Рабочая программа ОП 08. Экологические основы природопользования

Приложение № 8
к ОПОП 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 Экологические основы природопользования
по профессии
35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Профиль: технологический

Трудоемкость
Из них аудиторной
нагрузки
В том числе:
Лекций
Практических занятий
Дифференцированный
зачет

44 часа
32 часа
20 часов
10 часов
2 часа

Самостоятельной работы --12 часов
Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет
Составитель программы: Аксёнова Л.В.

п. Локня - 2021
1

Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов
(далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее
СПО) по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
Псковской
области
«Локнянский
сельскохозяйственный техникум» (ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный
техникум)

Разработчики:
Юров Александр Петрович – Заместитель директора по УПР ГБПОУ ПО
Локнянский сельскохозяйственный техникум»
Аксёнова Любовь Викторовна – преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБПОУ ПО Локнянский сельскохозяйственный техникум»

2

Оглавление

1.

Пояснительная записка

2.

Содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

3.

Тематический план учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

4.

Материально-техническое обеспечение преподавания учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»

5.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»

3

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
разработана на основании требований Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 35.01.11 Мастер
сельскохозяйственного производства (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2
августа 2013 г. N 855 с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2015 г)
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и читается на четвертом курсе обучения.
Планируемые результаты изучения учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» :
В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
студент должен
уметь:
1) обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;
2) использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в
профессиональной деятельности
знать:
1) принципы рационального природопользования;
2) источники загрязнения окружающей среды;
3) государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
4) экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.
Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» закладывает
теоретические основы освоения общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и
экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на
предприятиях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в
растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных
машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и
оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и
ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов,
самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств,
оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
4

ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других
сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования
животноводческих ферм и комплексов.
ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других
сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования
животноводческих ферм и комплексов и устранять их.
ПК 3.1. Выполнять механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными
половозрастными группами животных разных направлений продуктивности.
ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание технологического оборудования на
животноводческих комплексах и механизированных фермах.
ПК 3.3. Оказывать помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке
сельскохозяйственных животных.
ПК 3.4. Участвовать в проведении дезинфекции помещений на животноводческих комплексах и
механизированных фермах.
ПК 4.1. Управлять автомобилями категорий "В" и "С".
ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных
средств.
ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 4.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 44часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 12часов.

5

2. Содержание учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования»
Введение – 2 часа.
Содержание темы: Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии –
взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и
практической деятельности людей. История развития экологии. Методы, используемые в
экологических исследованиях. Значение экологии в освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
Раздел 1. Основы экологии – 8 часов
Тема 1.1. Экологические системы – 2 часа
Содержание темы: Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера. Среда обитания и
экологические факторы. Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы.
Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Круговорот веществ и
превращение энергии в экосистеме. Агроэкосистемы.
Тема 1.2. Среда обитания человека и экологическая безопасность – 6 часов
Содержание темы: Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная
среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической безопасности.. Шум и
вибрация в городских условиях и влияние их на здоровье городского человека. Экологические
проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское
хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского
хозяйства. Схемы агроэкосистемы
Практические занятия:
1) Описание жилища человека как искусственной экостистемы.
2) Составление схемы агроэкосистемы
Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 14 часов
Тема 2.1. Концепция устойчивого развития – 4 часа
Содержание темы: Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение
экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Способы решения
экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их
взаимодействие и взаимовлияние. Экономический след и индекс человеческого развития.
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Тема 2.2. Природные ресурсы и их рациональное использование – 10 часов
Содержание темы: Классификация природных ресурсов. Использование и охрана атмосферы:
строение и газовый состав, влияние деятельности человека, загрязнение атмосферы, последствия
загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы, меры по предотвращению загрязнения и
охране атмосферного воздуха, мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов: природная вода и её распространение,
круговорот воды в природе, роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей, истощение
и загрязнение водных ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники загрязнений,
мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды. Использование и охрана недр:
полезные ископаемые и их распространение, использование недр человеком, исчерпаемость
минеральных ресурсов, основные направления рационального использования и охраны недр.

