Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Рабочая программа МДК 03.01. Слесарное дело и технические измерения По профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Трудоемкость МДК03.01. 60 часов Из них аудиторной нагрузки 60часов В т.ч. Лекций Практических занятий Дифференцированный зачет 40 18 2 Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет Составитель программы Антонова Г.Ф. Локня, 2021 1 Оглавление 1. Пояснительная записка.......................................................................................3 2. Содержание и тематический план МДК 01.01 «Слесарное дело и технические измерения»....................................................................................6 Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины.............13 3 4. Контроль и оценка освоения дисциплины....................................................... 14 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа междисциплинарного курса «Слесарное дело и технические измерения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581(ред. от 17.12.2020)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) МДК 03.01 Входит в ПМ 03 «Текущий ремонт различных типов автомобилей» читается на первом курсе обучения. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности: 3.4.3.Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с требованиями технологической документации: ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов. и общих (ОК) компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач деятельности, применительно к различным контекстам. профессиональной 3 ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747) на ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Цели и задачи курса– требования к результатам освоения курса С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения должен: иметь практический опыт: -подготовки автомобиля к ремонту; -оформления первичной документации для ремонта; 4 -демонтажа и монтажа двигателя автомобиля; разборки и сборки его механизмов и систем, замене его отдельных деталей; -демонтажа и монтажа узлов и элементов электрических и электронных систем, автомобиля, узлов и механизмов автомобильных трансмиссий, ходовой части и систем управления автомобилей, элементов кузова, кабины, платформы, их замены; -проведения технических измерений с применением соответствующего инструмента и оборудования; -ремонта деталей, систем и механизмов двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, механизмов, узлов и деталей автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей; -восстановления деталей, узлов и кузова автомобиля; -окраски кузова и деталей кузова автомобиля; -регулировки, испытания систем и механизмов двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, узлов и механизмов ходовой части и систем управления, автомобильных трансмиссий после ремонта; -проверки состояния узлов и элементов электрических и электронных систем соответствующим инструментом и приборами. уметь: -оформлять учетную документацию; -работать с каталогами деталей; -использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование; -снимать и устанавливать узлы и детали механизмов и систем двигателя, элементы электрооборудования, электрических и электронных систем автомобиля, узлы и детали автомобильных 5 трансмиссий, ходовой части и систем управления, кузова, кабины, платформы; - разбирать и собирать двигатель; использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах; -выполнять метрологическую поверку средств измерений; производить замеры деталей и параметров двигателя, кузова, изнашиваемых деталей и изменяемых параметров ходовой части и систем управления, деталей трансмиссий контрольно-измерительными приборами и инструментами; -проверять комплектность ходовой части и механизмов управления автомобилей; -проводить проверку работы двигателя, электрооборудования, электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, проверку исправности узлов и элементов электрических и электронных систем контрольноизмерительными приборами и инструментами; -выбирать и использовать инструменты и приспособления для слесарных работ, приборы и оборудование для контроля исправности узлов и элементов электрических и электронных систем, ремонта кузова и его деталей; -определять неисправности и объем работ по их устранению, способы и средства ремонта; -устранять выявленные неисправности; -определять основные свойства материалов по маркам; - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения; -регулировать: механизмы двигателя и системы, параметры электрических и электронных систем и их 6 узлов, механизмы трансмиссий, параметры установки деталей ходовой части и систем управления автомобилей в соответствии с технологической документацией; -соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами, безопасные условия труда в профессиональной деятельности знать: -устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей, узлов и элементов электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, ходовой части и механизмов рулевого управления, автомобильных кузовов и кабин автомобилей; -назначение и взаимодействие узлов и систем двигателей, элементов электрических и электронных систем, узлов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления; -оборудование и технологию испытания двигателей, автомобильных трансмиссий; формы и содержание учетной документации; -назначение и структуру каталогов