Рабочая программа ОУП. 07 Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа учебного предмета
ОУП.07 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по профессии СПО
46.01.03 Делопроизводитель

Трудоемкость - 105 часов
Из них аудиторной нагрузки – 70часов в т.ч.
В том числе
Уроков
47
Практических занятий
21
Самостоятельной работы – 35 часов
Форма промежуточной аттестации:
дифференцированный зачет – 2 часа

п.Локня - 2021 г.

Рабочая программа учебного предмета «ОУП.07 Основы безопасности
жизнедеятельности» разработана на основании требований ФГОС СОО для
реализации образовательной программы 46.01.03 Делопроизводитель
Учебный предмет «ОУП.07 Основы безопасности
жизнедеятельности» входит в общеобразовательный цикл, подцикл: общие
учебные предметы и читается на первом и втором курсе обучения.

Организация –разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Псковской области «Локнянский сельскохозяйственный
техникум» (далее ГБПОУ ПО «Локнянский с/х техникум»).

Разработчик: Куренков Владимир Николаевич, преподаватель
физической культуры, высшая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.07 Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета является частью программа подготовки
специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО 46.01.03
Делопроизводитель
Включает в себя паспорт рабочей программы учебного предмета, структуру и
содержание учебного предмета, условия реализации учебного предмета, контроль и
оценку результатов освоения учебного предмета
1.2. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлена на достижение следующих целей:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы —
совокупность потребностей,
удовлетворение
которых надежно обеспечивает
существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и
государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к
приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Результаты
Личностные

Содержание
 развитие личностных, в том числе
духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность
жизненно важных интересов личности от
внешних и внутренних угроз;
 готовность к служению Отечеству, его
защите;
формирование
потребности соблюдать нормы здорового
образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности
жизнедеятельности;
 исключение из своей жизни вредных
привычек (курения, пьянства и т. д.);
 воспитание ответственного отношения к
сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью, как к
индивидуальной и общественной
ценности;
 освоение приемов действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;

Общие компетенции
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять
поиск и
использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и личностного
развития

4

Метапредметные

 способность к социальной адаптации и
интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации
на основе словесной речи (включая
устную коммуникацию), а также, при
желании, коммуникации на основе
жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
 владение навыками пространственной и
социально-бытовой ориентировки;
 умение самостоятельно и безопасно
передвигаться в знакомом и
незнакомом пространстве с
использованием
специального оборудования;
 способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной
организации;
 способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 формирование умения следовать
отработанной системе правил поведения
и взаимодействия в привычных
бытовых,
учебных и социальных ситуациях,
удерживать границы взаимодействия;
 знание своих предпочтений
(ограничений) в бытовой сфере и
сфере
интересов.
 овладение умениями формулировать
личные
понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия
опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности
человека;
 владение навыками самостоятельно
определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной
жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать
средства реализации поставленных
целей, оценивать результаты своей

ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе и в
команде,
эффективно
общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.

ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые
методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 4. Осуществлять
поиск и
использование
информации,

5

деятельности в обеспечении личной
безопасности;
 формирование умения воспринимать
и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению

необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и личностного

6



















личной безопасности в повседневной
жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации
в области безопасности
жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых
информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли
и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения,
признавать
право другого человека на иное мнение;
формирование умений
взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли
во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть
возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их появления,
а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных
источников;
развитие умения применять полученные
теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и
вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
формирование умения
анализировать явления
и события
природного,
техногенного и социального характера,
выявлять причины их возникновения и
возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения;
развитие умения информировать о
результатах своих наблюдений,
участвовать в дискуссии, отстаивать
свою точку зрения, находить
компромиссное решение в различных
ситуациях;
освоение знания устройства и
принципов действия бытовых приборов
и других технических средств,
используемых в повседневной жизни;
приобретение опыта
локализации возможных
опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы
технических средств и правил их
эксплуатации;

развития
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности

7

 формирование установки на
здоровый образ жизни;

