Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 01.01. Определение технического состояния систем, агрегатов, деталей и механизмов В рамках освоения ПМ. 01 «Техническое состояние систем,агрегатов,деталей и механизмов»: Для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования – программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" ЛОКНЯ, 2021 г. Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:утверждённого - Приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного обра1 зовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) Квалификация: ППКРС 18511 слесарь по ремонту автомобилей Профессия 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" , входит в укрупненную группу профессий, специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Псковская область, п. Локня Разработчики: Козлов Алксандр Алексеевич- мастер производственного обучения ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР 4 2 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР. 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР. 7 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СТР.33 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СТР. 36 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной практики (далее рабочая программа) – является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) по профессии : «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" ВД1.Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 Определять техническое состояние автомобильных двигателей Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ 1.2.Цели и задачи освоения программы учебной практики: По программе ППКРС: Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля в части освоения программы учебной практики должен: Иметь практический опыт: - Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, их регулировки. Приемки и подготовки автомобиля к диагностике. Выполнения пробной поездки. Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов автомобилей по внешним признакам. Проведения инструментальной диагностики автомобилей. Оценки результатов диагностики автомобилей. Оформления диагностической карты автомобиля. уметь: 4 У.1 Определять порядок разборки и сборки, объяснять работу систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, выбирать необходимую информацию для их сравнения, соотносить регулировки систем, агрегатов и механизмов автомобилей с параметрами их работы. У.2.Проводить беседу с заказчиком для выявления его претензий к работе автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять необходимую документацию. У3.Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, делать на их основе прогноз возможных неисправностей. У4.Выбирать методы диагностики и необходимое диагностическое оборудование, подключать и использовать диагностическое оборудование, выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику систем, агрегатов и механизмов автомобилей. У5.Пользоваться технологической документацией на диагностику автомобилей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями. У6.Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. У7.Определять по результатам диагностических процедур неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей, оценивать остаточный ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей. У8.Применять информационно-коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике автомобилей. Заполнять форму диагностической карты автомобиля. У9.Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля ; знать: З1.Устройство, принцип действия, работу, регулировки, порядок разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, их технические характеристики и особенности конструкции. З2.Технические документы на приёмку автомобиля в технический сервис. Психологические основы общения с заказчиками. З3.Устройство и принцип действия систем, агрегатов и механизмов автомобилей, регулировки и технические параметры исправного состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, основные внешние признаки неисправностей систем, агрегатов и механизмов автомобилей. З4.Диагностируемые параметры работы систем, агрегатов и механизмов автомобилей, методы инструментальной диагностики автомобилей, диагностическое оборудование, возможности и технические характеристики. З5.Основные неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей и способы их выявления при инструментальной диагностике. 5 З6.Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля работы автомобильных систем, предельные величины износов их деталей и сопряжений. З7.Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины, типовые неисправности. З8.Информационные программы технической документации по диагностике автомобилей 2. Требования к результатам освоения учебной практики Результатом освоения программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений(У1-У9) в рамках модуля ПМ.01 «Техническое состояние систем,агрегатов,деталей и механизмов» необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по профессии . Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Код ПК 1.1 ПК 1.2 ПК1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. Наименование результата обучения Определять техническое состояние автомобильных двигателей Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и 6 укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики УП01.01.Определение Технического состояния систем,агрегатов,деталей и механизмов-108 часов. Форма аттестации- дифференцированный зачёт Программа учебной практики освиватся на 2 курсе. 3.Структура и содержание учебной практики Учебная практика УП01.01. Определение Технического состояния систем,агрегатов,деталей и механизмов включает в себя следующие виды работ Определение технического состояния автомобильных двигателей. Определение технического состояния электрических и электронных систем автомобилей. Определение технического состояния автомобильных трансмиссий. Определение технического состояния ходовой части. Определение технического состояния механизмов управления автомобилей. Выявление дефектов кузовов, кабин и платформ. 