Рабочая программа ОП 04. Техническое черчение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»

Рабочая программа дисциплины
ОП.04 Техническое черчение
По профессии
23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Трудоемкость дисциплины 60 часов
Из них аудиторной нагрузки 60часов
В т.ч.
Лекций
Практических занятий
Дифференцированный
зачет

30
28
2

Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет
Составитель программы Антонова Г.Ф.

Локня, 2021
Оглавление
1. Пояснительная записка.......................................................................................3
2. Содержание дисциплины «Техническое черчение».........................................6
3. Тематический

план дисциплины Техническое черчение ».............................10

4. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины...........13
5. Контроль и оценка освоения дисциплины.......................................................15

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины Техническое черчение является
основной образовательной программой в соответствии с ФГОС по профессии
ППКРС 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от
17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800)
Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл и читается на
первом курсе обучения.
Планируемые результаты изучения дисциплины ОП.04. " Техническое
черчение "
В результате изучения дисциплины ОП.04. " Техническое черчение " студент
должен уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты У1;
- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению,
натуре и простейшим разверткам У2;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей У3;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов У4;
- анализировать графический состав изображений У5;
- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном
чертеже (и эскизе) отдельного предмета У6;
- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции,
технические рисунки и наброски У7;
- выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться
ЕСКД и справочной литературой У8.
В результате освоения учебной дисциплины студент
должен знать:
- приемы работы с чертежными инструментами З1;

- простейшие геометрические построения З2;
- приемы построения сопряжений З3;
- основные сведения о шрифте З4;
- правила выполнения чертежей З5;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций З6;
- принципы построения наглядных изображений З7;
- основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,
приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и
обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения
резьбы З8;
- выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений
деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей З9
Изучение дисциплины ОП.03. "Материаловедение" готовит к освоению
общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач
деятельности, применительно к различным контекстам.

профессиональной

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)
ОК

07.

Содействовать

сохранению

окружающей

среды,

ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться
профессиональной документацией
государственном и иностранном языках.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747)

на

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое
электронных систем автомобилей.

состояние

электрических

и

ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и
механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических
и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
2. Содержание дисциплины «Техническое черчение»

. Тема 1.1 «Основные правила оформлен чертежей»
Назначение и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами.
Роль и место дисциплины в процессе подготовки обучающегося к
профессиональной деятельности. Учебные пособия, чертежные приборы и
принадлежности
Форматы чертежей. Оформление чертежных листов. Масштабы
«Введение в учебную дисциплину»
Линии чертежа Линии, надписи на чертежах. Дополнение чертежа
специальными знаками. Шрифты. Обозначение материалов на чертежах
Тема 1. 2. «Геометрические построения
Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических
деталей. Построение параллельных прямых, взаимно-перпендикулярных
прямых. Деление отрезков и углов. Деление окружностей на части
3,4,5,6,8,12 частей
Сопряжения двух пересекающихся прямых линий. Сопряжение прямой
линии с окружностью. Сопряжение двух заданных окружностей. Построение
касательных к окружности. Техника и принципы нанесения размеров
Графическая работа №№3Деление окружностей и отрезков на равные части
Графическая работа №4 Сопряжения в черчении
Тема1.3 «Основные положения начертательной геометрии»
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное и косоугольное
проецирование.
Проецирование точки, отрезка прямой линии, предмета на одну, две и три
взаимно-перпендикулярные плоскости.
Прямоугольная изометрическая проекция. Фронтальная диметрическая
проекция
Аксонометрические построения окружностей
Графическая работа №5-6 Выполнение чертежа с образца детали с
нанесением размеров