8

 развитие необходимых физических
качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств,
достаточных для того, чтобы
выдерживать необходимые умственные
и физические нагрузки;
 владение навыками определения и
исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и
устной речи;
 способность планировать,
контролировать и оценивать
собственные учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации
при сопровождающей помощи
педагогического работника и
организующей помощи тьютора;
 овладение умением определять наиболее
эффективные способы достижения
результата при сопровождающей
помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютора;
 овладение умением выполнять действия
по заданному алгоритму или образцу
при сопровождающей помощи
педагогического работника и
организующей помощи тьютора;
 овладение умением оценивать
результат своей деятельности в
соответствии с заданными эталонами
при организующей помощи тьютора;
 овладение умением адекватно
реагировать в стандартной ситуации на
успех и неудачу, конструктивно
действовать даже в ситуациях
неуспеха при организующей помощи
тьютора;
 овладение умением активного
использования знаково-символических
средств для представления
информации об изучаемых объектах и
процессах, различных схем решения
учебных и практических задач при
организующей помощи педагогапсихолога и тьютора;
 способность самостоятельно обратиться
к педагогическому работнику
(педагогу- психологу, социальному
педагогу) в случае личных затруднений
в решении какого-либо вопроса;
 способность самостоятельно
действовать в соответствии с заданными
9

эталонами при поиске информации в
различных
источниках, критически оценивать и

1
0

Предметные




















интерпретировать получаемую
информацию из различных источников.
сформированность представлений о
культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о
культуре экологической безопасности
как жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также
средстве, повышающем защищенность
личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, включая
отрицательное влияние человеческого
фактора;
получение знания основ
государственной системы, российского
законодательства,
направленного на защиту населения от
внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о
необходимости отрицания
экстремизма,
терроризма, других действий
противоправного характера, а также
асоциального поведения;
сформированность представлений о
здоровом образе жизни как о средстве
обеспечения духовного, физического и
социального благополучия личности;
освоение знания распространенных
опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и
социального
характера;
освоение знания факторов,
пагубно влияющих на здоровье
человека;
развитие знания основных мер защиты (в
том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть
возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них
признакам, а также использовать
различные информационные источники;
развитие умения применять полученные
знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного
безопасного поведения в повседневной
жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
получение и освоение знания основ
обороны государства и воинской
службы: законодательства об обороне

ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые
методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать
решения в
стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять
поиск и
использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и личностного
развития
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.

1
1

государства и воинской обязанности
граждан;
 прав и обязанностей гражданина до

1
2

призыва, во время призыва и
прохождения военной службы,
уставных отношений, быта
военнослужащих, порядка несения
службы и воинских ритуалов, строевой,
огневой и тактической подготовки;
 освоение знания основных видов
военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной
службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и
пребывания в запасе;
 владение основами медицинских знаний
и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных
состояниях (травмах, отравлениях и
различных видах поражений), включая
знания об основных инфекционных
заболеваниях и их профилактике;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебного предмета:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 час,
самостоятельной работы обучающегося 35 часов

1
3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия/ работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Подготовка сообщений
Подготовка рефератов
Разработка инструкций
Подготовка алгоритмов
Подготовка презентаций
Составление схем
Подготовка к контрольной работе, дифференцированному зачёту
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
105
70
21
35
12
6
2
2
6
2
5

10

2.2 Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.07 Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование разделов и тем
Раздел 1 Обеспечение личной
безопасности и сохранение
здоровья
Введение
Тема 1.1.
Здоровье.
Здоровый образ жизни.

Номера
уроков

Методическая характеристика урока

Объем
часов

Уровень
освоения

16
1,2
3,4

5,6

Тема 1.2. Вредные привычки и их
профилактика

Содержание учебного материала, практические
занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала
Цели и задачи дисциплины. Основные теоретические
понятия и положения. Входной срез знаний.
Содержание учебного материала
Общее понятие о здоровье, здоровом образе жизни.

