Рабочая программа УПВ.03 Обществозание

Рабочая программа
Учебного предмета по выбору
УПВ .03 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
по профессии СПО
46.01.03. ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Трудоемкость - 132 часа
Из них аудиторной нагрузки – 88 часов
в т.ч.
Лекций – часов
54
Практических занятий –
16
Контрольные работы
3
Самостоятельной работы - 44 часа
Форма аттестации: дифференцированный зачет- 4 часа
Базовый уровнь
Составитель программы: Вересова Н.Е.

п. Локня, 2021

2

Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………………… ……..3
2. Паспорт рабочей программы учебного предмета «Обществознание» ……….4-10
…....................................................................................................
3. Структура и содержание учебного предмета Обществознание ……………….11-14
4. Тематический план учебного предмета Обществознание …………………….15-49
5. Условия реализации Программы учебного предмета «Обществознание»…… 50-51
6. Контроль и оценка освоения учебного предмета « Обществознание»………..52-54

3

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного вспомогательного предмета. УПВ. 03 Обществознание
разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. N 413)
2. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Организация –разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный
техникум» (далее ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум»).
Разработчики: Вересова Наталья Евгеньевна, преподаватель дисциплин
общеобразовательного цикла, высшая квалификационная категория.

4

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета (
по выбору).
В результате изучения учебного предмета Обществознание студент должен
сформировать следующие результаты:

Предметные:
ПР1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
ПР2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
ПР3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
ПР4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
ПР5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
ПР6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
ПР7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.

Личностные:
Код

Формулировка из ФГОС СОО

ЛР 1

российскую гражданскую
идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее
многонационального народа России,
уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);

ЛР 2

гражданскую позицию как активного и
ответственного члена российского
общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и

Уточненный личностный результат для
учебного предмета « Обществознание»
сформированность чувства гордости и
уважение к истории своего государства,
ответственности за будущее своей страны,
идентичности как гражданина российского
общества

Сформированность активной гражданской
позиции, способность реализовывать свои
гражданские права и осознание
необходимости выполнения своих
конституционных обязанностей,
ориентированность на духовнонравственные ценности российского
общества
5

общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
ЛР 3

готовность к служению Отечеству, его
защите;

сформированность гражданской позиции,
осознание важности соблюдения своих
конституционных обязанностей , в том числе
защита Отечества,
сформированность мировоззрении
соответствующего современному уровню
развития наук об обществе, осознание
значимости изучения общественных наук
для формирования мировоззрения,
познавательный интерес к общественным
наукам

ЛР 4

сформированность мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и
общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире;

ЛР 5

сформированность основ саморазвития
и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
готовность и способность к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

готовность к саморазвитию и постоянному
самообразованию, способность к
самостоятельной деятельности

ЛР 6

толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их
достижения, способность
противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным
социальным явлениям;

готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным
явлениям;

ЛР 7

навыки сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах
деятельности;

сформированность навыков межличностного
взаимодействия в разных видах
деятельности

ЛР 8

нравственное сознание и поведение на
основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

ориентированность на нравственные
ценности и ориентированность на
нравственное поведение в обществе
6

ЛР 9

готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
общественных отношений;

Готовность и способность к образованию,
способность применять полученные знания в
практической жизни

ЛР 13

осознанный выбор будущей профессии
и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных
проблем;

осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных,
общественных, государственных,
общенациональных проблем;

ЛР 14

сформированность экологического
мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

сформированность экологического
мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
роли глобальных проблем на будущее
человечества

ЛР 15

ответственное отношение к созданию
семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

ответственное отношение к созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

ЛР 10

эстетическое восприятие объектов культуры,
эстетическое отношение к разным видам
деятельности

7

Метапредметные:
Код

Формулировка из ФГОС СОО (Их
всего 9, но они не все могут быть
раскрыты на вашем предмете)

Адаптированные к истории
метапредметные результаты

МР 1

- умение самостоятельно определять
цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы
для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;

- умение самостоятельно определять
цели деятельности и составлять
планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать
деятельность;

МР 2

- умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

- умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать
конфликты (групповые занятия)

МР 3

- владение навыками познавательной,

- владение навыками познавательной,

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
Регулятивные:
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
Познавательные:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию
Коммуникативные:
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
- публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
Познавательные:

МР 4

учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному
поиску методов решения
практических задач, применению
различных методов познания;

учебно-исследовательской;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов
познания;

- готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из

- готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из
9

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию
Познавательные:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных
источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников;

МР 5

- умение использовать средства
информационных и

словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных
источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников;

- умение использовать средства
информационных и
10

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию
Регулятивные:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
Познавательные:
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для

МР 6

коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
умение определять назначение и
функции различных социальных
институтов;

коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
умение определять назначение и
функции различных социальных
институтов;

решения поставленной задачи;
Коммуникативные:
- умение высказывать свою точку зрения, работать в составе
творческих групп, выступать перед аудиторией, используя
мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Познавательные
выбирать,
интерпретировать
представления;

анализировать,
систематизировать
и
информацию различных видов и форм

оценивать надежность информации по критериям,
предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
11

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом
задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
Регулятивные
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
МР 7