6

Использование и охрана земельных ресурсов: почва, её состав и строение, хозяйственное
значение почв. Деградация почв и мелиоративные мероприятия, экологический мониторинг.
Рациональное использование и охрана растительности и животного мира: роль растений и
животных в природе и жизни человека, их участие в круговороте веществ и энергии в природе;
лес, как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана растительности лугов и пастбищ;
использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений; воздействие человека на
животных; охрана важнейших групп животных. Охрана ландшафтов: классификация
ландшафтов, рекреационные территории и их охрана.
Практические занятия:
3) Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности.
4) Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
5) Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкостистемы..
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 6 часов
Тема 3.1. Организация рационального природопользования и охраны природы в России - 2
часа
Содержание темы: Функции и методы государственного экологического управления.
Государственная политика и управление в области экологии. Экологическое законодательство
России. Государственное управление сельскохозяйственным природопользованием.
Экологический контроль.
Практическое занятие: Изучение правовых основ защиты окружающей среды
Тема 3.2. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и
охраны природы – 1 час
Содержание темы: Краткая история международного природоохранного движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных
организаций в охране природы.
Практическое занятие Международные организации по охране природы
Тема 3.3. Эколого-природоохранное образование – 1 час
Содержание темы: Образование в интересах устойчивого развития. Правовые основы
экологического образования в России. Экологическое образование в школе. Экологоприродоохранное образование в учреждениях среднего профессионального образования.
Практическое занятие: «Особо охраняемые территории Псковской области»
Дифференцированный зачет – 2 часа

7

3.Тематический план учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Количество часов

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Л

Содержание учебного материала.

Введение – 2 часа

12

Лекция: Введение.

Пз

Кр

Ср

2

0

0

0

Раздел 1. Основы экологии – 8 часов

5

2

1

4

Тема 1.1.
Экологические
системы – 2 часа

2

3-4

Основные экологические понятия. Объекты изучения экологии –
взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании
современной картины мира и практической деятельности людей.
История развития экологии. Методы, используемые в
экологических исследованиях. Значение экологии в освоении
профессий и специальностей среднего профессионального
образования.

Лекция: Экологические системы.
Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. Биосфера.
Среда обитания и экологические факторы. Закономерности
воздействия факторов среды на живые организмы. Ярусность
растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Агроэкосистемы.

Внеаудиторная самостоятельная работа: кроссворд по теме
«Взаимоотношения живых организмов в природе»

Тема 1.2. Среда
обитания человека и
экологическая
безопасность – 6
часов

5

6

1
Лекция: Окружающая человека среда и её компоненты.
Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и
искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам
окружающей человека среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
1
Лекция: Городская среда.
Особенности городской среды. Городская квартира и требования
к её экологической безопасности. Шум и вибрация в городских
условиях и влияние их на здоровье городского человека.

Информационн
ое обеспечение

Урове
нь
освоен
ия
1

ОК, ПК,
З, У

У2,
ОК1,ОК7,

У2,
ОК2,ОК3,
ОК4

2
У2, З3,
ОК2,ОК3,
ОК4

У2, З3,
ОК2,ОК3,
ОК4
8

Количество часов

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Л

Содержание учебного материала.

Пз

Кр

Ср

Информационн
ое обеспечение

Урове
нь
освоен
ия

ОК, ПК,
З, У

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в
городе
7

Практическое занятие:
Описание жилища человека, как
искусственной экостистемы.

