ПОЛОЖЕНИЕ об организации воспитательной деятельности в ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум» 2021 год I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение об организации воспитательной деятельности в ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум» (далее – Положение) представляет собой совокупность обязательных требований к организации воспитательной деятельности в техникуме, в т.ч. цель и задачи воспитательной деятельности, определяет методологические и организационные основы, направления и формы воспитательной работы с обучающимися. 1.2. Положение включает в себя требования: - к планированию воспитательной деятельности; - к управлению воспитательной деятельностью; - к организации и формированию содержания воспитательной деятельности; - к развитию студенческого самоуправления; - к ресурсному обеспечению воспитательной деятельности; - к оценке воспитательной деятельности. 1.3. Цель воспитательной работы – создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурно, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии, формирования активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения. Положение направлено на регулирование и обеспечение достижения следующих задач воспитательной работы: формирование российской гражданской идентичности обучающихся, обеспечение их самоопределения и социализации; - обеспечение единства воспитательного пространства Российской Федерации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; - сохранение и развитие культурного многообразия, приобщение к духовным ценностям и культуре многонационального народа Российской Федерации; - формирование чувства уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, природе и окружающей среде; - формирование общекультурных и универсальных компетенций, направленных на развитие личностных качеств гражданина-патриота и профессионала на основе уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, создание условий для личностного и профессионального становления обучающихся. 1.4. Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодѐжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; иными профильными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум», Программой воспитания ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум», локальными актами техникума. 1.5. Положение является нормативной и методологической основой для организации воспитательной деятельности, ее функционирования и развития, для оценки состояния воспитательной деятельности на ступени среднего профессионального образования. II. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 2.1. Управление воспитательной деятельностью осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. 2.2. Воспитательная деятельность осуществляется на уровне колледжа, на уровне иных структурных подразделений. Управление воспитательной деятельностью имеет гибкую, развивающуюся структуру в зависимости от стоящих задач и имеющихся для их решения ресурсов. 2.3. Основными инструментами управления воспитательной деятельностью являются рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы как составная часть основной образовательной программы и программы развития образовательной организации. 2.4. Основные направления управленческой деятельности: - разработка необходимых для управления воспитательной деятельностью нормативных документов (положений, инструкций, должностных и функциональных обязанностей, проектов и программ воспитательной деятельности и др.); - анализ возможностей имеющихся структур для организации воспитательной деятельности и создание новых (при необходимости); - планирование работы по организации воспитательной деятельности; - организация практической деятельности в соответствии с планом; - проведение мониторинга состояния воспитательной деятельности в структурных подразделениях совместно с Советом обучающихся. 2.5. Управление воспитательной деятельностью обеспечивает: - формирование мотивации преподавателей и студентов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов в разных сферах деятельности, в том числе будущей профессиональной; - информирование о наличии возможностей для участия студентов в социально значимой деятельности, преподавателей – в воспитательной деятельности; наполнение сайта информацией о воспитательной деятельности, студенческой жизни, содействие организации студенческих СМИ; организацию повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей в сфере воспитательной деятельности и обучение студенческого актива; - организационно-координационную работу при проведении воспитательных мероприятий; - развитие разных форм студенческого самоуправления, содействие деятельности студенческих объединений, создание условий для их взаимодействия между собой, поддержку созидательной инициативы обучающихся; - участие студентов в городских, всероссийских и международных программах, проектах, конкурсах и т.д.; - организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности и студенческих инициатив; - создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; - развитие сотрудничества с социальными партнерами; - стимулирование активной воспитательной деятельности преподавателей; - другие направления в соответствии со спецификой колледжа. III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Воспитательная деятельность должна обеспечить реализацию основ государственной молодѐжной политики Российской Федерации, стратегии развития воспитания в Российской Федерации, формирование компетенций в соответствии с ФГОС. 3.2. Цели воспитательной деятельности определяются нормативно-правовыми документами в сфере образования, молодѐжной политики и направлены на развитие личностных качеств гражданина-патриота и профессионала, формирование высокого морально-личностного и социального профиля обучающегося. 