умение самостоятельно оценивать и
принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных
ценностей;

умение самостоятельно оценивать и
принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных
ценностей;

Познавельные
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
Коммуниктивные
распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать

12

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
Регулятивные
владеть
рефлексии;

способами

самоконтроля,

самомотивации

и

различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
МР 8

- владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства;

- владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства;
13

Коммуникативные:
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
- публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
МР 9

- владение навыками познавательной
рефлексии как осознания
совершаемых действий и
мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их
достижения

- владение навыками познавательной
рефлексии как осознания
совершаемых действий и
мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их
достижения

14

Регулятивные:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
- осуществлять рефлексию и коррекцию результатов своей
деятельности
- умение анализировать результаты своей работы на уроке
- оценивать соответствие результата цели и условиям;

3.

15

4. Содержание учебного предмета « Обществознание»
Введение .

РАЗДЕЛ 1. «Человек и общество»
Тема 1.1. Социальные науки.
Содержание темы. Понятие наука. Признаки научного знания. Виды наук по
предмету и методу познания. Социально-гуманитарные науки. Естественные науки.
Основные этапы социально- гуманитарного знания.
Тема 1.2. Место философии в системе обществознания.
Содержание темы .Понятие философии. Предмет философии. Структура
философии. Методы философии. Сущность человека как проблема философии.
Тема 1.3 Человек как биосоциальный организм.
Содержание темы. Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Антропосоциогенез. Факторы антрпосоциогенеза. Отличия человека от
животного. Сходство человека и животного.
Тема 1.4. Мышление и деятельность.
Содержание темы. Понятие мышления человека. Формы мышления. Сознание.
Самосознание. Структура самосознания. Деятельность. Структура деятельности.
Виды деятельности: труд, игра, обучение, общение. Материальная и духовная
деятельность.
Тема 1.5. Потребности и интересы.
Содержание темы. Потребности человека. Мотивы. Интересы человека.
Тема 1.6. Духовное развитие общества и личности.
Содержание темы. Духовная жизнь человека. Понятие свобода. Свобода и
ответственность.
Тема 1.7. Культура.
Содержание темы. Понятие культура. Виды культуры. Функции культуры.
Народная культура: признаки и особенности. Массовая культура. Элитарная
культура. Субкультура. Контркультура. Искусство. Виды искусства. Функции
искусства.
Тема 1.8. Религия
Содержание темы. Понятие религии. Виды религий. Мировые религии. Функции
религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь. Принцип
свободы совести.
Тема 1.9. Мораль.
Содержание темы. Понятие морали. Этика. Функции морали. Виды моральных
норм. Нравственная культура личности.. Патриотизм. Гуманизм.
Тема 1.10. Наука и образование.
Содержание темы. Понятие науки. Функции науки. Виды наук. Фундаментальные и
прикладные науки. Естественные и социально- гуманитарные науки.
Дифференциация и интеграция научного знания. Образование. понятие и виды
образования. Функции образования.. система образования. Уровни образования.
Профессиональное образование.. специальность и профессия.. виды
профессиональных образовательных организаций.. правила приема в
образовательные учреждения профессионального образования.
Тема 1.11. Онтология и теория познания.

Содержание темы. Понятие онтологии. Гносеология. Философские концепции о
возможности познания мира. Гностицизм. Эмпиризм.. Сенсуализм. Рационализм.
Агностицизм. Догматизм и релятивизм. Абсолютная и относительная истина.
Тема 1.12. Познание.
Содержание темы. Понятие, уровни и формы познания.. Субъект и объект
познания. Уровни и формы познания. Чувственное и рациональное познание. Формы
познания. Виды познания. Мировоззрение: понятие и виды. Знания. Формы знания.
Тема 1.13. Социум как особенная часть мира
Содержание темы. Понятие общества. Функции общества. Системное строение
общества. Подсистемы общества. Взаимосвязь сфер общества.
Тема 1.14.Типология обществ.
Содержание темы. Типы общества: традиционное, индустриальное,
постиндустриальное. Традиционная экономика. Рыночная экономика.. смешанная
экономика. Теории прогресса в развитии общества. Регресса и развития по кругу или
по спирали. Формационная теория развития общества. Стадиальная и
цивилизационная.
Тема 1.15. Процессы глобализации.
Содержание темы. Понятие глобализации. Типы глобализации. Экономическая
глобализация. Культурная глобализация. Глобальные проблемы современности.
Контрольная работа по разделу «Человек и общество».

Раздел 2. Социология.
Тема 2.1. Социология как наука.
Содержание темы. Понятие социология. Общество как форма совместной
жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Формы взаимодействия людей. Социальные институты.
Тема 2.2. Социальная стратификация.
Содержание темы. Социальные группы6понятие. Виды, . Функции социальной
группы. Молодежь как социальная группа. Социальный статус :понятие и виды статусов.
Статусный набор. Авторитет и престиж. Социальная стратификация и социальная
дифференциация. Социальная мобильность: понятие и виды. Причины. Вертикальная и
горизонтальная мобильность.
Тема 2.3. Социальный контроль.
Содержание темы. Социальный контроль :понятие и инструменты социального контроля.
Социальные нормы и социальные санкции. Виды социальных норм. Нормы права. Виды
социальных санкций. Социальный конфликт. Способы урегулирования конфликтов.
Тема 2.4. Социализация индивида.
Содержание темы. Понятие и виды социализации индивида. Первичная и вторичная
социализация. Агенты первичной и вторичной социализации. Социальное поведение.
Социальная роль.
17

