Рабочая программа ОП 05. Безопасность жизнедеятельности

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Локнянский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 05. Безопасность жизнедеятельности

Трудоемкость дисциплины 36 часов
Из них аудиторной нагрузки 36часов
В т.ч.

Лекций
Практических занятий

24
11

Для девушек

Лекций
Практических занятий
Дифференцированный
зачет

15
20

1

Форма промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет
Составитель программы: Незамаев Е.В.

2021 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………....

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………...….

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Рабочая программа дисциплины ОП.05 Безопасность жизнедеятельности разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих,
служащих(ППКРС) Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581
(ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N
44800)
Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины и читается на третьем курсе обучения.
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
в результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- (З 1) принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России(;
-(З 2) основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- (З 3) основы военной службы и обороны государства ;
- (З 4) задачи и основные мероприятия гражданской обороны ;
- (З 5) способы защиты населения от оружия массового поражения;
- (З6) меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- (З7) организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- (З8) основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно- учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- (З9) область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- (З10) порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

3

Уметь:
(У 1) организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- (У 2) предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- (У 3) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- (У 4) применять первичные средства пожаротушения;
-(У5) ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
-(У6) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
-(У7) владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-(У8) оказывать первую помощь пострадавшим;
Изучение дисциплины ОП.05 Безопасность жизнедеятельности готовит к освоению общих и основных видов деятельности:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
должен быть готов к выполнению основных видов деятельности
определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомоби4

ля;
осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации;
производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.1.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Раздел I.
Гражданская оборона и защита при чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1
Содержание
Единая
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
государственная
ситуаций
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
Содержание
Тема 2.
Гражданская
1. Организация гражданской обороны. Оружие массового поражения и защита от
оборона
него. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения

6

Объем
в часах

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

10
1
1

5
1

ОК1-ОК11,
З1,З2;У1,У2

ОК1-ОК11,
З3-З5,;У3,У2

2. Практическая работа «Подбор шлем-маски противогаза. Надевание противогаза»

2

ОК1-ОК11,
З3-З5,;У3,У2

3 Практическая работа «Эвакуация из здания»

2

ОК1-ОК11,
З3-З5,;У3,У2

Тема 3.
Защита населения и
территорий при
чрезвычайных
ситуациях

Содержание
1. Стихийные бедствия. Защита при авариях (катастрофах) на транспорте. Защита
при авариях (катастрофах) на производственных объектах
2. Практическая работа «Использование первичных средств пожаротушения»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел II. Основы военной службы
Тема 1.
Содержание
Вооруженные Силы 1. Состав и организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
Российской
Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской
Федерации на
Федерации
современном этапе 2. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск. Система
руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации
3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил Российской
Федерации личным составом
4. Практическая работа «Определение воинских званий и знаков различия»
Порядок прохождения военной службы
Тема 2. Уставы
Содержание
Вооруженных Сил 1. Военная присяга
Российской
2. Боевое Знамя воинской части
Федерации
3. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок,
размещение и быт военнослужащих
4. Суточный наряд роты
5. Воинская дисциплина
6. Караульная служба. Обязанности и действия часового
Содержание
Тема 3.
1. Строи и управление ими
Строевая
подготовка
2. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия,
7

4
2
2
25
4
1

ОК1-ОК11,
З1-З5,;У1,У2

ОК1-ОК11,
З3;-З7-З9,;У5-,У7

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1

ОК1-ОК11,
З3;-З7-З9,;У5-,У7

ОК1-ОК11,
З3;-З7-З9,;У5-,У7

Тема 4.
Огневая подготовка

Тема 5.
Методико-санитарная подготовка.
Первая (доврачебная) помощь

выход и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него
3. Строи отделения
4. Практическая работа «Освоение методик проведения строевой подготовки»
Содержание
1. Материальная часть автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата
2. Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата
Содержание
1. Ранения. Ушибы, переломы, вывихи, растяжения связок и синдром длительного
сдавливания
2. Ожоги. Поражение электрическим током. Утопление
3. Перегревание, переохлаждение организма, обморожение и общее замерзание.
Отравления

1
6
2

4. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Клиническая смерть
Самостоятельная работа обучающихся

2
25

для подгрупп
девушек

Основы медицинских знаний.

1.
2.
3.
4.
5.

Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Первая помощь и правила ее оказания.
Ранения. Ушибы, переломы, вывихи, растяжения связок и синдром длительного
сдавливания
Ожоги. Поражение электрическим током. Утопление
Перегревание, переохлаждение организма, обморожение и общее замерзание.
Отравления
Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Клиническая смерть

Практические занятия
2

1
1

ОК1-ОК11,
З3;-З7-З9,;У5-,У7

ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8

9

Содержание
Тема 4.
Методико-санитарная подготовка.
Первая (доврачебная) помощь

1
4
2
1

Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий
8

2
2
2
1

ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8
ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8

2
16
2

ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8

3

Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности

2

ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8

4

Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого

2

5

Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца и искусственного дыхания

2

6

Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

2

7

Оказание первой медицинской помощи при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании.