деталей; -характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования, специального инструмента, приспособлений и оборудования; -средства метрологии, стандартизации и сертификации; -технологические требования к контролю деталей и состоянию систем, к контролю деталей и состоянию кузовов; -порядок работы и использования контрольно-измерительных приборов и инструментов; основные неисправности двигателя, его систем и механизмов, элементов и узлов электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, их систем и механизмов, ходовой части автомобиля, систем 7 управления, кузова автомобиля; причины и способы устранения неисправностей; -способы и средства ремонта и восстановления деталей двигателя, узлов и элементов электрических и электронных систем, узлов автомобильных трансмиссий, узлов и деталей ходовой части, систем управления и их узлов, кузовов, кабин и его деталей, лакокрасочного покрытия кузова и его деталей; технологические процессы разборки-сборки узлов и систем автомобильных двигателей, электрооборудования, узлов и элементов электрических и электронных систем, узлов и систем автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, кузова, кабины платформы; -основные свойства, классификацию, характеристики, области применения материалов; -специальные технологии окраски; технические условия на регулировку и испытания двигателя, его систем и механизмов, узлов электрооборудования автомобиля, автомобильных трансмиссий, узлов трансмиссии, узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей; технологические требования для проверки исправности приборов и элементов электрических и электронных систем; -меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами, правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности. 8 9 3.1. Тематический план МДК03.01. Коды профессиональных компетенций ПК 3.1-3.5 Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная Самостоятельная аудиторная учебная работа нагрузка обучающегося обучающегося, часов Всего, в т.ч. часов лабораторные работы и практические занятия, часов Практика Учебная, часов Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) Раздел 1. Выполнение слесарных работ и технических измерений Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 рабочего места слесаря 18 - Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 2 3 4 Раздел ПМ 1. Выполнение МДК03.0 1. Слесарное дело и технические измерения Тема 1.1. Организация 60 Содержание 1. слесарных работ и технических измерений Понятие о технологическом процессе. Изучение чертежа. Определение размеров заготовки или ее подбор. Выбор базирующих поверхностей и методов обработки. Последовательность обработки. Выбор режущего и контрольно-измерительного инст- 2 2 * 10 румента, приспособлений, режимов обработки. Определение межоперационных припусков на основные слесарные операции. Инструменты и приспособления, повышающие точность и производительность обработки. Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места. Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. Правила техники безопасности при слесарных работах. Измерительные Содержание 1. средства Основы технических измерений .Понятие и определение метрологии. Задачи в обеспечении взаимозаменяемости. Классификация методов измерений. Измерительные средства. Масштабные линейки. Штангенинструменты. Щупы. Специальные средства измерения. Тема1.2 Практические занятия №1 1. Изучение устройств Тема1.3 Взаимозаменяемость Допуски и посадки Тема 1.4 2 2 2 измерительных приборов Содержание 1. Понятие 2 Практические занятия №2 1. Измерение деталей 2 2 о взаимозаменяемости. Допуски, посадки. Стандартизация. Понятие о взаимозаменяемости. Принцип взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления сборочных единиц при взаимозаменяемости. Содержание 1. Допуски машин измерительным инструментом и посадки. Квалитет. Посадки в системе вала и отверстия. Обозначение допусков и посадки. Стандартизация. Основные понятия и термины, определяющие 6 2 11 качество продукции. Показатели качества. Контроль качества. Волнистость и шероховатость поверхностей. Основные параметры волнистости и шероховатости. Условное обозначение на чертежах. Влияние волнистости и шероховатости на эксплуатационные показатели машин. Нормирование параметров волнистости и шероховатости, средства их контроля. Тема1.5 Разметка и Содержание 1 Общая 4 Практические занятия3-4 1 Разметка по шаблонам, 4 характеристика слесарных работ. Общие сведения о слесарно-сборочных работах. Основные виды операций при ремонте. Рабочее место и организация труда слесаря. Разметка и ее назначение. Инструменты и приспособление, применяемые при разметке. Основные этапы разметки. Рубка металла. Инструмент для рубки и приемы пользования им. Рубка в тисках, на плите и наковальне. Механизация процесса рубки рубка 2 Тема 1.6 Резка металла изделию и чертежам Подбор угла заточки зубила и крейцмейселя для рубки различных материалов Содержание 1 Понятие 2 о резке металлов. Устройство слесарной ножовки и правила пользования ею. Приемы резки различных заготовок. Механическая ножовка. Резка металла ножницами,электроинструментом Практические занятия 5 1 выбор полотна ручной ножовки, диска для резки металла электроинструментом в зависимости от вида металла и сплава Тема 1.7 Правка и гибка Содержание 1 Правка и гибка металла. Инструменты и оборудование, применяемые при правке и 2 4 2 12 металла гибки металла. Разновидности процессов правки и