Тема 2.5. Семья и брак.
Содержание темы. Понятие семьи. Виды семьи. Традиционная и партнерская семья.
Функции семьи. Современная демографическая ситуация.
Тема 2.6. Индивид. Индивидуальность, личность.
Содержание темы. Понятие индивида, индивидуальности , личности. Темперамент
человека. Общение и его особенности в современном информационном обществе.
Межличностный конфликт. Межличностные отношении в группах.
Тема 2.7. Этнические общности.
Содержание темы. Формы этнической общности людей: род, племя , народность, нация.
Интеграция и дифференциация наций. Способы взаимопроникновения этносов.
Этносоциальные конфликты. Основы национальной политики России.
Контрольная работа по разделу « Социология».

Раздел 3. Политика.
11класс.
Тема 3.1 Политика как наука.
Содержание темы. Понятие политологии. Понятие политики. Виды политики по сферам
общественной жизни.. Виды политики по территории действия. Виды политики по
функциям.. Политическая система общества: ее структура и функции. Подсистемы
политической системы общества. Роль политики в жизни общества.
Тема 3.2. Власть и политика, типология властных отношений.
Содержание темы. Понятие и виды власти.. Различные концепции власти. Элементы
структуры власти.. Функции власти.. типы легитимности власти.. ветви власти.. Теория
разделении властей.
Тема 1.3. Государство в политической системе.
Содержание темы. Понятие государства, теории происхождения государства.
Признаки государства. Понятие и виды суверенитета. Функции государства. Форма
государства и ее элементы.
Тема 1.4.Форма правления: монархия и республика.
Содержание темы. Понятие монархии, признаки, виды. Понятие республики, ее признаки
и виды.
Тема 3.5. Формы государственного устройства.
Содержание темы. Сравнительная характеристика унитарного государства, федерации ,
конфедерации. Виды унитарных государств. Виды федераций. Современные конфедерации.
Тема 3.6 Федеративное устройство России.
Содержание темы. Основы федеративного устройства России. Субъект федерации в
России. Статус субъектов федерации. Разграничение полномочий между федеральными
органами власти и органами власти субъектов РФ по Конституции. Федеральные округа:
статус и цель создания.
Тема 3.7. Политический режим.
Содержание темы. Понятие политического режима и государственного режима. Типы
политических режимов. Демократический и недемократические политические режимы.
18

Понятие и признаки авторитаризма, тоталитаризма, фашизма. Политический й плюрализм.
Понятие и признаки гражданского общества.
Тема 3.8. Государственный аппарат .
Содержание темы. Понятие государственного аппарата. Государственная и
муниципальная власть: признаки и особенности. Органы государственной власти: их
иерархия. Принципы функционирования государственного аппарата. Ветви власти в
РФ6законодательная, исполнительная , судебная. Бюрократия: понятие и особенности.
Тема 3.9. Президент Российской Федерации.
Содержание темы. Статус и полномочия Президента РФ. Процедура избрания. Процесс
выдвижения кандидатов на пост Президента РФ. Требования к кандидату. Прекращение
полномочий Президента РФ. Принципы выборов Президента РФ. Полномочия Президента
РФ.
Тема 3.10. Законодательная власть в Российской Федерации.
Содержание темы. Органы законодательной власти в разных странах. Федеральное
Собрание РФ. Государственная Дума РФ: процедура формирования, сроки избрания,
полномочия. Требования к кандидату на должность депутата государственной Думы РФ.
Мажоритарная и пропорциональная системы выборов. Понятие фракции и коалиции.
Совет Федерации РФ: формирования, полномочия.. Требования к кандидату на должность
члена Совета Федерации.
Тема 3.11 Исполнительная власть в Российской Федерации.
Содержание темы. Правительство РФ: статус, полномочия , процедура формирования..
Министерства, федеральные агентства, федеральный службы: статус и особенности
функционирования.. прекращение полномочий Правительства. Функции Правительства.
Тема 3.12. Политическое участие и политическое лидерство.
Содержание темы. Понятие и типы политического лидерства. Политический статус и
политическая роль. Виды политических ролей. Виды и формы политического участия.
Политическая культура: понятие и особенности. Виды политической культуры.
Политическое лидерство: понятие, виды , особенности. Функции политического лидера.
Тема 3.13. Выборы в демократическом обществе.
Содержание темы. Избирательная кампания. Избирательный ценз: виды и особенности..
Активное и пассивное избирательное право.. Избирательные системы. Избирательное
право. Избирательный процесс.

Тема 3.14. Местное самоуправление.
Содержание темы. Отличие местного самоуправления от государственной власти. Формы
прямого волеизъявления граждан в местном самоуправлении.. Функции органов местного
самоуправления.. Принципы организации и функционирования местного самоуправления.
Виды муниципальных образований в РФ.
Тема 3.15. Политическая идеология и политические партии.
Содержание темы. Понятие политической идеологии. Функции политической идеологии.
Основные политические идеологии. Особенности либеральной , консервативной ,социалдемократический , социалистической идеологий. Политические партии и движения , их
19

признаки. Функции политических партий и движений. Классификация политических
партий и движений.
Дифференцированный зачет.- 4часа

20

21

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

ПР

КР

5

1

14

Урок общеметодологической 1
направленности.
Общественные науки.
Входное тестирование.

