Приложение № 6 к ОПОП 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Рабочая программа дисциплины ОП.06 Основы зоотехнии Для обучающихся по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» Трудоемкость дисциплины 61час Из них аудиторной нагрузки 44 часов В т.ч. Лекций 34 Практических занятий 8 Дифференцированный 2 зачет Самостоятельной работы -17 часов. Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет Составитель программы: Федорова Н.М. п. Локня - 2021 1 Программа учебной дисциплины ОП.06 Основы зоотехнии разработана в соответствии с ФГОС СПО 35.01.11Мастерсельскохозяйственного производства, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013 г. N855 (ред.от 09.04.2015). Организация-разработчик: ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Разработчики: Фёдорова Нина Михайловна-преподаватель дисциплин профессионального и общепрофессионального цикла ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум», высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ стр . 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 13 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 . Область применения программы: Программа дисциплины ОП.06 Основы зоотехнии является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства. Программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм. 3 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и читается на третьем курсе обучения. Трудоемкость дисциплины 61 час. Из них аудиторной нагрузки 44 часа. При изучении дисциплины предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий, электронных образовательных ресурсов в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины ОП06 Основы зоотехнии обучающийся должен уметь: -определять основные породы, учитывать продуктивность сельскохозяйственных животных; -оценивать сельскохозяйственных животных по происхождению, конституции, экстерьеру и интерьеру, продуктивности и качеству потомства; -подбирать различные виды кормов и оценивать их качество; -проводить комплекс защитных мероприятий животных от заболеваний и падежа; знать: -основные виды и породы сельскохозяйственных животных; -направления их продуктивности; -основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных; -технологии производства продукции животноводства; -основы зоогигиены и ветеринарии Изучение дисциплины ОП.06 Основы зоотехнии готовит к освоению общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 4 ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности. ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными половозрастными группами животных разных направлений продуктивности. ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на животноводческих комплексах и механизированных фермах. ПК3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных. ПК 3.4.Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и механизированных фермах. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Виды учебной работы Обьем 5 часов Максимальная учебная нагрузка (всего) обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) работа с учебной и справочной литературой , конспектирование материала. анализ таблиц и графиков и работа по карточкам заданиям, ребусам, работа с дополнительной литературой и интернетом Написание рефератов и докладов. Разработка мультимедийных презентаций и видеофильмов по зоотехнии Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 6 61 44 8 17 2 2.2. Тематический план учебной дисциплины «Основы зоотехнии». Наименование разделов и тем ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала: Предмет Основы зоотехнии. Цели и задачи курса. Необходимость знаний дисциплины специалисту с/х производства.Народнохозяйственное значение и перспективы развития отраслей животноводства Происхождение сельскохозяйственных животных. Учение о породе . Классификация пород. Акклиматизация пород. Раздел 1.Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных Тема1.Понятие об анатомии и Содержание учебного материала: физиологии сельскохозяйственных Общие понятия об анатомии и физиологии сельскохозяйственных животных. животных Конституция, экстерьер и интерьер животных: Учение о конституции. Типы конституции, их характеристика. Кондиции сельскохозяйственных животных. Экстерьер сельскохозяйственных животных, связь с конституцией. Интерьер, связь с продуктивностью сельскохозяйственных животных. Практическая занятие №1 - 2 1.Изучение происхождения сельскохозяйственных животных. 2.Изучение Классификации пород, типов конституции, экстерьера и интерьера животных. Акклиматизация пород. Самостоятельная работа Проанализировать общее состояние развития животных и наметить пути увеличения продуктивности и состояния здоровья Тема2. Закономерности Содержание учебного материала : индивидуального роста и развития. Учение об онтогенезе. Рост и развитие животных. Закономерности роста и Направленное выращивание развития. молодняка. Факторы, влияющие на рост и развитие. Направленное выращивание молодняка. Практическое занятие №3 Изучение закономерностей индивидуального роста и развития животных. Самостоятельная работа. Проанализировать состояние продукции животных. Продумать и записать в тетради меры по улучшению состояния здоровья и содержания животных. 