Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Рабочая программа дисциплины ОП.04 Техническое черчение По профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Трудоемкость дисциплины 60 часов Из них аудиторной нагрузки 60часов В т.ч. Лекций Практических занятий Дифференцированный зачет 30 28 2 Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет Составитель программы Антонова Г.Ф. Локня, 2021 Оглавление 1. Пояснительная записка.......................................................................................3 2. Содержание дисциплины «Техническое черчение».........................................6 3. Тематический план дисциплины Техническое черчение ».............................10 4. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины...........13 5. Контроль и оценка освоения дисциплины.......................................................15 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебной дисциплины Техническое черчение является основной образовательной программой в соответствии с ФГОС по профессии ППКРС 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) Дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл и читается на первом курсе обучения. Планируемые результаты изучения дисциплины ОП.04. " Техническое черчение " В результате изучения дисциплины ОП.04. " Техническое черчение " студент должен уметь: - рационально использовать чертежные инструменты У1; - анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам У2; - осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей У3; - читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов У4; - анализировать графический состав изображений У5; - выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета У6; - читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски У7; - выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой У8. В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: - приемы работы с чертежными инструментами З1; - простейшие геометрические построения З2; - приемы построения сопряжений З3; - основные сведения о шрифте З4; - правила выполнения чертежей З5; - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций З6; - принципы построения наглядных изображений З7; - основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы З8; - выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей З9 Изучение дисциплины ОП.03. "Материаловедение" готовит к освоению общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач деятельности, применительно к различным контекстам. профессиональной ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) на ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей. ПК 1.2. Определять техническое электронных систем автомобилей. состояние электрических и ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий. ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ. ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей. ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий. ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов. ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов. 2. Содержание дисциплины «Техническое черчение» . Тема 1.1 «Основные правила оформлен чертежей» Назначение и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами. Роль и место дисциплины в процессе подготовки обучающегося к профессиональной деятельности. Учебные пособия, чертежные приборы и принадлежности Форматы чертежей. Оформление чертежных листов. Масштабы «Введение в учебную дисциплину» Линии чертежа Линии, надписи на чертежах. Дополнение чертежа специальными знаками. Шрифты. Обозначение материалов на чертежах Тема 1. 2. «Геометрические построения Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей. Построение параллельных прямых, взаимно-перпендикулярных прямых. Деление отрезков и углов. Деление окружностей на части 3,4,5,6,8,12 частей Сопряжения двух пересекающихся прямых линий. Сопряжение прямой линии с окружностью. Сопряжение двух заданных окружностей. Построение касательных к окружности. Техника и принципы нанесения размеров Графическая работа №№3Деление окружностей и отрезков на равные части Графическая работа №4 Сопряжения в черчении Тема1.3 «Основные положения начертательной геометрии» Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное и косоугольное проецирование. Проецирование точки, отрезка прямой линии, предмета на одну, две и три взаимно-перпендикулярные плоскости. Прямоугольная изометрическая проекция. Фронтальная диметрическая проекция Аксонометрические построения окружностей Графическая работа №5-6 Выполнение чертежа с образца детали с нанесением размеров Графическая работа №7 выполнение чертежа детали с аксонометрической проекции Графическая работа №8 Выполнение чертежа эскиза с образца детали Тема 1.4 «Машиностроительное черчение» Изображение. Основные положения и определения. Основные виды получающиеся проецированием предмета на основные плоскости проекций. Их связи относительно друг друга. Анализ геометрической формы предметов. Порядок чтения и выполнения чертежей. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба. Нанесение размеров и их предельные размеры с учетом формы предмета Сечения. Штриховка и расположение сечения. Чтение чертежа с сечением Разрезы. Простые, сложные и другие виды разрезов на чертежах Резьбы и резьбовые изделия. Сборочные чертежи. Спецификация Графическая работа №9 Вычерчивание разрезов Графическая работа № 10 Вычерчивание сечений Графическая работа №11 Вычерчивание резьбовых изделий Графическая работа №12 Вычерчивание резьбового соединения Графическая работа №13 Вычерчивание сборочного чертежа Тема 1.5 «Чтение и выполнение схем» Виды и типы схем. Правила выполнения схем. Гидравлические и пневматические схемы. Кинематические схемы. Электрическиесхемы Практическая работа № 14Вычерчивание кинематических схем 3.Тематический план дисциплины «Техническое черчение» № п.