Рабочая программа учебного предмета УПВ.02У География по профессии СПО 46.01.03 Делопроизводитель форма обучения: очная профиль: социально-экономический углубленный уровень Трудоемкость Из них аудиторной нагрузки, В т.ч.: Уроков Практических занятий Самостоятельной работы Форма промежуточной аттестации Составитель программы: Аксёнова Л.В. п. Локня, 2021 150 часов 100 часов 80 часов 20 часов 50 часов экзамен Оглавление 1. Пояснительная записка …………………………………………………………….. 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «УПВ.02 У География» ….. 4 3. Содержание учебного предмета «УПВ.02 У География» ……… 12 4. Тематический план учебного предмета «УПВ.02 У География»………………. 16 5. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «УПВ.02 У География» …………………………………………… 28 6. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «УПВ.02 У География» .. 30 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «УПВ.02 У География» разработана на основании требований ФГОС СОО для реализации образовательной программы 46.01.03 Делопроизводитель Учебный предмет «УПВ.02 У География» входит в общеобразовательный цикл, подцикл: учебные предметы по выбору и читается на втором курсе обучения. Организация разработчик: ГБПОУ ПО «Локнянский сельскохозяйственный техникум» Разработчик: Аксёнова Л.В., преподаватель естественных наук общеобразовательного цикла, высшая категория 3 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «УПВ.02 У География». В результате изучения учебного предмета «УПВ.02 У География» студент должен сформировать следующие результаты Предметные: Требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать: ПР1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; ПР2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; ПР3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; ПР4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; ПР5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; ПР6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; ПР7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; ПР8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах Требования к предметным результатам освоения углубленного курса географии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: 1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач; 2) владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социальноэкономических и экологических процессов; 3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природнообщественных территориальных систем; 4) владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов; 5) владение навыками картографической интерпретации природных, социальноэкономических и экологических характеристик различных территорий; 6) владение умениями работать с геоинформационными системами; 7) владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов; 8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и 4 взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Личностные: Код ЛР 1 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 9 Формулировка из ФГОС СОО Уточненный личностный результат для предмета «УПВ.02 У География» - российскую гражданскую идентичность, - сформированность чувства гордости и патриотизм, уважение к своему народу, уважения к истории и достижениям чувства ответственности перед Родиной, отечественной географической науки; гордости за свой край, свою Родину, представления о целостной естественнопрошлое и настоящее многонационального научной картине мира народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - сформированность мировоззрения, - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, развития науки, осознание значимость основанного на диалоге культур, а также науки, заинтересованность в научных различных форм общественного сознания, знаниях об устройстве мира осознание своего места в поликультурном - познавательный интерес к географии мире; - сформированность основ саморазвития и - готовность к саморазвитию и самовоспитания в соответствии с самообразованию на основе мотивации к общечеловеческими ценностями и обучению и познанию, способность к идеалами гражданского общества; самостоятельной, творческой и готовность и способность к ответственной деятельности самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в - готовность и способность вести диалог поликультурном мире, готовность и с другими людьми, достигать в нем способность вести диалог с другими взаимопонимания, находить общие цели людьми, достигать в нем и сотрудничать для их достижения взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - навыки сотрудничества со сверстниками, - навыки сотрудничества со детьми младшего возраста, взрослыми в сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, образовательной деятельности учебно-исследовательской, проектной и (групповая деятельность) других видах деятельности; - готовность и способность к образованию, - готовность и способность к в том числе самообразованию, на образованию, в том числе протяжении всей жизни; сознательное самообразованию отношение к непрерывному образованию - осознание важности получения знаний 5 ЛР 10 ЛР 14 как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 6 - эстетическое восприятие объектов природы - готовность к практической деятельности экологической направленности: исследованию природы, художественно-эстетическому отражению природы, участию в природоохранной деятельности - принятие ответственности за свои действия по отношению к природе Метапредметные: Код Формулировка из ФГОС СОО Адаптированные к геграфии метапредметные результаты Универсальные учебные действия (УУД) МР 1 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; МР 2 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты (групповые занятия) Познавательные: - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; Регулятивные: - оценивать соответствие результата цели и условиям; Познавательные: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - эффективно запоминать и систематизировать информацию Коммуникативные: - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом 7 задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; МР 3 - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - владение навыками познавательной, учебноисследовательской; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 8 Познавательные: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; МР 4 - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 9 - эффективно запоминать и систематизировать информацию Познавательные: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; - эффективно запоминать и систематизировать информацию МР 5 МР 8 МР 9 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками - владение навыками 10 Регулятивные: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии - оценивать соответствие результата цели и условиям; Познавательные: - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; Коммуникативные: - умение высказывать свою точку зрения, работать в составе творческих групп, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации Коммуникативные: - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; Регулятивные: познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения 11 - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии - осуществлять рефлексию и коррекцию результатов своей деятельности - умение анализировать результаты своей работы на уроке - оценивать соответствие результата цели и условиям; 3. Содержание учебного предмета «УПВ.02 У География» Введение (3 часа). География как наука. История развития науки. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Структура экономической и социальной географии. Экономико-географическое положение и методы его оценки. Раздел 1. Источники географической информации (3 часа) Тема 1.1. Методы географических исследований (3 часа) Содержание темы: Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Практическое занятие №1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики» Раздел 2. Политическое устройство мира (6 часов) Тема 2.1. Политическая карта мира (2 часа) Содержание темы: Политическая карта мира. Исторические этапы её формирования и современные особенности. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Тема 2.2. Типология стран по уровню социально-экономического развития (4 часа) Содержание темы: Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. Практическое занятие №2 «Ознакомление с политической картой мира» Раздел 3. География мировых природных ресурсов (6 часов) Тема 3.1. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе (2 часа) Содержание темы: Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Тема 3.2. Природные условия и природные ресурсы (4 часа) Содержание темы: Природные ресурсы. Размещение природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы мирового океана. Минеральные ресурсы. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы. Неисчерпаемые ресурсы и исчерпаемые ресурсы. Рекреационные ресурсы. Практическое занятие № 3 «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов». Раздел 4. География населения мира (11 часов) Тема 4.1. Численность населения мира и ее динамика (2 часа) Содержание темы: Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Тема 4.2. : Трудовые ресурсы и занятость населения (4 часа) 12 Содержание темы: Половозрастной состав и трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Причины, обусловившие неравномерное распределение трудоспособного населения по территории регионов и стран, географические различия в уровне занятости населения. Причины и последствия безработицы в странах. Практическое занятие № 4 «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира» Тема 4.3. Размещение населения по территории земного шара (4 часа) Содержание темы: Расовый, этнический и религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и урбанизация. Сельское и городское население. Практическое занятие № 5 «Анализ особенностей расселения населения в различных странах мира» Раздел 5. География мирового хозяйства (24 часа) Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства (2 часа) Содержание темы: Мировая экономика. Международное географическое разделение труда. Этапы становления и современные особенности развития мирового хозяйства. Отраслевая структура мирового хозяйства. Тема 5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства (6 часов) Содержание темы: Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. Лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство. Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества. География мирового рыболовства. Особенности лесного хозяйства мира; значение леса в природе и жизнедеятельности человека; Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства (12 часов) Содержание темы: Географические особенности мирового потребления минерального топлива Развитие мировой электроэнергетики. Виды электростанций и распространение их по территории мира. Характеристика традиционных и альтернативных источников электроэнергии Развитие черной и цветной металлургии. Машиностроение. Развитие химической, лесной и легкой промышленности. Практическое занятие № 6 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства». Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства (4 часа) Содержание темы: Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и её современные виды. 13 Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Мировая торговля и открытая экономика. Международные экономические отношения. Раздел 6. Регионы мира (39 часов) Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы (8 часов) Содержание темы: Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. География населения и экономика Зарубежной Европы. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Практическое занятие № 8 «Характеристика одной из стран Зарубежной Европы (на выбор)» Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии (12 часов) Содержание темы: Место и роль Зарубежной Азии в мире. Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. География населения и экономика Зарубежной Азии. Япония. Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства. Практическое занятие № 9 «Составление комплексной экономико-географической характеристики Японии». Китай. Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства. Индия. Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки (6 часов) Содержание темы: Место и роль Африки в мире Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Практическое занятие № 9 «Особенности политической карты Африки». География населения и экономики Африки. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. ЮжноАфриканская Республика. Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки (4 часа) Содержание темы: Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. США Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства. Практическое занятие № 10 «Составление комплексной экономико-географической характеристики страны». Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки (8 часов) Содержание темы: Место и роль Латинской Америки в мире. Состав и особенности географического положения в мире. Природные ресурсы. Население и хозяйство. Бразилия. Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население. Ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Мексика. 14 Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население. Ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Практическое занятие № 11 «Сравнительная характеристика хозяйств Бразилии и Мексики». Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании (2 часа) Содержание темы: Место и роль Австралии и Океании в мире Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население. Ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Раздел 7. Россия в современном мире (4 часа) Тема 7.1. Россия на политической карте мира (4 часа) Содержание темы: Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже 20-21 веков. Характеристика современного этапа социальноэкономического развития. Практическое занятие № 12 «Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда» Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 часа) Тема 8.1. Глобальные проблемы человечества (2 часа) Содержание темы: Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Форма промежуточной аттестации – экзамен (6 часов) 15 4. Тематический план учебного предмета «УПВ.02 У География» Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Введение (3 часа) 1-3 Ур Урок-лекция: Введение. География как наука. История развития науки. Предмет изучения экономической и социальной географии. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Роль и значение в системе наук. Стартовая контрольная работа. Принять участие в Географическом диктанте. 4 5-6 Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Методы географических исследований. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Практическое занятие: «Ознакомление с географическими картами различной тематики» 16 Пз 2 1 Раздел 1. Источники географической информации Тема 1.1 Методы географических исследований Информационное обеспечение Количество часов Кр Ср 1 2 1 Основной источник: Домогацких Е.М, Алексеевских Н..И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира, М, «Русское слово», 2020, 288 стр https://ibooks.ru стр. 6-10, конспект 1 ЛР ЛР1, ЛР4, ЛР9, ЛР10 4 Атлас «Экономическая и социальная география мира», конспект в тетради 2 Уров ень освое ния Инструктивная карта, Атлас «Экономическая и социальная география мира» 2 ЛР4, ЛР6, ЛР9 ЛР5, ЛР6 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Ур Пз Кр Внеаудиторная самостоятельная работа: Сообщение по теме «История создания географической карты» 4 Тема 2.1. Политическая карта мира 2 Тема 2.2. Типология стран по уровню социальноэкономического развития Комбинированный урок: Политическая карта мира Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима Беседы на тему Дня «Горячие точки мира» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Работа с контурной картой «Группы стран» 9Комбинированный урок: Типология стран по уровню 10 социально-экономического развития Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. 1112 1314 Урок-лекция: Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Тема 3.2. Природные условия и природные ресурсы 1516 Комбинированный урок: Природные условия и природные ресурсы. Размещение природных ресурсов на территории мировой 17 2 0 2 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» О.и. стр 12-23 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и. стр. 32-50 2 2 4 Тема 3.1.Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе ЛР 2 ЛР1, ЛР4, ЛР9, ЛР10 2 Практическое занятие: Ознакомление с политической картой мира Раздел 3. География мировых природных ресурсов Ср Уров ень освое ния 4 Раздел 2. Политическое устройство мира 7-8 Информационное обеспечение Количество часов 2 2 2 2 Инструктивная карта, Атлас «Экономическая и социальная география мира», 0 ЛР4, ЛР9, ЛР10 ЛР5, ЛР6 2 Конспект О.и. стр.144-166 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная 2 2 ЛР10, ЛР14 ЛР4, ЛР5, ЛР9, Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Информационное обеспечение Количество часов Содержание учебного материала. Ур Пз Кр Ср суши. Ресурсы мирового океана 1718 Практическое занятие: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Работа с контурной картой «Крупнейшие месторождения мира» 6 Тема 4.1. Численность населения мира и ее динамика 2 Тема 4.2. Трудовые ресурсы и занятость населения. 2122 2324 Тема 4.3. Размещение населения по территории 2526 Урок-лекция: Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика «Географическая мозаика» - литературно-художественное географическое мероприятие (Культура народов мира) Комбинированный урок: Трудовые ресурсы и занятость населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Причины, обусловившие неравномерное распределение трудоспособного населения по территории регионов и стран, географические различия в уровне занятости населения. Причины и последствия безработицы в странах Практическое занятие: Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира Комбинированный урок: Размещение населения по территории земного шара. 18 ЛР география мира» , О.