0

0

0

РАЗДЕЛ 1.ЧЕЛОВЕК
И ОБЩЕСТВО.

Введение ( 1 час)

Количество часов
УР
28

1.

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

2,3

ЛР 1, ЛР 2

А.В. Алешина,
А.Л. Булгаков,
М.А. Кузнецова
Обществознание
базовый уровень 10
класс Book.ru
электроннобиблиотечная
система
Кнорус Москва
2021

Тема 1.1. Социальные
науки. (1 час)

2

Содержание темы. Понятие 2
наука. Признаки научного
знания. Виды наук по
предмету и методу познания.
Социально-гуманитарные
науки. Естественные науки.
Основные этапы социальногуманитарного знания. Тест
по теме урока.

0

0

0

Параграф 1,стр.
8-17

2,3

ЛР 1, ЛР 2

Тема 1.2. Место

3-4

Урок освоения нового

0

0

0

Параграф 2 ,стр.

2,3

ЛР 1, ЛР 2

2

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
философии в системе
обществознания.

УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

материала

17-27

Содержание темы .Понятие
философии. Структура
философии. Методы
философии. Сущность
человека как проблема
философии.

( 2 часа )

Тема 1.3 Человек как
биосоциальный
организм. ( 2 часа)

5-6

Тема 1.4. Мышление и
деятельность.

7-8

(2 часа)

Количество часов

Урок освоения нового
материала

2

0

0

0

Параграф 3 ,стр.
27-34

2,3

2

0

0

0

Параграф 4,стр.
34-45

2,3

Содержание темы. Человек
как результат
биологической и
социокультурной эволюции.
Антропосоциогенез.
Факторы антрпосоциогенеза.
Отличия человека от
животного. Сходство
человека и животного.
Урок освоения нового
материала
Содержание темы. Понятие
мышления человека. Формы
23

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Тема 1.5.Потребности
и интересы. (2 часа)

9-10

Тема 1.6. Духовное
развитие общества и
личности. ( 2 часа)

1112

Тема 1.7. Культура.

1314

( 2 часа)

Количество часов
УР

мышления.
Сознание.
Самосознание.
Структура
самосознания. Деятельность.
Структура
деятельности.
Виды деятельности: труд,
игра, обучение, общение.
Материальная и духовная
Комбинированный урок.
2
Содержание темы.
Потребности человека.
Мотивы. Интересы человека.
Тест по теме.
Комбинированный урок.
Содержание темы.
Духовная жизнь человека.
Понятие свобода. Свобода и
ответственность
Комбинированный урок.
Содержание темы. Понятие
культура. Виды культуры.
Функции культуры.
Народная культура:
признаки и особенности.
Массовая культура.
Элитарная культура.

ПР

КР

0

0

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

0

Параграф 5
стр. 45-48

2,3
ЛР5, ЛР 9

2

0

0

0

Параграф 6
стр.48-54

2,3

ЛР 2, ЛР 4, ЛР 5

2

0

0

0

Параграф 7
стр.54-65

2,3

ЛР 4

24

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

Субкультура.
Контркультура. Искусство.
Виды искусства. Функции
искусства.
Тема 1.8. Религия.
( 2 часа)

Тема 1.9. Мораль.
( 2 часа)

Тема 1.10. Наука и

1516

Урок усвоения новых
знаний.
Содержание темы. Понятие
религии. Виды религий.
Мировые религии. Функции
религии. Религиозные
объединения и организации
в России. Церковь. Принцип
свободы совести. Тест по
теме.

2

0

0

0

Параграф 8
стр.65-73

2,3

ЛР 1, ЛР 4, ЛР 8

1718

Комбинированный урок
Содержание темы. Понятие
морали. Этика. Функции
морали. Виды моральных
норм. Нравственная
культура личности..
Патриотизм. Гуманизм.

2

0

0

0

Параграф 9стр.7381

2,3

ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6

19-

Комбинированный

2

2

0

0

Параграф 10

2,3

ЛР 9, ЛР 13

25

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
образование.( 2 часа)
Практическая работа
№1 ( к параграфу 10)
(2 часа)

20
2122

Количество часов
УР

ПР

Содержание темы. Понятие
науки. Функции науки. Виды
наук. Фундаментальные и
прикладные науки.
Естественные и социальногуманитарные науки.
Дифференциация и
интеграция научного знания.
Образование. понятие и
виды образования. Функции
образования.. система
образования. Уровни
образования.
Профессиональное
образование.. специальность
и профессия.. виды
профессиональных
образовательных
организаций.. правила
приема в образовательные
учреждения
профессионального
образования.

КР

Информационное
обеспечение

СР
стр.81-96

26

ЛР
Уровень
освоения

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Тема 1.11. Онтология
и теория познания.