8

9

Лекция: Сельская среда.
Особенности среды обитания человека в условиях сельской
местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Схемы агроэкосистемы
Практическое занятие: Составление схемы агроэкосистемы

10

Контрольная работа

1

ОК6,
ОК2, ОК4,
З2, У2
З2, З3, З4,
ОК1, ОК5

1

ОК6,ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3

1

1

Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение по теме

2

«Значение экологических знаний в моей будущей профессии»

Раздел 2. Взаимодействие природы и общества – 14 часов

9

Тема 2.1. Концепция
устойчивого
развития – 4 часа

2

1112

Лекция: Концепция устойчивого развития.
Возникновение концепции устойчивого развития.
Возникновение экологических понятий «устойчивость» и
«устойчивое развитие». Способы решения экологических
проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический
способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.
Экономический след и индекс человеческого развития.
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты». Экологический след.

1314

Практическое занятие: Решение экологических задач на
устойчивость и развитие.

5

0

6
ОК2, ОК3,
ОК4, З3,
У2

2

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
9

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
Содержание учебного материала.

Количество часов
Л

Пз

Кр

Ср

Информационн
ое обеспечение

Урове
нь
освоен
ия

ОК, ПК,
З, У
У2, ОК3

Тема 2.2. Природные
ресурсы и их
рациональное
использование – 10
часов

Внеаудиторная самостоятельная работа: «Расчет собственного
экологического следа»
15
Лекция: Классификация природных ресурсов. Использование и

2

16

Лекция: Рациональное использование и охрана водных
ресурсов

У1, У2, З1,
ОК2, ОК4,
ПК1.1,
ПК1.2

1

охрана атмосферы.
Строение и газовый состав, влияние деятельности человека,
загрязнение атмосферы, последствия загрязнения и нарушения
газового баланса атмосферы, меры по предотвращению
загрязнения и охране атмосферного воздуха, мониторинг
качества и степени загрязнения атмосферы.
Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение по теме
«Природные ресурсы Псковской области»

2
1

У2, З1,
ОК1-4

2

У2, З1,
ОК1-4,
ОК8

2

У2, З1,
ОК1-4,
ОК5, ОК8,
ПК1.1,
ПК1.2,

Природная вода и её распространение, круговорот воды в
природе, роль воды в природе и хозяйственной
деятельности людей, истощение и загрязнение водных
ресурсов, основные загрязняющие вещества и источники
загрязнений, мониторинг водных ресурсов, качества и
загрязнения воды.
1718

Лекция: Использование и охрана недр

1920

Лекция: Использование и охрана земельных ресурсов

Полезные ископаемые и их распространение,
использование недр человеком, исчерпаемость
минеральных ресурсов, основные направления
рационального использования и охраны недр.
Почва, её состав и строение, хозяйственное значение почв.
Деградация почв и мелиоративные мероприятия,
экологический мониторинг.

10

Количество часов

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Л

Содержание учебного материала.

Пз

Кр

Ср

Информационн
ое обеспечение

Урове
нь
освоен
ия

ОК, ПК,
З, У
ПК1.3

Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение по теме
«Химизация сельского хозяйства»
21
Практическое занятие: Рациональное использование и

2
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3

1

охрана растительности и животного мира.
Роль растений и животных в природе и жизни человека, их
участие в круговороте веществ и энергии в природе; лес,
как, важнейший растительный ресурс планеты; охрана
растительности лугов и пастбищ; использование и охрана
хозяйственно ценных и редких видов растений;
воздействие человека на животных; охрана важнейших
групп животных.
22

Лекция: Охрана ландшафтов

У2, З1,
ОК1-4,
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК1.3
ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3

1

Классификация ландшафтов, рекреационные территории и
их охрана.
23

24

Практическое занятие: Описание антропогенных

1

изменений в естественных природных ландшафтах
местности.
Практическое занятие: Сравнительное описание
естественных природных систем и агроэкостистемы..

Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования – 6 часов

3

Тема 3.1.
Организация
рационального
природопользования
и охраны природы в
России - 2 часа

1

25

Лекция: Функции и методы государственного экологического
управления.
Государственная политика и управление в области экологии.
Экологическое законодательство России. Государственное
управление сельскохозяйственным природопользованием.
Экологический контроль.

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3

1

3

0

2
У1, У2,
З3, З4,
ОК1-4,
ОК7

11

Количество часов

Наименование разделов и тем,
практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Л

Содержание учебного материала.

