Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 03.01. Ремонт автомобилей В рамках освоения ПМ. 03 «Текущий ремонт различных типов автомобилей»: Для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования – программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" ЛОКНЯ, 2021 г. Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:утверждённого - Приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) 1 Квалификация: ППКРС 18511 слесарь по ремонту автомобилей Профессия 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" , входит в укрупненную группу профессий, специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Псковская область, п. Локня Разработчики: Козлов Алксандр Алексеевич- мастер производственного обучения ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР. 6 2 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР. 7 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СТР.33 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СТР. 36 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной практики (далее рабочая программа) – является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) по профессии : «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" ВД3. Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): Код ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. Наименование профессиональных компетенций Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. Производить ремонт и окраску кузовов. 1.2.Цели и задачи освоения программы учебной практики: По программе ППКРС: Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля в части освоения программы учебной практики должен: Иметь практический опыт: Иметь практический опыт Подготовки автомобиля к ремонту. Оформления первичной документации для ремонта. Демонтажа и монтажа двигателя автомобиля; разборки и сборки его механизмов и систем, замене его отдельных деталей. Демонтажа и монтажа узлов и элементов электрических и электронных систем, автомобиля, узлов и механизмов автомобильных трансмиссий, ходовой части и систем управления автомобилей, элементов кузова, кабины, платформы, их замены. Проведения технических измерений с применением соответствующего инструмента и оборудования. Ремонта деталей, систем и механизмов двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, механизмов, узлов и деталей автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем 4 Уметь Знать управления автомобилей. Восстановления деталей, узлов и кузова автомобиля. Окраски кузова и деталей кузова автомобиля Регулировки, испытания систем и механизмов двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, узлов и механизмов ходовой части и систем управления, автомобильных трансмиссий после ремонта. Проверки состояния узлов и элементов электрических и электронных систем соответствующим инструментом и приборами. У.1.Оформлять учетную документацию. У.2.Работать с каталогами деталей. У3.Использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование. У.4.Снимать и устанавливать узлы и детали механизмов и систем двигателя, элементы электрооборудования, электрических и электронных систем автомобиля, узлы и детали автомобильных трансмиссий, ходовой части и систем управления, кузова, кабины, платформы; разбирать и собирать двигатель. У5.Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочносборочных работах. У6.Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры деталей и параметров двигателя, кузова, изнашиваемых деталей и изменяемых параметров ходовой части и систем управления, деталей трансмиссий контрольно-измерительными приборами и инструментами. У7.Проверять комплектность ходовой части и механизмов управления автомобилей. У8.Проводить проверку работы двигателя, электрооборудования, электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, проверку исправности узлов и элементов электрических и электронных систем контрольно-измерительными приборами и инструментами. У9.Выбирать и использовать инструменты и приспособления для слесарных работ, приборы и оборудование для контроля исправности узлов и элементов электрических и электронных систем, ремонта кузова и его деталей. У10.Определять неисправности и объем работ по их устранению, способы и средства ремонта. Устранять выявленные неисправности. У11.Определять основные свойства материалов по маркам; выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения. У12.Регулировать: механизмы двигателя и системы, параметры электрических и электронных систем и их узлов, механизмы трансмиссий, параметры установки деталей ходовой части и систем управления автомобилей в соответствии с технологической документацией. У13.Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами, безопасные условия труда в профессиональной деятельности. З1.Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей, узлов и элементов электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, ходовой части и механизмов рулевого управления, автомобильных кузовов и кабин автомобилей. З2.Назначение и взаимодействие узлов и систем двигателей, элементов электрических и электронных систем, узлов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. З3. Оборудование и технологию испытания двигателей, автомобильных трансмиссий. 5 34.Формы и содержание учетной документации. З5.Назначение и структуру каталогов деталей. З6.Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования, специального инструмента, приспособлений и оборудования. Средства метрологии, стандартизации и сертификации. З7.Технологические требования к контролю деталей и состоянию систем, к контролю деталей и состоянию кузовов. З8.Порядок работы и использования контрольно-измерительных приборов и инструментов. З9.Основные неисправности двигателя, его систем и механизмов, элементов и узлов электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, их систем и механизмов, ходовой части автомобиля, систем управления, кузова автомобиля; причины и способы устранения неисправностей. З10.Способы и средства ремонта и восстановления деталей двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, узлов автомобильных трансмиссий, узлов и деталей ходовой части, систем управления и их узлов, кузовов, кабин и его деталей, лакокрасочного покрытия кузова и его деталей. З11.Технологические процессы разборки-сборки узлов и систем автомобильных двигателей, электрооборудования, узлов и элементов электрических и электронных систем, узлов и систем автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, кузова, кабины платформы. З12.