2324

(2 часа)

Тема 1.12. Познание.
( 2 часа)

2526

Внеаудиторная
самостоятельная работа
обучающихся:
подготовить презентации
по теме « Духовная сфера
общества»
Урок лекция

Количество часов
УР

ЛР
Уровень
освоения

ПР

КР

СР

0

0

0

6

Интернет ресурсы

3

2

0

0

0

Параграф 11,
стр.96-99

2,3

ЛР 4, ЛР 5, ЛР 9

2

0

0

0

Параграф 12, стр.
99-111

2,3

ЛР 4, ЛР 5, ЛР 9

Содержание темы. Понятие
онтологии. Гносеология.
Философские концепции о
возможности познания мира.
Гностицизм. Эмпиризм..
Сенсуализм. Рационализм.
Агностицизм. Догматизм и
релятивизм. Абсолютная и
относительная истина.

Урок лекция

Информационное
обеспечение

Содержание темы.
Понятие, уровни и формы
познания.. Субъект и объект
познания. Уровни и формы
познания. Чувственное и
27

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

ПР

КР

СР

1

1

0

0

Параграф 13,
стр.111-114

2,3

ЛР 1, ЛР 2,ЛР 4,
ЛР 3

1

1

0

0

Параграф 14,
стр.114-124

2,3

ЛР 1, ЛР 2,ЛР 4,
ЛР 3

рациональное познание.
Формы познания. Виды
познания. Мировоззрение:
понятие и виды. Знания.
Формы знания.
Тема 1.13. Социум как
особенная часть мира.

27

Комбинированный урок

28

Содержание темы. Понятие
общества. Функции
общества. Системное
строение общества.
Подсистемы общества.
Взаимосвязь сфер общества

Тема 1.14.Типология
обществ. ( 1час)

29

Комбинированный урок

Практическая работа
№3 ( к параграфу 14)

30

( 1 час)
Практическая работа
№2 (к параграфу 13)
( 1 час)
.

Содержание темы. Типы
общества: традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное.
Традиционная экономика.
Рыночная экономика..
28

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

ПР

КР

СР

1

1

0

0

Параграф 15,
стр.124-131

2,3

ЛР 6

0

0

1

0

Бланки
контрольных
работ

3

Использовать
полученные знания
для выполнения
поставленных
задач

смешанная экономика.
Теории прогресса в развитии
общества. Регресса и
развития по кругу или по
спирали. Формационная
теория развития общества.
Стадиальная и
цивилизационная.
Тема 1.15. Процессы
глобализации. ( 1 час)

31

Практическая работа №
4 (к параграфу 15)

32

( 1 час)

Контрольная работа
№ 1 ( 1 час)

33

Комбинированный урок
Содержание темы. Понятие
глобализации. Типы
глобализации.
Экономическая
глобализация. Культурная
глобализация. Глобальные
проблемы современности.

Урок проверки и коррекции
знаний и умений
Контрольная работа № 1
« Человек и общество»
(текущий/диагностический/
контроль)

29

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Внеаудиторная работа
обучающихся: подготовить
рефераты по теме
« Глобальные угрозы
человечеству»
( на примере одной из
глобальных проблем)

РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЯ.

8

7

1

14
0

34

Урок лекция
Содержание темы. Понятие
социология. Общество как
форма совместной
жизнедеятельности людей.
Социальное взаимодействие
и общественные отношения.
Формы взаимодействия
людей. Социальные
институты.

1

0

0

Тема 2.2. Социальная
стратификация.

35

Содержание темы.
Социальные группы
6понятие. Виды, Функции

1

1

0

30

ЛР
Уровень
освоения

СР
8

Тема 2.1. Социология
как наука. ( 1 час)

Информационное
обеспечение

Интернетресурсы

3

Уметь
осуществлять
поиск
информации,
анализ
информации,
составлять план
реферата,
работать над
содержанием,
делать выводы

Параграф 16,
стр.131

2,3

ЛР 1, ЛР 4, ЛР 5,
ЛР 6, ЛР 7

Параграф 17 , стр. 2,3
131-134

ЛР 1, ЛР 4, ЛР 5,
ЛР 6, ЛР 7

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
( 1 час)
Практическая работа
№ 5 (к параграфу17)

36

(1 час)

Количество часов
УР

ПР

КР

Практическая работа
№ 6 (к параграфу18)

37

ЛР
Уровень
освоения

СР

социальной группы.
Молодежь как социальная
группа. Социальный
статус :понятие и виды
статусов. Статусный набор.
Авторитет и престиж.
Социальная стратификация и
социальная
дифференциация.
Социальная мобильность:
понятие и виды. Причины.
Вертикальная и
горизонтальная
мобильность.
Внеаудиторная
самостоятельная работа
обучающихся: подготовить
сообщение на тему
« Характеристика
современной молодежи»

Тема 2.3. Социальный
контроль. ( 1 час)

Информационное
обеспечение

Комбинированный урок
Содержание темы.
Социальный
контроль :понятие и
инструменты социального

6

1

1

0

31

0

Интернет ресурсы

3

Параграф 18 , стр. 2,3
146-152

ЛР 1, ЛР 4, ЛР 5,
ЛР 6, ЛР 7, ЛР 11

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

( 1 час)

38

контроля. Социальные
нормы и социальные
санкции. Виды социальных
норм. Нормы права. Виды
социальных санкций.
Социальный конфликт.
Способы урегулирования
конфликтов.

