Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 02.01. Техническое обслуживание автомобилей В рамках освоения ПМ. 02 «Техническое обслуживание автотранспорта»: Для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования – программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" ЛОКНЯ, 2021 г. Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:утверждённого - Приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581 (ред. от 17.12.2020) "Об утверждении федерального государственного обра1 зовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44800) Квалификация: ППКРС 18511 слесарь по ремонту автомобилей Профессия 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" , входит в укрупненную группу профессий, специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Псковская область, п. Локня Разработчики: Козлов Алксандр Алексеевич- мастер производственного обучения ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР 4 2 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР. 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТР. 7 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СТР.33 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СТР. 36 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы: Рабочая программа учебной практики (далее рабочая программа) – является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) по профессии : «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей" ВПД2-осуществлять техническое обслуживание автотранспорта согласно требованиям нормативно-технической документации; и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. ПК 2.2 Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 1.2.Цели и задачи освоения программы учебной практики: По программе ППКРС: Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля в части освоения программы учебной практики должен: Иметь практический опыт: выполнении регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей; выполнении работ по ремонту деталей автомобиля; уметь: У1.применять нормативно-техническую документацию по техническому обслуживанию автомобилей; У2.выбирать и пользоваться инструментами, приспособлениями и стендами для технического обслуживания систем и частей автомобилей; 4 У3.проводить контрольный осмотр транспортных средств; У4.устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности; знать: 3,1.виды технического обслуживания автомобилей и технологической документации по техническому обслуживанию; З2.типы и устройство стендов для технического обслуживания и ремонта автомобильных двигателей; З3.устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей; 34.технические условия на регулировку отдельных механизмов и узлов; З5.виды работ при техническом обслуживании двигателей различных типов, технические условия их выполнения; З6.порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств и работ по его техническому обслуживанию; З7.перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; З8.приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию; 2. Требования к результатам освоения учебной практики Результатом освоения программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений(У1-У3) в рамках модуля ПМ.02 «Техническое обслуживание автотранспорта» необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по профессии . Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Код ПК 1.1 ПК 1.2 ПК1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ОК 1 ОК 2 Наименование результата обучения Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной дея5 тельности ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики УП02.01.Техническое обслуживание автомобилей-108 часов. Форма аттестации- дифференцированный зачёт Программа учебной практики освиватся на 2 курсе. 3.Структура и содержание учебной практики Учебная практика УП02.01 Техническое обслуживание автомобилей Виды работ : Смазочные работы. Заправочные работы. Регулировочные работы. Крепёжные работы. Электротехнические работы. Диагностические работы. Уборочно-моечные работы. Кузовные работы. Шиномонтажные работы. Обслуживание оборудования производственной зоны технического сервиса. Оформление технической приёмочно-сдаточной документации на автомобиль при работе с клиентами. 6 3.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП02.01. Техническое обслуживание автомобилей 7 Наименование разделов и тем УП02.01. Техническое обслуживание автомобилей Тема 01. Техническое обслуживание автомобильных двигателей грузовых автомобилей с бензиновым двигателе м. Темы уроков п/о, наименование работ Количество часов Осваиваемые умения и знания, ПК,ОК 108 2курс Обучающийся должен иметь практический опыт: выполнении регламентных работ по техническому обслуживанию автомобильных двигателей; выполнении работ по ремонту деталей автомобиля; Содержание: Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ по Техническому обслуживанию автомобиля . Ознакомление с технической документацией по техническому обслуживанию автомобиля 1.Внешний осмотр и проверка узлов, блоков и систем двигателей автомобиля: . Составление заключения о техническом состоянии двигателей. 2.Техническое обслуживание двигателя. Выдача заключения о состоянии двигателя, систем опор крепления. Замена свечей зажигания. Проверка уровня моторного масла. Регулировка ГРМ. Регулировка оборотов холостого хода карбюраторного двигателя. 3.Определение технического состояния и ТО системы питания, определение уровня топлива в баке, определение с помощью приборов состав выхлопных газов. Чистка фильтра топливного насоса. Замена фильтра тонкой очистки. Чистка деталей карбюратора. Регулировка уровня топлива в поплавковой камере. Чистка шлангов системы вентиляции картера. 6 У1-У4; З1-З8; ПК1.1; ОК1-11 8 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие слесарной и мастерской, по ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами): - мойки и приемки автомобилей - слесарно-механическим обучение на предприятиях на основе прямых договоров с ОУ и этими предприятиями /организациями, куда направляются обучающиеся. Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских: Слесарная • верстаки с тисками (по количеству рабочих мест), • наборы слесарного инструмента, • наборы измерительных инструментов, • расходные материалы, • отрезной инструмент, • станки: сверлильный, заточной По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами): - мойка • расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля), • микрофибра, • пылесос, • водосгон, • моечный аппарат высокого давления с пеногенератором - слесарно-механический • подъемник, • оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель), • трансмиссионная стойка, • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки), • переносная лампа, • приточно-вытяжная вентиляция, 9 • вытяжка для отработавших газов, • комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин), • набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов), • верстаки с тисками, • стенд для регулировки углов установки колес, • пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением), • компрессор, • подкатной домкрат 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. В. И. Нерсесян. «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов»: В 2 ч. Ч.1: учебник / В.И. Нерсесян. – М.: ИЦ «Академия», 2019. 2. Нерсесян В.И. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов. Ч.2: учебник. - М.: ИЦ «Академия», 2019; 3. Ашихмин С.А. Техническая диагностика автомобиля : учебник / С.А. Ашихмин. – 2-е изд. – Москва : Академия, 2019. – 272 с. 4. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов ; под ред. В.М. Власова. – 15-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 432 с. Дополнительная литература Периодические издания 1 Журнал «АБС-АВТО (Автомобиль и сервис)», издатель ООО «АБС», Москва, 2019-2021 г.г. 2. Журнал «За рулем», издатель ООО «За рулем», Москва, 2019-2021 г.г. 10 Электронные образовательные ресурсы https://ibooks.ru/products? collection_id=&paging=&year=0&date=&search_id=GN84IHWJFN8RP5TFB78F3ZUV A Электронные информационные ресурсы 1 2 3 4 5 www.academia-moskov.ru www.rosinformagrotech.ru www.maash.ru www.garotrade.ru www.selmech.msk.ru 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика проводится мастерами производственного в учебной мастерской рассредоточенно; обучение на предприятиях – концентрированно. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. 4.5. Общие требования к организации образовательного процесса Учебная практика проводится на втором курсе в учебной мастерской, на последующих курсах непосредственно на предприятиях рассредоточено. Аттестация по итогам учебной практики проводится на основании результатов, подтверждаемых отчетами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов. Результаты прохождения учебной практики учитывается при проведении государственной (итоговой) аттестации. 4.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно- педагогических) кадров, обеспечивающих обучение учебной практики: наличие высшего или среднего профессионального образования, соответствующего профилю учебной практики: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Мастера: наличие 4-6 квалифицированного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 -го раза в 3 года. Опыт деятельности в профильных организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. 11 Руководство учебной практикой осуществляют преподаватели профессионального цикла, а также квалифицированные специалисты базовых предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: высшее профессиональное образование, соответствующее профилю специальности 12 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета. Код и наименование професКритерии оценки Методы сиональных и общих компеоценки тенций, формируемых в рамках модуля Демонстрировать умения: При- ПрактичеПК 2.1 Осуществлять технинимать заказ на техническое об- ская работа. ческое обслуживание служивание автомобиля, про- Экспертное автомобильных двигателей. водить его внешний осмотр, наблюдение составлять необходимую при- и оценка ПК2.2.Осуществлять техни- емочную документацию. результатов ческое обслуживание элекБезопасно и качественно выпол- практичетрических и электронных си- нять регламентные работы по ских работ. стем автомобилей разным видам технического об- . ПК2.3.Осуществлять техни- служивания в соответствии с . ческое обслуживание регламентом автопроизводитеавтомобильных трансмисля: замене технических жидкосий. стей, деталей и расходных матеПК2.4.Осуществлять техни- риалов, проведению необхоческое обслуживание димых регулировок. Применять ходовой части и механизмов информационно-коммуникациуправления автомобилей. онные технологии при составлеПК2.5.Осуществлять техни- нии отчетной документации по ческое обслуживание проведению технического обавтомобильных кузовов. служивания автомобилей. Заполнять форму наряда на проведение технического обслуживания автомобиля. Заполнять сервисную книжку. Отчитываться перед заказчиком о выполненной работе . ОК 01. Выбирать способы − обоснованность постановки Интерпретарешения задач профессиоцели, выбора и применения ме- ция результанальной деятельности, притодов и способов решения про- тов наблюдеменительно к различным фессиональных задач; - адекват- ния за деяконтекстам ная оценка и самооценка эффек- тельностью 13 тивности и качества выполнения профессиональных задач ОК 02 Осуществлять поиск, − использование различных исанализ и интерпретацию точников, включая электронные информации, необходимой ресурсы, медиаресурсы, Интердля выполнения задач пронет-ресурсы, периодические изфессиональной деятельнодания по специальности для сти. решения профессиональных задач ОК 03 Планировать и реали- - демонстрация ответственности зовывать собственное проза принятые решения; − обоснофессиональное и личностное ванность самоанализа и корразвитие рекция результатов собственной работы; ОК 04 Работать в коллективе - взаимодействие с обучающии команде, эффективно взаи- мися, преподавателями и мамодействовать с коллегами, стерами в ходе обучения, с руруководством, клиентами ководителями учебной и производственной практик; - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) ОК 05 Осуществлять устную - грамотность устной и и письменную коммуникаписьменной речи; - ясность цию на государственном формулирования и изложения языке с учетом особенностей мыслей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять граж- соблюдение норм поведения данскопатриотическую пози- во время учебных занятий и цию, демонстрировать осопрохождения учебной и произзнанное поведение на основе водственной практик общечеловеческих ценностей; применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать сохра- - эффективность выполнения нению окружающей среды, правил охраны труда во время ресурсосбережению, эффек- учебных занятий, при тивно действовать в чрезвы- прохождении учебной и произчайных ситуациях водственной практик; - знание и использование ресурсосберегающих технологий ОК 09 Использовать эффективность использования информационные техноинформационно-коммуникаци- обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам. Экзамен квалификационный 14 логии в профессиональной деятельности ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках онных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке 15