гибки. Навивка пружин. Практические занятия 6 1 Определение длины Опиливание металла Тема1.8 2 заготовки при изготовлении детали способом гибки Содержание 1 Понятие 2 Практические занятия 7 1 выбор напильников 2 2 об опиливании. Конструкция и классификация напильников. Выбор напильника. Приемы и правила опиливания. Правила обращения с напильниками и уход за ними. Механизация опиловочных работ и насечек напильников в зависимости от вида работы. Шабрение. Притирка. Содержание 1 Понятие 4 Слесарная обработка отверстий Содержание 1 Слесарная 4 Практические занятия 8 1 выбор материала 2 Тема1.9 Тема1.10 Нарезание резьбы Тема1.11 2 о шабрении. Инструменты и приспособления, применяемые при шабрении. Приемы шабрения различных поверхностей. Механизация шабрения. Контроль точности шабрения. Притирка и доводки, их назначение и применение. Притиры и абразивные материалы. Притирка плоских, цилиндрических и конических поверхностей.. обработка отверстий. Инструменты и приспособления, применяемые при слесарной обработке отверстий. Сверление, зенкерование и развертывание отверстий. Причины поломки сверл. Брак при обработке отверстий Содержание 1 Понятие рабочей части сверла, выбор диаметра сверла под зенкерование 2 2 о резьбе и ее элементах. Виды и назначение резьб. Инструменты для нарезания резьб. Практические занятия 9 1 Подбор сверл для сверления 2 отверстий под резьбу и выбор диаметра стержня при 13 нарезании резьбы. Брак при нарезании резьбы и способы его предупреждения. Тема1.12 Клепка. Пайка Содержание 1 4 2 Понятие о клепке. Заклепки и заклепочные соединения. Инструменты приспособления, применяемые при клепке. Ручная и механическая клепка. Понятие о паянии и лужении. Припои и флюсы. Паяльники и паяльная лампа. Паяние мягкими и твердыми припоями. Паяние алюминия. Приемы лужения. 1 Дифференцированный зачет 2 2 3.Материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины Оборудование кабинета: парты, стулья, классная доска, стол преподавателя, стеллажи для книг, информационные стенды, учебно-наглядные пособия набор слесарных инструментов; 14 набор измерительных инструментов; альбом плакатов слесарно-сборочные работы: Покровский Б.С.; методические пособия по обработке деталей Мастерские: Слесарная • Верстаки с тисками (по количеству рабочих мест) • Наборы слесарного инструмента • Наборы измерительных инструментов • Расходные материалы • Отрезной инструмент • Станки: сверлильный, заточной. . Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Покровский Б.С.Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2017 3.Чумаченко Г.В, Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело М 2020г Дополнительные источники: 1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2016. – 30 шт. 15 2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.bibliotekar.ru/slesar/index.htm http://metalhandling. ru http://avtomobil-1.ru/index.html http://autoustroi stvo. ru/ http://systemsauto.ru/engine/engine. html http://dvfokin.narod.ru/auto_ychebnik.htm http://www.gaz-car.ru/gbo/116-dvigatel-vnutrennego-sgoranija.html http://lib.rus.ec/b/308164/read Требования к педагогическим работникам …Контроль и оценка освоения дисциплины проводится на текущем контроле( в ходе проведения занятий) и на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета Текущий контроль проводится в соответствии с рабочими материалами преподавателя, входящими в состав УМК ( фонд оценочных средств, методические рекомендации и указания к выполнению практических занятий), а также проверочными заданиями к учебным занятиям) Периодичность текущего контроля задается практическими занятиями, каждое из них оценивается у каждого студента В качестве форм текущего контроля используются: Тестирование Письменные работы Опросы на занятиях Устные ответы студентов Результаты выполнения самостоятельной работы Результаты выполнения практических занятий Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в соответствии с фондом оценочных средств и состоит из теоретической части и комплексного практического задания 16 4.Контроль и оценка освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Код и наименование профессиональных компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей Критерии оценки Знания: Технологические процессы разборки-сборки двигателя, его узлов, механизмов и систем. Технологические требования к контролю деталей и систем Умения: Снятие, установка и замена узлов и механизмов автомобильного двигателя в соответствии с техническим заданием. Проведение замеров деталей и параметров двигателя. Разбирать, собирать узлы двигателя и устранять неисправности. Ремонтировать системы, механизмов и деталей двигателя, в том числе Методы оценки Опрос. Оценка результатов выполнения тестовых заданий (70% правильных ответов) Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ) 17 осуществлять замену неисправных узлов и деталей. Регулировка механизмов двигателя и систем в соответствии с технологической документацией. Знания: Технологические процессы разборки-сборки Опрос. Оценка результатов выполнения тестовых ПК 3.2. Производить текущий электрооборудования, узлов и элементов электрических и электронных заданий (70% правильных ответов) систем. Основные неисправности элементов и узлов электрических и ремонт узлов и электронных систем, причины и способы устранения. Способы ремонта элементов узлов и элементов электрических и электронных систем электрических и Умения: Снятие, установка и замена узлов и