и. стр. 94-142 ЛР10 Инструктивная карта, Атлас «Экономическая и социальная география мира» Контурные карты ЛР5, ЛР6 2 Раздел 4. География населения мира 1920 Уров ень освое ния 4 2 2 2 1 6 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и. стр.52-58 2 ЛР4, ЛР5, ЛР9 Конспект. О.и. стр. 58-63 1 ЛР4, ЛР5, ЛР9 Инструктивная карта 1 ЛР5, ЛР6 Конспект, Атлас «Экономическая и 2 ЛР4, ЛР5, Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. земного шара Ур Пз Кр Ср Расовый, этнический и религиозный состав населения. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и урбанизация. Городское и сельское население. 2728 Практическое занятие: Анализ особенностей расселения населения в различных странах мира 29 Контрольная работа №1 2 21 Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства 2 3031 3233 Комбинированный урок: Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Информационный час к Дню работников сельского хозяйства «Агропромышленный комплекс Псковской 19 ЛР ЛР9 Инструктивная карта, Атлас «Экономическая и социальная география мира» ЛР5, ЛР6 1 6 Раздел 5. География мирового хозяйства Урок-лекция: Мировая экономика. Международное географическое разделение труда. Этапы становления и современные особенности развития мирового хозяйства. Отраслевая структура мирового хозяйства. Уров ень освое ния социальная география мира». О.и стр. 63-70, 83-92 1 Самостоятельная работа обучающихся: 1. Работа с контурной картой «Крупнейшие агломерации мира 2. Сообщение по теме «Мировые города» и их роль в современном развитии мира» Тема 5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Информационное обеспечение Количество часов 2 2 1 14 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и. стр. 168-186 конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и. стр.212-219 2 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. 3435 Ур области» Комбинированный урок: Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых Пз Кр Ср Уров ень освое ния ЛР 2 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 Комбинированный урок: Лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство. Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества. География мирового рыболовства. Особенности лесного хозяйства мира; значение леса в природе и жизнедеятельности человека; Комбинированный урок: Географические особенности мирового потребления минерального топлива. «Географический бой» - внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественно-гуманитарного цикла 2 Конспект, 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 2 3 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 4041 Комбинированный урок: Развитие мировой электроэнергетики. Виды электростанций и распространение их по территории мира. Характеристика традиционных и альтернативных источников электроэнергии Групповая работа 2 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и. стр.188-194 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9, ЛР6 4243 Урок-лекция: Развитие черной и цветной металлургии. 2 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и. стр.195-200 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 4445 Комбинированный урок: Машиностроение 2 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира, О.и. стр. 201-206 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 3637 Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Информационное обеспечение Количество часов 3839 20 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Информационное обеспечение Количество часов Ур 4647 Комбинированный урок: Развитие химической, лесной и легкой промышленности 4849 Практическое занятие: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства Самостоятельная работа обучающихся: 1) Работа с контурной картой – 1 час 2) Сообщение по теме «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства» - 3 часа 3) Кроссворд «Виды топлива» - 4 часа 4) Сообщение по теме «Развитие черной и цветной металлургии в России» - 2 часа 50Комбинированный урок: Транспортный комплекс и его 51 современная структура. Географические особенности различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и её современные виды. 52 Урок-лекция: Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности торговли товарами Пз Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира, О.и. стр.207-217 Инструктивная карта, , Атлас «Экономическая и социальная география мира» 2 1 1 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и стр.220-230 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и стр.230-240 2 ЛР ЛР5, ЛР6 10 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 1 4 32 21 Ср 2 53 Контрольная работа №2 Самостоятельная работа обучающихся: Составить картосхему отраслей мирового хозяйства в конце 20 века Раздел 6. Регионы мира Кр Уров ень освое ния 6 1 16 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы Ур 5455 Урок освоения новых знаний и видов учебных действий:: Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты 5657 Комбинированный урок: География населения и экономика Зарубежной Европы. Самостоятельная работа обучающихся: Реферат по теме «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы» 58Урок-лекция: Германия и Великобритания как ведущие 59 страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы 6061 Информационное обеспечение Количество часов Практическое занятие: «Характеристика одной из стран Зарубежной Европы (на выбор)» 22 Пз Кр Ср Основной источник 2: Домогацких Е.М, Алексеевских Н..И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2.Региональная характеристика мира, М, «Русское слово», 2020, 200 стр. Стр.4-9, 16-21 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2 стр. 10-16 2 2 Уров ень освое ния 1 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 4 2 2 ЛР ЛР6 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и. 2 стр.21-30 Инструктивная карта, Атлас 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 ЛР5, ЛР6 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии 6263 Ур Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Субрегионы Зарубежной Азии. Комбинированный урок: География населения и экономика Зарубежной Азии. 2 Урок-лекция: Япония Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства. Практическое занятие: Составление комплексной экономикогеографической характеристики страны. Практическое занятие «Составление комплексной экономико-географической характеристики Японии». 