7 3.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП01.01.Определение Технического состояния систем,агрегатов,деталей и механизмов 8 Наименование разделов и тем УП.01.01 Определение Технического состояния систем,агрегатов,де талей и механизмов Тема 01. Определение технического состояния автомобильных двигателе й грузового автомобиля. Темы уроков п/о, наименование работ Количество часов Осваиваемые умения и знания, ПК,ОК 108 2курс Обучающийся должен иметь практический опыт: Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов двигателей, их регулировки. Приемки и подготовки автомобиля к диагностике. Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов автомобильных двигателей по внешним признакам. Проведения инструментальной диагностики автомобильных двигателей. Оценки результатов диагностики автомобильных двигателей. Оформления диагностической карты автомобильного двигателя. Содержание: Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ по Определению технического состояния автомобильных двигателей 1.Проверка общего технического состояния двигателей грузового автомобиля .Диагностирование двигателей: проверка работы двигателя визуально ,с помощью простейших приборов, приборов питания, герметичность системы охлаждения, смазки и питания. . 6 У1-У9; З1-З8; ПК1.1; ОК1-11 9 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие слесарной и мастерской, по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами): - мойки и приемки автомобилей - слесарно-механическим - диагностическим обучение на предприятиях на основе прямых договоров с ОУ и этими предприятиями /организациями, куда направляются обучающиеся. Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских: Слесарная • верстаки с тисками (по количеству рабочих мест), • наборы слесарного инструмента, • наборы измерительных инструментов, • расходные материалы, • отрезной инструмент, • станки: сверлильный, заточной По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами): - мойка • расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля), • микрофибра, • пылесос, • водосгон, • моечный аппарат высокого давления с пеногенератором - слесарно-механический • подъемник, • оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель), • трансмиссионная стойка, • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • переносная лампа, 10 • приточно-вытяжная вентиляция, • вытяжка для отработавших газов, • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин), • набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов), • верстаки с тисками, • стенд для регулировки углов установки колес, • пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением), • компрессор, • подкатной домкрат - диагностический • подъемник, • диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы кондиционера, термометр), • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. В. И. Нерсесян. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов»: В 2 ч. Ч.1: учебник / В.И. Нерсесян. – М.: ИЦ «Академия», 2019. 2. Нерсесян В.И. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов. Ч.2: учебник. - М.: ИЦ «Академия», 2019; 11 3. Ашихмин С.А. Техническая диагностика автомобиля : учебник / С.А. Ашихмин. – 2-е изд. – Москва : Академия, 2019. – 272 с. 4. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов ; под ред. В.М. Власова. – 15-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 432 с. Дополнительная литература Периодические издания 1 Журнал «АБС-АВТО (Автомобиль и сервис)», издатель ООО «АБС», Москва, 2019-2021 г.г. 2. Журнал «За рулем», издатель ООО «За рулем», Москва, 2019-2021 г.г. Электронные образовательные ресурсы https://ibooks.ru/products? collection_id=&paging=&year=0&date=&search_id=GN84IHWJFN8RP5TFB78F3ZUV A Электронные информационные ресурсы 1 2 3 4 5 www.academia-moskov.ru www.rosinformagrotech.ru www.maash.ru www.garotrade.ru www.selmech.msk.ru 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика проводится мастерами производственного в учебной мастерской рассредоточенно; обучение на предприятиях – концентрированно. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. 4.5. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика проводится на втором курсе в учебной мастерской, на последующих курсах непосредственно на предприятиях рассредоточено. 12 Аттестация по итогам учебной практики проводится на основании результатов, подтверждаемых отчетами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов. Результаты прохождения учебной практики учитывается при проведении государственной (итоговой) аттестации. 4.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно- педагогических) кадров, обеспечивающих обучение учебной практики: наличие высшего или среднего профессионального образования, соответствующего профилю учебной практики: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Мастера: наличие 4-6 квалифицированного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 -го раза в 3 года. Опыт деятельности в профильных организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Руководство учебной практикой осуществляют преподаватели профессионального цикла, а также квалифицированные специалисты базовых предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю специальности 13 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета. Код и наименование проКритерии оценки Методы оценки фессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 1.1. Определять техни- Демонстрация знания Тестирование. ческое состояние автомодиагностируемых парамет- Оценка результатов бильных двигателей ров работы двигателей, ме- выполнения тестотодов инструментальной вых заданий диагностики двигателей, номенклатуры и технических характеристик диагностического оборудование для автомобильных двигателей. Проведение инструменПрактическая ратальной