Рабочая программа ОП. 06 Безопасность жизнедеятельности

Государственное управление образования Псковской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Безопасность жизнедеятельности
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
46.01.03. Делопроизводитель

2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального
образования (далее СПО) 46.01.03. Делопроизводитель, входящей в укрупненную группу
профессий 46.00.00 История и археология.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум»

Разработчики:
Степанова Анна Викторовна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

1. паспорт программы учебной дисциплины............................................................................................0
2. структура и примерное содержание учебной дисциплины.................................................................1
3. условия реализации учебной дисциплины............................................................................................7
4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.........................................................8

1. паспорт программы учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС
по профессии СПО 46.01.03 Делопроизводитель
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в
учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС :
Учебная
дисциплина
«Безопасность
жизнедеятельности»
является
дисциплиной
общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить будущих выпускников
учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
-разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
-прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
-принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия
мер по ликвидации их воздействий;
-выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых
Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
 предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида
и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
 применять первичные средства пожаротушения;
 ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять
среди них родственные полученной профессии;
 применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
 оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
 основы военной службы и обороны государства;
 задачи и основные мероприятия гражданской обороны;


способы защиты населения от оружия массового поражения;







меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные профессиям НПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей
военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

1.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Принимать и регистрировать поступающую корреспонденцию, направлять ее в
структурные подразделения организации.
ПК 1.2. Рассматривать документы и передавать их на исполнение с учетом резолюции
руководителей организации.
ПК 1.3. Оформлять регистрационные карточки и создавать банк данных.
ПК 1.4. Вести картотеку учета прохождения документальных материалов.
ПК 1.5. Осуществлять контроль за прохождением документов.
ПК 1.6. Отправлять исполненную документацию адресатам с применением современных
видов организационной техники.
ПК 1.7. Составлять и оформлять служебные документы, материалы с использованием
формуляров документов конкретных видов.
ПК 2.1. Формировать дела.
ПК 2.2. Обеспечивать быстрый поиск документов по научно-справочному аппарату
(картотекам) организации.
ПК 2.3. Систематизировать и хранить документы текущего архива.
ПК 2.4. Обеспечивать сохранность проходящей служебной документации.
ПК 2.5. Готовить и передавать документы на архивное хранение.
ПК 2.6. Обеспечивать сохранность архивных документов в организации.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -68 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -50 ч.;
самостоятельной работы обучающегося (внеаудиторная) - 18 ч.

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Подготовка докладов по темам:

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
2. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Причины возникновения чрезвычайных
ситуаций.
3. Характеристика чрезвычайных ситуаций. Термины и определения основных понятий
чрезвычайных ситуаций.
4. Чрезвычайные ситуации военного времени и их последствия для человека.
5. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
6. Знаки отличия, военная форма одежды военнослужащих, воинские звания.
7. Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их
воспитательное значение
8. Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт
военнослужащих.
9. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный Устав
Вооруженных Сил РФ, Строевой Устав Вооруженных Сил РФ, их предназначения и
основные положения.
10. Строи и управление ими. Строевая стойка, повороты на месте и в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и
возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
11. Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке.
12. Способы ориентирования на местности: определение своего местоположения на
местности, сторон горизонта, выбор направления движения. Способы измерения
расстояний до объектов, высоты и ширины объекта.
13. Устройство компаса и правила работы с ним. Определение азимута, организация
движения по азимуту.
14. Основные виды современного стрелкового оружия. История его развития и пути
совершенствования. Стрелковое оружие ВС РФ.
15. Правила личной гигиены и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных
заболеваний.
16. Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги, причины возникновения, признаки и
классификация.
17. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.
18. Первая медицинская помощь при отравлениях.
19. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
Подготовка презентации по теме:
«Награды государства Российского»: Медаль героя советского Союза. Герой России.
Орден «Победы». Орден Славы. Орден за заслуги перед Отечеством. Орден Святого
Георгия. Орден Андрея Первозванного. Орден Мужества. Орден «За военные заслуги».
Орден Почета. Орден Дружбы. Орден «За морские заслуги». Орден Жукова.