Содержание учебного материала
Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

Самостоятельная работа обучающегося №1
Подготовить материалы для сообщения по теме: «Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения
личного здоровья».
Самостоятельная работа обучающегося №2
Подготовить сообщение к защите по теме: «Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного
здоровья».
Содержание учебного материала
7,8
Тип урока: урок изучения нового
Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Содержание учебного материала
9,10
Тип урока: урок изучения нового
Курение и его влияние на здоровье человека.
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
11,12
Содержание учебного материала
Тип урока: урок изучения нового

2

1

2

2

2
2

1
1
2
2

2

2

2

2

11

Наркотики и наркомания, социальные последствия.

Тема 1.3. Репродуктивное здоровье.

Раздел 2. Государственная
система обеспечения безопасности
населения
Тема 2.1. Безопасность
жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях природного и
техногенного происхождения

материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

Самостоятельная работа обучающегося №3
Подготовить необходимые материалы для презентации по теме: « Вредные привычки и их профилактика».
Самостоятельная работа обучающегося №4
Приготовить презентацию по теме: « Вредные привычки и их профилактика».
Содержание учебного материала
13,14
Тип урока: урок изучения нового
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья материала
человека и общества. Социальная роль женщины в
Методы урока: объяснительносовременном обществе.
иллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Содержание учебного материала
15,16
Тип урока: урок изучения нового
Правовые основы взаимоотношения полов.
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Самостоятельная работа обучающегося №5
Подготовить реферат согласно темы: «Здоровье родителей — здоровье ребенка».

1
1
2
2
2

2
18

17

Содержание учебного материала
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера

18,19

Содержание учебного материала
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера

Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока:
объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

Самостоятельная работа обучающегося №6
Подготовить необходимые материалы для создания инструкции согласно темы практической работы:
« Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения».
20,21

Практические занятия №1 «Модели поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного происхождения». Способы защиты.

1

2

2

1
Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная

2

12

Тема 2.2 Единая государственная
система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций

Тема 2.3. Мероприятия по защите
населения.

Тема 2.4. Правовые основы
организации защиты населения РФ
от террористической угрозы
Тема 2.5. Государственные службы

Самостоятельная работа обучающегося №7
Подготовить краткие сообщения согласно темы практической работы: «Характеристика ЧС характерных для
Иркутской области».
22,23
Практические занятия №2 «Характеристика ЧС
Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений и навыков
характерных для Иркутской области. Отработка правил
поведения при получении сигнала о чрезвычайной
Методы урока: практический
ситуации согласно плана учреждения».
Форма урока: индивидуальная
Содержание учебного материала
24,25
.
Единая государственная система защиты населения и
Тип урока: урок изучения нового
территорий в чрезвычайных ситуациях. Гражданская
материала
оборона
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Содержание учебного материала
26
Тип урока: урок изучения нового
Оповещение и информирование населения об
материала
опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях
Методы урока: объяснительновоенного и мирного времени. Эвакуация населения в
иллюстративный, беседа
условиях
Форма урока: групповая, фронтальная
чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала
27,28
Тип урока: урок изучения нового
Инженерная защита. Виды защитных сооружений. Правила материала
поведения в них.
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Практическое занятие №3. Основные предназначения
Тип урока: урок совершенствования
29
защитных сооружений гражданской обороны.
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная
Самостоятельная работа обучающегося №8
Подготовить материал для создания презентации по теме: « Виды защитных сооружений. Правила поведения в
защитных сооружениях».
Самостоятельная работа обучающегося №9
Подготовить презентацию по теме: « Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях».
Содержание учебного материала
30,31
Тип урока: урок изучения нового
Правила
безопасного
поведения
при
угрозе материала
террористического акта, при захвате в заложники.
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
32,33
Содержание учебного материала
Тип урока: урок изучения нового

1
2

2

1

2

2

2

1

1
1
2

2

2

2

13

по охране здоровья и безопасности
граждан

Деятельность государственных служб по охране здоровья
и безопасности граждан (МЧС России, полиция, служба
скорой помощи, другие службы в области безопасности)

материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

Самостоятельная работа обучающегося №10
Подготовить материалы для создания инструкции по теме: «Правила безопасного поведения при угрозе
террористического акта, при захвате в качестве заложника».
Самостоятельная работа обучающегося №11
С помощью конспектов подготовиться к контрольной работе
34
Контрольная работа по разделам 1,2.
Раздел 3. Основы обороны
государства и воинская
обязанность
Тема 3.1. История создания
Вооруженных Сил России

Тема 3.2. Организационная
структура ВС РФ

Тема 3.3. Огневая подготовка в ВС
РФ

35,36

37,38

Содержание учебного материала
Организация вооруженных сил Московского государства в
XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в
середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание
регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в
России во второй половине XIX века, создание
массовой армии.
Содержание учебного материала
Функции и основные задачи современных Вооруженных
сил России. Виды и рода войск Вооруженных сил
Российской Федерации.

2
1
1
24

Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

2

Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

2

Самостоятельная работа обучающегося №12
Подготовить материалы для создания сообщения по теме: «Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода
войск».
Самостоятельная работа обучающегося №13
Подготовить сообщение к защите по теме: «Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск».
39
Практические занятия № 4 Огневая подготовка:
Тип урока: урок совершенствования
«Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная
40,41
Практические занятия № 5 Порядок неполной разборки и Тип урока: урок совершенствования
сборки автомата Калашникова»
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная
42
Практические занятия № 6 Приёмы и правила стрельбы
Тип урока: урок совершенствования
из автомата
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический

2

1

2
1

2

1

14

Форма урока: индивидуальная

Тема 3.4. Воинская обязанность
граждан РФ

Тема 3.5 .Строевая подготовка в ВС
РФ

Тема 3.6.Военнослужащий –
защитник своего Отечества.

Самостоятельная работа обучающегося №14
Подготовить схему по теме: «Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова».
Содержание учебного материала
43,44
Тип урока: урок изучения нового
Основные понятия о воинской обязанности. Организация
материала
воинского учёта.
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Содержание учебного материала
45,46
Тип урока: урок изучения нового
Призыв на военную службу Виды прохождения военной
материала
службы.
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Самостоятельная работа обучающегося №15
Подготовить материалы для создания сообщения по теме: «Время первоначальной постановки граждан на
воинский учет. Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет».
Самостоятельная работа обучающегося №16
Подготовить сообщение к защите по теме: «Время первоначальной постановки граждан на воинский учет. Состав
комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет».
47
Практические занятия № 7 Строевая подготовка «Строи
Тип урока: урок совершенствования
и управление ими».
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная
48
Практические занятия № 8 «Выполнение воинского
Тип урока: урок совершенствования
приветствия без оружия на месте и в движении»
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная
49,50
Практические занятия № 9 «Выход из строя и
Тип урока: урок совершенствования
возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
знаний, умений и навыков
от него»
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная
Самостоятельная работа обучающегося №17
Подготовить необходимый материал для создания алгоритма действий по теме практического занятия: «Строевые
приёмы и движение без оружия».
Самостоятельная работа обучающегося №18
Подготовить алгоритм действий по теме практического занятия: «Строевые приёмы и движение без оружия».
Содержание учебного материала
51,52
Тип урока: урок изучения нового
Права и обязанности военнослужащих. Качества личности
материала
военнослужащего как защитника Отечества
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

2
2

1

2

1
2
1

1

2

1
1
2

2

15

53

Тема 3.7. Как стать офицером
российской армии.

Тема 3.8. Боевые традиции ВС
России.

Тема 3.9. Ритуалы Вооруженных
Сил Российской Федерации.

Тема 3.10. Символы воинской
чести.

Раздел 4. Основы первой помощи
Тема 4.1. Основы первой помощи

Содержание учебного материала
Воинская дисциплина и ответственность.

Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная

1

Самостоятельная работа обучающегося №19
Подготовить материалы для создания сообщения по теме: «Виды воинской деятельности и их особенности».
Самостоятельная работа обучающегося №20
Подготовить сообщение по теме: «Виды воинской деятельности и их особенности».
Содержание учебного материала
54
Тип урока: урок изучения нового
Понятия офицерский состав. Правила приема граждан в
материала
военные образовательные учреждения профессионального
Методы урока: объяснительнообразования.
иллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Содержание учебного материала
55
Понятия воинской чести, боевые традиции, патриотизм.
Тип урока: урок изучения нового
материала
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Содержание учебного материала
56
Тип урока: урок изучения нового
Понятие воинские ритуалы. Военная присяга как
материала
основа верности военнослужащего своей родине.
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Содержание учебного материала
57,58
Тип урока: урок изучения нового
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести,
материала
доблести и славы. Награда за воинские отличия и заслуги в Методы урока: объяснительнобою и военной службе.
иллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Самостоятельная работа обучающегося №21
Подготовить материалы для создания реферата по теме: « Ордена – почетные награды за воинские отличия и
заслуги в бою и военной службе».
Самостоятельная работа обучающегося №22
Подготовить реферат по теме: « Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной
службе».

2

59,60

Практические занятия № 10 «Первая помощь при
ранениях и травмах (кровотечения, раны)

Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная

2

1
1

2

1

2

1

2

2

2

1
2
12
2

16

61,62
63,64

65,66

Тема 4.2. Реанимация

Итоговый урок

Практические занятия № 11 «Первая помощь при
ранениях и травмах верхних и нижних конечностей»
Практические занятия № 12 «Ушибы, растяжения,
вывихи, переломы. Оказание ПП». «Первая помощь при
ожогах, отморожениях».
Практические занятия №12 Восстановление
проходимости дыхательных путей, искусственное дыхание.

Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная
Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений и навыков
Методы урока: практический
Форма урока: индивидуальная

Самостоятельная работа обучающегося №23
Подготовить материал для создания презентации по теме: «Виды кровотечений. Первая помощь при
кровотечениях».
Самостоятельная работа обучающегося №24
Подготовить презентацию по теме: «Виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях».
Содержание учебного материала
67,68
Тип урока: урок изучения нового
Основные инфекционные болезни, их классификация и
материала
профилактика. Инфекции передаваемые половым путём.
Методы урока: объяснительноиллюстративный, беседа
Форма урока: групповая, фронтальная
Самостоятельная работа обучающегося №25
С помощью полученного материала, конспектов подготовиться к дифференцированному зачету
69,70
Дифференцированный зачет
Всего:

2

2

1
1
2

5
2
70

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством. (Содержание дидактической
единицы закрепляется на лабораторных, практических занятиях)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. (Содержание
дидактическое единицы закрепляется во время прохождения практики. В дисциплине указывать третий уровень не рекомендуется).

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя; комплекты учебно-наглядных пособий по Основам военной
службы; комплекты плакатов по действиям населения в чрезвычайных ситуациях; комплект
плакатов по основам медицинских знаний; комплект плакатов по гражданской обороне;
комплект видеоматериалов по разделам программы ОБЖ; комплекты раздаточного
материала по курсу ОБЖ; общевойсковой защитный комплект (ОЗК); противогаз ГП-5;
респиратор Р-2; аптечка индивидуальная (АИ-2); бинты марлевые, эластичные; жгуты
кровоостанавливающие резиновые; шприц-тюбики одноразового пользования (без
наполнителя); шинный материал (автомобильный); огнетушитель порошковый (учебный);
ММГ автомата Калашникова АК-74М, гранаты, мины; пневматическая винтовка Байкал МР512.
Технические средства обучения: персональный компьютер, приборы
радиационной и химической разведки; учебные видеофильмы; Робот-тренажёр
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Микрюков В. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности начальное и среднее
профессиональное образование: учебник для
среднего профессионального образования.
М.: КноРус, 2020.
Дополнительные источники:
1. Основы
безопасности
жизнедеятельности
10
класс:
учебник
для
общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников под общей редакцией А.Т. Смирнова; Рос. Академия Наук, Российская академия
образования, Просвещение, - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов/ Под ред. А.Т. Смирнова. - М.,2009.
3. А.Т. Смирнов Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для
10 - 11 класса общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В.
Ижевский; под общей ред. А.Т. Смирнова. - 6 - е изд. - М., 2006.
4. И.К.
Топоров
Основы
безопасности
жизнедеятельности.
Методические
рекомендации. 10 - 11 класс - М., 2005.
Интернет ресурсы:
1. Сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – режим доступа: www. mchs. gov. ru,
свободный;
2. Сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. – режим доступа: www. mvd.
ru, свободный;
3. Сайт Минобороны [Электронный ресурс]. – режим доступа: www. mil. ru
свободный;
4. Сайт ФСБ РФ [Электронный ресурс]. – режим доступа: www. fsb. ru, свободный;
.Учебные пособия по ОБЖ
1. http://www.bez.econavt.ru
2. Безопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.su
3. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://www.school-obz.org
4. Основы безопасности жизнедеятельности:

