4 Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Архивное дело основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 46.01.03. «Делопроизводитель» 2021 г. 5 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 46.01.03. Делопроизводитель, входящей в укрупненную группу профессий 46.00.00 История и археология. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Разработчики: Степанова Анна Викторовна, преподаватель 6 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 7 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01.Архивное дело название дисциплины 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 46.01.03. «Делопроизводитель» Может использоваться для профессий: секретарь, архивариус, делопроизводитель. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в курсовой подготовке незанятого населения. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: классифицировать документы Архивного фонда Российской Федерации; устанавливать фондовую принадлежность документов В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: задачи архивной службы Российской Федерации; систему архивных учреждений в Российской Федерации; признаки классификации документов Архивного фонда Российской Федерации; режим и способы хранения архивных документов, порядок выдачи дел 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; внеаудиторная самостоятельной работы обучающегося 18 часа. 8 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Код Наименование результата обучения ПК 2.1. Формировать дела ПК 2.2. ПК 2.3. Обеспечивать быстрый поиск документов по научно-справочному аппарату (картотекам) организации. Систематизировать и хранить документы текущего архива ПК 2.4. Обеспечивать сохранность проходящей служебной документации. ПК 2.5. Готовить и передавать документы на архивное хранение. ПК 2.6 Обеспечивать сохранность архивных документов в организации. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 4. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 9 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теория лабораторные занятия практические занятия курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта Объем часов 66 48 25 23 18 10 3.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___архивное дело_____ наименование Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Правовые основы регулирования архивной сферой Введение Тема 1.1. Архивное право. Архивное законодательство Раздел 2. Организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации Тема 2.1. Организация документов и дел Архивного фонда РФ в целом (первый уровень организации документов) Тема 2.2. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 Объем часов Уровень освоения 3 4 Содержание учебного материала: Определение понятия архивного дела. Предмет изучения. Принципы построения современного архивоведения. Содержание учебного материала: История развития архивного дела. Архивное право. Архивное законодательство. Этический кодекс архивиста. Практические занятия: Архивное законодательство. Понятие, предмет, задачи построения архивного дела. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - подготовка реферата с использованием конспекта, доп. литературы, ресурсов Интернет по тематике «Основные законодательные акты в архивной сфере» 1 2 1 2 Содержание учебного материала: Классификация архивных документов и дел Государственного архивном фонде СССР. Классификация архивных документов и дел в архивном фонде РФ. Государственная часть Архивного фонда РФ. Негосударственная часть Архивного фонда РФ. 1 2 Содержание учебного материала: 1 2 2 4 11 Организация документов и дел Архивного фонда РФ в целом (второй уровень организации документов) Тема 2.3. Организация документов и дел архивного фонда (третий уровень) Раздел 3. Учет и обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации Тема 3.1. Организация учета документов Архивного фонда РФ Тема 3.2. Обеспечение сохранности документов Архивного фонда РФ Архивный фонд организации. Личный архив. Объединенный архивный фонд. Архивный фонд личного происхождения. Архивная коллекция. Содержание учебного материала: Фондирование. Предварительный этап работы по фондированию. Практические занятия: Предварительный этап работы по фондированию. Определение хронологических границ фондов в связи с введением административнотерриториального деления. Определение хронологических границ фонда в связи с реорганизацией организации. Определение фондовой принадлежности документа Система архивных документов в РФ Признаки классификации документов Архивного фонда Российской Федерации. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить доклад по теме: "Архивный фонд личного происхождения" Подготовить доклад по теме: "Архивные учреждения Российской Федерации" Содержание учебного материала: Внутренние учетные документы. Содержание учебного материала: Здания и помещения для архивов. Режим хранения. Размещение документов в хранилище. Проверка наличия и состояния документов. Создание страхового фонда архивных документов. Практические занятия: 2 2 11 1 2 2 2 2 2 4 2 1 2 1 4 12 Составление учетных документов в архиве; Организация учета документов Архивного фонда РФ Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Создание страхового фонда архивных документов; Централизованный государственный учет документов. Раздел 4. Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда Российской Федерации Тема 4.1. Аналитикосинтетическая обработка ретроспективной документной информации Тема 4.2. Архивные описи Тема 4.3. Система каталогов в архиве Тема 4.4. Архивные путеводители. Обзоры документов Содержание учебного материала: Описание документов и дел в архивах учреждения и государственных архивах. Описание документов и дел личного происхождения. Описание документов и дел досоветского периода. Содержание учебного материала: Составление собственно архивной описи дел. Составление справочного аппарата к описи. Содержание учебного материала: Систематизация карточек и ведение каталога. Характеристика фондов в путеводителе. Определение вида каталога. Разработка схемы классификации документной информации в каталоге. Описание документной информации на каталожных картечах. Индексирование каталожных карточек. Содержание учебного материала: Справочный аппарат в путеводителе. Характеристика документов в обзоре. Справочный аппарат к обзору. 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 4 13 Раздел 5. Использование архивных документов Тема 5.1. Направление, цели, формы использования архивных документов Тема 5.2. Доступ к документам Архивного фонда РФ Практические занятия: составление собственно архивной описи дел; составление справочного аппарата к описи; система научно-справочного аппарата к архивным документам 6 2 2 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: классификация архивной документации; принципы построения системы научносправочного аппарата; структура построения научно-справочного аппарата 3 Содержание учебного материала: Направления использования архивных документов. Цели использования архивных документов. Формы использования архивных документов. Содержание учебного материала: Регистрация доступа к документам Архивного фонда РФ. Документы, подлежащие засекречиванию и рассекречиванию. Основы архивной эвристики Практические занятия: Режим и способы хранения архивных документов, порядок выдачи дел Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: информационные технологии и организация их внедрения в архив; электронные документы в архиве Всего 2 1 2 1 2 5 66 14 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Архивоведения». Оборудование учебного кабинета по количеству обучающихся: - стол ученический; - стул ученический; - стол учительский; - стул учительский; Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор; - телевизор; - экран; - сканер; - принтер 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсы, дополнительная литература 1. Бурова Е.М. Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации: В 2 ч. Ч 1., Ч 2. М.: Академия, 2016 2. Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М. Архивоведение. Под редакцией чл.-корр. Ран в.п. Козлова учебник Москва Издательский центр «Академия». 2007 3. Архивное Право. Конспект лекций 4. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе: Методическое пособие / Росархив. ВНИИДАД. — М, 2003. — 112 с. 5. Тельчаров А.Д. Архивоведение конспект лекций Москва приор-издат 2004 6. Чмыхало А. Ю. Архивное дело: учеб. Пособие / том. Политехн. Ун-т.-Томск, 2004. – 136 с. 7. Шамсутдинова Р.Г. Архивное дело в России: Учебно-методическое пособие. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 51 с. Нормативно-правовая база: 1. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения 2. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 3. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" 4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" 15 5. Постановление Минтруда России от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" 6. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" 7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 8. ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов 9. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения 10. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования 11. Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов 12. Основные Правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) 13. ПЕРЕЧЕНЬ типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения 14. ПРАВИЛА организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях 15. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" Электронный ресурс 1. Портал «Архивы России» - http://www.rusarchives.ru/novosti/arhivnoe-zakonodatelstvo 5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 16 Умения: классифицировать документы Архивного фонда Российской Федерации устанавливать фондовую принадлежность документов Знания: задачи архивной службы Российской Федерации систему архивных учреждений в Российской Федерации признаки классификации документов Архивного фонда Российской Федерации режим и способы хранения архивных документов, порядок выдачи дел практические занятия практические занятия проведение опроса, практические занятия проведение опроса, практические занятия проведение опроса, практические занятия проведение опроса, практические занятия 17