Тема 2.4.
Социализация
индивида. ( 1 час)
Практическая работа
№ 7 ( к параграфу 19)
( 1 час)

39

Комбинированный урок.
Содержание темы. Понятие
и виды социализации
индивида. Первичная и
вторичная социализация.
Агенты первичной и
вторичной социализации.
Социальное поведение.
Социальная роль.

1

1

0

0

Параграф 19 , стр. 2,3
152-155

ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3,
ЛР 5, ЛР 9, ЛР 13

Тема 2.5. Семья и
брак. ( 1 час)
Практическая работа
№ 8 ( к параграфу 20)

41

Содержание темы. Понятие
семьи. Виды семьи.
Традиционная и партнерская
семья. Функции семьи.
Современная

1

1

0

0

Параграф 20 , стр. 2,3
155-163

ЛР 15

40

42

32

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
( 1 час)
Тема 2.6. Индивид.
Индивидуальность,
личность. ( 1 час)
Практическая работа
№ 9 ( к параграфу 21)
( 1 час)

Количество часов
УР

ПР

КР

1

0

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

демографическая ситуация.
43

44

Тема 2.7. Этнические
общности. ( 2 часа)

4546

Практическая работа
№10 ( к параграфу
22)
( 2 часа)

4748

Комбинированный урок

1

0

2,3
Параграф 21 , стр.
163-171

Содержание темы. Понятие
индивида, индивидуальности
, личности. Темперамент
человека. Общение и его
особенности в современном
информационном обществе.
Межличностный конфликт.
Межличностные отношении
в группах.
2

2

0

Содержание темы. Формы
этнической общности
людей: род, племя ,
народность, нация.
Интеграция и
дифференциация наций.
Способы
взаимопроникновения
этносов. Этно-социальные
конфликты. Основы
33

0

Параграф 21 , стр. 2,3
163-171

ЛР 6

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

национальной политики
России.
Внеаудиторная
самостоятельная работа:
« Национальные
отношения в России;
история и современность»реферат
Контрольная работа
№ 2 по разделу
« Социология» (1 час)

49

Урок проверки и коррекции
знаний и умений
Контрольная работа № 2
« Социология»
(текущий/диагностический/
контроль)

8

0

0

1

Внеаудиторная работа
обучающихся: подготовить
рефераты к разделу
« Социальная сфера»
РАЗДЕЛ 3
ПОЛИТИКА
Тема 3.1 Политика
как наука.
(1 час)

22

50

Урок лекция
1
Содержание темы. Понятие
политологии. Понятие
политики. Виды политики по

3

0

Бланки
контрольных
работ

3

8

Интернетресурсы

3

7

1

16

0

0

0

2,3
А.В. Алешина,
А.Л. Булгаков,
М.А. Кузнецова
Обществознание

34

Использовать
полученные знания
для выполнения
поставленных
задач

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

5152

Тема 3.3. Государство
в политической
системе. (1 час)

5556

5354

ЛР
Уровень
освоения

СР

сферам общественной
жизни. Виды политики по
территории действия. Виды
политики по функциям..
Политическая система
общества: ее структура и
функции. Подсистемы
политической системы
общества. Роль политики в
жизни общества.
Тема 3.2. Власть и
политика, типология
властных отношений.
( 2 часа)
Практическая работа
№ 11 (к параграфу2 )
( 2 часа)

Информационное
обеспечение

базовый уровень 11
класс Book.ru
электроннобиблиотечная
система
Кнорус
Москва 2021
Параграф 1, стр.
конспект

Комбинированный урок
Содержание темы.
Понятие и виды власти..
Различные концепции
власти. Элементы структуры
власти. Функции власти..
типы легитимности власти..
ветви власти.. Теория
разделении властей.

2

Комбинированный урок
Содержание темы.
Понятие государства, теории

1

2

0

1

0

35

0

0

Параграф 2
конспект

2,3

Параграф 3
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2,
ЛР 4ЛР 6

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

Практическая работа
№12 ( к параграфу 3)
(1 час)

происхождения государства.
Признаки государства.
Понятие и виды
суверенитета. Функции
государства. Форма
государства и ее элементы.

Тема 3.4.Форма
57правления: монархия 58
и республика. ( 2 часа)

Комбинированный урок
Содержание темы. Понятие
монархии, признаки, виды.
Понятие республики, ее
признаки и виды.

2

0

0

0

Параграф 4
конспект

2,3

Тема 3.5. Формы
государственного
устройства. ( 2 часа)

Комбинированный урок
Содержание темы.
Сравнительная
характеристика унитарного
государства, федерации ,
конфедерации. Виды
унитарных государств. Виды
федераций. Современные
конфедерации.

2

0

0

0

Параграф 5
конспект

2,3

5960

36

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

ЛР 1, ЛР 2,
ЛР 4ЛР 6

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

Тема 3.6
Федеративное
устройство России.
Практическая работа
№ 13 (к параграфу 6)
( 1 час)
.

61

Содержание темы. Основы
федеративного устройства
России. Субъект федерации
в России. Статус субъектов
федерации. Разграничение
полномочий между
федеральными органами
власти и органами власти
субъектов РФ по
Конституции. Федеральные
округа: статус и цель
создания.

0

1

0

0

Параграф 6
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Тема 3.7.
Политический режим.
( 1 час)
.