Объем
часов
68
50

24
18

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к зачёту.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1
Раздел1.
Гражданская
оборона
Тема 1. 1.
Организация
гражданской
обороны

2

3

4
2

Раздел 2.
Основы военной
службы
Тема 2.1.
Воинская обязанность
и оборона государства
Основные понятия о
воинской обязанности

2
Содержание учебного материала
Оружие массового поражения. Современные средства поражения. Обычные современные средства
поражения. Оружие массового поражения. Ядерное оружие, боевые свойства. Химическое оружие.
Бактериологическое оружие. Организация коллективной защиты от оружия массового поражения
Способы защиты от оружия массового поражения. Эвакуация, способы и виды эвакуации. Средства
коллективной защиты от оружия массового поражения. Убежище, значение, место расположения,
устройство. Противорадиационное укрытие, защитные свойства, место расположения, устройство.
Простейшие укрытия, назначение, расположение и устройство. Правила поведения в коллективных
средствах защиты. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения: Средства
защиты органов дыхания. Противогаз. Респиратор. Противопыльная тканевая маска. Ватно-марлевая
повязка. Газодымозащитный комплект. Средства защиты кожи. Общевойсковой защитный
комплект. Защитная фильтрующая одежда. Легкий защитный костюм. Медицинские средства
защиты. Аптечка индивидуальная. Индивидуальный противохимический пакет.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовить доклады по темам:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
Характеристика чрезвычайных ситуаций. Термины и определения основных понятий чрезвычайных
ситуаций. Чрезвычайные ситуации военного времени и их последствия для человека.
Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

2

6

38

Содержание учебного материала
Воинская обязанность. Структура воинской обязанности. Комплектование Вооруженных Сил.
Мобилизация. Военное положение. Военное время. Условия и порядок прохождения военной
службы, поступившими на службу в добровольном порядке по контракту. Заключение контракта о

4

2

и воинском учете

Тема 2.2.
Особенности военной
службы.

Тема 2.3.
Предназначение
воинского учета.
Тема 2.4.
Подготовка граждан к
военной службе.
Тема 2.5.
Вооруженные силы
РФ на современном
этапе.
Тема 2.6.
Виды Вооруженных
Сил. Рода войск.

прохождении военной службы Безопасность военной службы. Предупреждение гибели и
травматизма военнослужащих. Медицинское обеспечение безопасности военной службы.
Обеспечение пожарной безопасности в войсках. Обязательное государственное страхование жизни и
здоровья военнослужащих
Правовая основа военной службы. Состав, Виды Вооруженных Сил И Рода Войск. Офицерский
состав. Боевые Группы. Зарождение, Развитие Тактики Боевых Групп В Афганистане И Чечне.
Система Руководства И Управления Вооруженными Силами. Правовая основа военной службы.
Взаимоотношения военнослужащих. Боевое знамя, боевые традиции и символы воинской чести.
Боевое Знамя воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации. Верность Боевому Знамени
части, Флагу корабля.
Организация воинского учета. Воинский учет. Порядок воинского учета граждан.
Принятие присяги. Особые формы одежды и знаки различия. Требования безопасности,
определяющие защищенность военнослужащих. Меры по предупреждению гибели и травматизма
военнослужащих.
Условия и порядок прохождения военной службы. Военная служба. Ответственность
военнослужащих.
Современное развитие армии и флота, усложнение оружия и боевой техники. Национальные
интересы России в военной сфере. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации.
Состав Вооруженных сил. самостоятельные рода войск.
Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-Морской Флот. Ракетные войска
стратегического назначения. Военно-учетная специальность. Международная безопасность.
Военные аспекты международной безопасности.
Практические занятия
Отработка навыков бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной службы. Строевая подготовка. Элементы строя и обязанности
солдата перед построением и в строю. Порядок выполнения строевых приемов. Строевая стойка.
Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Воинское приветствие на месте и в движении. Выход
военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. Тактическая подготовка.
Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей движения и способов передвижения (в рост,
пригнувшись, перебежками и переползанием). Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей
движения и способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием). Огневая
подготовка. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб
из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне.
Прицеливание. Типичные ошибки при прицеливании Стрельба из пневматического оружия.
Устройство и тактико-технические характеристики гранат. Отработка порядка приема Военной

4

4
2
2
2

20

присяги. Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклады по темам:
Знаки отличия, военная форма одежды военнослужащих, воинские звания. Предназначение военной
формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение. Общевоинские
уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав
внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ, Строевой
Устав Вооруженных Сил РФ, их предназначения и основные положения. Строи и управление ими.
Строевая стойка, повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в
движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном
порядке. Способы ориентирования на местности: определение своего местоположения на местности,
сторон горизонта, выбор направления движения. Способы измерения расстояний до объектов,
высоты и ширины объекта. Устройство компаса и правила работы с ним. Определение азимута,
организация движения по азимуту. Основные виды современного стрелкового оружия. История его
развития и пути совершенствования. Стрелковое оружие ВС РФ.
Подготовить презентации по теме: «Награды государства Российского»: Медаль героя советского
Союза. Герой России. Орден «Победы». Орден Славы. Орден за заслуги перед Отечеством. Орден
Святого Георгия. Орден Андрея Первозванного. Орден Мужества. Орден «За военные заслуги».
Орден Почета. Орден Дружбы. Орден «За морские заслуги». Орден Жукова.
Раздел 3. Медикосанитарная
подготовка
Тема 3.1.
Медикосанитарная
подготовка