Тема 3.2.
Международное
сотрудничество в
области
рационального
природопользования
и охраны природы –
2 часа

Тема 3.3 Экологоприродоохранное
образование – 2 часа

26

Практическое занятие: Изучение правовых основ защиты
окружающей среды

27

Лекция: Краткая история международного
природоохранного движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные
соглашения. Роль международных организаций в охране
природы.

28

Практическое занятие: Международные организации по охране
природы

Пз

Кр

Ср

Урове
нь
освоен
ия

ОК, ПК,
З, У

1

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК7,
ОК3
З3, У1

1

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3

1

Внеаудиторная самостоятельная работа: сообщение по теме «Русские
природоохранные организации»
29
Лекция: Эколого-природоохранное образование

Информационн
ое обеспечение

2
1

Образование в интересах устойчивого развития. Правовые
основы экологического образования в России. Экологическое
образование в школе. Эколого-природоохранное образование в
учреждениях среднего профессионального образования.
30

3132

Практическое занятие: «Особо охраняемые территории Псковской
области»

Итого 19
Дифференцированный зачет
2

Всего 32

ОК6, ОК2,
ОК4, З2,
У2, ОК3

1

10

1

12

12
12

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного
кабинета «Экологические основы природопользования»; лаборатории
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Оборудование лаборатории «Информационные технологии в
профессиональной деятельности»:
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
рабочие
места, оборудованные персональными компьютерами по
числу обучающихся;
—
—

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники (О.и.):
1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы
природопользования. - 19-е изд. - М: Издательский центр "Академия",
2018. - 236 с.
Дополнительные источники (Д.и.):
1. Манько О.М., Мешалкин А.В., Кривов С.И. Экологические основы
природопользования. - учебник изд. - М: Издательский центр
"Академия", 2017. - 189 с.
Интернет-ресурсы:
1. www. yandex. ru
2. www. rambler. ru
3. www. google. ru
4. www. yahoo. com
5. www. apport. ru
6. www. dogpile. com
3.3. Требования к педагогическим работникам
Реализация программы курса должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование,
14

соответствующее профилю преподаваемого курса. Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера
производственного обучения получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме
стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного
зачета

Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов
(освоенные умения, усвоенные
обучения
знания)
Умения:

обеспечивать соблюдение
Наблюдение и оценка выполнения работ на
экологических норм и правил в практических занятиях:
производственной деятельности - Составление схемы агроэкосистемы;
- Рациональное использование и охрана
растительности и животного мира;
- Изучение правовых основ защиты окружающей
среды;
- Особо охраняемые территории Псковской
области;
Контрольная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа:
- сообщение по теме «Значение экологических
знаний в моей будущей профессии»
-сообщение по теме «Химизация сельского
хозяйства»
-сообщение по теме «Русские природоохранные
организации»
Дифференцированный зачет
использовать представления о Наблюдение и оценка выполнения работ на
взаимосвязи живых организмов практических занятиях:
- Решение экологических задач на устойчивость и
и среды обитания в
15

профессиональной
деятельности

развитие.,
- Описание антропогенных изменений в
естественных природных ландшафтах местности.
Сравнительное
описание
естественных
природных систем и агроэкостистемы.
Оценка выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы:
-Расчет собственного экологического следа
- Сообщение по теме «Природные ресурсы
Псковской области»
Дифференцированный зачет

Знания:

-принципы рационального
природопользования
- источники загрязнения
окружающей среды
- государственные и
общественные мероприятия по
охране окружающей среды
экологические аспекты
сельскохозяйственной
деятельности

тестирование, устный опрос, оценка выполнения
практических работ, контрольная работа
тестирование, устный (письменный)
опрос,
контрольная работа
тестирование, устный (письменный) опрос,
контрольная работа,
тестирование, устный (письменный) опрос,
оценка выполнения самостоятельной работы,
Наблюдение и оценка выполнения
и
практических работ,

16


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».