2 7071 Комбинированный урок: Китай. Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства 2 7273 Комбинированный урок: Индия. Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства 2 6465 6667 6869 Информационное обеспечение Количество часов Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение по теме «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае» 23 Пз Кр Ср «Экономическая и социальная география мира», Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2 стр.32-38, 45-55 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и 2 стр. 39-45 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» 2 2 Инструктивная карта, Атлас «Экономическая и социальная география мира», Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2 стр. 55-64 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» 4 Уров ень освое ния ЛР 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 ЛР5, ЛР6 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 ЛР6 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки Ур 7475 Комбинированный урок: Место и роль Африки в мире Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты 7677 Практическое занятие № 9 «Особенности политической карты Африки». География населения и экономики Африки. 7879 Комбинированный урок: География населения и экономики Африки. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Южно-Африканская Республика. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Работа с контурной картой «Особенности политической карты Африки» 80Урок-лекция: Место и роль Северной Америки в мире. 81 Особенности географического положения региона 8283 Тема 6.5. География населения и хозяйства Информационное обеспечение Количество часов Комбинированный урок: США Условия формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, ведущие отрасли хозяйства. Практическое занятие: Составление комплексной экономикогеографической характеристики страны. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Работа с контурной картой «Географический рисунок хозяйства США» 84Урок-лекция: Место и роль Латинской Америки в мире. 85 Особенности географического положения в мире 24 Пз Кр Ср 2 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2. стр.114-120, 126-132 Инструктивная карта, Атлас «Экономическая и социальная география мира», Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2 стр.121-126, 133-140 2 2 Уров ень освое ния 2 2 2 ЛР4, ЛР5 2 ЛР4, ЛР5 2 2 ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР9 ЛР6 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и2 стр.66-73 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2 стр.73-84 2 ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР9 ЛР5, ЛР6 2 2 ЛР ЛР9 Конспект, Атлас «Экономическая и 2 ЛР4, ЛР5 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Информационное обеспечение Количество часов Содержание учебного материала. Ур Пз Кр Ср Латинской Америки 8687 8889 Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании Комбинированный урок: Бразилия Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население. Ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Комбинированный урок: Мексика. Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население. Ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Практическое занятие № 11 «Сравнительная характеристика хозяйств Бразилии и Мексики». Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение по теме «Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки» 90Урок-лекция: Место и роль Австралии и Океании в мире 91 Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население. Ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура 92 Контрольная работа социальная география мира», О.и.2 стр. 86-97 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2 стр. 103-112 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» 2 2 ЛР4, ЛР5 ЛР5, ЛР6 ЛР6 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира», О.и.2 стр. 142-154 2 2 2 Тема 7.1. Россия на политической карте 2 25 2 ЛР4, ЛР5 1 Раздел 7. Россия в современном мире Урок-лекция: Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и ЛР4, ЛР5 2 2 ЛР 2 Инструктивная карта, Атлас «Экономическая и социальная география мира» Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Работа с контурной картой «ЭГП региона Австралия и Океания» 9394 Уров ень освое ния 2 0 ЛР4 2 Конспект, Атлас «Экономическая и 2 ЛР4, ЛР5 Наименование разделов и тем, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Содержание учебного материала. мира Ур геоэкономического положения России на рубеже 20-21 веков. Характеристика современного этапа социальноэкономического развития Внеаудиторная самостоятельная работа: Сообщение по теме «Россия и современность» 95Практическое занятие: Место России в мировом 96 хозяйстве и международном географическом разделении труда Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 9798 99100 Информационное обеспечение Количество часов Внеаудиторная самостоятельная работа: Презентация по теме «Глобальные проблемы человечества» ИТОГО ВСЕГО ЧАСОВ Кр 2 2 ЛР ЛР6 Конспект, Атлас «Экономическая и социальная география мира» 2 ЛР5, ЛР6 2 Конспект , О.и.1 стр.242-250 1 ЛР4, ЛР5, ЛР14 2 Конспект 1 ЛР4, ЛР5 0 0 4 4 76 20 4 150 Ур - уроки Пз – практические занятия Кр – контрольная работа С.р. – самостоятельная работа Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) 26 Ср социальная география мира», О.и.2 стр.156-160 4 Комбинированный урок: Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Информационный час «Географические глобальные проблемы человечества» Комбинированный урок: Проблема преодоления отсталости развивающихся стран Пз Уров ень освое ния 50 ЛР6 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством, изучение нового материала) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач 27 5. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «УПВ.02 У География» Для изучения учебного предмета необходимо наличие кабинета «География» Оборудование кабинета: 1) Основное оборудование: рабочее место преподавателя, рабочие места студентов по количеству студентов в группе, стол лабораторный демонстрационный 2) Технические средства: компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации), мультимедийное оборудование 3) Набор географических карт 4) Коллекция минералов и горных пород, полезных ископаемых и почв 5) Раздаточные учебные материалы по географии Информационное обеспечение Основная литература 1. Основной источник 1: Домогацких Е.М, Алексеевских Н..И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира, М, «Русское слово», 2020, 288 стр 2. Основной источник 2: Домогацких Е.М, Алексеевских Н..И. География: экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2.Региональная характеристика мира, М, «Русское слово», 2020, 200 стр. https://ibooks.ru 3. Атлас «Экономическая и социальная география мира» Электронные образовательные ресурсы 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) 2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) 3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/) 4. Электронная библиотека (https://ibooks.ru) Электронные информационные ресурсы 1. https://interneturok.ru/ 2. http://bio.1september.ru/urok/ 3. География — RGO.ru http://www.rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=-gren 4. Уголок географа — http://www.geograf_ru.narod.ru/ 5. Всемирная география — http://wgeo.ru/ 6. Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие — http://www.outdo_ors.ru/unesco/index.php 7. Географическая энциклопедия — http://geoman.ru/ 8. География.ру. Страноведческая журналистика — http://www.geografia.ru/ 9. Всё о географии — http://geosite.com.ru/ 10. Вокруг света — http://www.vokrugsveta.ru/ 11. Клуб GEO — http://www.geo.ru/ 28 Требования к педагогическим работникам Реализация рабочей программы учебного предмета «УПВ.02 У География» обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует преподаваемому предмету. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе, в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых организация и проведение коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях не реже 1 раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 29 6.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «УПВ.02 У География» Реализация программы учебного предмета «УПВ.02У География» сопровождается текущей и промежуточной аттестацией. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в следующих формах: - практические занятия; - фронтальный и индивидуальный опрос; - выполнение письменного задания на занятии и самостоятельной работе; - тестирование - работа по заполнению таблиц - выполнение контрольных работ. Периодичность текущей аттестации: не менее 1 оценки каждые 5 часов занятий. Порядок проведения текущей аттестации определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения занятий. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. После проведения отведенных 100 часов аудиторной работы проводится 6 консультаций для повторения и экзамен протяженностью 6 часов. Планируемый результат ЛР1 ЛР4 ЛР5 ЛР6 ЛР7 ЛР9 ЛР10 ЛР14 Где проверяется Личностные результаты - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Введение. (Вклад отечественных ученых в развитие географии) - стартовая контрольная работа - на всех занятиях - на всех практических занятиях Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Методы географических исследований. - Комбинированный урок: Развитие мировой электроэнергетики. - Комбинированный урок: Место и роль Африки в мире - Практические занятия: «Ознакомление с географическими картами различной тематики», «Ознакомление с политической картой мира», «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов», «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира», «Анализ особенностей расселения населения в различных странах мира», При выполнении самостоятельных работ На всех занятиях, где есть групповая деятельность (ответы на вопросы, викторины, выступления с презентациями и сообщениями, работа с картами различной тематики и др.) - на всех занятиях и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы Урок-лекция: Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе Комбинированный урок: Природные условия и природные ресурсы. Урок-лекция: Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе Комбинированный урок: Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. 30 МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР8 МР9 ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 ПР5 ПР6 ПР7 ПР8 Метапредметные результаты - на всех практических занятиях На всех занятиях, где есть групповая деятельность (ответы на вопросы, викторины, выступления с презентациями и сообщениями, работа с картами различной тематики и др.) - на всех уроках - на всех уроках - на всех практических занятиях - все виды самостоятельных работ, где требуется выступление по теме - на всех уроках (особенно, где предусмотрена групповая работа) и практических занятиях - все виды самостоятельных работ, где требуется выступление по теме На всех занятиях Предметные результаты - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Введение. - на всех уроках - на всех практических занятиях - Урок освоения новых знаний и видов учебных действий: Введение. - на всех практических занятиях На всех занятиях, где используются карты различной тематики При выполнении всех самостоятельных работ Урок-лекция: Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе Комбинированный урок: Природные условия и природные ресурсы. Урок-лекция: Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе Комбинированный урок: Природные условия и природные ресурсы. Комбинированный урок: Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Комбинированный урок: Проблема преодоления отсталости развивающихся стран 31 32