элементов электрических и Практическая работа (Экспертное наблюдение и электронных систем электронных систем оценка результатов практических работ) автомобилей Разборка и сборка основных узлов электрооборудования. Определение неисправностей и объем работ по их устранению. Определение способов и средств ремонта. Устранение выявленных неисправностей. Регулировка, испытание узлов и элементов электрических и электронных систем. Знания: Технологические процессы разборки-сборки автомобильных Опрос. Оценка результатов выполнения тестовых ПК 3.3. заданий (70% правильных ответов) Производить текущий трансмиссий. Определение способов и средств ремонта. ремонт автомобильных Технологические процессы разборки-сборки узлов и систем трансмиссий автомобильных трансмиссий. Технические условия на регулировку и испытания автомобильных трансмиссий, узлов трансмиссии Умения: Снятие, установка и замена узлов и механизмов Практическая работа (Экспертное наблюдение и автомобильных трансмиссий. Проведение замеров износов деталей оценка результатов практических работ) трансмиссий. Разбирать и собирать механизмы и узлы трансмиссий в ходе ремонта. Определение неисправности и объема работ по их устранению. Регулировка механизмов трансмиссий в соответствии с технологической документацией Знания: Технологические процессы снятия и установки разборки-сборки Опрос. Оценка результатов выполнения тестовых ПК 3.4. Производить текущий узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. заданий (70% правильных ответов) ремонт ходовой части и Технологические требования к контролю деталей, состоянию узлов механизмов управления систем и параметрам систем управления автомобиля и ходовой части. Способы ремонта и восстановления узлов и деталей ходовой части, автомобилей систем управления и их узлов. Технология выполнения регулировок 18 ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам, ОП 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. узлов ходовой части и контроль технического состояния систем управления автомобилей Умения: Снятие, установка и замена узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей. Проведение технических измерений. Ремонт узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, с заменой изношенных деталей и узлов. Регулировка, испытание узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей Знания: Технологические процессы разборки-сборки кузова, кабины, платформы. Способы ремонта и восстановления кузова и его деталей. Технологические процессы окраски кузова автомобиля. Требования к контролю лакокрасочного покрытия. Умения: Снятие, установка и замена элементов кузова, кабины, платформы. Восстановление деталей, узлов и элементов кузова автомобиля. Окраска кузова и деталей кузова автомобиля. Замена деталей. Контроль качества ремонта кузова. Использовать оборудование для окраски кузова автомобиля. Проверять качество лакокрасочного покрытия. -обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ Опрос. Оценка результатов выполнения тестовых заданий (70% правильных ответов) Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ) Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам Экзамен квалификационный использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа-ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по профессии для решения профессиональных задач 19 ОК 03. демонстрация ответственности за принятые решения Планировать и - обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной реализовывать работы собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в Работать в коллективе и ходе обучения, с руководителями учебной и производственной команде, эффективно практик; взаимодействовать с - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. грамотность устной и письменной речи, Осуществлять устную и - ясность формулирования и изложения мыслей письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения ОК 06. Проявлять гражданско- учебной и производственной практик, патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей; применять стандарты антикоррупционного поведения эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при ОК 07. Содействовать сохранению окружающей прохождении учебной и производственной практик; 20 - знание и использование ресурсосберегающих технологий среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать - эффективность использования средств физической культуры для средства физической сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной культуры для сохранения деятельности и поддержания необходимого уровня физической и укрепления здоровья в подготовленности; процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Использовать - эффективность использования информационно-коммуникационных информационные технологий в профессиональной деятельности согласно технологии в формируемым умениям и получаемому практическому опыту; профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться - эффективность использования в профессиональной деятельности профессиональной необходимой технической документации, в том числе на английском документацией на языке. государственном и иностранном языках. ОК 11. Использовать Определяет этапы осуществления предпринимательской знания по финансовой деятельности. грамотности, планировать Разрабатывает бизнес-план. предпринимательскую Оценивает инвестиционную привлекательность и рентабельность деятельность в своего бизнес-проекта. профессиональной сфере 21