http://0bj.ru

5. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и

чрезвычайных ситуаций
http://www.ampe.ru/web/guest/russian

6. Институт психологических проблем безопасности

http://anty-crim.boxmail.biz
7. Искусство выживания

http://www.goodlife.narod.ru
8. Все о пожарной безопасности

http://www.0-1.ru
9. Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных

ситуаций
http://www.hsea.ru

10. Первая медицинская помощь

http://www.meduhod.ru
11. Портал детской безопасности

http://www.spas-extreme.ru
12. Россия без наркотиков

http://www.rwd.ru
13. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и

благополучия человека
http://www.rospotrebnadzor.ru

14. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

http://www.gosnadzor.ru

15. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

http://www.fcgsen.ru
16. Охрана труда и техника безопасности

http://www.znakcomplect.ru
17. Лига здоровья нации

http://www.ligazn.ru
18. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»

http://www.znopr.ru

19. Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и

обучение http://www.risk-net.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий; контрольной работы, а
также сдачи обучающимися дифференцированного зачёта.
Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения
результатов обучения
Личностные
оценка результатов выполнения
 развитие личностных, в том числе духовных
и физических, качеств, обеспечивающих
практических работ;
самостоятельных работ
защищенность жизненно важных
интересов
личности от внешних и внутренних угроз;
 готовность к служению Отечеству, его
оценка результатов выполнения
защите;
формирование потребности
практических работ;
соблюдать нормы здорового образа жизни,
самостоятельных работ
осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности;
 исключение из своей жизни вредных
оценка результатов выполнения
привычек (курения, пьянства и т. д.);
практических работ;
самостоятельных работ
 воспитание ответственного отношения к
сохранению окружающей природной среды, оценка результатов выполнения
практических работ;
личному здоровью, как к индивидуальной и
общественной ценности;
самостоятельных работ
 освоение приемов действий в опасных и
оценка результатов выполнения
чрезвычайных ситуациях природного,
практических работ;
самостоятельных работ
техногенного и социального характера;
 способность к социальной адаптации и
оценка результатов выполнения
интеграции в обществе, в том числе
практических работ;
при
самостоятельных работ
реализации возможностей коммуникации на
основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с
лицами, имеющими нарушения слуха;
 владение навыками пространственной
оценка результатов выполнения
и социально-бытовой ориентировки;
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
 умение самостоятельно и безопасно
передвигаться в знакомом и
практических работ;
незнакомом
самостоятельных работ
пространстве с использованием
специального оборудования;
 способность к осмыслению и
оценка результатов выполнения
дифференциации картины мира, ее
практических работ;
самостоятельных работ
временно-пространственной организации;
оценка результатов выполнения
 способность к осмыслению социального
практических работ;
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
самостоятельных работ
социальных ролей;