диагностики бота. Экспертное автомобильных двигателей наблюдение и оценвключающий выбор мето- ка результатов дов диагностики, необхопрактических работ. димого диагностического оборудования и инструмента, подключение и использование диагностического оборудования, выбор и использование программы диагностики ПК 1.2. Определять техни- Демонстрация знания Тестирование. ческое состояние электриноменклатуры и порядка Оценка результатов ческих и электронных сииспользования диагности- выполнения тестостем автомобилей ческого оборудования, тех- вых заданий. нологии проведения диагностики технического состояния электрических и электронных систем автомобилей, основных неисправностей элек14 ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий трооборудования, их причин и признаков. Соблюдение мер безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами Проведение инструментальной и компьютерной диагностики технического состояния электрических и электронных систем автомобилей включающей: выбор методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инструмента, подключение диагностического оборудования для определения технического состояния электрических и электронных систем автомобилей с применением измерительных приборов. Демонстрация знаний методов инструментальной диагностики трансмиссий, диагностического оборудования, их назначение, технические характеристики, устройства оборудования коммутации; порядка проведения и технологических требований к диагностике технического состояния автомобильных трансмиссий, допустимых величинах проверяемых параметров Проведение инструментальной диагностики технического состояния автомобильных трансмиссий включающее: выбор Практическая работа. Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ. Тестирование. Оценка результатов выполнения тестовых заданий Практическая работа. Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ. 15 ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инструмента, подключение и использование диагностического оборудования, выбор и использование программ диагностики, проведение диагностики агрегатов трансмиссии. Соблюдение безопасных условий труда в профессиональной деятельности Демонстрация знаний диагностируемых параметров, методов инструментальной диагностики ходовой части и механизмов управления, номенклатуры и технических характеристики диагностического оборудование, оборудования коммутации; способы выявления неисправностей при инструментальной диагностике. Проведение инструментальной диагностики технического состояния ходовой части и механизмов управления автомобилей включающей: выбор методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инструмента, подключение и использование диагностического оборудования, выбор и использование программ диагностики, соблюдение безопасных условий труда в профессиональной дея- Тестирование. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. Практическая работа. Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ. 16 тельности ПК 1.5. Выявлять дефекты Демонстрация знаний кузовов, кабин и платформ геометрических параметров автомобильных кузовов; устройства и работы средств диагностирования кузовов, кабин и платформ автомобилей; технологий и порядка проведения диагностики технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей, правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности Умения: Проведение инструментальной диагностики технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей включающей: диагностирование технического состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей, проведение измерения геометрии кузовов, соблюдение безопасных условий труда в профессиональной деятельности ОК 01. Выбирать способы − обоснованность порешения задач профессио- становки цели, выбора и нальной деятельности, при- применения методов и менительно к различным способов решения професконтекстам сиональных задач; адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач ОК 02 Осуществлять поиск, − использование различанализ и интерпретацию ных источников, включая информации, необходимой электронные ресурсы, для выполнения задач про- медиаресурсы, Интернетфессиональной деятельно- ресурсы, периодические Тестирование. Оценка результатов выполнения тестовых заданий Практическая работа. Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практи17 сти. издания по специальности кам. Экзамен квадля решения профессиолификационный нальных задач ОК 03 Планировать и реа- демонстрация ответлизовывать собственное ственности за принятые профессиональное и личрешения; − обоснованностное развитие ность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; ОК 04 Работать в коллекти- - взаимодействие с обуве и команде, эффективно чающимися, преподаватевзаимодействовать с коллями и мастерами в ходе легами, руководством, обучения, с руководитеклиентами лями учебной и производственной практик; обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) ОК 05 Осуществлять уст- грамотность устной и ную и письменную комму- письменной речи; - ясникацию на государственность формулирования и ном языке с учетом особен- изложения мыслей ностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять граж- соблюдение норм поведеданскопатриотическую по- ния во время учебных зазицию, демонстрировать нятий и прохождения осознанное поведение на учебной и производственоснове общечеловеческих ной практик ценностей; применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать со- эффективность выполнехранению окружающей ния правил охраны труда среды, ресурсосбережению, во время учебных занятий, эффективно действовать в при прохождении учебной чрезвычайных ситуациях и производственной практик; - знание и использование ресурсосберегающих технологий ОК 09 Использовать эффективность использоинформационные технования информационнологии в профессиональной коммуникационных технодеятельности логий в профессиональной 18 ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке 19