2

ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8
ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8
ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8
ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8

8

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

2

9

Оказание первой медицинской помощи при попадании инородных тел в дыхательные пути.

2

Промежуточная аттестация
Всего:

9

1
36

ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8
ОК1-ОК11,
З6;З10,;У2,У8

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины
«ОП.09 Безопасность жизнедеятельности »
Для изучения дисциплины необходимо наличие кабинета «ОП.05. Безопасность жизнедеятельности »
Оборудование кабинета:
-доска учебная
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект плакатов по гражданской обороне
- комплект плакатов по Основам военной службы
первичные средства защиты:
1. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
2. Респиратор Р-2
3. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8)
4. Огнетушитель порошковый (учебный)
5. Огнетушитель пенный (учебный)
6. Огнетушитель углекислотный (учебный)
7. Учебный автомат АК-74
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в интернет; мультимедийный проектор;
диски с электронными плакатами (презентации).
Информационное обеспечение
Основная литература
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю.Микрюков.,- М., Кнорус, 2019, 288с
(СПО)
2 Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, -М.:
Издательский центр «Академия», 2019, 176 с.
3. Безопасность жизнедеятельности : учебник / Липски С.А. Фаткулина А.В. .,- М., Кнорус,
2019, 288с (СПО)
Дополнительная литература
1.

Безопасность

жизнедеятельности:

Учебник

/Ю.Г.

Сапронов,-М.,

Изд

ц.

«Академия»,2018,_336с
Электронные образовательные ресурсы
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. К. Дёмика. – М.:
Изд-во Рос. экон. акад., 2018. https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/himfizkaf/Documents/учебное
%20пособие%20БЖД.pdf
Электронные информационные ресурсы
1.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации https://doc.mil.ru/
files/morf/military/npa/Ustav1.pdf
2.Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
3.Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации

11

4 Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации
https://vuc.pnzgu.ru/vuc.pnzgu.ru/page/48091
Требования к педагогическим работникам
Реализация ППКРС по профессии должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в
форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года
5. Контроль и оценка освоения дисциплины
Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле( в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств, методические рекомендации и указания к
выполнению практических занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям)
Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями, каждое из них оценивается у каждого студента
В качестве форм текущего контроля используются:
 Тестирование
 Письменные работы
 Устные ответы студентов
 Результаты выполнения самостоятельной работы
 Результаты выполнения практических занятий
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в соответствии с фондом оценочных средств и состоит из теоретической части и комплексного практического задания
Контроль и оценка освоения дисциплины

Планируемый результат

Где проверяется

Знать :
-принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения вероятности их реализации;
-основы военной службы и обороны
государства;

Тестирование.
Контрольно-проверочный урок
Дифференцированный зачет

Тестирование.
Контрольно-проверочный урок
Дифференцированный зачет
Устные ответы студентов
Дифференцированный зачет

-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

Устные ответы студентов
Дифференцированный зачет

-способы защиты населения от оружия массового по-

Устные ответы студентов

12

ражения;
-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
-организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
-основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно- учетные специальности, родственные специальностям СПО;
-область применения получаемых профессиональных
знаний при исполнении обязанностей военной службы;
--порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Уметь:
- (У 1) организовывать и проводить мероприятия по
защите работающих и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;
- (У 2) предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной деятельности и
быту;
- (У 3) использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- (У 4) применять первичные средства пожаротушения;
-(У5) ориентироваться в перечне военно-учетных
специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной
специальности;
-(У6) применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских
должностях в соответствии с полученной специальностью;
-(У7) владеть способами бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной
службы;
-(У8) оказывать первую помощь пострадавшим;

13

Тестирование
Дифференцированный зачет
Устные ответы студентов
Тестирование
Дифференцированный зачет
Устные ответы студентов
Дифференцированный зачет
Устные ответы студентов
Тестирование
Дифференцированный зачет
Устные ответы студентов
Дифференцированный зачет
Устные ответы студентов
Тестирование
Дифференцированный зачет
Практическое занятие
Дифференцированный зачет
Практическое занятие .
Дифференцированный зачет
Практическое занятие
Дифференцированный зачет
Практическое занятие .
Дифференцированный зачет
Практическое занятие
Дифференцированный зачет
Практическое занятие
Дифференцированный зачет
Практическое занятие
Дифференцированный зачет
Практическое занятие
.
Дифференцированный зачет


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».