7 Раздел 2. Основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных Объём часов 2 16 2 Уровень освоения 2 4 2 4 2 2 16 2 Тема 3 .Отбор и подбор. Методы разведения Тема 4. Определение различных видов кормов и оценка их качества. Тема 5 Классификация кормов и подготовка их к вскармливанию Содержание учебного материала : Понятие об отборе, типы формы и методы отбора. Методы оценки наследственных качеств животных. Отбор по продуктивности. Бонитировка животных и распределение их в стаде на классы и группы. Подбор, формы и методы подбора и цель их применения. Связь отбора с подбором. Подбор с учетом родственных отношений. Использование инбридинга в животноводстве и способы предупреждения инбредной депрессии Методы разведения животных, их краткая характеристика. Самостоятельная работа. Проанализировать состояние развития животноводства в своём районе. Составить конспект. Содержание учебного материала: Значения различных видов кормов на общее развитие, здоровье и продуктивность. 4 Самостоятельная работа. Проанализировать состояние кормовой базы на ферме крупнорогатого скота по месту проживания. Составить конспект в тетради. Содержание учебного материала: Основные виды грубых, сочных, и концентрированных кормов. Понятие о нормированном полноценном кормлении. Принципы составления рационов. . Практическая занятие № 4 Определение питательности, перевариваемости рационов, потребности в кормах. Планирование потребности в кормах 2 Самостоятельная работа Повторить условия содержания и кормления животных. Подготовка к выполнению практической работы. Раздел 3. Основы скотоводства и технологии производства основных видов продукции животноводства Тема 6 Содержание учебного материала: Народнохозяйственное значение Народнохозяйственное значение скотоводства. Краткая характеристика скотоводства. Биологические и производственных групп крупного рогатого скота. Биологические и хозяйственные хозяйственные особенности особенности крупного рогатого скота. Краткая характеристика молочных пород крупного рогатого скота крупного рогатого скота, разводимого в России. Краткая характеристика пород мясного скота 8 2 2 2 2 2 2 2 2 25 2 2 Тема 7. Молочная продуктивность Тема 8. Мясная продуктивность Мясная продуктивность Тема 9. Свиноводство Тема 10. Овцеводство. Тема 11. Коневодство. Самостоятельная работа Повторить условия содержания и кормления животных. Основные породы крупного рогатого скота в регионе. Содержание учебного материала: Особенности развития и функционирование молочной железы коров.Понятие о лактации, сухостойном и сервис-периоде, правила доения коров.Факторы, влияющие на молочную продуктивность.Раздой коров и первотелок. Мероприятия, обеспечивающие получение чистого молока. Технологии получения молока Самостоятельная работа-Ознакомиться с основными типами предприятий в молочном скотоводстве, размерами ферм. -Подготовить сообщение: Показатели, определяющие уровень молочной продуктивности.Снижение потерь при производстве молока. Содержание учебного материала: Морфологический состав говядины. Формирование мясной продуктивности по отдельным периодам выращивания и откорма.Комплектование молодняком комплексов и ферм промышленного типа. Факторы, влияющие на выход мясной продукции.Снижение потерь при производстве говядины. Содержание учебного материала: Технология производства говядины на фермах и в спецхозах. Технология производства говядины на промышленной основе. Технология с полным циклом производства Самостоятельная работа Ознакомиться с основными типами предприятий в мясном скотоводстве, размерами ферм. Содержание учебного материала: Народнохозяйственное значение свиноводства. Основные направления свиноводства.Биологические признаки свиней . Краткая характеристика пород свиней, разводимых в России. Воспроизводство свиней. Мясная продуктивность свиней Содержание учебного материала: Народнохозяйственное значение овцеводства. Биологические особенности и продуктивность овец. Классификация пород овец.Краткая характеристика пород овец, разводимых в России. Воспроизводство стада овец. Характеристика молочной и мясной продуктивности овец.Технология производства баранины. Содержание учебного материала:9 2 4 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 Тема 12. Основы зоогигиены и ветеринарии Народнохозяйственное значение коневодства. Основные направления коневодства. Биологические признаки лошади. Краткая характеристика пород лошадей, разводимых в России. Воспроизводство лошадей.Молочная и мясная продуктивность лошадей. Содержание учебного материала : Понятие о зоогигиене. Общие ветеринарно- санитарные требования к животноводческим помещениям, почве, кормам и воде. Гигиена содержания и ухода за животными. Понятия о ветеринарии. Комплекс мероприятий охраны животных. Меры профилактики заразных болезней , опасных как для человека, так и для животных. Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к зачёту Дифференцированный Зачёт ИТОГО 10 2 2 2 61 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к материально-техническому обеспечению. Реализацию программы учебной дисциплины требует наличия кабинетов -«Зоотехния»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Оборудование учебного кабинета «Зоотехния» : - рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методической документации «Зоотехния»; - муляжи животных; -плакаты (анатомия животных; стати животных; породы сельскохозяйственных животных; мечение животных; болезни животных; технологии заготовки кормов). Технические средства обучения: 1 .Видеопроектор; 2. Компьютер; Оборудование лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Технические средства обучения: интерактивная доска; рабочие места, оборудованные персональными компьютерами по числу обучающихся; — — 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий , интернет- ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Иванова Н.И. Основы зоотехнии: учеб. для студ. учреждений сред.проф. образования, М.: Издательский центр «Академия», 2018 2. Чикалев А. И. Разведение с основами частной зоотехнии: учебник / А.И. Чикалёв, Ю.А., Юлдашбаев, Ф.Р. Фейзуллаев. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2018. [Электронный ресурс]. – http://znanium.com/bookread2.php?book=899568 Дополнительные источники: 1. Куприенко А.И. Технологи механизированных работ в животноводстве: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.И. Куприенко, Х.М. Исаев. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018 . – 240 с. 2. 1. Зоогигиена: учебник / А.И. Чикалёв, Ю.А. Юлдашбаев. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2018. [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=899563 11 Интернет - ресурсы 1. http://obmendoc.ru /Зоотехния/ лекции-зоотехния.doc 2.Чижова Г. С. Методики диагностики и лечения сельскохозяйственных животных:учебное пособие / Кочарян В.Д., Чижова Г.С., Шабашева Ю.Г. Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. - [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=618012; 3. Инструкции по борьбе с заразными болезнями животных: Сборник нормативных документов. Том 1. Болезни животных всех или нескольких видов / [Биология. Ветеринария.Прогресс, 2018. - [Электронный ресурс]. URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=1004079; 4. Инструкции по борьбе с заразными болезнями животных: Сборник нормативных документов. Том 2. Болезни животных отдельных видов / [Биология. Ветеринария. Прогресс,2018. - [Электронный ресурс]. - http://znanium.com/bookread2.php?book=1004157 5. Ветеринарная микробиология и иммунология. Часть 1. Общая микробиология: учебник/ В.Н. Кисленко, Н.М. Колычев. - М.: ИНФРА-М, 2018. - [Электронный ресурс]: http://znanium.com/bookread2.php?book=974023 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ По дисциплине «Основы зоотехнии» проводится текущий, рубежный и итоговый контроль знаний. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем на каждом уроке, в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: -определять основные породы, учитывать продуктивность сельскохозяйственных животных; -оценивать сельскохозяйственных животных по происхождению, конституции, экстерьеру и интерьеру, продуктивности и качеству потомства -анализ результатов практического занятия №1 -результаты выполнения самостоятельной работы -тестовый контроль с использованием компьютерных технологий -дифференцированный зачет -анализ результатов практических занятий №1; №2 -результаты выполнения самостоятельной работы -дифференцированный зачет -анализ результатов практического занятия №4 -подбирать различные виды -результаты выполнения самостоятельной работы кормов и оценивать их качество -тестовый контроль с использованием компьютерных технологий -дифференцированный зачет -проводить комплекс защитных -анализ результатов практического занятия №2 мероприятий животных от -результаты выполнения самостоятельной работы заболеваний и падежа; -дифференцированный зачет Знать: -устный опрос -основные виды и породы -фронтальный опрос сельскохозяйственных -тестирование с использованием компьютерных технологий животных; -контроль за самостоятельной работой студентов -направления их -дифференцированный зачет продуктивности; -основы разведения и -устный опрос кормления -фронтальный опрос сельскохозяйственных -тестирование с использованием компьютерных технологий животных; -контроль за самостоятельной работой студентов -дифференцированный зачет 13 -технологии производства продукции животноводства; -основы зоогигиены и ветеринарии -устный опрос -фронтальный опрос -тестирование с использованием компьютерных технологий -контроль за самостоятельной работой студентов -дифференцированный зачет -устный опрос -фронтальный опрос -тестирование с использованием компьютерных технологий -контроль за самостоятельной работой студентов -дифференцированный зачет 14