Графическая работа №7 выполнение чертежа детали с аксонометрической
проекции
Графическая работа №8 Выполнение чертежа эскиза с образца детали
Тема 1.4 «Машиностроительное черчение»
Изображение. Основные положения и определения. Основные виды
получающиеся проецированием предмета на основные плоскости проекций.
Их связи относительно друг друга. Анализ геометрической формы
предметов. Порядок чтения и выполнения чертежей. Определение
необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного
изображения и масштаба. Нанесение размеров и их предельные размеры с
учетом формы предмета
Сечения. Штриховка и расположение сечения. Чтение чертежа с сечением
Разрезы. Простые, сложные и другие виды разрезов на чертежах
Резьбы и резьбовые изделия. Сборочные чертежи. Спецификация
Графическая работа №9 Вычерчивание разрезов
Графическая работа № 10 Вычерчивание сечений
Графическая работа №11 Вычерчивание резьбовых изделий
Графическая работа №12 Вычерчивание резьбового соединения
Графическая работа №13 Вычерчивание сборочного чертежа
Тема 1.5 «Чтение и выполнение схем»
Виды и типы схем. Правила выполнения схем. Гидравлические и
пневматические схемы. Кинематические схемы. Электрическиесхемы
Практическая работа № 14Вычерчивание кинематических схем

3.Тематический план дисциплины «Техническое черчение»
№
п.п.

Тема занятия

Количе
ство
часов
90

Формируемые
ОК, ПК
ЛК
ПЗ
ОК
28
30
ОК1
2

1

Тема1. основные правила оформления чертежей
Лекция Введение. Правила оформления чертежей

2

Лекция Линии чертежа У1,З1

2

3

Лекция Шрифты . У1,З1

2

4

Практическое занятие №1по теме « Линии чертежа. Чертеж «плоской»
детали».. У1,З1
Практическое занятие №2 по теме Шрифты чертёжные. У1,З1 З4

5

ПК

ОК1 ОК2
ОК4 ОК5

2

ОК1 ОК2
ОК4 ОК5

2

ОК1 ОК2
ОК4 ОК5

ПК1.3
ПК2.1

ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6

ПК11-1..3
ПК2.1-

Тема 1.2 Геометрические построения
6

Лекция Геометрические построения З2

2

7

Лекция Сопряжения З3

2

8

Практическое занятие№3 графическая работа Деление окружностей и
отрезков на равные части З2
Практическое занятие№4 графическая работа Сопряжения в черчении З3

9

Тема 1.3 Основные положения начертательной геометрии

2
2

ОК4,ОК5,
ОК6

ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2

10

Лекция Прямоугольное проецирование У1-6 З5-7

2

11

Лекция Проецирование на взаимно-перпендикулярные плоскости. У1-6 З5-7

2

12

Лекция Аксонометрическиепроекции У1-7 З1-7

2

13

Практическое занятие №5 Графическая работа Выполнение чертежа с
образца детали с нанесением размеров У1-7 З1-7

4

14

Практическое занятие №6 Графическая работа Выполнение чертежа детали с
аксонометрической проекции У1-7 З1-7

2

15

Практическое занятие №7 Графическая работа Выполнение чертежа детали с
аксонометрической проекции У1-7 З1-7

16

Практическое занятие №8 Графическая работа Выполнение чертежа эскиза
У7 З9

ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6
ОК4,ОК5,
ОК6
ОК4,ОК5,
ОК6

2

ОК4,ОК5,
ОК6

ПК1.1-133
ПК2.1ПК2.4
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2

Тема 1.4 Машиностроительное черчение

17

Лекция Комплексный чертеж. У1-7 З1-7

18

Лекция Сечения РазрезыУ1-7 З1-8

19

Лекция Резьбы У1-7 З1-8

20

Лекция Сборочные чертежи У1-8 З1-9

21

Практическое занятие №9 Графическая работа Вычерчивание сеченийУ1-7
З1-8

2

ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6

ПК3.1-3..2
ПК1.1
ПК2.1
ПК2.2

22

Практическое занятие №10 Графическая работа Вычерчивание разрезов У1-7
З1-8

2

ОК4,ОК5,
ОК6

23

Практическое занятие №11 Графическая работа Вычерчивание резьбовых
изделий У1-7 З1-8

2

ОК4,ОК5,
ОК6

24

Практическое занятие № 12Графическая работа Вычерчивание резьбового
соединения У1-7 З1-8
Практическое занятие № 13Графическая работа Вычерчивание сборочного
чертежа У1-7 З1-9

2

ОК4,ОК5,
ОК6

ПК2.1ПК2.4

2

ОК4,ОК5,
ОК6

Практическое занятие № 14Графическая работа Вычерчивание сборочного
чертежа У1-7 З1-9