3.3. Основными принципами системы воспитательной деятельности являются: - гуманизм и ориентация на нравственные идеалы и ценности российского общества; - воспитание в контексте профессионального образования и государственной молодѐжной политики; - единство учебной и внеучебной деятельности; - опора на психологические, социальные, культурные и другие особенности обучающихся; - учѐт социально-экономических, культурных и других особенностей региона; - сочетание административного управления и самоуправления обучающихся; - вариативность направлений воспитательной деятельности, добровольность участия в них и право выбора студента; - открытость, преемственность, гибкость системы воспитательной деятельности. 3.4. Воспитательная деятельность исходит из задач профессионального образования и включает время аудиторных занятий, а также внеучебную деятельность и осуществляется в различных формах. 3.5. Одной из ведущих задач воспитания является формирование у молодѐжи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за подвиги Героев Отчизны, готовности служить Родине в выбранной профессиональной сфере, к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Особое внимание в системе воспитательной деятельности уделяется работе с государственной символикой РФ, участию обучающихся в государственных праздниках (День России, День народного единства и др.), памятных для россиян культурно-исторических событиях. 3.6. Содержание воспитания реализуется через вовлечение обучающихся в решение образовательных, социально одобряемых и личностно значимых проблем в соответствии с их возрастными особенностями и образовательными возможностями. Воспитательная деятельность в колледже предусматривает следующие направления воспитательной работы с обучающимися: -Гражданско- патриотическое воспитание; -Культурно- эстетическое; -Духовно-нравственное воспитание; -Научно-образовательное воспитание; -Профессиональное и бизнес- ориентирующее воспитание; -Экологическое воспитание; -Физическое воспитание и воспитание ЗОЖ Воспитательная деятельность в колледже предусматривает следующие формы воспитательной работы с обучающимися: -Проектная и исследовательская деятельность; -Волонтерская (добровольческая) деятельность; -Досуговая, творческая и социально-культурная деятельность; -Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность, в т.ч. в профессиональном контексте; При реализации воспитательной работы могут использоваться разнообразные методы воспитания: личностные, коллективные, индивидуальные, деятельностные, коммуникационно-информационные и т.д. 3.7. Система воспитательной деятельности обеспечивает достижение двух групп. Внешние (количественные, имеющие формализованные показатели): победы в конкурсах и соревнованиях, рост количества студенческих объединений, увеличение количества участников проектов и т.д. Внутренние (качественные, не имеющие формализованных показателей, т.к. принадлежат внутреннему миру человека): устойчивые ценности, жизненные смыслы, идеалы, чувства, переживания и т.д. 3.8. Воспитательная деятельность является неотъемлемой составляющей работы преподавателя наряду с учебной и научной деятельностью и имеет отражение в индивидуальном плане преподавателя. Преподаватель руководствуется задачами профессионального образования, принципами воспитывающего обучения, спецификой программ, создаѐт условия для профессионального и личностного становления обучающегося. 3.9. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» преподавателям и другим организаторам воспитательной деятельности даѐтся свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов воспитания, а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов воспитания, право на выбор средств воспитания в соответствии с рабочей программой воспитания. 3.10. При организации воспитательной деятельности техникум взаимодействует с различными социальными партнѐрами. имеющими позитивные программы деятельности и совпадающие цели. IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 4.1. Деятельность студенческого самоуправления регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Положением об органах студенческого самоуправления и другими разработанными и утверждѐнными в установленном порядке локальными нормативными документами. 4.2. По инициативе обучающихся, в т.ч. в целях учѐта их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, создаются Советы обучающихся (Студенческие советы). 4.3. Техникум обязан способствовать развитию студенческого самоуправления во всех видах деятельности обучающихся, их участию в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, студенческих научных обществ, женских организаций, клубов по интересам, трудовых и добровольческих (волонтѐрских) объединений различной направленности и других неполитических/нерелигиозных объединений. 4.4. Участие в студенческом самоуправлении является частью образовательного процесса и способствует формированию общекультурных компетенций через вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность посредством приобретения опыта демократических отношений и навыков организаторской деятельности. 4.5. В сферу деятельности студенческого самоуправления входит подготовка и реализация конкретных коллективно-творческих дел, проектов и других мероприятий во взаимодействии с администрацией, преподавателями и социальными партнѐрами в рамках полномочий и ответственности. 4.6. Колледж обязан проводить подготовку обучающихся к самоуправленческой деятельности с привлечением специалистов разных профилей. 4.7. Деятельность студенческого самоуправления обеспечивается психологопедагогическим сопровождением в различных формах, содействующих эффективному решению стоящих перед студенческими лидерами задач. 