п. Тема занятия Количе ство часов 90 Формируемые ОК, ПК ЛК ПЗ ОК 28 30 ОК1 2 1 Тема1. основные правила оформления чертежей Лекция Введение. Правила оформления чертежей 2 Лекция Линии чертежа У1,З1 2 3 Лекция Шрифты . У1,З1 2 4 Практическое занятие №1по теме « Линии чертежа. Чертеж «плоской» детали».. У1,З1 Практическое занятие №2 по теме Шрифты чертёжные. У1,З1 З4 5 ПК ОК1 ОК2 ОК4 ОК5 2 ОК1 ОК2 ОК4 ОК5 2 ОК1 ОК2 ОК4 ОК5 ПК1.3 ПК2.1 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК4,ОК5, ОК6 ПК11-1..3 ПК2.1- Тема 1.2 Геометрические построения 6 Лекция Геометрические построения З2 2 7 Лекция Сопряжения З3 2 8 Практическое занятие№3 графическая работа Деление окружностей и отрезков на равные части З2 Практическое занятие№4 графическая работа Сопряжения в черчении З3 9 Тема 1.3 Основные положения начертательной геометрии 2 2 ОК4,ОК5, ОК6 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 10 Лекция Прямоугольное проецирование У1-6 З5-7 2 11 Лекция Проецирование на взаимно-перпендикулярные плоскости. У1-6 З5-7 2 12 Лекция Аксонометрическиепроекции У1-7 З1-7 2 13 Практическое занятие №5 Графическая работа Выполнение чертежа с образца детали с нанесением размеров У1-7 З1-7 4 14 Практическое занятие №6 Графическая работа Выполнение чертежа детали с аксонометрической проекции У1-7 З1-7 2 15 Практическое занятие №7 Графическая работа Выполнение чертежа детали с аксонометрической проекции У1-7 З1-7 16 Практическое занятие №8 Графическая работа Выполнение чертежа эскиза У7 З9 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК4,ОК5, ОК6 ОК4,ОК5, ОК6 ОК4,ОК5, ОК6 2 ОК4,ОК5, ОК6 ПК1.1-133 ПК2.1ПК2.4 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 ПК3.2 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 Тема 1.4 Машиностроительное черчение 17 Лекция Комплексный чертеж. У1-7 З1-7 18 Лекция Сечения РазрезыУ1-7 З1-8 19 Лекция Резьбы У1-7 З1-8 20 Лекция Сборочные чертежи У1-8 З1-9 21 Практическое занятие №9 Графическая работа Вычерчивание сеченийУ1-7 З1-8 2 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК4,ОК5, ОК6 ПК3.1-3..2 ПК1.1 ПК2.1 ПК2.2 22 Практическое занятие №10 Графическая работа Вычерчивание разрезов У1-7 З1-8 2 ОК4,ОК5, ОК6 23 Практическое занятие №11 Графическая работа Вычерчивание резьбовых изделий У1-7 З1-8 2 ОК4,ОК5, ОК6 24 Практическое занятие № 12Графическая работа Вычерчивание резьбового соединения У1-7 З1-8 Практическое занятие № 13Графическая работа Вычерчивание сборочного чертежа У1-7 З1-9 2 ОК4,ОК5, ОК6 ПК2.1ПК2.4 2 ОК4,ОК5, ОК6 Практическое занятие № 14Графическая работа Вычерчивание сборочного чертежа У1-7 З1-9 2 ОК4,ОК5, ОК6 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 ПК3.2 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 25 26 ПК3.2 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 ПК1.1 ПК2.1 ПК2.2 ПК3.1-3..2 Тема 1.5 Чтение и выполнение схем 27 Лекция Виды и типы схем 28 Лекция Кинематические схемы 29 Практическое занятие №15 Вычерчивание кинематических схем 2 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 ОК4,ОК5, ОК6 ОК2 ОК3 ОК4; ОК5 Дифференцированный зачет 2 ПК3.2 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.2 4. Материально-техническое обеспечения Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Черчение». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству студентов; - рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор, экран. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Информационное обеспечение Основная литература 1. Бродский А.М. «Черчение» учебник М ИЦ Академия 2018г 2. Вышнепольский И.С. «Техническое черчение»учебник для СПО Литресс 2021г. Дополнительная литература. 1 Васильева Л.С. «Черчение» практикум» М ИЦ Академия 2018г Дидактические пособия и справочные издания 1 Вышнепольский И.С. «Техническое черчение» уч.пособие М Число 2019г. 2. Новичихина Л.И. Справочник по техническому черчению Электронные образовательные ресурсы 1. Электронный ресурс «Черчение - Техническое черчение». Форма доступа: http://nacherchy.ru/ 2. Электронный ресурс «Разработка чертежей: правила их выполнения и госты». Форма доступа: http://www.greb.ru/3/inggrafikacherchenie/GOST.htm 3. Электронный ресурс «Карта сайта - Выполнение чертежей Техническое черчение». Форма доступа: http://www.ukrembrk.com/map/ 4. Электронный ресурс «Черчение, учитесь правильно и красиво чертить». Форма доступа: http://stroicherchenie.ru/ Требования к педагогическим работникам Реализация программыпо специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных 5. Контроль и оценка освоения дисциплины Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле( в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств, методические рекомендации и указания к выполнению практических занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям) Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями, каждое из них оценивается у каждого студента В качестве форм текущего контроля используются: Тестирование Письменные работы Опросы на занятиях Устные ответы студентов Результаты выполнения самостоятельной работы Результаты выполнения практических занятий Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в соответствии с фондом оценочных средств и состоит из теоретической части и комплексного практического задания КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения студентом индивидуальных заданий. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 2 Умения: Практические занятия №1,2,3,4 - рационально использовать чертежные инструменты; - анализировать форму предмета по чертежу, Практические занятия № 5,6 наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам; - осуществлять несложные преобразования формы и Практические занятия №5,6 пространственного положения предметов и их частей; - читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; Практические занятия №5,6 - анализировать графический состав изображений; Практические занятия №8,9,10 - выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета; - читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; - выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой. Знания: - приемы работы с чертежными инструментами; - простейшие геометрические построения; - приемы построения сопряжений; Практические занятия № 5,7 Практические занятия № 6,7 Практические занятия №11 Тестирование, вопросы к дифференцированному зачету Тестирование, вопросы к дифференцированному зачету - основные сведения о шрифте; Тестирование, вопросы к дифференцированному зачету - правила выполнения чертежей; Тестирование, вопросы к дифференцированному зачету -основы прямоугольного проецирования на одну, две и Тестирование ,вопросы к три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; дифференцированному зачету - принципы построения наглядных изображений; Тестирование, вопросы к дифференцированному зачету -основы прямоугольного проецирования, правила Тестирование, вопросы к выполнения чертежей, приёмы построения дифференцированному зачету сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы; - выполнение технического рисунка и эскизов, об Тестирование, вопросы к изображениях соединений деталей, об особенностях дифференцированному зачету выполнений строительных чертежей.