62

Комбинированный урок
Содержание темы.
Понятие политического
режима и государственного
режима. Типы политических
режимов. Демократический
и недемократические
политические режимы.
Понятие и признаки
авторитаризма,

1

0

0

0

Параграф 6
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

37

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

тоталитаризма, фашизма.
Политический й плюрализм.
Понятие и признаки
гражданского общества
Тема 3.8.
Государственный
аппарат. ( 2 часа)

6364

Содержание темы.
Понятие государственного
аппарата. Государственная
и муниципальная власть:
признаки и особенности.
Органы государственной
власти: их иерархия.
Принципы
функционирования
государственного аппарата.
Ветви власти в
РФ6законодательная,
исполнительная , судебная.
Бюрократия: понятие и
особенности.

2

0

0

0

Параграф 7
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Тема 3.9. Президент
Российской
Федерации. ( 1 часа)
Практическая работа

6566

Содержание темы. Статус
и полномочия Президента
РФ. Процедура избрания.
Процесс выдвижения

1

1

0

0

Параграф 8
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

38

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
№ 14 ( к параграфу 8)
( 1 час)

Тема 3.10.
Законодательная
власть в Российской
Федерации. ( 1 час)
Практическая работа
№15
( к параграфу 10)
( 1 час)

Количество часов
УР

ПР

КР

1

0

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

кандидатов на пост
Президента РФ. Требования
к кандидату. Прекращение
полномочий Президента РФ.
Принципы выборов
Президента РФ.
Полномочия Президента РФ.
6768

Содержание темы. Органы
законодательной власти в
разных странах.
Федеральное Собрание РФ.
Государственная Дума РФ:
процедура формирования,
сроки избрания,
полномочия. Требования к
кандидату на должность
депутата государственной
Думы РФ. Мажоритарная и
пропорциональная системы
выборов. Понятие фракции
и коалиции. Совет
Федерации РФ:

1

39

0

Параграф 9
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

1

0

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

формирования, полномочия..
Тема 3.11
Исполнительная
власть в Российской
Федерации. ( 1 час)

6970

Содержание темы.
Правительство РФ: статус,
полномочия , процедура
формирования..
Министерства, федеральные
агентства, федеральный
службы: статус и
особенности
функционирования..
прекращение полномочий
Правительства. Функции
Правительства.

1

7172

Содержание темы. Понятие
и типы политического
лидерства. Политический
статус и политическая роль.
Виды политических ролей.
Виды и формы
политического участия.
Политическая культура:
понятие и особенности.

2

Практическая работа
№ 16 ( к параграфу
11) ( 1 час)

Тема 3.12.
Политическое участие
и политическое
лидерство. ( 2 часа)

0

0

40

0

0

Параграф 11
конспект

2,3

Параграф 12
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
УР

ПР

КР

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

Виды политической
культуры. Политическое
лидерство: понятие, виды ,
особенности.
Внеаудиторная
самостоятельная работа:
подготовить сообщение о
политическом лидере XXI
века ( по выбору)

2

Интернетресурсы

3

Тема 3.13. Выборы в
демократическом
обществе. (2 часа)

7374

Содержание темы.
Избирательная кампания.
Избирательный ценз: виды и
особенности.. Активное и
пассивное избирательное
право.. Избирательные
системы. Избирательное
право. Избирательный
процесс.

2

0

0

0

Параграф 13
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Тема 3.14. Местное
самоуправление.
(2 часа)

7576

Содержание темы. Отличие
местного самоуправления от
государственной власти.

2

2

0

0

Параграф 14
конспект

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

41

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
Практическая работа
№ 17 к параграфу 14

Тема 3.15.
Политическая
идеология и
политические партии.
(2 часа)

7778

7980

Количество часов
УР

ПР

КР

Внеаудиторная
0
самостоятельная работа
обучающихся: подготовить
рефераты
« Современные
политические элиты
западных стран
характеристика»

0

0

Содержание темы. Понятие
политической идеологии.
Функции политической
идеологии. Основные
политические идеологии.
Особенности либеральной ,
консервативной ,социал-

2

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

Формы прямого
волеизъявления граждан в
местном самоуправлении..
Функции органов местного

2

0

42

8

0

Интернетресурсы

Параграф 15
конспект

3

2,3

ЛР 1, ЛР 2, ЛР
4ЛР 6

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
Практическая работа
№ 18 ( к параграфу
15)

Практическая работа
№ 17 « Политические

8182

8384

Количество часов
УР

ПР

КР

0

Информационное
обеспечение

ЛР
Уровень
освоения

СР

демократический ,
социалистической
идеологий. Политические
партии и движения , их
признаки. Функции
политических партий и
движений. Классификация
политических партий и
движений.
Внеаудиторная
самостоятельная работа
обучающихся: сообщения
по теме
« Основные политические
кризисы современности»

0

0

Практическая работа № 17
« Политические партии в

0

2
43

6

Интернетресурсы

3

0

Инструкционная
карта к

2,3

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.
партии в РФ». ( 1 час)
Дифференцированной
зачет (4 часа)
ИТОГО – 88 часов