Основные свойства, классификацию, характеристики, области применения материалов. Специальные технологии окраски. З13.Технические условия на регулировку и испытания двигателя, его систем и механизмов; узлов электрооборудования автомобиля, автомобильных трансмиссий, узлов трансмиссии, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. З14.Технологические требования для проверки исправности приборов и элементов электрических и электронных систем. З15.Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами, правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности. 2. Требования к результатам освоения учебной практики Результатом освоения программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений(У1-У13) в рамках модуля ПМ.03 «Текущий ремонт различных типов автомобилей» необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по профессии . Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Код ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. Наименование результата обучения Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов 6 управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов. ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики УП03.01.Определение Технического состояния систем,агрегатов,деталей и механизмов-180 часов. Форма аттестации- дифференцированный зачёт Программа учебной практики освиватся на 1и 3 курсе. 3.Структура и содержание учебной практики Учебная практика УП03.01. Ремонт автомобилей виды работ . Выполнение метрологической поверки средств измерения. Выбор и использование оборудования, приспособлений и инструмента для слесарных работ. 7 Снятие и установка; разборка и сборка; ремонт механизмов, узлов и систем двигателя. Снятие и установка; разборка и сборка; ремонт узлов трансмиссии. Ремонт электрооборудования и электронных систем. Ремонт ходовой части и механизмов управления. Регулировка и проверка работы систем, агрегатов и механизмов автомобилей в соответствии с технологической документацией. Ремонт, окраска кузова и его деталей. 8 3.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП03.01. Ремонт автомобилей 9 Наименование разделов и тем Темы уроков п/о, наименование работ УП.03.01 Ремонт автомобилей УП 03. 01.1. Выполнение общеслесарных работ . Тема 03.1.Введение в профессию Кол ичество часов 180 Осваиваемые умения и знания, ПК,ОК 1,3курс 108 . 1 курс Обучающийся должен иметь практический опыт: Выполнения требований техники безопасности при проведении слесарных работ, организации рабочего места в соответствии с требованиями. Содержание: Знакомство с принципами работы в слесарной мастерской, с оборудованием, организацией рабочего места, с основными инструментами, применяемыми в процессе работы. Техника безопасности при проведении слесарных работ. Пожарная безопасность. Проверка соответствия рабочего места требованиям охраны труда. 6 У3,У5,У6,У 9,У11, У13; З5,З6,З8,З12 ,З14,З15; ПК3.1-3,5; ОК1-11 . Тема03.2 Выполнение основных слесарных операций Обучающийся должен иметь практический опыт: Выбора и пользования инструментов и приспособлений для слесарных работ; проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами Проведения технических измерений с применением соответствующего инструмента и оборудования. Восстановления деталей, узлов и кузова автомобиля. Демонтажа и монтажа двигателя автомобиля; разборки и сборки его механизмов и систем, замене его отдельных деталей. У1-У6; У9-У11; У13 З1-З12; З15; ПК3.1-3.5; ОК1-11 10 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие слесарной и мастерской, по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами): - мойки и приемки автомобилей - слесарно-механическим обучение на предприятиях на основе прямых договоров с ОУ и этими предприятиями /организациями, куда направляются обучающиеся. Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских: Слесарная • верстаки с тисками (по количеству рабочих мест), • наборы слесарного инструмента, • наборы измерительных инструментов, • расходные материалы, • отрезной инструмент, • станки: сверлильный, заточной По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами): - мойка • расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля), • микрофибра, • пылесос, • водосгон, • моечный аппарат высокого давления с пеногенератором - слесарно-механический • подъемник, • оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель), • трансмиссионная стойка, • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • переносная лампа, • приточно-вытяжная вентиляция, 11 • вытяжка для отработавших газов, • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин), • набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов), • верстаки с тисками, • стенд для регулировки углов установки колес, • пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением), • компрессор, • подкатной домкрат - кузовной • стапель, • тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • набор инструмента для разборки деталей интерьера, • набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол, • сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный инвертор, экраны защитные, расходные материалы: сварочная проволока, электроды, баллон со сварочной смесью), • отрезной инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу, пневмоотбойник), • гидравлические растяжки, • измерительная система геометрии кузова (линейка шаблонная, толщиномер), • споттер, • набор инструмента для рихтовки (молотки, поддержки, набор монтажных лопаток, рихтовочные пилы), • набор струбцин, • набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные материалы: шпатлёвка, отвердитель), • шлифовальный инструмент (пневматическая угло-шлифовальная машинка, эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок) - окрасочный • пост подбора краски (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы электронные), • пост подготовки автомобиля к окраске, 12 • шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые шлифовальные машины, рубанки шлифовальные), • краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака), • расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак, растворитель, салфетки безворсовые, материал шлифовальный), • окрасочная камера - агрегатный • мойка агрегатов, • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (съемник универсальный 2/3 лапы, съемник масляных фильтров, приспособление для снятия клапанов), • верстаки с тисками, • пресс гидравлический, • набор контрольно-измерительного инструмента (штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов), • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • пневмолиния, • пистолет продувочный, • стенд для позиционной работы с агрегатами, • плита для притирки ГБЦ, • масленка, • оправки для поршневых колец, • переносная лампа, • вытяжка местная, • приточно-вытяжная вентиляция, • поддон для технических жидкостей, • стеллажи. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. В. И. Нерсесян. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов»: В 2 ч. Ч.1: учебник / В.И. Нерсесян. – М.: ИЦ «Академия», 2019. 13 2. Нерсесян В.И. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов. Ч.2: учебник. - М.: ИЦ «Академия», 2019; 3. Ашихмин С.А. Техническая диагностика автомобиля : учебник / С.А. Ашихмин. – 2-е изд. – Москва : Академия, 2019. – 272 с. 4. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов ; под ред. В.М. Власова. – 15-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 432 с. Дополнительная литература Периодические издания 1 Журнал «АБС-АВТО (Автомобиль и сервис)», издатель ООО «АБС», Москва, 2019-2021 г.г. 2. Журнал «За рулем», издатель ООО «За рулем», Москва, 2019-2021 г.г. Электронные образовательные ресурсы https://ibooks.ru/products? collection_id=&paging=&year=0&date=&search_id=GN84IHWJFN8RP5TFB78F3ZUV A Электронные информационные ресурсы 1 2 3 4 5 www.academia-moskov.ru www.rosinformagrotech.ru www.maash.ru www.garotrade.ru www.selmech.msk.ru 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика проводится мастерами производственного в учебной мастерской рассредоточенно; обучение на предприятиях – концентрированно. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. 4.5. Общие требования к организации образовательного процесса 14 Учебная практика проводится на втором курсе в учебной мастерской, на последующих курсах непосредственно на предприятиях рассредоточено. Аттестация по итогам учебной практики проводится на основании результатов, подтверждаемых отчетами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов. Результаты прохождения учебной практики учитывается при проведении государственной (итоговой) аттестации. 4.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно- педагогических) кадров, обеспечивающих обучение учебной практики: наличие высшего или среднего профессионального образования, соответствующего профилю учебной практики: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Мастера: наличие 4-6 квалифицированного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 -го раза в 3 года. Опыт деятельности в профильных организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Руководство учебной практикой осуществляют преподаватели профессионального цикла, а также квалифицированные специалисты базовых предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю специальности 15 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета. Код и наименоваКритерии оценки Методы оценки ние профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 3.1. ПроизСнятие, установка и замена узлов и Практическая раводить текущий механизмов автомобильного бота. Экспертное ремонт автомодвигателя в соответствии с техниче- наблюдение и оценбильных ским заданием. Проведение замеров ка результатов двигателей деталей и параметров двигателя. практических работ. Разбирать, собирать узлы двигателя и устранять неисправности. Ремонтировать системы, механизмов и деталей двигателя, в том числе осуществлять замену неисправных узлов и деталей. Регулировка механизмов двигателя и систем в соответствии с технологической документ ПК 3.2. ПроизСнятие, установка и замена узлов и водить текущий элементов электрических и элекремонт узлов и тронных систем элементов элекРазборка и сборка основных узлов трических и элек- электрооборудования. Определение тронных систем неисправностей и объем работ по их автомобилей устранению. Определение способов и средств ремонта. Устранение выявленных неисправностей. Регулировка, испытание узлов и элементов электрических и электронных систем. ПК 3.3. ПроизСнятие, установка и замена узлов и водить текущий механизмов автомобильных трансремонт автомомиссий. Проведение замеров износов бильных трансдеталей трансмиссий. Разбирать и 16 миссий собирать механизмы и узлы трансмиссий в ходе ремонта. Определение неисправности и объема работ по их устранению. Регулировка механизмов трансмиссий в соответствии с технологической документацией ПК 3.4. ПроизСнятие, установка и замена узлов и водить текущий механизмов ходовой части и систем ремонт ходовой управления автомобилей. Проведечасти и механие технических измерений. Ремонт низмов управле- узлов и механизмов ходовой части и ния автомобилей систем управления автомобилей, с заменой изношенных деталей и узлов. Регулировка, испытание узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей ПК 3.5. ПроизСнятие, установка и замена элеменводить ремонт и тов кузова, кабины, платформы. окраску кузовов Восстановление деталей, узлов и элементов кузова автомобиля. Окраска кузова и деталей кузова автомобиля. Замена деталей. Контроль качества ремонта кузова. Использовать оборудование для окраски кузова автомобиля. Проверять качество лакокрасочного покрытия. ОК 01. Выбирать − обоснованность постановки цели, способы решения выбора и применения методов и задач профессио- способов решения профессиональнальной деятель- ных задач; - адекватная оценка и ности, примени- самооценка эффективности и качетельно к различ- ства выполнения профессиональных ным контекстам задач ОК 02 Осу− использование различных источниществлять поиск, ков, включая электронные ресурсы, анализ и интермедиаресурсы, Интернет-ресурсы, претацию периодические издания по специальинформации, не- ности для решения профессиональобходимой для ных задач выполнения задач профессиональной деятельности. . Практическая работа. Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам. Экзамен квалификационный 17 ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей; применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуа- - демонстрация ответственности за принятые решения; − обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) - грамотность устной и письменной речи; - ясность формулирования и изложения мыслей - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик - эффективность выполнения правил охраны труда во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; - знание и использование ресурсосберегающих технологий 18 циях ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке 19