12

8
Содержание учебного материала
Первая помощь и правила ее оказания. Первая медицинская помощь при ранениях. Значение
оказания первой помощи. Основные мероприятия первой помощи. Этапы оказания ПП. Правила
оказания ПП. Средства оказания ПП. Подручные средства. Табельные средства. Аптечка первой
медицинской помощи. Травма. Виды травм. Рана, как вид механической открытой травмы.
Классификация ран. Порядок оказания первой медицинской помощи при ранении. Основы
наложения бинтовых повязок. Кровотечение. Оказание первой помощи при кровотечениях.Виды
повязок. Правила наложения бинтовых повязок. Десмургия. Повязка. Перевязка. Виды повязок.
Виды бинтовых повязок. Правила наложения бинтовой повязки. Кровотечение. Классификация
кровотечений. Артериальное кровотечение, признаки, первая медицинская помощь. Жгут. Правила
наложения жгута. Венозное кровотечение, признаки, первая помощь. Капиллярное кровотечение,
порядок оказания первой медицинской помощи.
Практические занятия

4

4

2

Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. Временная
остановка кровотечения наложением давящей повязки, жгута, закрутки, пальцевым прижатием,
максимальным сгибанием конечности в суставе. Борьба с острой кровопотерей при оказании первой
медицинской помощи. Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого. Первая
медицинская помощь при ушибе мягких тканей и вывихах крупных суставов. Способы
транспортной иммобилизации стандартными и подручными средствами при переломах.
Дифференцированный зачет
итого
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2
74

3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
 - посадочные места по количеству обучающихся;
 - рабочее место преподавателя;
 -учебно-наглядные пособия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (макет
(деревянный) автомата Калашникова, пневматическая винтовка, противогазы ГП-7,
войсковой прибор химической разведки ВПХР, дозиметр ИД – 1).
Технические средства обучения:
 - компьютер с лицензионным программным обеспечением;
 - мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
Безопасность жизнедеятельности. В.Ю.Микрюков

2021 КноРус

10Дополнительные источники:
1. Сычев Ю.Н.
Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический
комплекс. М.: ЕАОИ, 2008. — 311 с.
2. Гриценко В.С Безопасность жизнедеятельности. . М.: МЭСИ, 2004. — 244 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / сост. Шигаев
А.В.;Мордов. Гос. Пед. Ин-Т. – Саранск, 2005. – 101 с

Интернет-ресурсы:
http://www.twirpx.com/files/emergency/safe

4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
организовывать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций
предпринимать профилактические меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и в быту
использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения
ориентироваться в перечне военно-учебных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные
полученной профессии

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

применять профессиональные знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией
владеть
способами
бесконфликтного
общения
и
саморегуляции
в
повседневной
деятельности
и
экстремальных условиях военной службы

зачёт по решению ситуационных задач

проверка индивидуальных заданий
тестовый контроль

зачёт по практическим занятиям
зачёт по практическим занятиям
письменный опрос

проверка индивидуальных
проверка
способов
ситуационных задач

заданий,
решения

оказывать первую помощь пострадавшим.
Знания:

Зачёт по практической работе

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности
России
основные виды потенциальных опасностей и их последствия
в профессиональной деятельности и в быту, принципы
снижения вероятности их реализации
основы военной службы и обороны государства

тестовый контроль, письменный и устный
контроль

задачи и основные мероприятия гражданской обороны
способы защиты населения от оружия массового поражения

тестовый контроль
письменный контроль

меры пожарной безопасности
поведения при пожарах

безопасного

устный и письменный опрос

организацию и порядок призыва граждан на военную службу
и поступления на нее в добровольном порядке

устный и письменный опрос

основные виды вооружения, военной техники и специального
снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные профессиям СПО

тестовый контроль, устный и письменный
опрос, проверка индивидуальных заданий

область применения получаемых профессиональных знаний
при исполнении обязанностей военной службы

Проверка индивидуальных заданий

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

устный и письменный опрос, проверка
выполнения практических заданий

и

правила

проверка выполнения индивидуальных
заданий,
устный опрос
устный и письменный опрос


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».