическая работа Вычерчивание резьбовых
изделий У1-7 З1-8
2
ОК4,ОК5,
ОК6
24
Практическое занятие № 12Графическая работа Вычерчивание резьбового
соединения У1-7 З1-8
Практическое занятие № 13Графическая работа Вычерчивание сборочного
чертежа У1-7 З1-9
2
ОК4,ОК5,
ОК6
ПК2.1ПК2.4
2
ОК4,ОК5,
ОК6
Практическое занятие № 14Графическая работа Вычерчивание сборочного
чертежа У1-7 З1-9
2
ОК4,ОК5,
ОК6
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
25
26
ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК1.1
ПК2.1
ПК2.2
ПК3.1-3..2
Тема 1.5 Чтение и выполнение схем
27
Лекция Виды и типы схем
28
Лекция Кинематические схемы
29
Практическое занятие №15 Вычерчивание кинематических схем
2
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
Дифференцированный зачет
2
ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
4. Материально-техническое обеспечения
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Черчение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор, экран.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Бродский А.М. «Черчение» учебник М ИЦ Академия 2018г
2. Вышнепольский И.С. «Техническое черчение»учебник для СПО Литресс
2021г.
Дополнительная литература.
1 Васильева Л.С. «Черчение» практикум» М ИЦ Академия 2018г
Дидактические пособия и справочные издания
1 Вышнепольский И.С. «Техническое черчение» уч.пособие М Число 2019г.
2. Новичихина Л.И. Справочник по техническому черчению
Электронные образовательные ресурсы
1.
Электронный ресурс «Черчение - Техническое черчение». Форма
доступа: http://nacherchy.ru/
2.
Электронный ресурс «Разработка чертежей: правила их
выполнения и госты». Форма доступа: http://www.greb.ru/3/inggrafikacherchenie/GOST.htm
3.
Электронный ресурс «Карта сайта - Выполнение чертежей
Техническое черчение». Форма доступа: http://www.ukrembrk.com/map/
4.
Электронный ресурс «Черчение, учитесь правильно и красиво
чертить». Форма доступа: http://stroicherchenie.ru/
Требования к педагогическим работникам
Реализация программыпо специальности должна обеспечиваться
педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой
дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для
преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального
учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации,
в том числе в форме стажировки в профильных
5. Контроль и оценка освоения дисциплины
Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле(
в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме
дифференцированного зачета
Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами
преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств,
методические рекомендации и указания к выполнению практических
занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям)
Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями,
каждое из них оценивается у каждого студента
В качестве форм текущего контроля используются:
Тестирование
Письменные работы
Опросы на занятиях
Устные ответы студентов
Результаты выполнения самостоятельной работы
Результаты выполнения практических занятий
Промежуточная
аттестация проводится в форме
дифференцированного зачета в соответствии с фондом оценочных средств
и состоит из теоретической части и комплексного практического задания
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также
выполнения студентом индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
2
Умения:
Практические занятия №1,2,3,4
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предмета по чертежу,
Практические занятия № 5,6
наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
- осуществлять несложные преобразования формы и
Практические занятия №5,6
пространственного положения предметов и их частей;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах
(и эскизах) отдельных предметов;
Практические занятия №5,6
- анализировать графический состав изображений;
Практические занятия №8,9,10
- выбирать главный вид и оптимальное количество
видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного
предмета;
- читать и выполнять наглядные изображения,
аксонометрические проекции, технические рисунки и
наброски;
- выполнять несложные сборочные и строительные
чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной
литературой.
Знания:
- приемы работы с чертежными инструментами;
- простейшие геометрические построения;
- приемы построения сопряжений;
Практические занятия № 5,7
Практические занятия № 6,7
Практические занятия №11
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
- основные сведения о шрифте;
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
- правила выполнения чертежей;
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
-основы прямоугольного проецирования на одну, две и Тестирование ,вопросы к
три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; дифференцированному зачету
- принципы построения наглядных изображений;
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
-основы прямоугольного проецирования, правила
Тестирование, вопросы к
выполнения чертежей, приёмы построения
дифференцированному зачету
сопряжений, основные правила выполнения и
обозначения сечений и разрезов, условности
изображения и обозначения резьбы;
- выполнение технического рисунка и эскизов, об
Тестирование, вопросы к
изображениях соединений деталей, об особенностях
дифференцированному зачету
выполнений строительных чертежей.