2

ОК4,ОК5,
ОК6

ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2

25
26

ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2
ПК1.1
ПК2.1
ПК2.2
ПК3.1-3..2

Тема 1.5 Чтение и выполнение схем
27

Лекция Виды и типы схем

28

Лекция Кинематические схемы

29

Практическое занятие №15 Вычерчивание кинематических схем

2

ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5
ОК4,ОК5,
ОК6
ОК2 ОК3
ОК4; ОК5

Дифференцированный зачет
2

ПК3.2
ПК1.3
ПК2.1
ПК2.2

4. Материально-техническое обеспечения
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Черчение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор, экран.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Бродский А.М. «Черчение» учебник М ИЦ Академия 2018г
2. Вышнепольский И.С. «Техническое черчение»учебник для СПО Литресс
2021г.
Дополнительная литература.
1 Васильева Л.С. «Черчение» практикум» М ИЦ Академия 2018г
Дидактические пособия и справочные издания
1 Вышнепольский И.С. «Техническое черчение» уч.пособие М Число 2019г.
2. Новичихина Л.И. Справочник по техническому черчению
Электронные образовательные ресурсы
1.

Электронный ресурс «Черчение - Техническое черчение». Форма
доступа: http://nacherchy.ru/
2.
Электронный ресурс «Разработка чертежей: правила их
выполнения и госты». Форма доступа: http://www.greb.ru/3/inggrafikacherchenie/GOST.htm
3.
Электронный ресурс «Карта сайта - Выполнение чертежей
Техническое черчение». Форма доступа: http://www.ukrembrk.com/map/
4.
Электронный ресурс «Черчение, учитесь правильно и красиво
чертить». Форма доступа: http://stroicherchenie.ru/
Требования к педагогическим работникам
Реализация программыпо специальности должна обеспечиваться
педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой
дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным для
преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального
учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации,
в том числе в форме стажировки в профильных

5. Контроль и оценка освоения дисциплины
Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле(
в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме
дифференцированного зачета
Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами
преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств,
методические рекомендации и указания к выполнению практических
занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям)
Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями,
каждое из них оценивается у каждого студента
В качестве форм текущего контроля используются:
 Тестирование
 Письменные работы
 Опросы на занятиях
 Устные ответы студентов
 Результаты выполнения самостоятельной работы
 Результаты выполнения практических занятий
Промежуточная
аттестация проводится в форме
дифференцированного зачета в соответствии с фондом оценочных средств
и состоит из теоретической части и комплексного практического задания

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также
выполнения студентом индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
2
Умения:
Практические занятия №1,2,3,4
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предмета по чертежу,
Практические занятия № 5,6
наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
- осуществлять несложные преобразования формы и
Практические занятия №5,6
пространственного положения предметов и их частей;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах
(и эскизах) отдельных предметов;

Практические занятия №5,6

- анализировать графический состав изображений;

Практические занятия №8,9,10

- выбирать главный вид и оптимальное количество
видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного
предмета;
- читать и выполнять наглядные изображения,
аксонометрические проекции, технические рисунки и
наброски;
- выполнять несложные сборочные и строительные
чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной
литературой.
Знания:
- приемы работы с чертежными инструментами;
- простейшие геометрические построения;
- приемы построения сопряжений;

Практические занятия № 5,7
Практические занятия № 6,7
Практические занятия №11

Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету

Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
- основные сведения о шрифте;
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
- правила выполнения чертежей;
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
-основы прямоугольного проецирования на одну, две и Тестирование ,вопросы к
три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; дифференцированному зачету
- принципы построения наглядных изображений;
Тестирование, вопросы к
дифференцированному зачету
-основы прямоугольного проецирования, правила
Тестирование, вопросы к
выполнения чертежей, приёмы построения
дифференцированному зачету
сопряжений, основные правила выполнения и
обозначения сечений и разрезов, условности
изображения и обозначения резьбы;
- выполнение технического рисунка и эскизов, об
Тестирование, вопросы к
изображениях соединений деталей, об особенностях
дифференцированному зачету
выполнений строительных чертежей.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».