Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Организационная техника основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 46.01.03. «Делопроизводитель» 2021 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 46.01.03. Делопроизводитель, входящей в укрупненную группу профессий 46.00.00 История и археология. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Разработчики: Васильева Лариса Евгеньевна, преподаватель СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организационная техника» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Организационная техника» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 46.01.03 Делопроизводитель, входящих в укрупненную группу профессий 46.00.00 История и археология Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: секретарь, архивариус и др. 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: учебная дисциплина «Организационная техника» относится к общепрофессиональному циклу 1.3. Цели дисциплины - научить эксплуатации оргтехники. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь: эффективно использовать основные виды организационной техники в собственной деятельности; знать: средства хранения, поиска и транспортирования документов; определение, назначение средств оргтехники. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часа; самостоятельной работы обучающегося 23 часов. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, посетителями. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1. Документационное обеспечение деятельности организации. ПК 1.1. Принимать и регистрировать поступающую корреспонденцию, направлять ее в структурные подразделения организации. ПК 1.2. Рассматривать документы и передавать их на исполнение с учетом резолюции руководителей организации. ПК 1.3. Оформлять регистрационные карточки и создавать банк данных. ПК 1.4. Вести картотеку учета прохождения документальных материалов. ПК 1.5. Осуществлять контроль за прохождением документов. ПК 1.6. Отправлять исполненную документацию адресатам с применением современных видов организационной техники. ПК 1.7. Составлять и оформлять служебные документы, материалы с использованием формуляров документов конкретных видов. 2. Документирование и организационная обработка документов. ПК 2.1. Формировать дела. ПК 2.2. Обеспечивать быстрый поиск документов по научно-справочному аппарату (картотекам) организации. ПК 2.3. Систематизировать и хранить документы текущего архива. ПК 2.4. Обеспечивать сохранность проходящей служебной документации. В результате освоения дисциплины обучающейся должен уметь: эффективно использовать основные виды организационной техники в собственной деятельности; знать: средства хранения, поиска и транспортирования документов; определение, назначение средств оргтехники. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 69 46 16 2 23 2 3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Организационная техника» Наименование разделов и тем 1 Раздел I. Тема 1.1. Введение Средства оргтехники Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 2 Организационно-технические средства при работе с бумажной информацией Содержание учебного материала 1 Содержание дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами. Определение и назначение средств оргтехники. Классификация средств оргтехники. Значение и место оргтехники в деятельности предприятия (учреждения). 3 39 Тема 1.2. Помещение и Содержание учебного материала оснащение 1 Современное оснащение помещений служб делопроизводства, компьютерное обеспечение; делопроизводственной телефонная и телексная связь и др. Общие требования по безопасной эксплуатации оргтехники службы 2 Рабочее место делопроизводителя, его оснащение. Средства оргтехники на рабочем месте, требования, предъявляемые к размещению технических средств на рабочем месте. Значение рациональной организации рабочего места. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Анализ организации рабочего места делопроизводителя на предприятиях района (сдача отчета с оценкой по 10-бальной системе) Тема 1.3. Средства для Содержание учебного материала составления 1 Средства составления текстовых документов рукописным и машинописным способами. оригиналов документов Классификация средств составления оригиналов документов. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: - история изобретения шариковой ручки Тема 1.4. Содержание учебного материала Средства 1 Копирование и размножение документов. Использование технических средств с учетом копирования и количества копий документов. Основные типы копировальной техники. Средства оперативного оперативного размножения размножения документов. Основные типы копировально-множительной техники. Способы документов. печати, используемые в условиях учреждения, офиса. Диктофонная техника Уровень освоения 4 2 1 1 2 1 5 2 2 4 2 2 2 Диктофоны; их устройство; принцип работы, правила эксплуатации. Применение канцелярских и портативных диктофонов. Практические занятия № 1- № 6 Приобретение навыков копирования и размножения документов № 7 -№ 9 Приобретение навыков сканирования документов Контрольные работы Проверка овладения практическими навыками по теме «Средства копирования и оперативного размножения документов» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: - средства полиграфического размножения документов; Тема 1.5. Средства хранения, поиска и транспортировки документов Тема 1.6. Средства обработки документов Раздел II. Содержание учебного материала 1 Рациональные способы хранения и поиска документов. Классификация средств хранения и поиска документов. Картотеки, их виды (плоские, вертикальные, вращающиеся, роторные и др). Способы расположения карт в картотеках: разделители, таб-карты, надсечки, рейтеры, карты с краевой перфорацией. 2 Микрофильмирование документов Основное назначение микрофильмирования; преимущества системы хранения на микрофильмах. Виды микрофильмов; технологические особенности. Средства транспортирования документов Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: - голографирование документов; 1 6 1 4 1 2 1 4 Содержание учебного материала 1 Адресовальные машины. Маркировальные машины. Нумераторы. Ламинаторы. Фальцевальные машины. Степлеры и проволокошвейные машины 1 2 Настольные переплетные машины. Машины для уничтожения документов. Назначение, принцип действия, использование средств обработки документов в делопроизводственной службе. 1 Практические занятия № 10 Освоение приемов работы с настольной брошюровальной машиной. Контрольные работы по Разделу I «Организационно-технические средства при работе с бумажной информацией» 1 1 Современные средства телекоммуникации и связи 12 2 Тема 2.1. Содержание учебного материала Средства 1 Телефонная связь. Структура и принцип действия телефонной сети. Радиотелефонная связь. административноБеспроводная телефонная связь. Сотовые системы связи. Телеграфная и факсимильная связь. управленческой связи Видеоконференции. 2 Глобальная информационная сеть INTERNET. Стандарты общения в сети. Электронная почта. Основы работы с программой электронной почты (получение, отправление сообщений и др.) Практические занятия № 11-№ 15 Приобретение навыков по отправке и приему документов по факсу. № 16 Создание ящика электронной почты, отправка писем. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: -история создания Интернет. 6 2 2 1 2 Раздел III. Компьютерное обеспечение делопроизводственных служб Тема 3.1. Содержание учебного материала Компьютерная техника 1 Компьютерная техника в организации труда делопроизводителя. Персональные компьютеры в организации труда (ПК) различных поколений. Аппаратное обеспечение. делопроизводителя 2 Программное обеспечение. Обзор приложений Office и загрузка программ. 3 Компьютерные системы в оргтехнике. Системы управления электронными документами Компьютерные системы административно-управленческой связи 4. 16 Практические занятия № 17 Подключение персонального компьютера Дифференцированный зачет Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 3 6 10 2 2 1 1 2 2 2 46 часов 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия компьютерного класса; подключение к сети Интернет, лабораторий для самостоятельной подготовки учащихся Оборудование учебного кабинета: Технические средства обучения: компьютеры, принтеры, сканеры, модемы, диктофоны, средства обработки документов, средства хранения документов, видеопроектор, диски, учебники, средства Интернет. 4.2.Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных дополнительной литературы изданий, Интернет-ресурсов, Основная литература: 1. Сапков В.В.Информационные технологии и компьтеризация делопроизводства. М.:Академия, 2012 (не переиздавался) Дополнительная литература: 2. Козлов Н.В. Компьютерное делопроизводство и работа с оргтехникой. СанктПетербург: Наука и техника, 2007 Программное обеспечение дисциплины: 1. Операционная система Windows 2. Прикладные программы 11 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь: эффективно использовать основные виды организационной техники в собственной деятельности; знать: средства хранения, поиска и транспортирования документов; определение, назначение средств оргтехники. - тестирование; оценка выполнения индивидуальных практических заданий по обработке, размножению, копированию документов - оценка выполнения заданий по работе с факсимильной связью и электронной почтой. - оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; 12