4.8. Органы студенческого самоуправления для решения стоящих перед ними задач и реализации программ деятельности студенческих объединений осуществляют взаимодействие с администрацией, используя различные формы и способы: конференция, встреча-диалог, совместные (рабочие) группы, экспертная оценка документов администрации и Совета обучающихся, проектов, совместные комиссии (по повышению качества образования, дисциплинарные, социальнобытовые и т.д.), обращение (с просьбой, инициативой, предложением) и другие. 4.9. Основным критерием эффективности деятельности органов студенческого самоуправления является повышение уровня активности обучающихся в разных сферах деятельности. 4.10. Органы студенческого самоуправления несут ответственность за принятые решения и предпринятые действия перед сформировавшим его студенческим сообществом, руководством образовательной организации, органами государственной и муниципальной власти. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности направлено на создание условий для осуществления деятельности по воспитанию обучающихся в контексте реализации образовательных программ с учетом необходимости развития воспитывающей (воспитательной) среды как интегративного механизма созидательной деятельности, общения, разнообразных событий, возникающих в них отношений, демонстрации достижений. 5.2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение 5.2.1. Нормативное обеспечение воспитательной деятельности разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций, сложившимся опытом воспитательной деятельности, имеющимися ресурсами и включает следующие документы: - положение об организации воспитательной деятельности; - рабочая программа воспитания; - календарный план воспитательной работы; - приказы, распоряжения, положения, определяющие и регламентирующие воспитательную деятельность; - протоколы решений педагогического совета, на которых рассматривались вопросы воспитательной деятельности; - отчѐты о проделанной воспитательной работе за год. 5.2.2. Наличие других документов, за исключением установленных внутренними локальными актами, не предусматривается. 5.3. Кадровое обеспечение 5.3.1. Управление воспитательной деятельностью обеспечивается кадровым составом, включающим следующие должности: педагог- организатор, который несѐт ответственность за организацию воспитательной деятельности. 5.3.3. Административный, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал подразделений, привлекаемых к организации воспитательной деятельности, определяется администрацией техникума по необходимости. 5.3.4. Воспитательную деятельность организуют преподаватели из числа педагогических работников. 5.3.6. Организаторы воспитательной деятельности обязаны проходить курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года. 5.4. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение 5.4.1. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности должны предусматривать возможность: - проведения массовых мероприятий, собраний, представлений, досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, волонтерской деятельности, театрализованных представлений; - выпуска печатных и электронных изданий, телевизионных и радиопрограмм и т.д.; - художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов; - систематических занятий физической культурой и спортом, проведения секционных спортивных занятий, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; - обеспечения доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научноисследовательской и проектной деятельности обучающихся. 5.4.2. Техникум должен иметь в своей инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, Интернетресурсами и специализированным оборудованием: - помещения для работы органов студенческого самоуправления; - спортивные сооружения; - помещения для проведения культурного студенческого досуга и занятий художественным творчеством; - помещения для работы психолого-педагогических и социологических служб; - объекты социокультурной среды. 5.5. Информационное обеспечение. 5.5.1. Информационное обеспечение воспитательной деятельности направлено на: - информирование о возможностях для участия студентов в социально значимой деятельности, преподавателей – в воспитательной деятельности и их достижениях; - наполнение сайта информацией о воспитательной деятельности, студенческой жизни; - информационную и методическую поддержку воспитательной деятельности; - планирование воспитательной деятельности и еѐ ресурсного обеспечения; - мониторинг воспитательной деятельности; - поиск, сбор, анализ, обработку, хранение и предоставление информации; - дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности); - дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы. 5.5.2. Информационное обеспечение воспитательной деятельности включает: комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных, в т.ч. сетевых, средств (компьютеры, принтеры, сканеры и др.). VI. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Предметом оценки являются условия реализации воспитательной деятельности в соответствии с настоящим Положением: управление и организация воспитательной деятельности, реализация содержания воспитания, деятельность органов студенческого самоуправления, ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (нормативно-правовое и методическое, кадровое, информационное, финансовое, инфраструктура и материально-техническое оснащение). 6.2. Показатели и критерии оценки воспитательной деятельности определяются рабочей программой воспитания, документами по молодѐжной политике и работе со студенческой молодѐжью. 6.3. При оценке используются следующие методы экспертизы: контент-анализ документов, анализ сайта образовательной организации и сетевых информационных ресурсов, анкетирование студентов, беседы, анализ проектной активности и продуктивности, анализ портфолио достижений.