20

 формирование умения следовать
отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых,
учебных и социальных ситуациях,
удерживать границы взаимодействия;
 знание своих предпочтений (ограничений) в
бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные
 овладение умениями формулировать личные
понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций; обобщать и
сравнивать последствия опасных и
чрезвычайных ситуаций; выявлять
причинно-следственные связи опасных
ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
 владение навыками самостоятельно
определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных целей, оценивать
результаты
своей деятельности в обеспечении личной
безопасности;
 формирование умения воспринимать и
перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные
подходы к обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях;
 приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации
в
области безопасности жизнедеятельности с
использованием различных источников и
новых информационных технологий;
 развитие умения выражать свои мысли и
способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
 формирование умений взаимодействовать с
окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при
ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;
 формирование умения предвидеть
возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их появления, а
также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных
источников;

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

21

22

 развитие умения применять
полученные теоретические знания на
практике:
принимать обоснованные решения и
вырабатывать план действий в конкретной
опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
 формирование умения
анализировать явления и события
природного,
техногенного и социального характера,
выявлять причины их возникновения и
возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения;
 развитие умения информировать о
результатах
своих
наблюдений,
участвовать в дискуссии, отстаивать свою
точку зрения, находить компромиссное
решение в
различных ситуациях;
 освоение знания устройства и принципов
действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых
в повседневной жизни;
 приобретение
опыта
локализации
возможных опасных ситуаций, связанных с
нарушением работы технических средств и
правил их
эксплуатации;
 формирование установки на здоровый
образ жизни;
 развитие необходимых физических качеств:
выносливости, силы, ловкости,
гибкости,
скоростных качеств, достаточных для того,
чтобы выдерживать необходимые
умственные и физические нагрузки;
 владение навыками определения и
исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной
речи;
 способность планировать, контролировать и
оценивать собственные учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора
 овладение умением определять наиболее
эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи
педагогического работника и
организующей

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
23

помощи тьютора;

24

 овладение умением выполнять действия
по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
 овладение умением оценивать результат
своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при
организующей
помощи тьютора;
 овладение умением адекватно реагировать в
стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха при организующей помощи
тьютора;
 овладение умением активного использования
знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых
объектах и процессах, различных схем
решения учебных и практических задач при
организующей помощи педагога-психолога и
тьютора;
 способность самостоятельно обратиться к
педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае
личных затруднений в решении какого-либо
вопроса;
 способность самостоятельно действовать в
соответствии с заданными эталонами при
поиске информации в различных
источниках, критически оценивать и
интерпретировать
получаемую информацию из различных
источников.
Предметные
 сформированность представлений о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том
числе о культуре экологической
безопасности как жизненно важной
социально-нравственной позиции личности,
а также средстве, повышающем
защищенность личности, общества и
государства от внешних и внутренних
угроз, включая отрицательное влияние
человеческого фактора;
 получение знания основ государственной
системы, российского законодательства,
направленного на защиту населения от
внешних и внутренних угроз;
 сформированность представлений о
необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий
противоправного характера, а также
асоциального поведения;

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
25

26

 сформированность представлений о
здоровом образе жизни как о
средстве
обеспечения духовного, физического и
социального благополучия личности;
 освоение знания распространенных опасных
и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
 освоение знания факторов,
пагубно влияющих на здоровье
человека;
 развитие знания основных мер защиты (в
том числе в области гражданской обороны)
и правил поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 формирование умения предвидеть
возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них
признакам, а также использовать различные
информационные источники;
 развитие умения применять полученные
знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного
поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
 получение и освоение знания основ
обороны государства и воинской службы:
законодательства об обороне государства и
воинской обязанности граждан;
 прав и обязанностей гражданина до призыва,
во время призыва и прохождения военной
службы, уставных отношений, быта
военнослужащих, порядка несения службы и
воинских ритуалов, строевой, огневой и
тактической подготовки;
 освоение знания основных видов военнопрофессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной
службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и
пребывания в запасе;
 владение основами медицинских знаний и
оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (травмах,
отравлениях и различных видах поражений),
включая знания об основных инфекционных
заболеваниях и их профилактике;

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ
оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

оценка результатов выполнения
практических работ;
самостоятельных работ

27


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».