Количество часов
УР

ПР

КР

Д/З

4 часа – Д/З

0

0

0

0

60

21

3

44

44

ЛР
Уровень
освоения

СР

РФ»
8588

Информационное
обеспечение

практической
работе
Бланки заданий для
Д/З

3

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД(Б) 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
5.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы
учебного предмета требует наличия учебного
кабинета обществознания.
Оборудование учебного кабинета:
1. Рабочие места для обучающихся и преподавателя, аудиторная доска
2. Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные
пособия,
карточки-задания,
комплекты
тестовых
заданий,
электронная
справочно-учебная
литература,
мультимедийные
обучающие программы)
3. Наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные
пособия)
4. Методические пособия
Технические средства обучения:
2. Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки.
5.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

учебных

Основная литература:
1. АлешинаА.В., Булгаков А.Л., Кузнецова М.А, Обществознание базовый
уровень, 10 класс , М» Кнорус.2021-стр.270
2. АлешинаА.В., Булгаков А.Л., Кузнецова М.А, Обществознание базовый
уровень, 11 класс , М» Кнорус.2021-стр.
Интернет- ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru)
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru)
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/)
4. Электронная библиотека (https://ibooks.ru)
Электронные информационные ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

http://www.ebio.ru/index-1.html
http://www.virtulab.net
https://interneturok.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://biology-online.ru/
http://www.cellbiol.ru/
http://learnbiology.narod.ru/
http://school.holm.ru/predmet/bio/

45

Требования к педагогическим работникам
Реализация рабочей программы учебного вспомогательного предмета
УПВ.03 «Обществознание» обеспечивается педагогическими работниками
образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к
реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового
договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление
деятельности
которых
соответствует
преподаваемому
предмету.

46

6.Контроль и оценка результатов освоения
учебного предмета УПВ.03 «Обществознание»
Реализация
программы
учебного
предмета
по
выбору
УПВ.03
«Обществознание»» сопровождается текущей и промежуточной аттестацией.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в следующих формах:
- практические занятия;
- фронтальный и индивидуальный опрос;
- выполнение письменного задания на занятии и самостоятельной работе;
- тестирование;
- решение познавательных задач
- выполнение контрольных работ.
Периодичность текущей аттестации: не менее 1 оценки каждые 5 часов
занятий. Порядок проведения текущей аттестации определяется рабочими
материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения занятий.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной
работы.
Дифференцированный зачет проводится на последних занятиях за счет
часов, отведённых на освоение учебного предмета по выбору

Планируемый
результат
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 14
ЛР 15

Где проверяется
Личностные результаты
при изучении тем в рамках разделов « Человек и общество» , « Социология»,
« Политика»
при изучении разделов « Человек и общество», « Социология»
при изучении разделов « Человек и общество», « Социология»
при изучении разделов « Человек и общество», « Социология»
при изучении тем: « Человек как биосоциальный организм», « Мышление и
деятельность», « Потребности и интересы»,» Социализация индивида», « Индивид,
индивидуальность, личность»
при изучении тем: « Процессы глобализации», « Этнические общности», « Форма
государственного устройства», « Федеративное устройство России».
На всех учебных занятиях, при реализации групповой работы, социальных проектов и
других формах совместной деятельности
При изучении тем: « Духовное развитие общества и личности», « Культура»,
«Религия», « Мораль», « Семья и брак2, « Индивид , индивидуальность и личность»,
При изучении тем: « Мышление и деятельность», « « Потребности и интересы», «
Духовное развитие общества и личности», «2 Наука и образование», « Познание», «
Социализация индивида»
при изучении темы: « Культура»,
при изучении раздела « Социология»
при изучении темы « Процессы глобализации»
при изучении темы « Семья и брак»

47

МР 1
МР 2
МР 3
МР 4
МР 5
МР 8
МР 9

Метапредметные результаты
- на всех практических занятиях
- на всех уроках и практических занятиях
- на всех уроках
- на всех уроках
- на всех практических занятиях
- все виды самостоятельных работ, где требуется выступление по теме
- на всех уроках (особенно, где предусмотрена групповая работа) и практических
занятиях
- все виды самостоятельных работ, где требуется выступление по теме
- на всех уроках и практических занятиях

Предметные результаты
ПР1) сформированность знаний об обществе как - на всех уроках и практических занятиях пв
целостной развивающейся системе в единстве и разделе « Человек и общество

взаимодействии его основных сфер и институтов;
ПР2) владение базовым понятийным аппаратом - на всех уроках, при выполнении
контрольных работ
социальных наук;
ПР3) владение умениями выявлять причинно- - на всех практических занятиях
следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
ПР4) сформированность представлений об основных - на всех практических занятиях, при
тенденциях и возможных перспективах развития выполнении самостоятельных работ
- при изучении разделов « Человек и
мирового сообщества в глобальном мире;
общество», « Социология»

ПР5) сформированность представлений о методах - на уроках при изучении раздела «
познания социальных явлений и процессов;
ПР6) владение умениями применять полученные - на практических занятиях, при выполнении
знания в повседневной жизни, прогнозировать внеаудиторной самостоятельной работы
последствия принимаемых решений;
ПР7) сформированность навыков оценивания На всех практических занятиях, при
социальной информации, умений поиска информации выполнении внеаудиторной самостоятельной
в источниках различного типа для реконструкции работы, при выполнении контрольных работ
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного
развития.

48


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».